ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ

Найдено 29 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Правовое государство
подчинение самого государства принятым им конституционно-правовым нормам.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

Правовое государство
государство, главным принципом которого является верховенство закона во всех сферах жизни.

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

Государство правовое
система институтов, осуществляющих властные полномочия на основе верховенства права и благодаря законопослушанию граждан.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Правовое государство
система власти, ограниченная в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

Правовое государство
(Law state, Укуктук мамлекет) – высокоразвитый тип демократического государства, функционирующего в строгом соответствии с законами, нормами и правилами, воплощенными в праве.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Государство правовое
государство, характеризующееся приоритетом права во всех сферах общественной жизни, наличием эффективных демократических механизмов, взаимной ответственностью общества, гражданина, власти.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Правовое государство
(Legal state, Укуктук мамлекет) – форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Государство правовое
государство, ограниченное в своих действиях правом, прежде всего конституцией, признающее и призванное охранять основополагающие права личности. «Россия есть ... правовое государство» (см. Конституция РФ. Ст. 1)

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Правовое государство
тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и независимая судебная власть, обеспечено верховенство закона и равенство перед ним.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Правовое государство
тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система и независимая судебная власть с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.

Источник: Методические указания по политологии

Государство правовое
тип государства, в котором господствует право и существует верховенство закона. Цель правового государства - это обеспечить гарантию прав и свобод всех граждан во всех сферах, причем достичь этого можно только при условии, если и сами граждане будут соблюдать законы.

Источник: Политико-терминологический словарь

Правовое государство
(Lawful state, Укуктук мамлекет) - государство, важнейшими признаками которого являются: а) господство закона во всех сферах общественной жизни; б) связанность законом государства и его органов; в) судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Правовое государство
(Lawful state, Укуктук мамлекет) – форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Это также такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Правовое государство
государство, отличительными признаками которого являются: верховенство закона в жизни общества; реальность прав и свобод личности; взаимная ответственность государства и личности; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; наличие эффективных форм контроля за осуществлением законов. Правовое государство - это форма государственного суверенитета народа, т.е реализация его естественного права на свободное объединение в политический союз.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
в политико-юридической теории - государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство - неотъемлемый элемент демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом.

Источник: Словарь по политологии

Правовое государство
Rechtstaat. Constitutional state Обозначение для государств, где: 1) деятельность государственных органов подчиняется закону (например, конституции, в Германии – Основному закону), по которому гражданам гарантирована нерушимость основных прав и действия государства ограничены законами; 2) вся государственная деятельность направлена на поддержку (конституционного) права и осуществление законности и преимущественно (так в Германии) находится под судебным контролем. См.: Разделение властей

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Правовое государство
1) тип государства, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод личности; власть государства основана на праве, им ограничивается и реализуется через него. К основным принципам правового государства относят: а) принцип разделения властей на три ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; б) принцип верховенства закона; в) наличие гражданского общества, контроль с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права; г) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе. Основным условием существования правового государства является наличие гражданского общества, вне которого не может быть и правового государства; 2) идеологическая установка, обозначение западноевропейского, исторически сложившегося либерально-демократического типа государства как своеобразного идеала развития обществ и государств в иных культурных пространствах и регионах.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ
форма организации государственной власти, характеризующаяся верховенством права, разделением властей, юридическим равенством (взаимной ответственностью) гражданина и государства. Цель правового государства — обеспечить гарантии прав и свобод личности во всех сферах общественной жизни. Правовое государство — неотъемлемый элемент демократии. Появление правовой государственности обусловлено развитием самого общества и становится возможным только в результате всестороннего развития гражданского общества. В современных демократических странах классические принципы правового государства дополняются принципом социальной ориентации. Концепция правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVII-XIX вв. в работах Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И. Канта, Т. Джефферсона и др. Наиболее полное теоретическое обоснование теория правового государства получила в работах немецких юристов Т.К. Велькера и Р. фон Моля, а также российских ученых — Б. Чичерина, П. Новгородцева, М. Ковалевского.

Источник: Новейший политологический словарь

Правовое государство
определенная форма организации государственной власти, где государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равенстве всех перед законом. В правовом государстве воплощаются принципы всеобщего, прямого, равного избирательного права, а его гражданам обеспечивается доступ к участию в государственных и общественных делах. Для создания гарантий от злоупотребления властью осуществляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. В правовом государстве реализуются гражданские права человека на уровне международно признанных норм: исключение любой дискриминации, надежная законодательная защита личности и достоинства гражданина, неприкосновенность его жилища и имущества, свобода выбора профессии, определения места жительства, выезда и въезда в страну, гарантия тайны переписки и телефонных переговоров, свободы слова, печати и информации, свободное самоопределение человека в его мировоззрении и духовных интересах, всемерная защита гражданских прав со стороны судебных органов и общественных организаций.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
legal State) - высокоразвитый тип демократического государства, в котором жизнь и деятельность строится в строгом соответствии с законами, нормами и правилами, воплощенный в праве. Идея П.г. выдвигалась еще античными мыслителями в древности. Передовые представители буржуазной политической мысли противопоставили ее феодальному произволу. Ее философско-правовые основы сформулировал И. Кант. В бывшем СССР в 80-е годы речь шла о П.г. как одном из основных направлений реформы советской политической системы, но эта идея не получила реализации. Российская Федерация как ее характеризует. Конституция РФ есть демократическое федеральное правовое (статья 1), социальное (статья 7), светское (статья 14)) государство с республиканской формой правления (статья 1). Согласно сложившимся в мировом сообществе представлениям основными элементами П.г. можно считать: гарантию основных прав граждан; разделение властей: законность управления; конституционность законов, независимость судей; запрет обратного действия законов уголовного права; правовая защита, правовой контроль, правовая защищенность (безопасность) граждан и справедливость.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
демократическое государство, в котором деятельность всех его органов и должностных лиц основана на строгом соблюдении законов. Требования правовой государственности таковы: гарантированность в стране прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов; верховенство конституции и принципа законности; демократическая форма правления; разделение властей и их взаимодействие; взаимная ответственность государства и гражданина. Поскольку понятие «правовое государство» исходит из идеи подчинения государства праву, а подавляющее большинство норм создается или санкционируется государством, принципиальное значение имеет характер самого права: соответствует ли принципам равноправия, демократии, социальной справедливости, гуманизма и другим общечеловеческим ценностям. Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством (ст. 1, ч. 1). Формирование П.г. — сложный процесс, который связан с необходимостью преодоления стереотипов правового нигилизма, повышения правовой культуры государственного управления на всех его уровнях, совершенствования судебной системы и рядом других факторов политического и правового характера.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Правовое государство
тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти: общее демократическое устройство системы власти и политики правового государства органически связано с его правовыми установками. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, правовое равенство граждан перед законом. Центральным моментом здесь стала разработка конституционных документов и борьба за конституционное правление, занявшая более трех столетий, которые истекли со времени первых трудов политических философов В.Гумбольта и Джона Локка (1632-1704) - с именем которого связано начало эпохи Просвещения, В дальнейшем в конституционном в политико-правовом творчестве приняли участие крупнейшие мыслители Иммануил Кант (1724-1804), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) и другие. Значительными событиями на пути к правовому государству стали в XVIII веке Конституция Великой Французской революции и Конституция США, оказавшаяся одной из самых ранних и самых стабильных. В XIX-XX веках конституционная проблема стала одним из важнейших предметов политических и юридических исследований виднейших ученых (Г. Елинек, К. Шмитт и др.). Решающими факторами создания правового государства стали общее политическое, социальное, экономическое, культурное развитие общества, его новых цивилизационных, гуманных, технических и научных основ.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

