ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Советский политический язык 1984 г.
Источник: Геокультурная энциклопедия
Источник: Глоссарий терминов Европейского союа и Восточного партнерства 2012
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Права человека являются базовыми, неотъемлемыми и должны быть обеспечены всем людям в любом обществе. В отличие от гражданских прав (категории индивидуальных государств), права человека универсальны.
Права человека — это продукт развития концепции естественных прав, которыми очерчивались рамки, защищающие личность от вмешательства со стороны других граждан и государства, а потому тесно ассоциировавшиеся с идеей либерализма, стремившегося к ограничению власти. Вследствие этого права человека были сформулированы преимущественно в форме запретов и отрицания, налагая ограничения на действия, которые могли бы предпринять внешние по отношению к личности силы. Английский философ Джон Локк (1632–1704) полагал, что права человека включают «право на жизнь, свободу и собственность», а американский государственный деятель Томас Джефферсон (1743–1826) указывал на то, что они должны включать «право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Так были определены права, которые принадлежат всем людям как представителям рода человеческого, права, которых никакая власть не может лишить, поскольку в противном случае отказала бы людям в праве быть таковыми.
Более близкую к нам по времени декларацию прав человека можно найти в тексте Европейской конвенции о защите прав человека и фундаментальных свобод (1950г.). В ней утверждается право на жизнь, свободу, безопасность, право на уважение к личной и семейной жизни (включая право на брак и создание семьи), право на справедливый суд, на свободу мысли, выражения, вероисповедания, отправление религиозных культов и собраний, содержится запрет на пытки, негуманное и унижающее достоинство обращение, рабство и принудительный труд, все формы дискриминации, заявляется о недопустимости наказания, кроме как во исполнение закона. Отдельными протоколами к конвенции утверждается право на участие в мирных шествиях и право на получение образования.
Права человека можно отстаивать в международных органах (например, в Европейском суде по правам человека), а соответствующие статьи нередко включаются в национальное законодательство отдельных государств.
См. также статьи «Гражданские права», «Конституция», «Либерализм», «Марксизм — ленинизм», «Судебная ветвь власти», «Судебный надзор», «Частная жизнь».
Источник: 101 ключевая идея политика
1. право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;
2. право на равную защиту закона, на защиту от дискриминации и от подстрекательства к оной;
3. право на свободное передвижение и выбор места жительства, а также на свободное покидание любой страны и возвращение в свою собственную;
4. право на гражданство и на его защиту;
5. право основывать семью, заключать брак и иметь защиту семьи со стороны общества и государства;
6. право владения имуществом;
7. право на свободу мысли, свободу совести и религии;
8. право на свободу убеждений и на свободное выражение их, беспрепятственное поддержка своих убеждений и поиск, получение и распространение информации и идей любыми средствами;
9. право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;
10. право на образование.
Выше перечислены не все права, прописанные в качестве общечеловеческих в декларации. Данные права полагаются одной из ряда общечеловеческих ценностей, что позволяет взводить их в ранг непререкаемой истины, которой должны подчиняться все. Однако вряд ли в мире найдется хотя бы одно государство, где все эти права полностью соблюдаются. Даже в странах Запада, кичащихся своими достижениями в этой области, все эти права попираются за просто так. Достаточно вспомнить наглую военную агрессию против суверенного государства Югославии с убийствами мирных жителей, с экстрадицией в нелегитимные международные суды государственных деятелей поверженной страны и последующее их убийство в застенках Гааги (большинство сербских лидеров, попавших в лапы «международного трибунала», так или иначе были убиты — М. Бабич, С. Милошевич и т. д.). Другими словами, права человека являются флагом, которым размахивают адепты нового мирового порядка для осуществления своих планов по насаждению транснационального общечеловеческого рабства.
См. также: антидиффамационная лига, антифашизм, всеобщая декларация прав человека, гуманитарная миссия, диктатор, либерализм, общечеловеческие ценности, права животных, смертная казнь.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.
Исторически первой формой статического осмысления и утверждения представлением о достоинстве личности и ее автономии по отношению к владельцу, являются идеи и доктрины естественного права. В Новое время господствующим становится понимание фундаментальных прав человека на жизнь свободу, собственность, сопротивление угнетению как естественных, неотъемлемых и священных императивов, норм, взаимоотношений между человеком и властью.
Значительный вклад в массовое распространение гуманистических ценностей, лежащих в основе концепции человека, внесло христианство, которое соединило их с религиозно-нравственными нормами. Позже они нашли политико-институциопальное признание, воплощение в государственно-правовых документах: в "Билле о (США), в Декларации прав человека гражданина (Франция). Среди документов, принятых мировым сообщество можно назвать Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека; Пакт о экономических, социальных и культурных правах, который провозглашает право народов на самоопределение и устанавливает обязательства государства в деле полного осуществления прав человека; Пакт о гражданских и политических правах, налагающий обязательства на присоединившиеся к нему государства принять законы, запрещающие пропаганду войны, вражды и насилия между людьми и народами; ряд конвенций, в которых изложены общезначимые нормы (международные стандарты в области прав человека).
В современной науке П.ч. разделяются на негативные, обязывающие государства и людей воздерживаться действий, которые могут нанести вражду индивиду либо существенно ограничь его свободу (негативные П.ч. составляют основание индивидуальной свободы); и позитивные, обязывающие государства и людей предоставлять индивиду те или иные блага, осуществлять определенные действия.
По сферам реализации П.ч. делятся на гражданские, политические, социально-экономические, культурные и экологические. К гражданским (личным) правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, на справедливый, независимый и публичный суд, на тайну переписки, телефонных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства и т.д. Они носят преимущественно негативный характер. Политические права: право на гражданство, избирательные права, свобода политического объединения, демонстраций, собраний, свобода средств массовой информации, свобода совести и др. Эти права обеспечивают возможности активного участия граждан в управлении государством и обществом. Социально-экономические права: право на труд, на свободу выбора работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд; право собственности, в т.ч. и частной, право создавать профсоюзы и входить в них для защиты своих интересов; право на отдых и досуг; право на обеспечение в случае болезни, инвалидности, старости и т.д. Культурные права: право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и др. Экологические права: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. П.ч. тесно связаны с обязанностями. К числу обязанностей человека и гражданина, закрепленных в конституциях большинства стран, относятся: обязанность соблюдать законы, уважение прав и свобод др. лиц, уплата налогов, подчинение предписаниям исполнительной власти, охрана природы, окружающей среды, памятников культуры и т.д.
В конституциях современных государств, как правило, указаны гарантии реализации П.ч., к которым относят материальные (финансовые средства и собственность), политические (разделение власти, наличие оппозиции, независимого суда, свободных СМИ и др.), юридические (демократическое законодательство) и духовно-нравственные (определенный образовательный уровень, доступ к информации, развитое и действенное общественное мнение, здоровая нравственная атмосфера).
Источник: Политология: Словарь-справочник
Литература: Правд человека в истории и современном мире. М., 1989; Права человека. Основные международные документы. М., 1989; Кудрявцев В. Н., Лукашева Е. Н. Новое политическое мышление и права человека // Вопросы философии, 1990, № 5; Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990; Богорад Л., Голицын В., Ковалев С. Политическая борьба или защита прав? Двадцатилетний опыт независимого общественного движения в СССР. 1965—1985 // Погружение в трясину: (Анатомия застоя). М., 1991.
Источник: Толковый политический словарь
Революционный поворот в самом понимании П. ч., их природы и социального значения произвел марксизм, связавший свободу и права личности с освобождением трудящихся от эксплуатации. Практическое воплощение этой идеи в жизнь произошло лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции Уже первые декреты Советской власти, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Конституция 1918 и др. юридические документы не только провозглашали, но и гарантировали трудящимся равные права на труд, отдых, образование, политические права и личные свободы, а народам право на самоопределение, без к-рого все остальные права фактически теряют смысл.
При социализме П. ч. это его социальные возможности, к-рые обусловлены сущностью данного общественного строя, уровнем развития экономики, политической системы, культуры общества на данном этапе его развития. Эти возможности законодательно закреплены в конституциях социалистических государств, др. юридических документах, в соответствии с к-рыми государство берет на себя обязанность не только уважать и гарантировать П. ч., ио и расширять и углублять их В резком противоречии с ленинским пониманием социализма, с целями и идеалами Великого Октября находится практика периода культа личности в СССР, отмеченная попранием П. ч.
Новый этап в истории П.ч. связан с победой стран антигитлеровской коалиции во второй мировой войне. Крайне реакционная человеконенавистническая сущность фашизма проявилась прежде всего в попрании элементарнейших человеческих прав и свобод, включая право на жизнь. Трагический опыт 193345 вплотную подвел человечество к пониманию того, что без сотрудничества государств с различными общественными системами, без выработки общего взгляда на П. ч и создания международного механизма их охраны народы и отдельные люди останутся беззащитными перед лицом агрессии, произвола и беззакония.
Такое сотрудничество и привело к созданию Организации Объединенных Наций (ООН), ее органов Комиссии по П.ч. и позднее Комитета по П.ч. В Уставе ООН записано, что уважение и защита П. ч. одна из главных целей организации. В 1948 была принята Всеобщая декларация П.ч. документ поистине исторического значения, содержащий перечень осн. прав и свобод человека, признаваемых сообществом государств Прежде всего это право народов на самоопределение, свобода слова, совести, равенство перед законом и др. После долгих и трудных совместных поисков и дискуссий делегаций СССР, др. социалистических стран и западных государств в 1966 были приняты (в 1976 вступили в силу) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. В соответствии с этими документами государства, ратифицировавшие пакты, приняли на себя обязательства перестроить свое законодательство и практику так. обр., чтобы они максимально соответствовали установленным международным стандартам в области П. ч. Ныне действует более 100 др. важных международных документов в этой сфере, направленных в т.ч. на предупреждение и наказание расовой и иной дискриминации, на обеспечение равноправия женщин, на создание гарантий прав обвиняемого и подсудимого и т. д.
Положение о П. ч. один из главных показателей демократизма того или иного государства. Не случайно поэтому вопрос об их нарушениях стал краеугольным камнем идеологического противоборства двух мировых систем, к-рое достигло апогея в кон. 70 нач. 80-х гг. в связи со вступлением в силу в 1976 пактов о П. ч. Запад обвинял социалистические страны гл. обр. в нарушениях политических прав таких, как свобода слова, совести, свобода выезда и т. д., считая их состояние в капиталистических странах чуть ш не идеальным. И хотя в социалистических странах действительно имелись ненужные, бюрократические ограничения ряда прав, к-рые сегодня устраняются, буржуазные идеологи преследовали вполне определенную цель: доказать, что социализм в принципе отвергает права и свободы личности, и одновременно попытаться навязать свое их истолкование. Социалистические страны, со своей стороны, держались, увы, той же малопродуктивной практики: обвиняли Запад в нарушениях прежде всего социально-экономических прав (в обеспечении к-рых достижения социализма общеизвестны), таких, как право на труд, жилище и др. Подобная «борьба» идеологий гибкостью не отличалась, однако уже в тот период на международных форумах звучали трезвые призывы делегаций стран социализма спокойно анализировать действительные проблемы с П.ч. во всех странах, где они есть, и совместно искать пути к их решению
Революционная перестройка, все увереннее набирающая силу в СССР, дает новый импульс делу обеспечения и защиты П. ч. По сути дела, в этом ее главная цель в корне обновляя экономические, политические и духовные структуры и механизмы, принципы и юридические нормы, обеспечить максимум условий для раскрытия творческого потенциала каждого советского человека, включить его в управление обществом, надежно гарантировать его социально-экономические права, политические и личные свободы Резервы социализма здесь огромны. Их и предстоит раскрыть и разумно использовать.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Предыстория прав человека связана с самоопределением человека через принадлежность сто к роду. Источником нрав человека с течением времени становились традиции и обычаи, складывающееся на их основе, так называемое, обычное право (военная демократия, общинное самоуправление) как зачаточная форма естественного права. Неотъемлемые права и политические свободы античного полиса являются первой юридической формой нрав человека, развитой римским правом. (См. труды Д.А.Медведева, одного из известных специалистов в области римского права). Средневековье ознаменовалось, с одной стороны, развитием личных свобод представителей отдельных сословий и корпораций, а с другой, - построением различных иерархий права. Наиболее известной из них является томистская: вековечный закон - сакральное естественное право (сакральный: лат. sacer - священный, относящийся к политическому или религиозному ритуалу или культу) - это людской закон, который в свою очередь проявляется как гражданский закон (lех civilis) или право позитивное (jus pasitivum).
