ФОМА АКВИНСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Фома Аквинский
1225 или 1226–1274) – крупнейший католический философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т.д.). Доминиканец. Сформулировал пять доказательств бытия бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т.п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция «естественного права» и другие), утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении. Основные сочинения: “Сумма теологии”, “Сумма против язычников”. Учение Фомы Аквинского лежит в основе томизма и неотомизма.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

ФОМА АКВИНСКИЙ
(Aquinas, St. Thomas) (ок. 1225–74) Теолог-католик и политический философ, один из крупнейших представителей научной мысли средневековья, основатель томизма. В основе его политической теории лежал аристотелизм. Она изложена в комментарии к "Политике" Аристотеля (Aristotle) (который содержится в трактате "De regimine principum" ("О правлении государей"), написанном при дворе Папы Римского в 1259–68 гг. и законченном другими), а также в большом сочинении "Summa Theologiae" II ("Сумма теологии" II). Часть первая. Рубрики 90–97. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский утверждал, что государство есть институт естественный, а не традиционный (как общественные организации, компании или клубы) и представляет собой идеальное общество ("communitas perfecta"). Государство естественно, потому что люди – это общественные животные. Им необходимо объединяться, чтобы выжить, обеспечить себе хорошее существование и создать условия для развития культуры. Стадные животные действуют инстинктивно, люди – опираясь на разум. Государство идеально, поскольку (в принципе) способно обеспечить человеку достижение его жизненных целей и не зависит ни от какого высшего общества в отличие от семьи (также естественного общества), выживание и материально-культурное развитие которой связаны с более крупным обществом. Любая власть, считает Фома Аквинский, от Бога (и в этом его отличие от Аристотеля), поскольку она связана с правом на жизнь и на смерть, которые, согласно церковной доктрине, являются прерогативой Бога. Однако он возвращается к аристотелизму, утверждая, что суверенитет верховной власти естественен (будь то монарх, парламентское правление или народное правительство) и что он дается Богом, но через посредство народа. Суверенитет естественен, потому что без органа управления, принимающего решения, обязательные к выполнению, возникнет анархия (anarchy), и люди могут уничтожить друг друга. Он дается через посредство народа, поскольку независимо от формы правления должен отражать его интересы. "Если народ (multitudo) не имеет возможности свободно устанавливать законы или отменять те, что ему навязывает высшая власть, то у него все равно есть обычаи, которые принимают форму закона, поскольку именно на основании этих обычаев те, кто вводит законы, имеют на это право" ("Сумма теологии" II. Часть первая. Рубрика 97, статья 3). Поэтому государство ни в коей мере не зависит от церкви. Цели и роли этих институтов совершенно различны. Вместе с тем Фома Аквинский верил в сверхъестественную цель человечества. Церковь в достижении этой цели является идеальной организацией, поскольку не зависит ни от какого другого института. По томистским взглядам, церковь как таковая ни в какой форме не подчинена государству, в то время как государство должно принимать во внимание интересы церкви, поскольку ее цель более возвышенна и к ней стремится каждый гражданин. Фома Аквинский сравнивает отношения между церквью и государством с отношениями между душой и телом. Как душа, так и тело играют особую, только им присущую роль, но в конечном счете роль души важнее. Это единство предназначения проявляется в гражданине, который имеет одну цель, но различные духовные и материальные потребности. Отношение гражданина к государству также имеет холистический характер. Гражданин подчинен государству, как часть подчинена целому, как части тела – телу. Но это не дает государству права неограниченной власти. С одной стороны, нельзя подчиняться закону, который противоречит закону Божию, с другой – гражданские законы, противоречащие естественному (т.е. духовному) закону, недействительны. В этом Фома Аквинский солидарен с большинством средневековых мыслителей, как и в признании правомерным тираноубийства. Поскольку политической властью наделяет Бог, правитель управляет как бы по доверенности. Если он злоупотребляет этим доверием и становится тираном, власть следует отобрать, даже если это сопряжено с насилием. Философские взгляды Фомы Аквинского до сих пор не потеряли актуальности. У него еще многому можно поучиться, особенно в том, что касается места и роли церкви, общих проблем суверенитета власти, прав граждан и силы закона. Его соединение аристотелизма с христианством внесло существенный вклад в развитие политической теории.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь



Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
299.41 кб

Фома Аквинский о тайне исповеди

Константин Владимирович Бандуровский
В статье рассматривается учение Фомы Аквинского о тайне исповеди и ее роль в становлении этого института.
Читать PDF
231.88 кб

Фома Аквинский. О вере и религии

Апполонов Алексей
Согласно Фоме Аквинскому, вопрос об отношении веры (fides) и религии (religio) есть вопрос об отношении содержания откровения (верований) и религиозного культа.
Читать PDF
282.38 кб

Фома Аквинский о мести и возмездии

Пилецкий Сергей Григорьевич
Данная статья посвящена древнейшей и актуальнейшей во все времена проблеме проблеме мести и возмездия. Она в концентрированном виде затрагивает, по сути, все глубинные аспекты человеческого существования и человеческого общежития.
Читать PDF
81.39 кб

Фома Аквинский о природе человеческой души

Печурчик Юзеф Юзефович
В статье исследуется противостояние двух подходов в средневековой философии, объясняющих природу человеческого разума. В качестве причины, приведшей к зарождению эмпиризма, рассматривается схоластизация философии Аристотеля.
Читать PDF
261.96 кб

Аристотель и Фома Аквинский о моральном неведении

Олег Эрнестович Душин
В статье подчеркивается особе значение проблемы неведения для истории европейской этики, ее развитие начинается с Сократа, утверждавшего, что превратные действия людей обусловлены ошибками в понимании цели поступка, связанными с н
Читать PDF
251.36 кб

Христианство и империя: Фома Аквинский, Данте, Вл. Соловьёв

Прибыткова Е. А.
Рассматривается влияние идей Фомы Аквинского и Данте на философско-правовое учение Вл. Соловьёва. Обаяние поэтической образности Данте сыграло важную роль в эволюции правовых взглядов Вл.
Читать PDF
124.47 кб

Некоторые аспекты современного атеизма и св. Фома Аквинский

Морерод Чарльз
Атеизм сегодня становится модным. Он принимает разные формы, но часто исходит из предположения, что в естественных науках существует только один, рациональный подход.
Читать PDF
246.21 кб

Ибн Туфейль и Фома Аквинский о доказательстве существования бога

Кириченко Олег Игорьевич
В данной статье рассматривается одна из центральных проблем средневековой схоластической философии проблема доказательства существования бога.
Читать PDF
120.83 кб

Приложение. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга III. Отрывки

Гайденко Виолетта Павловна
Перевод с латинского Гайденко Виолетта Павловна
Читать PDF
108.89 кб

Проблема богопознания в средневековой философии: Моисей Маймонид и Фома Аквинский

Санин Вячеслав
В статье рассматриваются вопросы средневековой гносеологии, в частности — богопознания, и связанные с этим аспекты соотношения веры и разума на примере рационализма Моисея Маймонида и Фомы Аквинского.
Читать PDF
2.59 мб

Святой фома Аквинский и становление российской философской медиевистики (размышления по поводу публи

Душин О. Э.