ГОСУДАРСТВО правовое
вид демократического государства, политический режим которого опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свободы человека и народов.
Т.п. - это государство, самоограниченное в своей деятельности демократическими и гуманистическими нормами права. Оно несовместимо с беззаконием, самоуправством, диктатурой, субъективизмом, своеволием в политике, характерными для авторитарных и тоталитарных режимов, с разгулом преступности и коррупции, закулисными политическими интригами, клановостью и т.д. Социальной основой действительно Г.п. служит гражданское общество, без признания которого ни государство, ни право не могут считаться легитимными. Именно легитимность государственных и правовых установлений выступает в качестве важнейшей гарантии соблюдения законности и правопорядка в гражданском обществе. Концепция Г.п., выступая против отождествления общества и государства, вместе с тем исходит из недопустимости противопоставление их друг Другу, из признания необходимости достижения их гармонического взаимодействия на правовой основе. Важной чертой Г.п. является реальное осуществление разделения, взаимодействия и взаимного контроля трех основных ветвей власти - представительной (законодательной), исполнительной и судебной - при особой роли последней, выступающей в Г.п. гарантом соблюдения законности и права. В Конституции РФ записано, что наше государство является Г.п. Но это положение следует рассматривать как выражение стремления достичь в будущем такого государства, ибо становление Г.п. - длительный и сложный исторический процесс.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

Правовое государство
государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. Основными признаками П. г. являются: 1. Верховенство закона. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Вся система государственной власти должна быть организована строго в соответствии с должностные лица вправе делать только то, что вытекает из конституции и других законов. 2. Незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан. Конституция определяет взаимную ответственность государства и граждан и предоставляет всем гражданам гражданские, политические права и свободы. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. 3. Равенство всех граждан перед законом независимо от занимаемой должности или социального статуса. 4. Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей должно предотвратить концентрацию всей полноты государственной власти в одних руках и обеспечить возможность гражданам контролировать государство, в том числе путем выборов высших государственных должностных лиц. 5. Независимый суд, призванный действовать в соответствии с законом. В Конституции Российской Федерации подчеркивается, что Российская Федерация является П. г.: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (статья 2).

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ
тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права, наличие реального разделения властей, строгий общественный контроль за сложившейся публичной политической сферой. Власть и гражданин, государство и общество выступают здесь равными субъектами права. При этом форма правления в правовом государстве может быть различной: от демократической республики до конституционной монархии (например, в Великобритании). Идея правового государства разрабатывалась в Европе и США с начала Нового времени; классиками ее явились Д.Локк, Т.Джефферсон, И.Кант и др. представители либерально-демократической традиции. Причинной основой развивающегося правового государства является становящееся гражданское общество; их развитие - длительный рефлексивный (обоюдообусловленный) процесс. Правовое государство выступает при этом представителем и гарантом многообразных интересов гражданского общества в политической сфере. Правовое государство означает создание между властью и гражданином целой системы права, законодательства, регулирующей их взаимоотношение на договорной, контрактной основе (см: "Политика и право", "Общественный договор"). Ролевая функция правового государства как минимального государства, сводится в гражданском обществе к установлению определенных, известных всем правил игры. Если сторонники либеральной традиции полагают, что право, ограничивающее власть, кладется отношениями, вызревающими внутри гражданского общества, то "юридический позитивизм" (Г.Еллинек, Р.Иеринг, Г.Кельзен) источником права провозглашает само государство, которое тем самым само себя ограничивает; получается, что всякое государство правовое. Ренессанс идеи правового государства в ХХ в. связан с именами М.Фридмана и Ф.А.Хайека, а также с т. н. "неоконсервативной революцией" рубежа 70-80 гг. ("рейганомика" и "тэтчеризм").

Источник: Словарь по политологии

Правовое государство
Правовым государством называют такую характеристику организации государственной власти, для которой характерны следующие принципы: 1. Верховенство правового закона, означающее, что: - действующие законы имеют правовой характер, т.е. исходят из признания в качестве собственной основы прав человека; - центральное место в системе законов принадлежит конституции; - законы принимаются только парламентом как высшим представительным и законодательным органом власти и не могут быть изменены, отменены правительственными распоряжениями и ведомственными актами. 2. Взаимная ответственность государства и гражданина. 3. Юридическое равенство граждан, организаций и должностных лиц. 4. Презумпция невиновности, означающая, что никто, кроме суда, не имеет права признать человека виновным в нарушении закона. 5. Государственная власть формируется и действует на основе и в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, одной социальной группы, одной властной структуры и гарантировать свободу граждан. 6. Действие принципа плюрализма во всех сферах жизнедеятельности общества (в политике, экономике, идеологии и т.д.). 7. Обеспечение широких возможностей для самоопределения человека и его свободно организуемых гражданских ассоциаций (структур гражданского общества). Правовое государство – неотъемлемый элемент демократии. Появление правовой государственности обусловлено развитием самого общества и становится возможным только в результате всестороннего развития гражданского общества. В современных демократических странах классические принципы правового государства дополняются принципом социальной ориентации. Концепция правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVIIXIX вв. в работах Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И. Канта, Т. Джефферсона и др. Наиболее полное теоретическое обоснование теория правового государства получила в работах немецких юристов Т.К. Велькера и Р. фон Моля, а также российских ученых – Б. Чичерина, П. Новгородцева, М. Ковалевского.

Источник: Политология. Глоссарий. Национальный МСУ Горный. СПб 2015

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Термин «П. Г" (перевод с нем. rechtsstaat) впервые появился в нем. юридической литературе в первой трети XIX в., благодаря работам К. Велькерта, X. 3игварта и Р. Моля. Однако представления о П. Г. появились задолго до того как «слово было найдено». Рождение идеи П. Г. относится к античности, когда древними заторами был поставлен вопрос о соотношении государства и права. Глубокая и серьезная разработка теории П. Г. начинается с эпохи буржуазных революций. В историю человечества навсегда вошли имена философов,ставших основоположниками учения о П. Г. —Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И. Канта и др. В центре концепции П. Г. — представления о верховенствующем положении права над государством. Право — это мера свободы, равенства и справедливости. Все законы, акты и действия государства производны от права и должны быть с ним согласованы — вот, первый принцип П. Г. Второй принцип Л. Г — принцип законности — гласит, что «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества» (Дж. Локк). В связи с этим принципом возникли и вполне естественные вопросы: как гарантировать законность в обществе? каковы должны быть механизмы, защищающие личность от деспотизма власти? Ответы на эти вопросы содержались в теории разделения властей, сформулированной Дж. Локком, Ш.-Л. Монтескье и детально разработанной последним. Теория разделения властей стала третьим принципом П. Г. Суть теории разделения властей — разделение компетенций и функций между органами государственной власти. Три рода власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны быть разделены в государстве и, в результате, превратиться в систему «сдержек» и «противовесов» органов власти, уравновешивающих друг друга по силе и политическому весу. Там. где законодательная и исполнительная власть соединены в одном лице или органе, — справедливо замечал Монтескье, — возможно создание тиранических законов во имя их тиранического применения. «Не будет свободы и в том случае, когда судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной», т. к. в этом случае она теряет свою независимость и рассчитывать на ее беспристрастное следование законам и контроль за их соблюдением не приходится. Выдающийся политический мыслитель еще в XVIII в. наглядно, на многочисленных исторических примерах, показал, что соединение властей, или, говоря современным языком, монополия власти, ведет к деспотизму и тирании. Историческая заслуга Монтескье в том, что он возвел принцип разделения властей в ранг конституционного, увидел в нем механизм обеспечения политической и личной свободы граждан. Исторический опыт свидетельствует, что результатом игнорирования принципов П. Г., их подмены «более совершенными» неизбежно становилось установление в том или ином виде диктаторского режима. Уже в XIX в. звучали предостережения о том, что замена П. Г. прямым народовластием может обернуться или деспотизмом народа, или деспотизмом лиц, стоящих у власти. Политический романтизм и политический нигилизм, вера в то, что в политической сфере можно построить все, что вздумается, игнорируя исторический опыт и достижения философской и политической мысли, в конечном итоге приводят к утрате человеческой свободы и достоинства личности. Приобщение к цивилизации, возвращение нашей страны в лоно мирового сообщества немыслимо без создания П. Г. (см. Парламент, Правительство).
Литература: Котляревский С. А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915; Барнашев А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Л., 1988; Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1989; Черниловский 3. М. Правовое государство: исторический опыт /Советское государство и право, 1989, № 4.

Источник: Толковый политический словарь

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
идея правового государства основана на двух предпосылках: суверенитете народа и признании личности приоритетной в праве, норме, служащей нравственным основанием в обществе и абсолютной санкцией в законодательстве. Как отмечал П.И. Новгородцев, стоит отринуть принцип личности, «и мы придем к необходимости узаконить произвол субъективной и изменчивой человеческой воли; и все равно, будет ли это воля индивидуальная или коллективная, воля личная или народная, она не может быть источником твердых норм, если она сама не признает над собой какой-либо высшей и твердой нормы».
Суть правового государства — в ограничении воли государства, его связанности правом и подчинении справедливому и общезначимому праву; в соблюдении норм, которыми государство связывает подвластных. Признанием подзаконности и ограниченности своей власти государство свидетельствует о существовании недосягаемой для его притязаний и неотчуждаемой ни при каких условиях области. Такой областью является внутренний мир человека, его неотъемлемые мотивы, устремления, идеи, понимаемые в качестве изначальных социально-политических, экономических, гражданских, религиозных и других прав, закрепленных в конституции или «запечатленных в сердцах» граждан и гарантируемых монархом Божьей милостью.
О проявлении принципов правового государства на практике можно судить по тому, насколько государство склоняется перед властью права и признает его руководящим началом своей жизни и насколько оно отказывается от своей исключительности и замкнутости, подчиняется высшему принципу международного общения, допускает и признает права других государств и народов. Наличие и признание государством постоянных элементов существующего правопорядка находит воплощение в конституциях и конституционных гарантиях. В противном случае — государство правовым не является.
В числе провозвестников, обосновавших учение о правовом государстве, были Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский, Дж. Локк и Т. Гоббс, Дж. Мильтон и С. Пуффендорф, И. Кант и Гегель и др. В России — А.Н. Радищев, М.М. Сперанский, Н.И. Новиков, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский и др.
Основные положения концепции правового государства таковы:
1)верховная власть едина и неделима в том смысле, что она не должна и не может допускать другой власти, стоящей над нею или рядом с нею. Однако она имеет свою границу;
2)неотчуждаемые права личности, охраняющие жизнь человека и его свободу «мысли и совести» от возможных бюрократических злоупотреблений. Это и есть идея суверенитета народа и личности (верховная власть всегда имеет свою границу, очерченную правами граждан);
3)между народом, личностью и государством существует договор о правах на жизнь, свободу и независимость, подкрепленный «народовластием и парламентаризмом» в конституции;
4)гарантией выполнения договора и реализации прав является разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной). Власти должны быть строго разграничены, чтобы не пострадал суверенитет народа и личности. Законодатели не должны быть одновременно и исполнителями закона, а законодательное собрание — временный орган народной власти;
5)децентрализация в социально-экономической и культурных сферах. При этом защиту прав граждан берут на себя демократические организации (гражданские и политические), которые становятся посредниками между центральной властью и различными слоями общества, представляя интересы последних. При этом государство не отказывается от власти;
6)свобода печати;
7)отделение суда от администрации. Законодательной власти нельзя предоставлять исполнение изданных ею законов; это было бы для нее большим соблазном. Именно здесь коренится опасность того, что Токвиль называл «демократическим деспотизмом», а Новгородцев — «деспотизмом парламента».
Единое право, одинаково обязательное для всех, господствующее над сильными и слабыми, в правовом государстве требует единой власти. Единство власти предполагает способность граждан свободно принимать собственные решения, наличие в обществе инакомыслия, сопряженного с принятой в стране конституцией. Без этого политические и иные решения государства неплодотворны, а власть и страна перестают быть единой, распадаются.
Черты развитого правового государства наполняются реальным содержанием при условии полного участия масс в политической жизни, что затрудняется концентрацией экономической власти в руках элиты, создающей олигархическую модель власти и политики.
В.И. Шамшурин

Источник: Политический словарь нашего времени.