Идея прав человека кристаллизуется в результате политико-философского обоснования самоценности человеческой личности ренессансными гуманистами (ренессанс: фр. renaissance - возрождение), особенно в эпоху Возрождения - общественно-политического и культурного движения, которое началось в Италии в 14 в., в других странах Западной Европы в 15-16 вв.: оно отражало интересы развившейся буржуазии и передовых слоев творческой интеллигенции. Эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изобретениями, а также пробуждением широкого интереса к литературе и искусству. Её представители - крупнейшие деятели науки, литературы и искусства того времени: писатели Петрарка (1304-1374). Боккаччо (1313-1375), астроном Николай Коперник (1473-1543), философ Джордано Бруно (1548-1600), архитектор, скульптор и живописец Микеланджело (1475-1564), живописцы Леонардо да Винчи (1452-1519). Тициан (1477-1576) и многие другие.
Важную роль сыграло также внесословное признание основных политических прав и свобод, появление общих мировых судов, опыт борьбы за независимость швейцарских кантонов. Нидерландской и Английской революций.
Отчетливая формулировка 19 естественных законов предпринята Томасом Гоббсом (1588-1679) - английский мыслителем, оказавшим определенное влияние на формирование европейской политической философии Нового времени в «Левиафане» (1651).
Работа нидерландских, английских и французских юристов и мыслителей позволила Т.Джефферсону и его соратникам дать в Декларации независимости США (1776) классическую формулировку прав человека: «Все люди созданы и наделены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью». (Томас Джефферсон (1743-1826) - американский просветитель, идеолог буржуазно-демократического направления в период Войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 гг., автор проекта Декларации независимости США, третий Президент США (1801-1809), до того - вице-президент Соединенных Штатов (1797-1801). Дальнейшее развитие эти идеи получили в ходе Французской революции. Великой Октябрьской социалистической революции в России и последующих революций в процессе становления прав и свобод граждан своих стран.
Современные представления о правах человека впитывают интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением итальянского фашизма и гитлеровского национал-социализма - разнообразных форм насилия, борьбы за мировое господство, которое проявилось, в частности, в годы войны против СССР.
В послевоенный период права человека изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 Декларация подчеркивает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве» (ст. первая), что «каждый человек должен обладать всеми нравами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией без какого бы то ни было различия» (ст. вторая). Идущие за вступительными (девятнадцатью статьями) статьи (по 21 включительно) раскрывают гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство всех перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом; свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, от пыток и жестокого обращения, от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, а также позитивные свободы - совести, свободного передвижения, мирных собрании и ассоциаций. Следующие 6 статей Декларации (22-27 статьи) выражают экономические, социальные и культурные права, включая право на труд, социальное обеспечение, свободный выбор работы, на достойный жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, на образование, на участие в культурной жизни. В статье 29 говорится: «Человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». При этом «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены (статья 28), какие бы то ни были ограничения прав и свобод отдельной личности могут быть «установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (статья 29). В заключительной, тридцатой статье подчеркивается: «Ничто в Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод, изложенных в Декларации».
В Конституции Российской Федерации в полной мере изложены неотъемлемые права и политические свободы личности, они выполняются под надзором судов всех инстанций, включая Верховный Суд РФ, и прокурорским надзором; выполнению этих прав и свобод уделяется постоянное внимание со стороны политического руководства страны.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
В Уставе ООН говорится о П.ч. и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином «П.ч.», поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода – гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Порядок реализации свободы определяет тот, кому она адресована. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.
Концепций П.ч. существует множество: религиозные, позитивистские, естественно-правовые и т.д. Их разнообразие обусловлено различием мировоззрений в обществе. Это не препятствует формированию универсальной концепции межгосударственного сотрудничества в области П.ч. на основе общепризнанных принципов и норм международного права. В основных чертах она уже сложилась. Она отражена в Венской декларации и Программе действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. Вместе с тем она не является чем-то застывшим, а продолжает развиваться.
Во-первых, все П.ч. неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим.
Во-вторых, принцип уважения П.ч. как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается.
В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что сфера его взаимоотношений с собственным населением – вопрос в той или иной степени внутренний, регулируемый на национальном уровне. На этом основано сложившееся в практике Организации Объединенных Наций представление о том, что под нарушением принципа уважения П.ч. следует понимать прежде всего общую политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать
П.ч., совершая массовые и грубые нарушения основных П.ч., являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. Многие годы считалось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц (индивидуальные случаи) обычно относятся к внутренней компетенции государства и не могут быть поэтому предметом рассмотрения в ООН или др. международных организациях. За последние годы, однако, взгляды на эту проблему изменились.
То обстоятельство, что государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, не означает его «права» на произвол. В процессе такого регулирования должны учитываться международные обязательства, прежде всего принцип уважения П.ч.
Ничто не препятствует государствам соглашаться на обсуждение в международных органах и вопросов, касающихся нарушений прав отдельных лиц. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американской конвенции о правах человека 1969 г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных органах т. наз. частных жалоб (сообщений).
В настоящее время признается, что некоторые индивидуальные случаи могут быть предметом рассмотрения на международном уровне
и на внедоговорной основе, причем даже без согласия заинтересованного государства. Однако точных критериев допустимости рассмотрения таких случаев не выработано. Вместе с тем, как показывает практика, критика в адрес государств по поводу нарушений П.ч. (включая и индивидуальные случаи) или попытки поднять такие вопросы в межгосударственных органах не рассматриваются более как нарушение принципа невмешательства.
В-четвертых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам П.ч.) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гуманитарным вопросам признается необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто пропагандистских целях.
Устав ООН, не конкретизируя понятие П.ч., тем не менее содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свободе совести, убеждений и т.п.). Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той ее части, где говорится о стремлении членов организации «содействовать социальному прогрессу... при большей свободе».
С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего Международной организацией труда (МОТ) и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов – резолюции международных организаций – имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г. и др. документы.
Всеобщая декларация П.ч. сыграла важную роль, напр., еще и потому, что в ней впервые были перечислены права и свободы, которые относятся к категории П.ч. Постепенно положения Декларации превратились в международный обычай.
Другая часть документов в области П.ч. – международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция против пыток и др. жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и др. договоры. Эти договоры закрепляют стандарты в области П.ч.
Источник: Словарь международного права. 2014
В рамках «теории естественного права» права человека считаются врожденными, независящими от политического, экономического и проч. устройства. В рамках теории «позитивного права» права человека возникают только в государстве, фиксируются, записываются и отражаются законах, моральных, нравственных, религиозных, культурных нормах.
Представления о правах человека складывались в глубокой древности. По необходимости они обеспечивались суровыми, нередко карательными мерами тогдашних обществ и, как правило, облекались в форму императивов — соблюдение религиозных табу, поклонение властителю или вовсе его обожествление. Вместе с тем, уже в первых письменных памятниках юридической мысли были основательно прописаны многие права человека, до сих пор считающиеся базовыми: право на жизнь, право на защиту собственности («Законы Хаммурапи», римские «Законы двенадцати таблиц» и Кодекс Юстиниана, германские «варварские правды» и «Русская правда» Ярослава Мудрого и пр.).
Мощный толчок в осознании человеком своих прав произошел в античное время, в Греции и Риме. Возникло понимание того, что гражданина полиса и его общину связывают некие взаимные обязательства, зафиксированные в правовых установках.
Представления о правах человека обусловлены как историческими обстоятельствами, так и национальным характером. В Китае, например, долгие столетия были убеждены, что законы вообще не следует доводить до народа, чтобы не возбудить у него чувство обладания правами. Во взаимоотношениях древнего народа Израиля (а позднее — христиан) и Рима выкристаллизовалась норма о «свободе совести» — праве человека молиться своему Богу, а не тому, который чтится официальным государством, гражданином или гостем которого на данный момент человек является.
Истоки современных представлений о правах человека, до сих пор определяющих отношения между государствами и, во многом, облик нынешней цивилизации, восходят к XVII–XVIII вв.
Основы буржуазного права были заложены в ходе буржуазных революций в Англии, ее североамериканских колониях и Франции. Оно базировалось на идеях Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка о «естественном праве», вытекающем из природной сущности человека.
Представления о неотчуждаемых правах человека — свободы исповедовать любые политические взгляды и религиозные убеждения, обладать и распоряжаться собственностью, равенство всех перед законом и другие — оформились в нормы социального поведения и, подкрепленные концепцией «общественного договора», легли в основу нынешнего «правового государства».
Разумеется, процесс развития правосознания не прекращается и по сей день. Еще в XIX в. в самых развитых демократиях мира — США, британской и французской колониальных империях — существовало рабовладение, женщины в большинстве европейских стран были лишены избирательного права вплоть до начала XX в., существовал имущественный ценз.
Две страшные мировые войны потребовали от человечества введения в мировое право таких понятий как «преступления против человечности», ответственность за геноцид и этноцид.
В значительной мере именно СССР серьезно изменил представление в мире о правах человека. По примеру СССР в законодательствах разных стран был отменен имущественный ценз, предоставлены права женщинам. Только в 1960-е гг. в США официально прекратилась дискриминация негров.
СССР требовал расширения прав человека за счет гарантированного права на труд, на бесплатное образование, бесплатную охрану здоровья, на гарантированную пенсию.
Право на свободу слова и свободу собраний рассматривалось правительством СССР как право на демагогию, как второстепенное для человека. Поэтому во время холодной войны СССР и США взаимно обвиняли друг друга в нарушении прав человека и предъявляли свои доказательства: одни показывали всеобщую занятость, гарантированное жилье, бесплатную медицину и образование, другие демонстрировали свободную прессу, суды присяжных, митинги против правительства в доказательство большей свободы народа.
Стремительный научно-технический прогресс заставил мировую общественность по-иному взглянуть на свободу слова: бурный рост количества пользователей интернета радикально меняет сложившиеся представления о пределах этого краеугольного принципа современной демократии.
В условиях всплеска активности международного терроризма в ревизии нуждается и право на ношение оружие, зафиксированное в качестве одной из основополагающих поправок к американской Конституции.
Деятельность деструктивных, тоталитарных сект и экстремистских организаций заставляет более серьезно задуматься о границах толерантности в отношении вероисповедания. Право человека на свободу частной жизни нередко вступает в противоречие с интересами окружающих, когда его поведение начинает носить девиантный характер (однополые браки, случаи усыновления детей представителями сексуальных меньшинств, легализация «легких» наркотиков, пропаганда «безопасного секса» среди младших школьников и т. п.).
Основополагающие нормы международного права, обозначающие основные права и свободы, зафиксированы в Уставе ООН, международных документах о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) и нашли отражение в конституциях практически всех стран мирового сообщества.
Однако нередко борьба за соблюдение прав человека используется в качестве инструмента политического и военного давления. Под предлогом установления демократии США осуществили варварскую бомбардировку Югославии в 1999 г., оккупировали Ирак в 2003 г. и вторглись в Афганистан. Агрессия обернулась десятками тысяч жертв, когда ни в чем не повинных мирных жителей «во имя защиты прав человека» лишали главнейших прав — на жизнь, на неприкосновенность жилья, на охрану здоровья, вводили жесточайшую цензуру, зверски пытали.
Под лозунгами защиты прав человека в ряде государств, в т. ч. на территории бывшего Советского Союза, были осуществлены антиконституционные перевороты (в Российской Федерации — в 1991 и 1993 гг., в Грузии — в 2003 г., на Украине — в 2004 г., в Киргизии — в 2005 г.).
Правозащитное движение в Советском Союзе не носило массового характера и имело узкую социальную базу. Диссиденты сосредоточивали активность главным образом на борьбе за возможность открыто высказывать свою точку зрения, не совпадающую с официальной, и публиковали свои материалы в «самиздате» и «тамиздате» — за рубежом. Они сознательно шли на нарушение действующих советских законов. Многие из них были подвергнуты репрессиям, высланы из страны (А. Солженицын), отправлены в ссылку (А. Сахаров), посажены в исправительно-трудовые колонии и психиатрические лечебницы.
Нынешняя немногочисленная российская «демократическая» оппозиция, возглавляемая теми, кто виновен в массовом нарушении прав граждан Российской Федерации в 1990-е гг., пытается обвинить нынешнюю кремлевскую власть в нарушении основополагающих принципов международного права. При этом значительная часть противников нынешнего политического курса получает серьезную финансовую, политическую, организационную поддержку от западных стран.
Об общих П.ч. впервые заявила французская Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 г. Французская революция конца XVIII в. прошла под лозунгом «Свобода, равенство, братство!». В понятие П.ч. тогда вкладывались элементарные гражданские и политические права, но еще долго продолжалась борьба и за осуществление этих прав, и за другие права, например за равноправие женщин. В конце XIX в. к требованиям основных гражданских и политических прав добавилась борьба за социально-экономические права. Возникшее социал-демократическое движение выдвинуло требования, ограждающие права трудящихся: право на 8-часовой рабочий день, объединение в профсоюзы, отпуск, социальную помощь и т. д. В 1919 г., после Первой мировой войны и социалистической революции в России, возникла Международная организация труда, призванная содействовать установлению всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости путем улучшения условий труда (регламентация рабочего времени, борьба с безработицей, защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, защита детей, подростков и женщин, равная оплата труда, гарантия зарплаты, организация профтехобучения и др.). Период между Первой и Второй мировыми войнами был этапом острейшей идеологической, политической и пропагандистской борьбы вокруг содержания и практического осуществления социальных и политических П.ч. в различных странах. В Советском Союзе политические и культурные права граждан были существенно ограничены однопартийной государственной системой, но на передний план было выдвинуто практическое осуществление права на труд (отсутствие безработицы), прав на бесплатное образование и здравоохранение, «права на отдых» – ежегодный оплачиваемый отпуск. Решающий шаг в международном оформлении П.ч. был сделан после окончания Второй мировой войны и при создании Организации Объединенных Наций.
В Уставе ООН была прямо подтверждена «вера в основные права человека, достоинство и ценность личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых народов». В ст. 1 Устава говорилось, что одна из главных задач ООН состоит в поощрении и развитии «уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Другие положения Устава обязывали государства в сотрудничестве с ООН предпринимать активные действия в достижении всеобщего уважения к правам человека. Однако во время принятия Устава ООН (1945) еще не существовало общего для всех определения конкретных прав человека, которые следовало продвигать и защищать. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, которая стала основополагающим документом ООН, определившим, какие права человека являются неотъемлемыми и должны находиться под защитой международного права без какого бы то ни было различия людей «в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Всеобщая декларация прав человека была предназначена стать «общепринятым стандартом, к достижению которого стремятся все народы». День ее принятия – 10 декабря – отмечается во всем мире как Международный день прав человека. В 30 статьях Декларации были изложены основные гражданские, культурные, экономические и социальные права, которыми должны обладать все люди во всем мире. В ней говорилось, что «все люди рождаются равными в своем достоинстве и правах» и должны обладать всеми провозглашенными в Декларации правами и свободами.
В Декларации указывались следующие гражданские и политические права:
• право на жизнь, свободу и безопасность;
• свобода от рабства и подневольного состояния;
• свобода от пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказания;
• право на признание правосубъектности, права на равную защиту законом, свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости
независимым и справедливым судом; право считаться невиновным до тех пор, пока виновность не будет установлена;
• свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; запрет на посягательство на честь и репутацию человека и право на защиту законом от такого вмешательства или таких посягательств;
• свобода передвижения, право на убежище, право на гражданство;
• право вступать в брак и основывать семью; право владеть имуществом;
• свобода мысли, совести и религии; свобода убеждений и право на их выражение;
• право на свободу собраний и объединений;
• право принимать участие в управлении страной и иметь равный доступ к государственной службе.
Экономические, социальные и культурные права предусматривали:
• право на социальное обеспечение;
• право на труд; право на равную оплату за равный труд; право создавать профессиональные союзы и вступать в них;
• право на отдых и досуг;
• право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния;
• право на образование;
• право на участие в культурной жизни общества.
В Декларации также указывалось, что каждый человек имеет право на такой общественный и международный порядок, при котором права, сформулированные в Декларации, могут быть полностью реализованы; они могут быть ограничены только в том случае, если ущемляют права и свободы других людей и вступают в противоречие с нормами морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе; каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором он или она живет. Декларация прав человека имела во всем мире огромное моральное и политическое значение, но была лишь ориентиром. Чтобы придать ее положениям юридически обязывающую силу, в 1966 г. были выработаны и приняты два пакта о правах человека: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. С этого момента права человека получили прочную международно-правовую основу. Положения пактов были обязательны к исполнению всеми подписавшими их государствами. В пактах предусматривалось создание комитетов, контролирующих их соблюдение государствами-участниками. Всеобщая декларация вместе с двумя международными пактами о правах человека и факультативными протоколами к одному из них – Международному пакту о гражданских и политических правах – составляют Международную хартию прав человека. Многие положения Декларации и пактов впоследствии включались в конституции государств, приобретавших независимость. В региональном плане большое значение имела подписанная в 1950 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая предусматривала создание механизма защиты декларируемых прав – Европейского суда по правам человека. Впоследствии Всеобщая декларация прав человека легла в основу других региональных соглашений – Американской конвенции по правам человека и Африканской хартии прав человека и народов.
Международный пакт о гражданских и политических правах и Первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 г. До настоящего времени к пакту присоединилось 151 государство (к протоколу – 104). Первый протокол предоставляет право подачи петиций, которые рассматриваются в Совете по правам человека ООН. В этом Совете рассматриваются также доклады государств о выполнении положений пакта. Свои выводы Совет докладывает Генеральной Ассамблее ООН. Второй факультативный протокол, вступивший в силу в 1989 г. (присоединились только 50 государств), устанавливает обязательства об отмене смертной казни.
Пакт предусматривает следующие права:
• свобода передвижения;
• равноправие перед законом;
• право на беспристрастное судебное разбирательство и презумпцию невиновности;
• свобода мысли, совести и вероисповедания;
• свобода убеждений и право на их выражение;
• право на участие в собраниях;
• свобода создания объединений;
• участие в общественной деятельности и выборах;
• защита прав меньшинств.
Пакт запрещает:
• необоснованное лишение жизни;
• пытки, жестокое или унижающее достоинство человека обращение или наказание;
• рабство и принудительный труд;
• несанкционированный арест или содержание под стражей;
• незаконное вмешательство в частную жизнь;
• пропаганду войны;
• пропаганду расовой или религиозной ненависти.
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.
Проблема прав человека сопутствует всей истории человечества. Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.
Предыстория прав человека связана с самоопределением человека через принадлежность к роду. Источником прав человека становятся традиции и обычаи, складывающееся на их основе, так называемое обычное право (военная демократия, общинное самоуправление) как зачаточная форма права естественного. Неотъемлемые права гражданина античного полиса являются первой юридической формой прав человека, развитой римским правом.
Права человека имеют всеобщее значение и представляют собой универсальную ценность. Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что признание прав за всеми членами человеческой семьи является «основой свободы, справедливости и всеобщего мира».
Термин «права человека» употребляется в широком и в узком смысле. В широком значении в понятие «права человека» включают весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды.
В узком значении это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются правовым государством. Они действуют независимо от их конституционного закрепления и государственных границ. Это права, которые даются каждому человеку при рождении. К ним относятся: право на жизнь и телесную неприкосновенность; уважение человеческого достоинства; свобода веры и совести; равенство всех людей перед законом; право родителей на воспитание детей, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания; право на сопротивление угнетателям и др. Современная типология прав человека разнообразна. Одна из типологий основана на разграничении в правах негативного и позитивного аспекта свободы. В негативном значении свобода понимается как отсутствие ограничений по отношению к личности, принуждения, это возможность действовать по своему усмотрению. В позитивном — это свобода выбора, это способность человека к достижению поставленных целей, проявлению способностей и т.д. В соответствии с этим права делятся на негативные (свободы) и позитивные. Негативные права считаются абсолютными. Их осуществление не зависит от возможностей и ресурсов государства. Они определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий, ограничивающих свободу индивида. Действие этих прав направлено на ограждение личности от различного рода несправедливых и нежелательных посягательств со стороны правительства. (Пример: Билль о правах Конституции США.)
Позитивные права фиксируют обязанности государства, организаций и лиц предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Это социальные права: право на образование, на охрану здоровья, на достойный уровень жизни и др. Осуществление по добных прав зависит от уровня социально-экономического развития государства.
Выделяют также личные и политические, экономические, социальные и культурные права. Личные (гражданские) права — это естественные, неотъемлемые права человека. Они в основном имеют характер негативного права. Личные права производны от естественного права на жизнь и свободу. Ими от рождения обладает каждый человек. Они призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу личности. Это: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; на справедливый независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого; на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений; свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну и т.д.
Политические права определяют возможности участия в политической и общественной жизни государства. Предоставление этих прав должно носить преимущественно регистрационный характер. Для реализации этих прав необходимо лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учет их предписаний с целью соблюдения законности. Это: право человека на гражданство; избирательные права; свобода совести; право на информацию и др.
Экономические права обеспечивают свободное распоряжение индивидом предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности. Это: право частной собственности; предпринимательства; право свободного распоряжения рабочей силы и др.
Социальные права включают право на справедливые и благоприятные условия труда; право каждого человека на социальное обеспечение; право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; право на образование и др.
Права каждого человека на участие в культурной жизни; на пользование результатами научного прогресса и их практического применения; на пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является, определяют содержание культурной составляющей прав человека.
Ранее идея прирожденных прав прослеживается в английской «Великой хартии вольностей» (1215). По сути это документ не о правах человека, а о политико-юридических основаниях урегулирования конкретного исторического вопроса. Впервые в Европе документально содержательно права человека были отражены в «Двенадцати статьях» 1525 года — манифесте Реформации и Крестьянской войны в Германии. Авторы этого манифеста заявили о праве на свободу совести, что являлось предметом дискуссий XVI века. Позднее американский философ и политик Т. Джефферсон и его соратники в «Декларации независимости» 1776 года дали классическую формулировку прав человека «...все люди созданы и наделены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на свободу, жизнь и стремление к счастью».
Понятие «права человека» впервые употребляется во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году. Позднее эта Декларация полностью была включена в текст первой постабсолютистской Конституции Франции (1791).
В этих документах были провозглашены неотъемлемыми правами человека свобода личности, свобода совести, свободное выражение мыслей и мнений, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению.
Права человека отражают весь комплекс отношений, характеризующих положение личности в обществе. Соблюдение прав человека в рамках государства служит показателем политического, экономического, духовного здоровья общества. Еще в 1789 г. в преамбуле французской Декларации прав человека и гражданина было отмечено, что «незнание, забвение и неуважение прав человека являются единственной причиной общественных несчастий и коррумпированности правительств».
В XIX веке особую актуальность получает проблема рабства, имеющая непосредственное отношение к правам человека. В Британской империи в 1807 году появился Акт о работорговле, запрещающий торговлю людьми. В 1833 году был принят Акт об отмене рабства.
В США XIX век был веком борьбы за отмену рабства. Был принят ряд поправок к Конституции США, которые запрещали рабство, гарантировали полноценное гражданство и полный набор соответствующих прав всем, кто родился на территории государства, а также предоставляли чернокожим американцам право голоса.
В XX веке в связи с сильным влиянием социалистических и социалдемократических движений, а также под давлением развивающегося профсоюзного движения спектр политических и гражданских прав был существенно расширен социально-экономической проблематикой. Были зафиксированы права на труд, отдых, социальную помощь, на объединение в профессиональные союзы и др.
В настоящее время обсуждается идея совокупных прав человечества, которые объемлют все названные выше права.
Права человека определены и гарантированы в основных правовых документах Организации Объединенных Наций: во «Всеобщей декларации прав человека» (1948), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), в «Международном пакте о гражданских и политических правах» (1966) и в Факультативном протоколе к последнему, а также в Европейской конвенции по правам человека. Эти соглашения утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав в конституциях государств-участников международных договоров.
В современной России права человека закреплены в действующей Конституции 1993 г. Наряду с правами, перечисленными в международном стандарте прав человека, в России список дополняется такими правами, как право на благоприятную окружающую среду, право на информацию и др.
Наиболее полно и развернуто конституционные права человека представлены в ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека. В таком докладе за 2012 год отмечается, что «взгляды и убеждения любого человека, его партийная принадлежность, любые факты биографии, образование, род занятий, сексуальная ориентация — ничто не может быть основанием для ограничения его прав и свобод иначе как в соответствии с законом».
В современных демократических государствах права человека — это не просто юридические нормы или законы, а принципы, составляющие ценностные основы политики. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (т. е. собственно права).
И.В. Верезгова
Источник: Политический словарь нашего времени.
Права человека - продукт истории, причем как в том смысле, что все права и свободы не появляются сразу в готовом виде, а появившись, не обретают тут же общепризнанный характер, так и в том, что реализация того или другого уже провозглашенного права (свободы) - продукт реальной борьбы, имеющей свой уровень достижений в разных странах. Ведь это зависит от многих обстоятельств. Например, каковы в данной стране права государства: не окажутся ли они такими, что, вторгаясь во все стороны жизни, те или иные щупальца государства не оставят никакого пространства для свободы самого человека.
Каждая историческая форма общественно-политической организации вследствие уровня экономического развития и характера стоящей у власти общественной силы (класса, социальной группы, правящей личности и ее окружения) имеет свои объективные и субъективные причины, предопределяющие существующий в данном обществе уровень прав и свобод граждан. Так, при рабовладельческом строе имевшая место в его рамках политическая демократия не предоставляла никаких прав рабам, рассматривая их в качестве "говорящих орудий" труда. Политическая демократия феодального общества чаще всего не предусматривала прав для крепостных крестьян в политической сфере, но, в отличие от рабовладельческой, в определенных случаях гарантировала юридически (но не фактически) часть их прав (на жизнь, семью, на часть недвижимого имущества и т.д.). В пришедшем на смену феодализму буржуазном обществе, в его демократических формах, признается равенство всех перед законом, а демократия здесь и есть юридическое признание равного права каждого гражданина на участие в управлении государством. Это равенство всех перед законом тесно связано с экономическим фундаментом и представляет собой политический слепок с принципов товарно-денежных отношений.
Возникает вопрос: а как же быть с общечеловеческими правами и свободами граждан, разве это миф, не имеющий никакого отношения к реальности, к тому, что реализовано западными демократиями?
Дело обстоит значительно сложнее. Если говорить о практике, то очевидно, что в жизни концепция прав и свобод человека не может быть внеисторической, общечеловеческой, созданной раз и навсегда и годной для всех исторических этапов человеческого развития, для любых общественных устройств. Можно вызвать только гомерический смех, если утверждать, что концепция прав и свобод, практикуемая в Великобритании, тождественна той, что практикуется в США.
Другое дело - теория. Теоретически можно представить себе абстракт, составленный на основании общих черт демократических устройств, эмансипированный от своего конкретного воплощения, где эти права и свободы органически связаны с сущностью политического строя, с конкретной расстановкой общественнополитических сил. Само собой разумеется, что подобная, созданная посредством абстрагирования общечеловеческая концепция прав и свобод может находить свое реальное проявление только в определенных, общих декларациях и заявлениях (Пакты ООН о правах человека, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и т.п., причем со своим механизмом гарантий), где принятие этой концепции явилось результатом равнодействия, компромисса различных общественно-политических сил, по тем или иным причинам согласившихся на подобное, общее выражение своих на практике весьма расходящихся позиций.
Названные международные документы, а также подобные им, являются наиболее наглядным свидетельством такого подхода: они были приняты как результат компромисса между силами западного капиталистического мира, всегда заявлявшего о своей приверженности к демократии, и силами тогдашней международной партийно-государственной бюрократии коммунистического толка, выдававшей себя за сторонницу "социалистической демократии", прав и свобод трудящегося человека. По этим причинам в названных документах, имеющих в целом общедемократический характер, приемлемый для капиталистических, освободившихся и так называемых социалистических стран, есть положения, формулировки, разнокачественные по своему социально-экономическому и политическому содержанию. Поэтому если и можно говорить об общечеловеческом выражении в этих документах прав и свобод граждан, то все же следует иметь в виду, что провозглашенные в них права и свободы в каждой стране реализуются лишь в своей конкретно-исторической форме, определяемой характером политической организации общества, расстановкой и борьбой в нем общественно-политических сил.
Нельзя забывать и о традициях в реализации прав и свобод граждан. Запад и Восток, Север и Юг в этом весьма отличаются. Так, западная демократия часто фиксирует противоположность интересов индивида и государства и, сохраняя за индивидом юридическое право критики государства и его институтов, предоставляя широкую возможность гражданам в формировании представительных органов, как правило, стремится оградить само государство, исполнение им своих властных функций от какого бы то ни было реального вмешательства широких масс населения. В отличие от этого, в постоталитарных обществах Восточной Европы, в государствах, возникших на территории бывшего Советского Союза, сохраняется стремление к тому, чтобы добиться противоположности интересов государства и его граждан, сделать так, чтобы государство в основном и главном выражало не интересы того или иного меньшинства, несовместимые с интересами большинства, а именно интересы этого большинства. Разумеется, при этом тоже остается достаточно широкое поле несовпадения и противоречивости общего и частного, а также неизбежной и необходимой критики гражданами действий государственных органов, политики власть имущих. Думается, что такой подход имеет свои преимущества, ибо позволяет реализовать права и свободы граждан достаточно полно, а при учете государством критических замечаний граждан позволит сужать сферу расхождений и противостояния, а тем более злоупотребления как правами и свободами человека в ущерб обществу, так и действиями государства в ущерб индивиду, гражданину, его правам и свободам.
Права человека мыслимы только в контексте других "прав", в частности прав государства. Если не признать по-настоящему автономию каждого человека, то отпущенные ему права будут лишь фикцией. Конечно, автономия человека имеет разный смысл для каждого из нас. Для верующего христианина - это свобода, данная Богом всякому созданию, сотворенному "по его подобию". Даже не будучи христианином, можно согласиться с Яном Паточкой, говорящим о праве на "спасение души" и о том, что Европа на протяжении всей своей истории развивала именно это право. Можно также допустить, что речь идет о потенциале интеллектуального и духовного развития, который есть в каждом человеческом существе и который позволяет ему в силу того, что он человек, быть призванным к неведомому для него будущему.
"Люди рождаются свободными и равными" - в этой формуле выражено право человека, отнюдь не являющееся законом природы, и это право, как всякое другое, не имеет смысла иначе, как будучи признанным всей общностью людей. С момента рождения человек нуждается в защите и воспитании: его свобода - вся в становлении, а равенство уменьшается по мере того, как определяется мера его способностей. Но никто не знает заранее этой меры, поэтому права человека - это признание фундаментального качества - достоинства - как основы, на которой зиждутся свобода и равенство. В каждом человеке есть достоинство, которое можно уважать. Но один человек не представляет собой сумму своих собственных действий вопреки тому, что можно было бы подумать в соответствии с ложной теорией свободы. Никакая высшая цель - государственная, религиозная или любая другая - не должна отменять права на признание достоинства человека. Вероятно, это достоинство не должно быть совершенно отделено от достоинства животных и природы, т.е. от всякого "творения". Некоторая солидарность с другими царствами природы не ускользает от внимания, но достоинство человека все же иное: оно абсолютно с точки зрения нравственности.
Тоталитаризм XX в. перечеркнул достоинство во имя конечной цели, которой могла быть чистота расы или социальная утопия. Принудительный труд уничтожил это достоинство, погрузил людей не только в страдания, но и в унизительное ощущение бесправия. Одинокий борец против тоталитарной махины обновил концепцию прав человека. Он не только подтвердил ту правоту Антигоны, что лишь человек может быть правым в противоборстве с законом, т.е. большинством, но доказал также, что бывают такие моменты, когда этот маленький Давид может поставить в тупик Голиафа - государство, слуг государства. По пути, указанному совестью, шли Владимир Буковский и Ян Палах. У обоих этот предначертанный путь не был следствием религиозности: он соответствовал, следовательно, сущности кантовской концепции "прав человека".
Диссиденты и члены "Международной амнистии" показали всем, что права человека - это ценность, которую надо защищать шаг за шагом, в каждой мелочи. Последнее двадцатилетие преподало урок таких упрямых "маленьких шагов": помощь заключенным, связь с выявленными заключенными, постоянный призыв к ответу психиатров-палачей - вот основные задачи. Для этого нужно иметь целую армию борцов за права человека, не церковь, не Красный Крест, а армию ведущих расследование.
Надо признать, что, несмотря на весь существующий юридический и конституционный арсенал, права человека до сих пор так и не реализованы. Почти все тоталитарные и авторитарные режимы XX в. начертали на своих фронтонах демократические девизы, но на деле их демос не мог осуществлять свое право на несогласие. Он имеет право лишь на единогласие. Как же обеспечить права человека без права на возражение и даже на вызов? Идя на риск издержек, следует утвердить право на интерпелляцию любого авторитета, любой власти. Нужны "диссиденты" - этим именем сегодня зовут тех, кого еврейский народ называл пророками.
Один из узловых моментов проблемы прав человека - ограничение прав родителей по отношению к детям: родители имеют не все права, но у них есть право передавать им свой жизненный опыт. Полис, отнимающий детей у родителей для воспитания, - это несправедливость. Семья - это естественная среда осуществления прав человека.
Необходимо вычленить понятие "права человека" из понятия "ценз просвещения", ведь если что-то и было доказано этим последним понятием, так это то, что разум может быть безрассудным, что утопия "царства разума" дала осечку и привела к опустошениям, не замеченным и по сей день. Мы - всего лишь счастливо спасшиеся от этой утопии. Следует допустить, что существуют различия, чужие традиции, разнородные культуры, но не надо отказываться от "прав человека". Призыв к автономии личности в каждом человеке - это и есть то, что объединяет людей всех широт, и с этой точки зрения у нас у всех есть категорический моральный долг вмешиваться в дела других. Это ограниченный, но принципиальный универсализм. Права человека должны быть всегда обращены на пользу угнетенному, даже если он провозглашает философию нетерпимости. Но если он сам станет угнетателем, то вопрос о правах человека должен быть, в свою очередь, поднят и по отношению к нему. На права человека наследство не распространяется: правилом здесь является их вечная постановка под вопрос.