КАНТ Иммануил

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КАНТ (Kant) Иммануил
1724-1804) — выдающийся представитель немецкой классической философии, автор завершенной философско-политической концепции либерализма. Тезис Канта о максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права стал одним из оснований концепции правового государства. Основные работы: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755); «Критика чистого разума» (1781); «Критика практического разума» (1788); «Критика способности суждения» (1790) и др.

Источник: Новейший политологический словарь

Кант Иммануил
1724-1804), немецкий философ, рационалист. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, по Канту, постулатами “практического разума”, необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга – категорический императив. Категорический императив – центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей независимо от их происхождения, положения обстоятельств. Требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом и относиться ко всякому человеку как к цели, а не только как к средству.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

КАНТ Иммануил
(1724–1804) – великий немецкий философ, создатель теории множественности миров. Великий ученый, соединивший в себе философа и географа, изучавший духовные и земные горизонты, сформулировал представления об имманентном и трансцендентном мире, в котором географические понятия органически сливаются с философскими. Представления о множественности миров являются фундаментом геофилософии, цивилизационной геополитикии теории больших многомерных пространств имманентного мира Земли. Великий мыслитель не путешествовал в реальном географическом пространстве, но открыл Великий океан, «берега» которого ещё не удалось достигнуть никому. Но именно на этих «берегах», в определенных пограничных состояниях, можно увидеть то, что есть на самом деле. Это не рубежи познания и человеческих возможностей, а состояний, существующих только на границах: абсолютно правильный миропорядок и справедливость, истина и идеал, рождение и смерть, любовь и ненависть. Создаваемые ими поля, напряжения никогда не являются частью очерчиваемого границей мира, хотя благодаря этому в нем может что-то произойти. В отличие от Римленда и других «берегов» традиционной геополитики, кантовские энергонасыщенные «берега» можно увидеть только в Великом океане многомерного коммуникационного пространства Земли.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

КАНТ Иммануил (1724-1804)
родоначальник немецкой классической философии.
Свои политико-правовые воззрения Кант изложил в трактатах: "Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения", "К вечному миру", "Метафизические начала учения о праве".
Краеугольный принцип социально-политических воззрений Канта состоит в том, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью. Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, - в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. Кант называет его "категорическим императивом". Он гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". Или иными словами: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели и никогда только как к средству.
Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Всякое право должно выступать как право принудительное. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство - исконный и первичный носитель принуждения. По Канту, оказывается, что государственность вызывают к жизни и ее бытие оправдывают в конце концов требования категорического императива.
Выдвижение и защита Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства - в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать Канта одним из родоначальников концепции правового государства.
Заимствованную у Ш.Л. Монтескье идею разделения властей в государстве Кант не стал толковать как идею равновесия властей. По его мнению, всякое государство имеет три власти: законодательную (принадлежащую только суверенной "коллективной воле народа"), исполнительную (сосредоточенную у законного правителя и подчиненную законодательной. верховной власти), судебную (назначаемую властью исполнительной). Субординация и согласие этих трех властей способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

КАНТ ИММАНУИЛ
(Kant, Immanuel) (1724–1804) Немецкий философ-идеалист. Прожил спокойную жизнь ученого в восточнопрусском городе Кенигсберге (ныне Калининград). Пример Канта – одного из величайших европейских мыслителей – служит большим утешением для философов, поскольку наиболее значительные труды он опубликовал после 57 лет. Канта обычно не причисляют к теоретикам политики. Но его философия этики и права настолько глубоко проникает в природу долга, закона и свободы, что исключить ее из теории политики означало бы ограничить эту теорию. Зачастую Канта провозглашают теоретиком Просвещения (Englishtenment). Между тем его взгляды часто противоположны взглядам многих его современников. Гольбах (Holbach) во Франции и Бентам (Bentham) в Англии выдвинули этические теории, по сути гедонистичные и консеквенциалистичные (consequentalism), оценивающие действия и поступки по их последствиям для благосостояния людей, а не по их соответствию какому-либо естественному либо божественному закону. Кант же, напротив, пытался воссоздать традиционные учения на новых, разумных основаниях. Главный его аргумент заключается в выведении формы и содержания наших обязанностей из природы нашего существования как разумных, независимых личностей. Природа этого аргумента сходна с той, что Кант использовал для обоснования универсальности причинности в своей философии науки "априорных синтетических суждениях". Иными словами, утверждения, которые должны нами приниматься не потому, что являются логически неизбежными или наглядно истинны в этом мире, а потому, что они служат предпосылками, которые необходимо делать, если мы хотим предаться какому-либо определенному разумному рассуждению. Так, мы должны исходить из того, что причинность существует, если хотим иметь науку, и из того, что существуют всеобщие нормы, если мы – как существа разумные – хотим опираться на моральные доводы. Таков "категорический императив", требующий действия только на основе норм, которые необходимо осознать в качестве всеобщих законов. Самая общая из вытекающих отсюда норм состоит в том, что всякая личность должна рассматриваться как сама цель, а не как средство осуществления задач. Долг, порожденный категорическим императивом, есть для Канта "возвышенное и могущественное имя", а добродетель является выражением долга, потому что она и есть долг. (Эта точка зрения вызвала сатирическое замечание поэта Фридриха Шиллера, назвавшего ее учением, которое не позволяет исполненному сочувствия человеку быть добродетельным, поскольку такой человек извлекает удовольствие из благополучия окружающих.) В "Философии права" – Кант доводит свои взгляды на долг до полной завершенности, воображая общественный договор в обратном виде: где все решили покончить с обществом и слиться с природой. Расторжения, распада нельзя допускать, говорит Кант, до тех пор, пока все преступники не отбудут наказание до конца. Подобный взгляд не имел бы, разумеется, никакого смысла в рамках консеквенциалистских допущений, поскольку, исходя из них, цель права и наказания – в том, чтобы добиться порядка и тем максимизировать благополучие в обществе. Если с обществом предстоит покончить, наказание не служит никакой цели. Политически наиболее заостренные труды Канта имеют отношение к всеобщности его теорий этики и права. В "Вечном мире" (1795), предвидя упадок власти отдельных государств, он отстаивает право "Лиги Наций" создать и применять естественное, разумно выводимое и (следовательно) международное право, когда настанет время утвердить всеобщую властную структуру. Многих современных мыслителей можно назвать неокантианцами в той мере, в какой они стремятся объяснить моральные нормы всеобщей ценности, которые должны соблюдаться невзирая на последствия в каком-либо насущном свойстве человеческого состояния.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
84.21 кб

Иммануил Кант о высшей сущности

Кашин В. В.
2004 год для мирового философского сообщества год Иммануила Канта. 22 апреля исполняется 280 лет со дня рождения. 12 февраля 200 лет со дня смерти великого философа. Кант пришел к выводу: мораль не нуждается в религии.
Читать PDF
990.49 кб

Владимир Соловьев и Иммануил Кант

Нижников Сергей Анатольевич
В статье анализируется восприятие Вл. Соловьевым творчества И. Канта, вскрываются проблемы, которые обнаружились при ассимиляции идей кенигсбергского мыслителя русской философией, отмечается, что Вл.
Читать PDF
355.20 кб

Иммануил Кант в последние годы жизни

Васянский Э. А. К.
Читать PDF
360.04 кб

Иммануил Кант в последние годы жизни

Васянский Э. А. К.
Читать PDF
252.13 кб

Иммануил Кант в последние годы жизни

Васянский Э. А. К.
Читать PDF
316.06 кб

Иммануил Кант в последние годы жизни

Васянский Э. А. К.
Читать PDF
350.26 кб

Иммануил Кант в последние годы жизни

Васянский Эрегот Андреас Кристоф
Читать PDF
307.62 кб

Был ли Иммануил Кант подданным России?

Кузнецов Владимир Александрович
Читать PDF
471.24 кб

Антропологический проект Иммануила Канта

Ознобкина Е.В.
Статья Е.В. Ознобкиной (1959-2010) посвящена нескольким важнейшим темам кантовской «Антропологии с прагматической точки зрения»: позиции наблюдателя, пониманию Я, пяти внешним чувствам и характеристике чувственности.
Читать PDF
142.59 кб

Русские свидетельства об иммануиле Канте

Круглое Алексей Николаевич
Читать PDF
1,003.26 кб

Категорический императив Иммануила Канта

Джиджавадзе Л. Г.
В статье раскрывается сущность термина «категорический императив», выявляются его характерные черты и связь с понятием «свобода».
Читать PDF
130.27 кб

Иммануил Кант. Трактаты. Рецензии. Письма

Троцак А. И.
Читать PDF
822.83 кб

Иммануил Кант о статусе мести и возмездия

Пилецкий Сергей Григорьевич
Тема мести и возмездия во все времена волновала умы философов. Нет, пожалуй, еще такой проблемы, которая бы провоцировала такой накал страстей и имела такой общественный «камертон звучания».
Читать PDF
196.15 кб

Наследие Иммануила Канта в современном мире

Чалый В.А.
Тема этого неформального выступления была предложена организаторами Фестиваля уличной еды, проходившего в сентябре в Калининграде на острове Канта.
Читать PDF
644.41 кб

Ценностные основы педагогики Иммануила Канта

Аксёнова Э. А.
В статье рассматриваются педагогическая теория и практика И. Канта, его фундаментальные мысли о воспитании и обучении. Особое внимание уделено воспитанию в теории И.