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ
правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.
Идея Г.п. имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Однако возникновение целостной концепции Г.п. относится к концу XVIII - началу XIX в., периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Естественно, при всей новизне идеи и концепции Т.п., разработанные Г. Гроцием, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ш. Л. Монтескье, Т. Джефферсоном и др., опирались на опыт прошлого, на достижения предшественников, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.
Идеи Локка, Монтескье и др. представителей политической мысли оказали прямое влияние на конституционное законодательство. Это отчетливо проявилось, напр., в Конституции США 1787, во французской "Декларации прав человека и гражданина" 1789, в целом ряде др. правовых актов.
Сам термин "Г.п." утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Велькера и Р. фон Моля.
Ценностный смысл идеи Г.п. состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированное(tm) его свободы, подчинении государства обществу.
Основополагающими принципами Г.п. являются: 1) верховенство права, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией Г.п.; 2) реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким "даром" властей, а принадлежат ему от рождения. В этом смысл традиционного для идей Г.п. противопоставления неотчуждаемых прав индивида феодальным представлениям об их октроированном (дарованном, жалованном) характере; 3) взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, др. государствами и всем международным сообществом. Не менее важна и ответственность перед обществом и государством; 4)разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа .или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения; 5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж.
Особое место занимает проблема положения личности в Г.п. Само по себе Г.п. - не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности. В этой связи было бы неправильно считать правовым любое государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо сами законы могут быть разными. Поэтому важно иметь критерии, позволяющие определять степень демократичности законов, действующих в той или иной стране. На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом Т.п., которые положены в основу документов, принятых мировым
сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Пакт о гражданских и политических правах и ряд конвенций (напр., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.). В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Государственно-правовые идеи М. Фуко

Доровских Владимир Иванович
В статье обосновывается значение теоретико-методологических разработок М.
Читать PDF

Государственно-правовые идеи К. Шмитта

Гаранов Е. Н.
В статье рассматриваются теории К Шмитта, дается анализ исследований трудов ученого, посвященных государству и праву.
Читать PDF

Турция на пути формирования правового государства

Раянов Фанис Мансурович
Рассматриваются пути становления в Турции институтов парламентаризма и выхода через них к принципам правового государства.
Читать PDF

От полицейского государства к правовому государству

Никлас Луман
Читать PDF

О некоторых аспектах становления правового государства

Касабеков Сайлау Аманжолулы
Исследуются проблемы формирования правового государства. Главными принципами в правовом государстве утверждаются суверенность, самодеятельность и ответственность человека.
Читать PDF

Государственно-правовой критицизм М. Фуко и Н. Хомского

Шарков Е. М.
Критицизм на первый взгляд не имеет ничего общего с политической властью и делает вид, что от нее независимы, тогда как это далеко не так, по мнению М.
Читать PDF

Идеи правового государства в трудах С. А. Котляревского

Виноградов Николай Александрович
Статья посвящена С.А. Котляровскому, ученому в области всеобщей истории и государственного права Московского университета, политическому деятелю начала XX века.
Читать PDF

Философские основы теории правового государства в России

Лайтер Андрей Владимирович
В статье анализируется религиозно-философское течение осмысления теории правового государства в России конца XIX начала ХХ в.в.
Читать PDF

Социально-правовые основания государственной власти России

Ромашов Роман Анатольевич, Тищенко Александр Геннадьевич, Щербаковский Г. З.
Читать PDF

Правовая диалектика взаимоотношений государства и человека

Петров Андрей Владимирович, Каден Андрей Генрихович
В статье анализируется эволюция представлений о «правах человека» на различных этапах становления и развития современных демократий.
Читать PDF

Государственное управление процессом правовой социализации

Гусаров Александр Валерьевич, Афасижев Туркубий Индрисович
Статья посвящена анализу современного управленческого процесса, призванного оптимизировать правовую социализацию в условиях функционирования сложившейся и развивающейся правовой системы.
Читать PDF

Теории государственного управления в правовых учениях Китая

Лян Минь Янь
Рассматриваются основные политические, правовые и философские учения Китая о государственном управлении, которые сформировались в прошлом, но развиваются в современный период.
Читать PDF

Роль правовой системы в модернизации российского государства

Родионова Антонида Кузьминична
На примере избирательного права рассмотрены процессы преобразования российской правовой системы с 1990-х гг.: позитивного права, политико-правовых практик и правового сознания россиян.
Читать PDF

Государственный суверенитет как философско-правовая проблема

Лапаева В.В.
Проблема государственного суверенитета рассматривается в контексте философско-правового дискурса по вопросам глобального мироустройства.
Читать PDF

Протестантизм и формирование принципов правового государства

Костина Наталья Петровна
В статье анализируется история формирования основ правового государства, основными мировоззренческими посылками которого являются идея индивидуализма и идея плюрализма.

Похожие термины: