ХАЙЕК ФРИДРИХ АВГУСТ ФОН

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ХАЙЕК ФРИДРИХ АВГУСТ ФОН

1899–1992) – австрийский философ либерал-консервативного толка, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 года. Развил основные положения политического либерализма, подвергнув обстоятельной критике нелиберальные политические учения (социализм, национализм). Рассматривал социальные процессы как развитие свободного и ничем не обусловленного процесса, складывающегося из совокупности отдельных воль автономных индивидуумов. Считал, что сложившиеся буржуазные хозяйственные механизмы оптимально соответствуют потребностям человека.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

ХАЙЕК ФРИДРИХ АВГУСТ ФОН

Hayek) (1899-1992)

английский экономист и философ, представитель экономического либерализма, развивавший традиции австрийской школы. Родился в Австрии, работал в Великобритании, США, Германии и Австрии. Основные направления научных исследований: денежная теория, методологические проблемы экономической науки; полемизировал с кейнсианством. Подверг острой критике идеи и практику социализма. Автор книг «Дорога к рабству» (1944), «Закон, законодательство и свобода» (т. 1-3, 1973-79), «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма» (1988) и др. Один из вдохновителей (наряду с М. Фридменом) неоконсервативного поворота в экономической политике стран Запада. Нобелевская премия (1974, совместно с Г. Мюрдалем).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ХАЙЕК Фридрих Август фон
1899-1992) — австрийский экономист и политический философ, доктор права и политических наук, лауреат Нобелевской премии в области экономики (1974), сторонник концепции «свободного общества» и либеральных принципов в экономике. В работе «Дорога к рабству» (1944), принесшей Хайеку мировую известность, исследуются два альтернативных способа организации социальной жизни — рыночный порядок и централизованное государственное планирование; прослеживаются общие корни всех тоталитарных идеологий — фашизма, нацизма и коммунизма. Среди других работ — «Коллективистское экономическое планирование: критическое изучение возможностей социализма» (1935); «Индивидуализм и экономический порядок» (1948); «Конституция свободы» (1960); «Право, законодательство и свобода»; (1988); «Пагубная самонадеянность: заблуждения социализма» (1988).

Источник: Новейший политологический словарь

ХАЙЕК ФРИДРИХ АВГУСТ ФОН

(Hayek, F.A. von) (1899–1992) Австрийский политэкономист, проведший значительную часть жизни в Великобритании. В "Дороге к рабству" ("The Road to Serfdom", 1944) изобразил картину того, как вмешательство государства и коллективизм – даже в умеренных формах – неизбежно приводят к уничтожению свободы. Как в Британии, так и в США книга стала руководством для сторонников теории невмешательства (laissez-faire), а также противников кейнсианской (см. Кейнс) экономики и государства благоденствия в те три десятка лет, когда их взгляды были слабо представлены в структурах государственной власти. Хайек отнюдь не был упрощенным сторонником теории невмешательства и в "Конституции свободы" ("The Constitution of Liberty", 1961) уделил место рассуждениям о структуре государственной власти и правлении закона, необходимых для процветания свободы и торговли.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ХАЙЕК Фридрих Август фон
(1899–1992) – экономист и философ, представитель экономического либерализма. Родился в Австрии, работал в Великобритании, США, Германии и Австрии. Лауреат Нобелевской премии. Автор книг «Дорога к рабству» (1944), «Закон, законодательство и свобода» в 3-х томах (1973–1979). Успех, по его мнению, определяется не только духом наживы, биржами и банками, но и нравственностью, традиционной моралью. Рассматривал мораль как традиционное ограничение на стремление к человеческим удовольствиям. Мораль не ведет туда, куда нам хочется, а лишь предупреждает не следовать короткими путями к желаемому. Важнейшие правила традиционной морали и два полюса подсознания – частная собственность и семья. Частная собственность – это создание материальных благ, а семья – инстинкт самосохранения и воспроизводства. Реформаторы, включая строителей коммунизма, никогда не могли преуспеть в построении устойчивого общества, отрицающего собственность и семью. Целью социализма была дискредитация традиционной морали. Однако социальные институты, с помощью которых западноевропейская цивилизация защитила свободу личности против посягательств государства, оказались неприемлемыми для других культур, где либерализация не всегда означает демократизацию, существует традиционный приоритет государства над личностью.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

ХАЙЕК ФРИДРИХ АВГУСТ ФОН

Фридрих Август фон(1899 —1992), экономист и философ, представитель экономического либерализма. Родился в Австрии, работал в Великобритании, США, Германии и Австрии. Лауреат Нобелевской премии. Автор книг «Дорога к рабству» (1944), «Закон, законодательство и свобода, в 3-х томах» (1973-79). Успех, по его мнению, определяется не только духом наживы, биржами и банками, но и нравственностью, традиционной моралью. Рассматривал мораль как традиционное ограничение на стремление к человеческим удовольствиям. Мораль не ведет туда, куда нам хочется, а лишь предупреждает не следовать короткими путями к желаемому. Важнейшие правила традиционной морали и два полюса подсознания — частная собственность и семья. Частная собственность — это создание материальных благ, а семья — инстинкт самосохранения и воспроизводства. Реформаторы, включая строителей коммунизма, никогда не могли преуспеть в построении устойчивого общества, отрицающего собственность и семью. Целью социализма была дискредитация традиционной морали.
Однако социальные институты, с помощью которых западноевропейская цивилизация защитила свободу личности против посягательств государства, оказались неприемлемыми для других культур, где либерализация не всегда означает демократизацию, существует традиционный приоритет государства над личностью.
В известной книге Фридриха фон Хайека «Дорога к рабству» дается следующая интерпретация двух альтернативных способов организации общественной жизни. Экономическая деятельность затрагивает небольшую маргинальную часть человеческих потребностей. Это заставляет многих людей верить в отсутствие угрозы фундаментальным жизненным ценностям от централизованного планирования. Однако экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей. Политическая свобода невозможна без экономической, являющейся необходимой предпосылкой любой свободы — права выбора любой деятельности и сопряженного с этим риском и ответственностью. Частная собственность является главной гарантией свободы, а стремление к равенству губит эту лучшую из возможностей, когда либо дарованных миру. Чем больше стремление обеспечить всеобщую экономическую защищенность путем воздействия на механизмы рынка, тем меньше оказывается реальная защищенность людей.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник