ПРАВО

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Право
комплекс публичных и обязательных к исполнению правил, распространяющихся на все политическое сообщество.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

«Правые»
все движения, которые в общих чертах разделяют приверженность принципам авторитета, порядка, иерархии и долга.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Права
имеющие свои основания в законе или морали возможности что-то делать определенным образом или пользоваться тем или иным отношением к себе; гражданские права не совпадают с общечеловеческими правами.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Право
(Right, Укук) - система государственных или санкционированных государством норм, обязательных правил поведения, выражающих интересы правящего политического сообщества или волю доминирующего социального слоя.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Право
система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений, действий и поведения людей, функционирования общественных объединений и государственных органов.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Правые
со времен Великой Французской революции этой устоявшейся метафорой называют социально-политические силы и идеологические круги, которые являются сторонниками сохранения существующих, как правило, предельно несправедливых, эксплуататорских порядков и выражают интересы наиболее реакционной части элиты. См.консерватизм, неоконсерватизм.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Право
система общественных регулятивов, суть которых состоит в социальной регуляции деятельности и отношений между людьми с помощью законодательно закрепленных норм, выполнение которых обеспечено принуждением со стороны государства, в чем и заключается основное отличие права от нравственности, морали. "Право - это воля господствующего класса, возведенная в закон" (К. Маркс).

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

Право
система общеобязательных норм, охраняемых силой государства. С помощью права власти регулируют поведение людей и коллективов, жизнедеятельность общества в целом, закрепляют в качестве обязательных определенный круг общественных отношений. Право - важный показатель положения личности в обществе и государстве, средство охраны ее интересов. Право охватывает экономику, политику, культуру - все важнейшие сферы жизни общества.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

ПРАВО
1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающих юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. П. как система дифференцирована по отраслям, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (напр., конституционное право, гражданское право и др.). П. подразделяется на международное и национальное; 2) императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как форму самоорганизации общества.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПРАВО
1) law; 2) right; 3) science of law, jurisprudence) - 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства. С помощью П. силы, стоящие у власти, регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют в качестве обязательных определенный круг общественных отношений. П. - важный показатель положения личности в обществе и государстве, средство охраны ее интересов. П. охватывает все важнейшие сферы жизни общества; 2) возможность действовать, поступать каким-нибудь образом, 3) наука, изучающая нормы и правила, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение).

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ПРАВО
система общеобязательных, формально определенных норм, которые установлены и обеспечены государством и направлены на урегулирование общественных отношений. Выделяют объективное право (или собственно право) как совокупность юридических норм, выраженных в источниках, признаваемых государством (правовые обычаи, правовые прецеденты, нормативные договоры и нормативные акты), и субъективное право как конкретные юридические возможности (права и свободы личности), которые возникают на основе и в пределах права объективного. Помимо права в юридическом значении (позитивного права) выделяют и так называемое естественное право (право на жизнь, свободу, безопасность и пр.), существующее независимо от государства, но охраняемое им.

Источник: Новейший политологический словарь

ПРАВО
(entitlement) Притязание или право (right), подтверждаемое ссылкой на то, что уже имело место, или на установленный порядок, в частности на ранее санкционированное в рамках этого порядка право. Например, полицейский чин может входить в помещение, имея ордер на обыск. Роберт Ноцик в "Anarchy, State and Utopia" (1974) выдвинул теорию справедливости исторического права, зависящих от генеалогии титулов собственности (property). Согласно ей, индивиды имеют естественные права (natural rights) и эти права обосновывают легитимность первоначальных накоплений (отчего возникают титулы собственности). Эти права главенствуют над притязаниями на собственность других физических и юридических лиц, в т. ч. государства, а перераспределение собственности влечет за собой компенсацию за нарушение прав.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Право
система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особая роль принадлежит международному праву.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Право
совокупность норм и правил поведения, выраженных в законах и постановлениях государственной власти и регулирующих общественные отношения в интересах господствующего в обществе класса. Характеризуя капиталистическое право, К. Маркс и Ф. Энгельс писали в «Манифесте Коммунистической парт», обращаясь к буржуазии: «...ваше право есть лишь, возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Содержание права обусловливается экономическими отношениями общества. Советское социалистическое право есть возведенная в закон воля советского народа. Право отличается от других правил поведения (морали, нравственности и т. п.) тем, что выполнение его требований обеспечивается системой государственного принуждения. Одно из отличий социалистического права от буржуазного состоит в том, что его нормы подавляющая часть советских граждан выполняет добро вольно. По мере продвижения нашего общества к коммунизму все большее значение приобретают сил; воздействия общественности, мнения масс, меры убеждения, воспитания. Поэтому советское право предусматривает ряд институтов общественного воздействия на некоторые категории правонарушителей.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

ПРАВО
одно из самых сложных общественных явлений. Более чем двухтысячелетняя история юридической науки знает множество правовых теорий (историческая, реалистическая, социологическая, психологическая, материалистическая, нормативная теории права), но ни одна из них до конца не раскрывает сущности права. Пониманию природы П. способствует различение права позитивного и обычного, права естественного. Позитивное П. — это совокупность юридических норм, исходящих от государства и закрепленных в законодательстве, т. е. выраженное в законе. Позитивное П. возникает вместе с государством. Обычное П. — система норм, правил поведения, основывающаяся на обычае. Было широко распространено в рабовладельческие и феодальные времена (Русская правда, Алеманнская правда, Салическая правда). По мере развития государств и их правовых систем обычное П. часто становилось органической частью закона. Естественное П. представляет объективно существующее право, отражающее представления людей об идеалах справедливости и свободы. Своим содержанием оно охватывает такие естественные права, как право на жизнь, свободу, неприкосновенность, частную собственность и др. Естественное П. выражается через правовые идеи, принципы.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Право
Recht. Law Общ.: Собирательный термин для всех систем порядка, цель которых регулировать совместную жизнь в обществе в течение длительного срока, а также предотвращать социальные конфликты. Различают обычное право (неписаное, основанное на традиции) и государственно установленное право. Спец.: 1) Объективное П. – система правовых норм, гарантированных и действующих во времени и пространстве. В отличие от приведенного выше общего значения П., когда речь идет об объективном П., имеется в виду (обычно государственно)принудительное П., т. е. П., обеспечиваемое легитимным насилием. Это гарантированное государством П. создает правовую безопасность, которая, с одной стороны, все более усложняется и со временем охватывает все больше сторон общественной жизни (оформление в виде прав и обязанностей), с другой стороны, находится в напряженных отношениях с принципом справедливости. 2) Субъективное П. – защищенные законом (гражданские) П. индивида. 3) Материальное П. – все правовые нормы, которые регулируют отношения между индивидами, а также между индивидами и государством. Противоположное – процессуальное П., которое регулирует делопроизводство (способ, которым реализуется материальное П.). 4) Императивное П. – неизменные нормы, диспозитивное П. – правовые нормы, которые имеют силу, только если между сторонами нет других (закрепленных в договоре) договоренностей. См.: Правомерность – Легальность – Легитимность – Права человека – Публичное право – Частное право

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ПРАВЫЕ
кодовое обозначение широкого ряда политических и общественных течений, организаций, партий, политических деятелей и т. д. Свое название правое движение получило от правых партий, возникших в 1905 — 1907 годах. Изначально, «правыми» консервативно-монархические партии стали называться потому, что в парламентах европейских стран (а с 1906 года и в Государственной Думе Российской Империи), сторонники этих партий занимали правую от председателя сторону зала, тогда как приверженцы либеральных и радикальных взглядов занимали места с левой стороны. Русские монархисты начала XX века не случайно согласились с этим общеевропейским термином — дело в том, что в русском языке слово «правый» ассоциируется с понятиями правды, праведности, правопорядка, правильности, справедливости и другими лексически схожими.
Абсолютно по той же причине, что и монархисты в начале XX века, слово «правые» попытались забрать себе сторонники самого оголтелого либерализма в лице партии СПС и ее лидеров — А. Б. Чубайса, И. М. Хакамады и др. Именно поэтому их маргинальная партия называется «Союз правых сил». Хотя на самом деле по всем европейским стандартам парламентаризма сидеть им пришлось бы в самом левом закутке.
Возвращение понятию «правые» исконного смысла началось после постепенного проникновения во власть людей, исповедующих идеологию русского национализма. Одним из самых удачных событий на этом поприще было проведение первого Правого (Русского) Марша 4 ноября 2005 года, когда на улицы Москвы вышло около 10 000 человек, большую часть которых составляла молодежь.
Однако в Государственной Думе Российской Федерации кто сидит справа зависит от того, кто сидит в центре. Судя по текущему расположению, справа находятся коммунисты, а слева — такие партии, как ЛДПР, Яблоко, Родина. В центре же неизменный В. В. Путин с Единой Россией. Хотя для большинства граждан России абсолютно все равно кто правый, а кто левый. Потому, что реальной оппозиции нет, а та существующая пародия на нее полностью контролируется власть имущими.
См. также: большевизм, расизм.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ПРАВО
совокупность общеобязательных правил, регулирующих общественное поведение, либо установленных, либо санкционированных государством. Термин «право» используется для обозначения двух понятий:
1. Объективное право — это совокупность либо установленных, либо санкционированных государством общеобязательных в пределах сферы своего действия правил (норм права), регулирующих общественные отношения. За несоблюдение данных правил предусматриваются наказания. Как правило, в светском обществе право не регулирует вопросы этики, морали и т. п., за исключением отдельных случаев (например, запрет жестокого обращения с животными). Право связано с государством и не может существовать отдельно от него, поскольку общеобязательность норм права обеспечивается мерами государственного воздействия, а сами нормы принимаются, изменяются, отменяются или санкционируются государственными органами. В обществах, где государственная власть отсутствует или влияние государства очень слабо, общественные отношения регулируются обычаями и традициями, в том числе религиозными, а также моральными нормами. В свою очередь, государство не может существовать без права, так как нормами права регулируются форма правления в государстве, организация и порядок деятельности государственных органов, меры наказания за неисполнение обязательных указаний государства, а также иные общественные отношения, важные для существования государства. Помимо общеобязательности праву присущи такие характеристики, как формальная определенность и системность при регулировании общественных отношений. Для удобства все право подразделяется на отрасли.
2. Субъективное право — это установленная нормами права (или в соответствии с ними) возможность конкретного лица по своему выбору совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения.
Обычно под словом «право» в контексте его защиты или обеспечения понимается именно субъективное право. О таком праве ведется речь во многих словарных статьях этого словаря.
См. также: альтернативная гражданская служба, антидиффамационная лига, антисемитизм, антифашизм, банкротство, беженец, безработица, бизнес, большевизм, всеобщая декларация прав человека, гласность, грант, гуманитарная миссия, двойные стандарты, демографическая политика, демократия, дискриминация, диссидент, конституция, коренные нации, коррупция, либерализм, мажоритарная система, массовая культура, международное право, меньшинство, национализм, национальная политика, национально-освободительное движение, национальное государство, новый мировой порядок, общечеловеческие ценности, открытое общество, парад суверенитетов, политкорректность, права женщин, права животных, права человека, право выбора, правозащитник, разжигание, репрессированный народ, референдум, Русский народ, самоопределение, свобода вероисповедания, свобода слова, скинхеды, смертная казнь, социал-дарвинизм, социальная политика, суд присяжных, ускорение, феминизм, холокост, частная собственность, экстремизм, этнофаворитизм.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ПРАВО
общественный феномен, сущность которого, а также его происхождение в истории общественной мысли не имеет общезначимых и общепризнанных трактовок. Определения права содержат описания характеристик его содержания и его функций. Основными из этих определений являются следующие.
Право — это:
совокупность правил (норм), определяющих поведение и взаимодействия людей и общественных институтов;
социальный регулятор общественных отношений;
императив, стоящий над государством и законом и обеспечивающий, защищающий государство как наиболее адекватную форму самоорганизации общественной жизни;
единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости. Эти и другие определения права обусловлены типом правопонимания, в основе которого, в свою очередь, лежат различные философские
представления об обществе и человеке.
В праве есть, по крайней мере, два существенных определения. Право — это справедливость, ограниченная законом. И право: — это свобода, ограниченная законом. На деле, как показывает опыт истории, при всей притягательности и первого и второго определений (и справедливость хорошо, и свобода вроде тоже...), справедливость-равенство всегда оборачивалось сначала апологетикой преимуществ-привилегий, затем сословно-классовым делением, противостоянием-оппозицией и даже апологетикой противостояний-конфликтов в обществе, как условием благополучия в виде инакомыслия. Действительно, вроде бы справедливо дать своему туземному гражданину или классу больше, чем «чужаку», «пришлому», «мигранту-переселенцу» или «лишнему». Последний пусть еще заслужит и докажет свою лояльность... Для этого делят людей на «наших» и «не наших», «верных» и «неверных». «Свободных-полноправных» (аквилумы — в Вавилоне), «полусвободных-полуправных» (мушкенумы — в том же Вавилоне, метеки в Греции). И «несвободных», «людей-вещей», которые не распоряжаются ни другими, ни даже собою... Такое право всегда заканчивалось институтом рабства и крахом государств. Те, кто сейчас ратует за многочисленные миграционные визы и предписания, должны отдавать себе отчет в юридических последствиях подобных начинаний. Право как свобода говорит другое. Да, человек, его социальное поведение обусловлено многими факторами: и природной средой, и воспитанием, и социально-экономическими условиями, и многим, многим другим. По при всем при этом именно он, человек, несет личную ответственность за выбор или отрицательной, или положительной свободы. И именно в этом случае — он фигурант, т.е. вменяемое и вмененное юридическое лицо, ответственный и законопослушный гражданин своего государства. Как видим, общая «теория права» имеет чрезвычайно практический характер. Не только для «бытия» человека, но и для его «быта».
Таким образом, право является сводом определяющих социальные отношения и управляющих ими уполномочивающих норм, дающих в их совокупности законы, которые, в свою очередь, в своей совокупности дают институциональное оформление социальным отношениям с помощью учреждений. Последние, в свою очередь, осуществляют те или иные нормы и законы, с той или иной степенью интенсивности и успешности. Сам процесс такого рода осуществлений и является политикой.
В.И. Шамшурин

Источник: Политический словарь нашего времени.

ПРАВА
(rights) Юридическая или моральная санкция выбора или интересов, которым придается особое значение. Справедливость утверждения, что Х имеет законное право на Y, проверяется тем, признает ли на самом деле закон право Х на Y; притязания на такое право при отсутствии юридических оснований могут являться либо требованиями об изменении закона для признания им заявленных прав, либо способом утвердить осознаваемые требования морали. Существуют две основные теории, пытающиеся объяснить, что значит обладать правами и каковы цели предоставления прав индивидам. С позиций первой теории, обладающее правом лицо имеет преимущественную возможность выбора: если это юридическое право, такая возможность санкционирована, т.к. закон обеспечит ее осуществление; если же это моральное право, то оно определит, чей выбор должен быть реализован. В той мере, в какой другие лица имеют обязанности или обязательства, вытекающие из такого права, именно обладатель прав может освободить их от этих обязанностей или же не требовать выполнения обязательств. Значит, задача прав состоит в том, чтобы обеспечить реальную возможность этих видов выбора, и система прав предполагает некое распределение свободы. Согласно другой точке зрения, права выражают важные интересы, и цель прав заключается в том, чтобы защитить существенные интересы того или иного лица путем возложения обязанностей на других людей. (Только ли отдельные лица способны иметь права, – вопрос дискутируемый, но его решение в какой-то мере зависит то того, считается ли способность к выбору или обладание интересами непременным условием или нет.) Конечно, все еще предстоит определить, какие выборы или интересы являются действительно практически важными и значимыми. По мнению некоторых авторов, интересы – это то, чему могут угрожать утилитарные расчеты (utilitarianism). Периодически вызывает споры вопрос о том, насколько весомыми должны быть права. Являются ли права средством обоснования важных требований, и каких именно: таких, которые могут быть аннулированы или отчуждены? Или же права – это запреты ("козыри", по Дворкину), которые нельзя привести в равновесие? См. также: косвенное сдерживание. С одной стороны, соблюдение права собственности в условиях, когда нарушение этого права может спасти жизнь тысяч людей, равноценно фетишизму; с другой стороны, некоторые считают, что допустить попрание прав из соображений общей пользы – значить пренебречь цельностью и самостоятельностью личности. В любом случае, если права вступают между собой в конфликт, нам придется решать, какие из них поддержать, – возможно, исходя при этом из утилитарных соображений. Две проблемы, связанные со свободой, имеют аналогии в дискуссии о правах. Первая касается различия между формальным правом на Х и реальной способностью осуществить Х. Например, А имеет законное право на Х в случае, когда это значит, что "А не запрещено совершить действие Х". Но это не гарантирует, что А имеет реальную возможность осуществить действие Х, поскольку это может потребовать ресурсов, которыми А не располагает. Аналогичным образом, применительно к вопросу о равенстве (equality), Маркс (Marx) подверг критике права, имевшие столь важное значение для буржуазных революций XVIII в., например: гарантировать всем право частной собственности – еще не значит дать каждому одинаковое количество собственности или вообще какую-нибудь собственность. Короче говоря, равенство прав может сочетаться с большим фактическим неравенством. Еще одна параллель со спорами относительно свободы возникает в связи с мнимым различием между правами, главная цель которых – защитить индивида от внешнего вмешательства, и предоставленными индивиду правами, налагающими обязанности на других людей с целью обеспечить необходимыми ресурсами данного индивида. Высказывается мнение, что последние (права, связанные с благосостоянием) являются необоснованным расширением первых (право требования), поскольку они требуют выполнения обязанностей другого рода. Это мнимое различие отчасти зависит от того, будем ли мы для обоснования прав исходить из выбора/свободы или же из интересов. Отношения между правами и обязанностями в рамках системы позитивного права не могут быть сведены к одной модели. Уэсли Ньюкомб Хохфельд более 70 лет назад писал о том, что "права" включают в себя четыре типа правовых отношений (этот вывод может быть применен не только в правовой сфере). Очень часто заявления относительно прав опираются более чем на одно из четырех указанных отношений. 1) Право есть свобода (утверждение "Лицо обладает свободой на Х" означает, что оно не имеет обязательств перед Х). 2) Право является правом в "строгом смысле" или правом требования: то, что какое-то лицо имеет право на Х, означает, что другие имеют обязанности по отношению к нему в связи с Х. 3) Право является властью, т.е. способностью изменять правовые отношения (при этом другие могут столкнуться с фактом изменения своего положения). 4) Право является иммунитетом, что подразумевает неподверженность изменению правового положения. Отношения между обладателем права и другими лицами во всех четырех случаях различны. Значение анализа Хохфельда состоит не только в том, что он вносит ясность в рассуждения о правах. Понимание механизма действия прав и их точная характеристика являются необходимыми предпосылками выводов относительно их значимости. Скептики высказывали сомнения по поводу той значительности, которую права, по-видимому, придают индивиду, особенно личности, склонной к стяжательству или эгоцентризму. Они считают права отражением дистанции между индивидом и обществом. В то же время сторонники идеи прав утверждают, что права имеют решающее значение для поддержания равновесия между притязаниями отдельных лиц и что, устанавливая границы действий, они обладают потенциальной возможностью объединить общество.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Право
одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия, политическое и нравственное поведение людей, функционирование государственных органов и общественно-политических объединений. Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и мер к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной авторитетом и силой государства. Право (правовые нормы) закрепляется в официальных документах государства: устанавливая всеобщую форму правовых отношений, оно определяет меру свободы людей, в том числе их политической свободы, их объединений, государственных органов во взаимоотношениях между ними и гарантии этой свободы. Правовые нормы направлены на обеспечение социальной и политической устойчивости общества, организованности, оптимальных условий нормального функционирования общественного организма.
Специфика и роль права в жизни общества и cio субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Именно в этом отличие права от других нормативных систем, здесь оно функционально близко к политическим критериям отношений политики и государства, но отлично от норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов. Только государство в состоянии обеспечить через механизмы власти и её ресурсы, через управление, правосудие разработку и реализацию единых, общеобязательных, четко определенных типовых масштабов политического поведения граждан общества, нарушение которых является «невыгодным», так как влечет установленные для этих случаев государственные меры воздействия. В то же время право не только поддерживается и обеспечивается государством, но, в свою очередь, поддерживает и обеспечивает его стабильность и легитимность. Право выражает ценностные ориентации для государственной политики и подкрепляющего его общественного мнения, непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений, в том числе политических партий, противостоит попыткам произвола и беззакония. Для концепции правового государства характерно признание обязанности любых его органов, как и государства в целом, руководствоваться предписаниями правовых норм, пока они не изменены в установленном порядке. Право - исторически обусловленное социальное и политическое явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано с качественным усложнением производства, научно-технической и современной технологической и информационной революциями, более сложными проблемами в политической и духовной жизни общества, с обособлением личности как участника общественно-политических движений и отношений, с резюмирующим ли тенденции формированием государства, для которого необходим механизм общеобязательного социально-политического регулирования. Развитие права происходило и происходит в конкретно-исторических условиях; оно - результат санкционирования государством закономерностей общения и политической деятельности, которые выражались в обычаях и традициях, устойчиво повторяющихся ситуация производства, обмена, быта. Особое место в становлении права занимали религиозные нормы, которые в древности являлись одновременно и естественными, всеобщими нормами поведения. Позднее осуществился переход к формулированию законодательной, исполнительной и судебной властей, законов и подзаконных актов (т. е. использованию идей Шарля Луи Монтескье (1689-1755) - французского политического мыслителя, философа-просветителя. правоведа, писателя, в его учении о разделении ветвей власти, ею идей, нашедших отражение к многочисленных [рудах, в том числе в работах «О духе законов» (1748г.) - работа над этим сочинением продолжалась более 20 лет; «Размышления о величии и падении римлян» (1733г.) и др.). Ш. Монтескье подчеркивал: «Власть творит законы, исполняет уже принятые законы и решения и следит за их исполнением». И еще: честь формулирования принципа «власть останавливает власть» для политики. Эта идея также принадлежит Ш. Монтескье.
Право - не только исторически обусловленная, но и динамичная система. Смена социально-экономических формаций, изменение социальной структуры общества, политики, идеологии и психологии составляющих его классов, социальных групп и слоев, политическая борьба - все это обусловливало и обусловливает качественные изменения содержания права, его институтов и правовых норм. И вместе с тем, можно констатировать идущую от античности тенденцию все более последовательного отражения в теории права, его принципах, нормах и институтах идеи справедливости, сбалансированного соотношения свободы и ответственности. По замечанию Фридриха Энгельса (1820-1895), говорить о праве вообще нельзя, не затрагивая вопроса о соотношении свободы и необходимости (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.С.115). Это высказывание полностью соотносится с классическими суждениями Томаса Гоббса об основном смысле права: «Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы  делали тебе» (Гоббс Т. «Левиафан». М.. 1963. С. 118), категорическим императивом И.Канта, предусматривающем поступать так, «чтобы свобода - проявление твоего произвола была совместима со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом (Кант И. Соч. Т.4.Ч.2.С.140); и мнением Г.Гегеля, отмечавшим, что заповедь права гласит: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». (Гегель Г. Философия права. М., 1934.С.65).
Регулятивный эффект права зависит от разрешения органически свойственного ему диалектического противоречия, выражающего необходимость «обеспечить функционирование общества как единого организма в условиях существования классов». (Алексеев С.С. Общая теория права. Т. первый. М., 1981. С.71).
В процессе развития общества «возникает потребность охватить общим правилом повторяющегося изо дня в день акта производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы  отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена». Эго правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается это соблюдение». (Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т.18. С.272.).
Таким образом, система права строится по предмету регулирования общественных отношений. Вместе с тем используется и комплексный подход, когда к регулированию определенной группы общественных отношений привлекаются правовые нормы и институты нескольких отраслей права в определенной координации и субординации.
В систему права входят и правоприменительная практика, правосознание общества, т.е. право в действии. Сквозные системообразующие идеи - руководящие принципы права формируются в теории права, его доктрине, в программах деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Правые
Одним из главных вопросов периода между выборами Государственной Думы 2003 и 2007 гг. была судьба так называемых «правых» политических сил — смогут ли они оправиться от поражения, выдвинуть дееспособных лидеров, и если и не победить, то, по крайней мере, вернуть себе достойное место в политической жизни. Сегодня положительный ответ на этот вопрос становится все менее реальным. Кризис в «правом» лагере не только не разрешается, но и продолжает усугубляться. На это есть целый ряд серьезных причин, как внешних, связанных с общим политическим климатом в стране, так и внутренних, относящихся к состоянию самих «правых» политических сил.
Во-первых, против «правой оппозиции» работает конформизм большей части нынешнего общества, отказывающего в доверии оппозиции, как правой, так и левой. При общем «левом» векторе общественных настроений, запрос на восстановление социальной справедливости обращен вовсе не к левой оппозиции, а к властям, независимо от того, как оцениваются их конкретные действия. Именно поэтому более 70% населения продолжают одобрять деятельность президента, а рейтинг «Единой России» составляет примерно 35%. Общественный конформизм порождает пресловутый феномен «спирали умолчания», термин хорошо известный профессиональным социологам. Неопределившиеся избиратели, «болото», до последнего момента колеблющиеся в своем выборе, голосуют за фаворита, пытаются невольно угадать будущего победителя. А в нынешней обстановке и угадывать, собственно, некого — фаворит известен заранее. Обывателю так комфортнее — ощущать себя причастным к победе, а не к поражению. В декабре 2003 г. и СПС, и «Яблоко» имели результат, лишь на уровне статистической погрешности отличавшийся от заветного 5% барьера. Барьер взят не был, что могло быть списано и на «несчастный случай», и на происки всесильных конкурентов из «партии власти». Замеры, делавшиеся последующие полтора года различными социологическими службами, показали, что все это время ни одна из правых партий не дотягивала даже до 2,5%, а часто результат был и ниже. По последним исследованиям ВЦИОМ, за СПС готовы голосовать 2% избирателей, за «Яблоко» — 2%.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image75.png" width="444" height="165" alt="" style="border-width:0px;"
 Объективный анализ идейно-политических симпатий россиян говорит о том, что собственно «правый» в разных своих ипостасях электорат если и «убыл», то не за последние полтора года, а существенно раньше, еще 4–5 лет назад. В особенности сказанное касается «правых либералов», являющихся сторонниками идеи рыночного фундаментализма — свободный рынок, минимум вмешательства государства в экономику, минимум социальных нагрузок на бизнес, особенно крупный. Праволиберальные идеи могут найти определенную поддержку у 7–8% населения страны — это преимущественно молодежь крупных городов, в основном столиц, с доходами существенно выше среднего и в силу специфики своей деятельности ощущающих себя скорее работниками мирового, а не внутреннего рынка. Однако огромная проблема этой части электората — нежелание идти за оппозицией, пусть даже и «правой». Тем более, что нынешний правительственный курс, если и нельзя однозначно назвать правым, то уж правоцентристским точно. Крупный бизнес, многие годы бывший идейной и финансовой опорой правых либералов, сегодня, после «дела Ходорковского» не намерен вступать в конфликт с «партией власти», не раз заявлявшей о намерениях отрастить себе «правое крыло». А быть в «правом крыле» партии власти намного комфортнее, чем с оппозицией. В результате как сторонники нынешнего политического и экономического курса позиционируют себя 14% опрошенных (это, вероятно, и есть «правоцентристы»), и как сторонники «более быстрого проведения рыночных реформ, больших экономических свобод» — 3%. Отношения с «Единой Россией» — самый болезненный «пунктик» наших правых либералов. Их будущее зависит от стратегии этой партии-доминанты. Если в силу каких-либо обстоятельств «ЕР» сильно полевеет, тогда и у правых появится свой, пусть и призрачный шанс на самостоятельное позиционирование, но только в качестве респектабельной правоцентристской партии. Что же касается непримиримых радикалов среди правых, то им рассчитывать в современной России просто не на что.
Совсем другие проблемы обременяют наших «левых либералов» — «Яблоко» и близкие к нему небольшие политические партии (И. Хакамада, В. Черепков). Левые либералы, в отличие от правых, делают акцент на общедемократической и правозащитной тематике. Проблема свертывания демократических институтов, ограничения свободы СМИ, бюрократического всевластия, попирающего права граждан, действительно существует, хотя для большинства россиян все-таки имеет второстепенное значение. На нынешнем этапе развития России идее «порядка» отдается приоритет над идеей прав и свобод. Хотя и не с абсолютным перевесом.
В сегодняшней России около 9% тех, кто правозащитную проблематику выдвигает на первый план, готов голосовать за партию, отстаивающую эти идеи. Почему же только 17% этого электората готово сегодня поддержать «Яблоко» и 14% — СПС? Здесь, очевидно, преобладают скорее субъективные проблемы, связанные с исчерпанием кредита доверия к либеральным лидерам и возглавляемым ими политическим партиям. Впрочем, времена для появления на политическом горизонте новых молодых политиков также не слишком подходящие, вот и продолжает тасоваться все та же порядком истрепанная «колода». Однако у кризиса демократических идей в России есть и свои гораздо более существенные причины.
Как показывают исследования, среди той части населения, которая обеспокоена состоянием демократии в России, как и в остальной части общества, «левые» идеи преобладают над «правыми». Нарушения прав рядовых граждан со стороны бюрократии и работодателей в лице нашего олигархата, и не только его, волнуют гораздо больше, чем зажим крупного бизнеса, судьба М. Ходорковского или независимых телеканалов. А это означает, что правозащитную нишу могут «оседлать» только те политики, которые акцентируют лево-демократические, даже социал-демократические ценности. Но и здесь есть свои подводные камни, которые препятствуют формированию дееспособного социал-демократического проекта. С «социалистической» частью этого проекта все в порядке: более половины россиян в той или иной форме разделяют социалистические ценности. Но вот с «демократической» составляющей не все благополучно. Социалистический запрос, разделяемый большинством, обращен исключительно в властям, к доброму «царю-батюшке», к кому угодно, но только не к институтам гражданского общества. В России так и не сложилось влиятельного профсоюзного движения, институтов местного самоуправления, т.е. всего того, без чего любая социал-демократия попросту невозможна. Российская демократия, по мнению россиян, носит явно ущербный характер. Не случайно только 3% участников опроса полностью удовлетворены тем, как «работает» демократия в новой России, еще 30% удовлетворены частично. Вдвое больше тех, кто либо не очень удовлетворен демократическими преобразованиями (36%), либо не удовлетворен совсем (24%). По мнению почти половины опрошенных (50%), полноценная демократия в стране так и не состоялась.
Простые люди остаются безгласными, их мнение никак не влияет на принятие решений. Иначе говоря, дело не в самой демократии, а в том, что ее исполнение оказалось выхолощенным, неполноценным. Альтернативных точек зрения, согласно которым «демократия вообще не подходит для России» и что «Россия не созрела для настоящей демократии» придерживаются, соответственно, 16% и 14% опрошенных. Подобное мнение в большей степени разделяется именно «демократами». Так, среди сторонников «Яблока» более 45% полагают, что Россия и демократия несовместимы, еще больше таких среди сторонников СПС. В последнее время эти идеи активно озвучиваются влиятельными идеологами российского либерализма, обвиняющими в неудаче (или неполной удаче) российского опыта политической демократии Россию, российские народы, отсталый менталитет, традиции — все что угодно, кроме самих «демократов». По мнению 80% опрошенных, «эта демократия мало влияет на нашу повседневную жизнь, все равно нами правят те, у кого больше денег и связей». Считают демократию реальной, позволяющей простым людям влиять на будущее страны, намного меньше — 12%. По сути, речь идет о том, что в России создана не столько демократия, сколько ее фасад, с такими формальными атрибутами, как избираемые населением президент, Государственная Дума, органы представительной власти на местах, многопартийность. Фасадная демократия — лишь ширма, за которой скрывается весьма антидемократическая реальность. В современном российском обществе, особенно на его левом и лево-центристском флангах, нарастает все большее неприятие и отечественных «демократов», и тех ценностей и политической практики, которые ассоциируются с этим словом. Подобная демократия не является для граждан России «сверхценностью», которой нельзя пожертвовать ни при каких обстоятельствах.
Национальная модель демократии, подходящая для России, пока никем предложена не была, однако население воспринимает ее как форму, способную аккумулировать активность общества, его наиболее дееспособных членов. Такая «низовая» демократия, включающая механизмы самоуправления и самоорганизации граждан, и должна стать со временем основой национальной демократической модели. 51% россиян считают в демократии именно эти составляющие главными, тогда как 27% являются сторонниками верхушечной демократии — свободных выборов руководства страны, многопартийности, политической оппозиции. Эта часть населения воспринимает как значимые для себя угрозы демократическим завоеваниям, правам и свободам личности, опасается, что в стране будет установлен жесткий военно-полицейский режим, о чем неустанно повторяют политики и СМИ традиционно демократической ориентации. 47% россиян такой угрозы не видят, в первую очередь потому, что нельзя потерять то, чего фактически нет. Угроза демократии, по мнению этой части общества, проявляется отнюдь не в сосредоточении власти в руках президента страны (7%), не в отсутствии реальной думской оппозиции (15%), не в потере независимости СМИ (7%), а в совершенно ином. На первое место выходят такие угрозы, как большой разрыв между богатством и бедностью (45%), отсутствие равенства всех граждан перед законом (29%), сращивание власти и капитала (25%). Эти угрозы невозможно преодолеть в рамках той модели демократии, которая развивалась в стране последние 15 лет, скорее наоборот, именно она во многом и породила их. Самыми важными атрибутами реальной, а не фасадной демократии общественное мнение признает равенство всех граждан перед законом (45%) и равные для всех граждан права в социальной и экономической сфере (33%). Именно с достижения этих целей и начинает формироваться политическая нация. Что же касается «верхушечных» атрибутов демократии, то значимым признается только всенародное избрание главы государства (32%). Не придается большого значения выборам парламента (9%), а также различного рода формам гражданской активности — участию в жизни партий, политических и общественных объединений (5%), участию в митингах, пикетах, забастовках, иных акциях протеста (4%). В установлении реальной демократии общество не видит сегодня места для своего собственного участия, запрос на новую демократию обращен к властям, к верховной власти, к президенту. Понятно, что в этой связи рассчитывать на политический успех демократам, игнорирующим наиболее волнующие общество проблемы, явно не приходится. А политиков, способных выдвинуть более современный комплекс идей, пока не видно.
Л. Г. Бызов

Источник: Словарь политических терминов.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
254.76 кб

Калининградская проблема и российская объединенная право-левая оппозиция начала 1990-х годов

Фоменков А. А.
Объектом исследования автора является роль калининградской проблемы в деятельности объединенной право-левой державнической оппозиции начала 1990-х годов Российского общенародного союза, Русского национального собора, Фронта национ
Читать PDF
104.74 кб

Избирательное право Европейского Союза

Клочкова Ю. А.
Читать PDF
44.58 кб

Право самоопределения и проблема легитимности политической деятельности

Майданская И. А.
Читать PDF
218.28 кб

Право на службе политике: германский опыт в постбиполярную эпоху (1990-е 2006 г. )

Егоров Александр Игоревич
В статье рассматривается проблема соотношения политики и права в деятельности ФРГ на международной арене.
Читать PDF
101.24 кб

Почему политика в России больше, чем право?

Тимофеева Л. Н.
Читать PDF
100.64 кб

Военно-политические кризисы и международное право

Накашидзе Бадри Джемалович
Читать PDF
1.55 мб

Интеллигенция, власть и право

Чуприна В. А.
Статья посвящена проблемам взаимодействия интеллигенции и власти в России на рубеже столетий
Читать PDF
74.89 кб

Право ВТО: актуальные вопросы

Кубышкина Екатерина Викторовна
Читать PDF
236.21 кб

Евразийский транспортный коридор. Международное право или мировые коммуникации?

Котляр Надежда Васильевна
В статье рассматривается современный этап развития транспортнокоммуникационной системы, ее влияние на развитие международных отношений и регионального сотрудничества.
Читать PDF
131.70 кб

Сила права и "право силы" в международных отношениях

Шафиев Камран
В статье анализируется содержание принципа неприменения силы и его место в системе международных отношений. Рассматриваются возможности использования права на самооборону, а также применения концепции гуманитарной интервенции.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Административное право

    отрасль права, определяющего рамки, в которых осуществляется государственное управление.
  • ПРАВО ГОЛОСА АКТИВНОЕ

    (активное) избирательное право (suffrage) Первоначально слово означало молитвы, особенно за души усопших; позже – так стали называть чувства, связанные с правом голосования (XVI в.). В древнегреческой де
  • АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

    право граждан участвовать в выборах в представительные органы государственной власти (ср. Пассивное избирательное право).
  • Авторское право

    раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т. д.) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в устной, письменной и
  • Банковское право

    комплекс норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с деятельностью коммерческих банков и государственных банков. В состав банковского права входят нормы гражданского права, регулирующие
  • ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

    комплекс правовых норм о порядке выборов.
  • Обычное право

    право, основанное на обычаях и прецеденте; законы, которые, как правило, всем известны и потому «общие» для всех.
  • Позитивное право

    система законов, подлежащих исполнению вне зависимости от их морального содержания.
  • ПРАВО ПОМАЗАННИКА БОЖЬЕГО

    (divine right of kings) Догмат, власть имеет Божественное происхождение и монархи несут ответственность только перед Богом. Эта имея родилась в средневековых спорах между церковью и светскими властями об и
  • Божественное право

    доктрина, по которой земные правители богоизбраны и потому пользуются и должны пользоваться неограниченной властью; теоретическое основание абсолютной монархии.
  • Бюджетное право

    правовые нормы, определяющие бюджетное устройство страны и регламентирующих вопросы образования и использования денежных средств, которые сосредоточиваются в различных звеньях бюджетной систе
  • Право наций на самоопределение и территориальную целостность

    два взаимоисключающих принципа международного права. Реализация народом права на создание государственного образования находится в противоречии с другим международным правом о незыбленности г
  • Церковное право

    совокупность санкционированных или установленных государством правил, регулирующих внутреннюю организацию церкви и взаимоотношения между церковными организациями, верующими и государством. Н
  • Семейное право

    отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения супругов, детей и др. членов семьи.
  • ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

    система юридических норм и правил, действующая на территории стран – членов Европейского Союза. Базируется на содержании норм, заложенных в договорах об образовании Сообществ и изменениях к ним,
  • МЯГКОЕ ПРАВО

    условный термин, обозначающий разновидность норм международного права, не порождающих чётких прав и обязанностей, дающих лишь общую установку, но, тем не менее, обязательных для соблюдения субъек
  • ПРАВО ГОСУДАРСТВА НА ОТЧУЖДЕНИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    (eminent domain) Право государства от имени народа отчуждать частную собственность без согласия владельца. Термин широко используется в законодательстве США, касающемся собственности и планирования. Э
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

    совокупность норм, регулирующих гражданско правовые отношения, имеющие международный характер.
  • Право человека на жизнь

    право на жизнь не защищено до тех пор, пока каждый, посягающий на жизнь другой, будет считать, что его право на жизнь сохраняется. «Человек, лишающий другого жизни, лишает жизни себя» (Иммануил Кант).
  • ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО

    нормы международного права, которые регламентируют порядок дипломатических сношений между государствами и другими субъектами международного права (напр., международными организациями).