ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих
1770-1831) — выдающийся представитель немецкой классической философии. Важное место в политической теории Гегеля занимает концепция о гражданском обществе и правовом государстве, которое рассматривается во взаимосвязи с социально-экономической сферой и политикой. Гражданское общество Гегель определяет как сферу реализации частных целей и интересов отдельной личности. Идеалом государственности Гегель считал конституционную монархию, выражающую завершение абсолютной идеи права. Основные работы: «Феноменология духа» (1807); «Наука логики» (1816); «Философия права» (1821).

Источник: Новейший политологический словарь

Гегель Георг Вильгельм Фридрих
1770-1831) – немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие – «развитие» – есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея), его перехода в отчужденное состояние инобытия – природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального “объективного духа” (право, мораль и “нравственность” – семья, гражданское общество, государство) и “абсолютного духа” (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие – внутренний источник развития, понимаемого как движение от абстрактного к конкретному и описываемого в виде триады. История – кампания “духа” по осознанию свободы, последовательно ведомая через “дух” отдельных народов. Демократизация общественной жизни представлялась Гегелю достижимой без разрушения сословного строя, в рамках конституционной монархии. Гегель был глубоко неудовлетворен рационализмом, возобладавшим после Декарта и особенно Канта, и предложил диалектическую модель, призванную преодолеть границы «банального рассудка», ограниченного кантианскими «антиномиями» и представлением о «ноуменальной» природе вещей. Диалектика Гегеля призвана преодолеть неснимаемое (для классического рационализма) противоречие между бытием и мышлением. На Гегеля большое влияние оказали романтики (особенно Шлегель), которые также искали новое контакты с ускользающим бытием. Основные сочинения: “Феноменология духа” (1807), “Великая логика”(1812-1816), “Энциклопедия философских наук”(1817), “Основы философии права”(1821), лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

Гегель Георг-Вильгельм-Фридрих
(родился в 1770 г., умер; в 1831 г.) - немецкий философ-идеалист, считавший, что в основе всего существующего лежит не материя, а «абсолютная идея», независимая от природы. Природа и история, согласно учению Гегеля, суть лишь формы проявления И обнаружения «абсолютной идеи». Подобное истолкование действительности является идеалистическим. Оно ошибочно признает, что мышление первично, а материя вторична. Историческая роль Гегеля заключается главным образом в том, что он развил диалектический метод, согласно которому в мире происходит вечное движение, изменение и развитие на основе внутренних противоречий, имеющих место во всех явлениях. Эта идея диалектического развития представляет революционную, прогрессивную сторону гегелевской философии. Но у Гегеля диалектика была идеалистически извращена. Он считал, что диалектическое развитие свойственно только «абсолютной идее», мысли, понятию, но не природе. Маркс и Энгельс разработали научную материалистическую диалектику (см.), доказав, что диалектически развивается сама природа, а развитие мысли является отображением развития природы. В своей работе «О диалектическом и историческом материализме» товарищ Сталин пишет: «Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Гегеля, как на философа, сформулировавшего основные черты диалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса тождественна диалектике Гегеля. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее «рациональное зерно», отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы придать ей современный научный вид. «Мой диалектический метод, говорит Маркс, в основе своей не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже в самостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)
выдающийся представитель немецкой классической философии.
Гегель разработал фундаментальные принципы развития мировой истории. Среди них: разумность того, что в истории необходимо и закономерно; поиск человечеством конечной цели мирового развития - свободы; взаимосвязь целей и средств в социальном, политическом и духовном процессе, вариативность движения экономической и политической истории; сдвиг всемирной истории с Востока на Запад; особая роль государства в человеческой истории.
В работе "Философия права" (1820) Гегель излагает теорию государства и права как последовательность ступеней развития духа в его объективной форме. Немецкий философ разрабатывает учение о свободной воле, которая соотносится с правом и представлена в виде трех ступеней развития: абстрактное право, моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора; учение о морали касается проблем добра и совести, намерения и блага, умысла и вины; учение о нравственности включает проблематику семьи, гражданского общества и государства.
Важное место в развитии политической теории занимает концепция Гегеля о гражданском обществе и правовом государстве, которое рассматривается во взаимной связи с социально-экономической сферой и политикой. Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Философ заложил основы теории групповых интересов, которые рассматривал в качестве основы гражданского общества.
Общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: общество - это "внешнее государство", "государство нужны и рассудка", а подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается как момент государства, как то, что "снимается" в государстве. Единство общества может быть достигнуто путем согласования различных интересов, а следовательно, с помощью группового представительства в верховных органах власти. Своим идеалом Гегель считает конституционную монархию, выражающую завершение абсолютной идеи права.

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ
(Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770–1831) Немецкий философ, родился в Штутгарте, умер от холеры в Берлине. Окончил Штутгартскую гимназию, в Тюбингемском теологическом институте вместе с Гельдерлином и Шеллингом изучал философию и теологию. Получив в 1801 г. место гувернера, фактически обеспечил себе работу в Йенском университете, где в течение четырех лет читал лекции по логике и метафизике, пока не был назначен профессором. В 1816 г. стал профессором философии Гейдельбергского университета, читал лекции по политической философии, истории философии, логике и метафизике, антропологии и психологии, а также по эстетике. Двумя годами позже стал профессором Берлинского университета, где и оставался до самой смерти. За свою жизнь Гегель опубликовал четыре значительных труда по философии: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812–16), "Энциклопедия философских наук" (1817, 1827, 1830) и "Философия права" (1821). Тексты его лекций по истории философии и философиям истории, эстетике и религии опубликованы посмертно. Гегель рассматривал "Феноменологию духа" как введение в свою целостную философскую систему, которую позже развил в "Энциклопедии". Свою задачу в "Феноменологии" он видел в том, чтобы дать научное представление о противоречивом развитии сознания от наиболее абстрактного состояния до уровня "абсолютного знания". Для Гегеля цель философии состояла в постижении "истинно сущего", но, чтобы сделать это, прежде необходимо уяснить, каким именно образом само сознание познает действительность. Гегель делает это, показывая, как сознание развивается посредством обучения, обретая диалектические свойства, т.е. сохраняя и преодолевая прежние способы мышления. По мере того как всякая форма сознания осознает, что не достигла "абсолютного знания", она побуждается к переходу на более высокий уровень познания. Вот почему, по Гегелю, "история мира есть не что иное, как прогресс сознания свободы". "Наука логики" свидетельствует о том, что Гегель, будучи все так же погружен в поиски истины, в то же время по-прежнему сосредоточен на проблеме отправной точки философского анализа. Впрочем, изначально Гегель стремился показать слабость традиционной логики, отделяющей форму от содержания. К примеру, формальная логика сочла бы "истинным" следующее положение: все люди бестолковы, Галилей был человек, следовательно, Галилей был бестолков. По форме все верно, каждое положение может быть выведено одно из другого, но в содержательном плане только на основе опыта можно решать, "истинны" ли основная посылка и вывод. В противоположность этому Гегель утверждает, что "действительная" логика возможна лишь в том случае, если мысль развивается независимо от формальных установлений традиционной логики. Соответственно, сам он намерен начать безо всяких таких предварительных установок. И делает это посредством абстрагирования мышления до непостигаемого состояния как "чистого бытия", где оно "небытие". Кроме того, это "небытие" самое по себе есть "нечто", т.е. оно есть ничто. Как "бытие", так и "небытие", таким образом, низводятся друг до друга. Кроме того, движение, происходящее между ними, есть движение "становления". "Бытие" становится "небытием" и "небытие" становится "бытием". От состояния неопределенности мы перешли к определенности "становления", не делая никаких допущений и ничего не предполагая. Остальное в "Логике" представляет попытку Гегеля далее развить категории от уровня чистой определенности. Благодаря именно этому анализа, мы и начинаем распознавать контуры диалектического метода Гегеля. Гегель пытается прояснить это как можно более ясно и понятно в "Малой логике", являющейся первой частью "Энциклопедии". В других частях "Энциклопедии" речь идет о философии природы и о философии разума. Гегель заявляет, что его логике присущи три момента: Понимание, Диалектика и Умозаключение. Мышление, которое остается на уровне Понимания, в связанном виде содержит ограничения и рассматривает их как отличающиеся одно от другого. Диалектика есть признание движения между этими "связанными" ограничениями через их противоположности, такими как, например, "бытие" и "небытие". Действительная же истина обретается на стадии Умозаключения. Это стадия "позитивного основания", каковым является знание того, что противоположности сами по себе должны восприниматься как составляющие единство противоречия. Цель умозрительной философии – в постижении истины, которая выявляется из противоречивого движения самой Диалектики. В "Философии права" это диалектическое движение находит выражение в развитии концепции воли, возрастающей по пути к свободе. Воля движется через момент "Абстрактного Права", где обнаруживает себя в материальной сущности, утверждаясь в качестве собственности. Затем воля преодолевает "Мораль", что позволяет ей осознать ценность моральных норм, прежде чем она попадает в сферу "Духовной Жизни". Именно здесь воля проходит такие ступени объективации, как семья, гражданское общество (civil society) и государство. Через эти опосредующие объективации конкретная воля и вступает в контакт с другими волями. Такое взаимодействие приводит к созданию институтов, стремящихся свести конкретную и всеобщую волю к противоречивому единству, поскольку только тогда люди способны быть истинно свободными. Задача философии, по Гегелю, состоит в том, чтобы распознать, что есть разумного в таком наращивании воли. Она в том, чтобы попытаться проникнуть в "формы, обличия и видимости", которые принимает рациональность в своей наружной сущности. Вот почему утверждение Гегеля: "Все разумное действительно, а все действительное разумно" – следует понимать как не-тождественность. "Разумное действительно" в том, что оно существует в обществе, но лишь в конкретной "форме". Задача умозрительной философии в том, чтобы постичь "содержание" данной "формы" и тем самым отыскать, что есть воистину разумно. Если наследие Гегеля имеет какой-то смысл, то он заключен в том, насколько важно донести это стремление до нашего времени, пытаясь всецело осознать человеческую свободу. также: sittlichkeit (мораль).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
188.75 кб

«Феноменология духа» Георга Вильгельма Фридриха Гегеля: двести лет спустя

Горохов П. А.
В статье рассматриваются основные идеи первого крупного гегелевского труда, сыгравшего огромную роль как в складывании философской системы самого Гегеля, так и в развитии всей мировой философской мысли.
Читать PDF
406.33 кб

Педагогические идеи в философском наследии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

Аксенова Эльвира Айсеновна
В статье рассматривается понятие «образование» в немецкой классической философии. Оно, по Гегелю, широко применяется в исследовании природы, общества и культуры с их многообразием и формами.