ВЛАСТЬ

Найдено 38 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Власть
отношениягосподстваи подчинения, способность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению (М. Вебер).

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Власть
отношения руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Власть
авторитет, обладающий возможностью подчинять свой воле, управлять и распоряжаться действиями других людей.

Источник: Методические указания по политологии

Власть (сила)
способность влиять на поведение других, обычно при помощи негативных или позитивных санкций по отношению к ним.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Власть

- способ управления людьми, при котором распоряжение руководителя обязательно для исполнения подчиненным ему лицом.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

Власть
форма организации общественных отношений, при которой один элемент этих отношений способен влиять на поведение другого с помощью авторитета, права или насилия.

Источник: Политико-терминологический словарь

Власть
способность и возможность проводить свою волю в межчеловеческих и межгрупповых коммуникациях, реализовывать намеченные цели, заставлять других людей подчиняться.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

ВЛАСТЬ
отношения руководства и подчиненных, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни [Марченко Г.И., Носков И.А. Имидж в политике. - М.: ВЛАДОС, 1997. -С. 19.1].

Источник: Сводный словарь по политологии

Власть
право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право на насилие и другие средства.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

Власть (авторитет)
право определять поведение людей, которое зиждется на добровольно принимаемой ими обязанности выполнять определенные требования. Власть может быть традиционной, рационально-правовой или исходить от личности.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

ВЛАСТЬ
способность, право и возможность подчинять действия людей, социальных групп, обществ для достижения определённых целей; — форма отношений, основанная на различном социальном статусе, неравенстве и взаимозависимости.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

...ВЛАСТИЕ
окончание составных слов, относящихся к характеристике разнообразных форм, видов, проявлений власти. Например, безвластие, двоевластие, единовластие, многовластие, одновластие, полновластие, троевластие и т.д.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ВЛАСТИ
authorities, administration) - лица, органы, учреждения, наделенные властью, выполняющие свои функции в разных звеньях, в разных масштабах, на разных уровнях, в разных регионах. Различают В. гражданские, военные, местные, колониальные и т.п.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Власть
способность оказывать воздействие на кого-нибудь, используя авторитет, силу, права. Власть политическая или государственная - это способность подчинить действия людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Власть
политическая сила, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их и подчиняет другого закону своей воли. По своему существу подобна авторитету. «Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно» (Лорд Эктон).

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

Власть
форма организации общественных отношений, при которой одна сторона этих отношений (отдельное лицо, группа лиц или организация) способна повлиять на поведение другой стороны вопреки ее воле, используя авторитет, право, средства политико-государственного управления и контроля или насилие.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

ВЛАСТЬ
в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.

Источник: Словарь по политологии

Власть
способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы в рамках социальных отношений, не считаясь с оказываемым сопротивлением. Власть - это волевое отношение между людьми, при котором один человек (или какой-либо субъект) воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Особенность властного влияния (в его отличии от других форм влияния) заключается в его принудительности.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

ВЛАСТЬ
-и, ж. 1. Право и возможность распоряжаться кем-чем-н., подчинять своей воле. Родительская в. 2. Политическое господство, государственное управление и его органы. Дискредитация власти – один из способов достижения своих политических целей (РГ. 2011.09.12). 3. Мн. Лица, облечённые правительственными, административными полномочиями. 4. Способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии, включая закон, традиции, авторитет, принуждение и др. Власть готова прислушиваться к мнению даже самых малых политических сил (РГ. 2012.22.02).

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

Власть
важнейший вид социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя акторами (участниками), один из которых подчиняется распоряжениям другого. Властеотношения включают в себя следующие элементы и условия: - не менее двух участников отношений, один из которых – субъект, а другой – объект; - приказ осуществляющего власть субъекта, то есть выражение им воли по отношению к объекту (тому, над кем он осуществляет власть); - подчинение объекта субъекту как обязательное условие актуализации властеотношений; - институциональные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы (издающий законы) субъект имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются (объект) обязан им подчиняться.

Источник: Политология. Глоссарий. Национальный МСУ Горный. СПб 2015

ВЛАСТЬ
форма социальных отношений, в широком смысле характеризующаяся способностью и возможностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Сущностью В. являются отношения руководства и подчинения. По сфере распространения, а также по набору соответствующих инструментов и приемов властвования выделяют, в частности, экономическую, политическую, военную, семейную и другие виды В. По числу индивидов, играющих ключевые роли среди властвующих, виды В. иные: коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная. По степени доступности ролей в пирамиде власти для каждого субъекта системы различают В. открытую и закрытую. Необходима прежде всего для организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми, связанных с жизнью в обществе.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

ВЛАСТЬ
1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения; 2) политическое господство над людьми; 3) система государственных органов; 4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями. Возможны различные сферы проявления власти -экономическая, политическая, духовная, власть центра и мест, личная, родительская и др. Формы и пределы реализации властных функций: авторитарная, тоталитарная, демократическая; ограниченная, неограниченная. Исключительная власть данного государства на его территории определяется термином «государственный суверенитет». Конституционное право различает следующие виды власти: учредительную первичную и вторичную, учрежденную, иерархическую, законодательную, представительную, исполнительную, персонализированную и т.п. [Основы политологии: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / Под ред. А.В. Малько. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2000. - С. 70].

Источник: Сводный словарь по политологии

ВЛАСТЬ
система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение др. людей и их групп, опираясь на свои волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, обычаи и традиции и т.п.
Сущность В. находит свое выражение в отношениях господства и подчинения, руководителя и руководимого. Система В. включает в себя органы В., осуществляющих ее людей (субъекты В.); тех, на кого направлена В., - люди, их группы, социальные и политические органы и организации, общности и объединения и др. (объекты В.); и механизм В.: связи и взаимодействия, отношения между структурными элементами В., ее институтами, ценностями и нормами, социальный и по- литический контроль и т д. В. тесно связана с политикой, но не тождественна ей. С одной стороны, В. выступает как средство осуществления политики и именно осуществление определенной политики приводит к утверждению той или иной В. С другой, В. может носить не только политический, но и экономический или духовно-идеологический характер, не говоря уже о семейной или общественной власти неполитического характера. Наиболее важными и общими свойствами В. являются ее всеобщность, универсальность (т.е. охват ею всех сфер общественной жизни) и включенность, инклюзивность (т.е. проникновение во все виды деятельности). В обществе В. осуществляет общие организационные, регулятивные и контрольные функции.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

Власть
социальное взаимодействие, отношение между индивидами или группами, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Того, кто осуществляет В., называют субъектом В., а тот, в отношении кого осуществляется В., кто подчиняется, — объектом В. Важной особенностью властного взаимодействия является принуждение (или угроза принуждения), к которому прибегает субъект В., реализующий свои цели. В. можно определить и следующим образом: если констатируется факт способности субъекта А влиять на Б и добиваться поставленных целей, несмотря на нежелание и даже сопротивление последнего, то можно утверждать, что субъект А имеет В. над Б. В основе отношений В. лежит неравенство в обладании ресурсами В., а также наличие мотивации властного взаимодействия, т. е. наличия у объекта ц субъекта В. внутренних причин, мотивов, побуждающих их к вступлению во властное взаимодействие. Способы осуществления В. могут быть разнообразными: от насильственного, основанного на применении физической силы, до «мягкого», где подчинение достигается за счет внутренних психологических мотивов (авторитета субъекта В. и др.). В обществе существуют различные виды властных отношений: В. в семье, в организации, в группе. Особыми видами В. являются политическая В. (см. Политическая власть) и государственная В. (см. Государственная власть).

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

ВЛАСТЬ
англ. право управления - power, authority; господство - rule; ам. -branch; гр. - kratos; лат. - auctoritas, imperium; нем. - Macht; исп. - poder; ит. - domino, potere; португ. - poderio; фр. pouvoir; эксперанто - potenco) - 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения; 2 господство над людьми; 3) система государственных органов; 4) лица, государственные служащие, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями. Возможны различные сферы проявления власти (государственная, экономическая, политическая, духовная, военная, власть центра и мест, личная, родительская власть и др.), субъекты и объекты, носители, держатели, обладатели власти; масштабы и объемы власти (неограниченная, ограниченная, региональная, локальная, личная и т.д.); вариации В. (единовластие, двоевластие, многовластие, полновластие, всевластие, безвластие; комфорт, деформации, кризис, паралич В.); аспекты В. (В. семьи, В. в семье, В. над семьей, В. у семьи и т.п.). В правовом государстве определяющее значение имеет принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Иногда образно говорят о "четвертой В." - прессе, ее воздействии на общественные настроения и мнение. Ныне уже называют по-разному "пятую", "шестую", седьмую" и т.д. В Категория В. служит базисной в целой группе понятий - властвование, властелин, властитель, властность, властодержец, властолюбие, властоненавистник и др. В демократическом государстве определяющую роль играют устройство и система В., участие людей в осуществлении В., сила В., контроль со стороны В., контроль масс за В. Перспектива и идеал - полное народовластие. Наука о власти - кратология, система знаний, объединяющая более 70 областей и отраслей знания и наук. И еще раз напомним, что по одной из распространенных формул на Западе: "А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б". Читайте последующие понятия.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ВЛАСТЬ
это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни.
Человек ограничивает свои действия и подчиняется власти природы, общества и власти другого человека, общностей людей. В основе подчинения одного человека другому лежит естественное и социальное неравенство. При естественном неравенстве власть всегда носит характер межличностного взаимодействия, она персонифицирована, а при сознательном она теряет персонифицированную форму, поскольку является социальным институтом.
Власть как волевое отношение, способность заставить человека поступать определенным образом, форма организации индивидуальной и общественной жизни присуща личности как субъекту свободной, целесообразной, мотивированной осознанием необходимости изменения обстоятельств жизни и себя самой. Она естественно присуща человеку, хотя это не означает ее разумного применения вовне. Проблема состоит в том, что человек часто не задумывается о своих волевых устремлениях, возможностях и способностях, реализуя их автоматически. Кроме того, он часто осознает свое право на власть в случаях нарушения его интересов и необходимости борьбы за восстановление попранных прав и свобод, включение в сферу коллективных действий, когда происходит очевидное "наложение" воль и возникает ситуация выбора путей деятельности, механизмов и средств осуществления индивидуального интереса, интегрированного в конкретное целое: социальный слой, группу, государство, общество и т.п. Тем самым присущая человеку потребность власти вовлекается в орбиту различных форм общественной власти.
Видов общественной власти множество: экономическая, социальная, политическая, духовная, военная, семейная, национальная и др. Источниками власти могут быть сила, богатство и информация, знания, занимаемая должность и пр. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным продуктом развития общества, производства. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции.

Источник: Словарь по политологии

ВЛАСТЬ (КАК АВТОРИТЕТНО-ВЛАСТНОЕ ПОЛНОМОЧИЕ)
AUTHORITY) - влияние, проистекающее из признания другими, по их собственной воле, чьего-либо права вводить нормативные установления или отдавать распоряжения и рассчитывать на повиновение. Авторитетное полномочие власти можно характеризовать как влияние, основанное на легитимности: А располагает авторитетным полномочием власти в отношении В ( а потому и влиянием), поскольку В рассматривает притязания А в отношении себя как легитимные (законные) или правомерные. Авторитетно-властное отношение является субъективным, психологическим и моральным по своему характеру, в отличие от форм влияния, основанных на использовании материальных ресурсов или физическом принуждении. Кроме того, авторитетно-властное полномочие в своем действии основывается на доброй воле: данное лицо добровольно повинуется, ибо так - правильно, так подобает поступить. Авторитетное полномочие власти в какой-либо политической системе означает, что люди готовы следовать нормативным установлениям, принимать результаты такими, каковы они есть, и исполнять указания должностных лиц, осуществляющих управление. Источниками авторитетного полномочия власти в той или иной политической системе, согласно типологии Макса Вебера, на которую часто ссылаются, служат традиция, закон и харизматические качества политических лидеров. См. также Принуждение; Влияние; Власть (как властное могущество вообще).
Реальное значение. Различение авторитетно-властного полномочия среди других форм влияния - ключ к пониманию характера, какой носят в данной политической системе политика и отправление власти. Политические системы могут существенно различаться между собой по степени, в какой авторитетное полномочие власти приходится дополнять принуждением или другими стимулами, чтобы обеспечить подчинение распоряжениям. Всякое правительство стремится к усилению своей авторитетной полномочности, с тем чтобы уменьшить издержки, ценою которых удается добиваться повиновения, а также способствовать порядку и стабильности внутри системы. Постоянная широкая неудовлетворенность функционированием какой-либо системы может вести к упадку правительственного авторитетного полномочия и даже к насилию или революции, если недовольство достаточно велико. У политических же систем, выдерживающих испытание временем, обычно в активе оказывается авторитет традиции и законности.

Источник: 26 основных понятий политического анализа

ВЛАСТЬ

Власть выражается в отношениях двух сторон, одна из которых способна заставлять другую предпринимать действия, которые по своей воле ею предприняты не были бы. Предпочтения одной стороны становятся обязательными для другой, поскольку первая обладает способностью принуждать другую к подчинению под угрозой применения санкций. Желание избежать санкций таким образом обеспечивает повиновение одной стороны другой.
Правительства могут употреблять власть в отношении граждан, а другие политические организации (например, группы интересов и социальные движения) могут обладать властью ввиду способности использовать силу или насилие для достижения своих целей.
Природа власти — фундаментальный вопрос исследований в сфере политики. В своей книге «Власть: радикальный взгляд»[1](1974) Стивен Льюк c выделяет три измерения власти: одномерный взгляд (концентрирующий внимание на том, чьи мнения превалируют при принятии решений), двухмерный (исследующий как принятие решений, так и их непринятие) и трехмерный взгляд (внимательно рассматривается способность контролировать политическую повестку за счет способности манипулировать потребностями и предпочтениями людей).
Власть отлична от влияния, которое предполагает способность тех, кто не включен в процесс принятия решений, воздействовать на характер и содержание решений. Обладать такой способностью можно, в частности, в силу интеллектуальной весомости выдвигаемых аргументов.
В странах либеральной демократии правительства обладают как властью, так и авторитетом. Им подчиняются отчасти ввиду наличия всеобщего согласия с тем, что правительства имеют право править, а также потому, что для обеспечения подчинения законам могут быть применены санкции с использованием возможностей полиции, суда и пенитенциарной[2]системы. Власть в отрыве от авторитета имеет все шансы реализоваться в репрессивном режиме, прочность которого может быть подорвана через насилие, неповиновение или революцию.
Продолжаются оживленные дебаты по вопросу о том, распространена ли власть широко в обществе (как утверждают плюралисты) или сконцентрирована в руках небольшой группы влиятельных индивидов (как полагают сторонники теории элит и марксисты).
См. также статьи «Авторитет», «Либеральная демократия», «Марксизм-ленинизм», «Плюрализм», «Элита».

Источник: 101 ключевая идея политика

ВЛАСТЬ (КАК ВЛАСТНОЕ МОГУЩЕСТВО ВООБЩЕ)
POWER) - способность каким-либо желаемым образом воздействовать на поведение других. Стало быть, "власть", при широком определении, представляет собой синоним "влияния" и охватывает весь ряд механизмов влияния - от убеждения (влияние, успешно оказываемое без обещания вознаграждения или угрозы наказания со стороны обладающего властью) до умеренного давления или сделки (обещание вознаграждения, угроза наказания) и далее вплоть до крайне жесткого давления, применения силы, или принуждения (угроза сурового наказания или лишения [каких-либо благ]). Хотя "власть" и "влияние" часто выступают синонимами, многие аналитики рассматривают влияние как более широкое понятие, а властное могущество трактуют как форму влияния, производную от угрозы сурового наказания за неповиновение и претендующую на более высокую вероятность повиновения. См. также Власть (как авторитетно-властное полномочие; Принуждение; Влияние.
Реальное значение. Понятие власти и связанное с ним понятие влияния относятся к числу основных в политологических штудиях. Об изучении политики было сказано, что его предметом является "влияние и его носители" (Гарольд Лассуэл - H. Lasswell) или осуществление "власти (power), господства (rule) либо авторитетно-властного полномочия (authority)" (Роберт Даль - Dahl). Определения политики как процесса принятия решений или как "полномочно-властного (authoritative) распределения благ" (Дэвид Истон - Easton) суть в значительной степени вариации на тему власти. В области международной политики реалистическая школа, связанная с именами Ханса Моргентау (H. Morgenthau) и других, недвусмысленно использовала понятие власти в качестве важнейшего организующего понятия. Отыскивая инстанцию (locus) власти на местном уровне в ходе изучения проблемы власти в локальных сообществах, исследователи пытались усмотреть ее в таких системах, где известная роль принадлежит разного рода элитам. Вряд ли понятие власти, учитывая его широкую употребительность в качестве общеописательного понятия, исчезнет из концептуального арсенала [нашей ] дисциплины. Вместе с тем его полезность как инструмента анализа ограничена ввиду его нечеткости, а также ввиду затруднительности отыскания общеприемлемых мер для определения степени властного могущества. Оно даже описательно не намечает адекватным образом границ поля своего значения, ибо политическими отношениями охватывается нечто большее, чем само по себе отправление власти или оказание влияния, а властные отношения обнаруживаются во всех областях человеческой деятельности.

Источник: 26 основных понятий политического анализа

ВЛАСТЬ
свойство общественных отношений, проявляющееся в навязывании каким-либо социальным субъектом своей воли другим социальным общностям. Реализация В. — акт властвования — предполагает наличие определенных отношений между, как минимум, двумя сторонами — субъектом (носителем) 3. и подвластной стороной. Многие политологи придерживаются мнения, что главными между субъектом В. и подвластными являются отношения командования — подчинения. Основная проблема, с которой сталкиваются сторонники подобней трактовки, состоит в выяснении основ отношений командование — подчинение, или, иными словами, того, что именно позволяет В. навязывать свои решения всем остальным. Концепции легитимности и легальности (законности) В. не отвечают полностью на поставленный вопрос. Ряд политологов (Д. Картрайт, Б. Рейвен, Дж. Френч) считают, что властные отношения возникают и реализуются благодаря применению силы, вознаграждения, чувству единства подвластного с В. Другие исследователи рассматривают дефицитные ресурсы как источник В.: обладатели дефицитных ресурсов (напр.: знаний, информации, денег и т. п.) могут трансформировать их во В., обменивая их часть на желаемое поведение. Третьи (Д. Ронг) придерживаются мнения, что как границы, так и субъекты В. не остаются неизменными: меняются обстоятельства — меняются и властвующие и подвластные. Многогранность феномена В. породила различные подходы к нему. Согласно бихевиорализму (см. Политическое поведение), В. — это одновременно и цель для большинства и средство для тех, кто ею обладает; поэтому исходным в поведении любого человека является «воля к В.», стоящая на первом месте. Борьба между людьми — это прежде всего борьба за В. и за ее перераспределение. Компонентами властных отношений являются элиты, социальные группы, политические лидеры. В зависимости от акцентов на тот или иной компонент различаются элитистские концепции В. (см. Элитизм), плюралистические концепции В. и теории партисипаторной демократии. Достаточно распространена и еще одна теория, согласно которой участники властных отношений ведут между собой «игру», целью которой является увеличение объема В. «Игра» организуется по определенным правилам, а ее ареной является «рынок В.», где В. согласно установленным правилам продается, покупается, обменивается. Товарами на этом «рынке», обмениваемыми на В., выступают политические лидеры, политические программы и средства их реализации, методы ведения политической борьбы и т. п. Политическая В. реализуется через институты политической системы.
Литература: Власть: Очерки современной политической философии Запада М., 1989; Власть: философско-политические аспекты. М., 1989; Амелин В. Н. Власть как общественное явление.// Социально-политические науки, 1991, № 2.

Источник: Толковый политический словарь

ВЛАСТЬ
способность и возможность личности или группы (класса, нации, партии, государства и т.д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе. В то же время власть, как общественное явление, подчиняется объективным законам, не зависимым от человеческих представлений и стремлений, определяющим и регулирующим процессы социального развития, в которых экономические факторы играют решающую роль. Власть распределена по всем уровням социальной иерархии в обществе. Проявляется она через ее средства — богатый арсенал тактики: от безобидной поддержки, патронажа до администрирования, устрашения, применения силы. Поскольку небезболезненные механизмы власти сосредотачиваются у отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом ее укрепления, возможно противоречие между субъектом власти — властедержателями и ее объектом — народными массами. Власть является в то же время центральным, организованным и регулятивно контрольным началом политики. Политика не функционирует в отсутствие власти, также как и власть не может реализовываться без политики, а человек не способен сохранить свои гражданские качества в отсутствие как власти, так и политики. Политика является содержанием власти. Интерес психологической науки к проблеме власти обусловлен тем, что, во-первых, любой человек так или иначе стремится к власти над другими людьми, так как чувствует в себе определенные внутренние силы для этого и очень часто испытывает превосходство над ними. Иногда все происходит неосознанно, но еще чаще человек находит в этом личное удовлетворение и в большинстве случаев упорно стремится к достижению власти. во-вторых, люди всегда играют (или выполняют) в обществе какие-то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть (и, как правило, является) неравнозначной ролям других людей. По этой причине каждый индивид во всех случаях или властвует или подчиняется. Сам этот процесс носит психологически неоднозначный характер, основываясь на господстве и подчинении. И если в межличностных отношениях в семье, в частной социальной жизни господство и подчинение, как правило, не абсолютизируются, сглаживаются, то в общественной жизни и во взаимоотношениях между общностями людей наличие власти считается необходимым условием существования, хотя это и приводит часто к конфликтным ситуациям, которые порой очень трудно разрешить. в-третьих, без отношений господства и подчинения (и, соответственно, власти) не может существовать ни одно государство, в том числе и демократическое, так как эти отношения необходимы при решении проблем в экономической, политической, культурной, национальной, образовательной и других областях жизни и деятельности (см. также: Политическая власть. Принципы власти. Функции власти).

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

ВЛАСТЬ (ФОРМЫ ВЛАСТИ В КРАТОЛОГИИ)
одна из систем классификации власти, в основу которой положены разнообразные формообразующие элементы власти (от греч. kratos - власть). Подобная классификация опирается на разнородные логико-исторические основания и включает в себя несколько десятков видов. В нашем словаре даются определения понятий "автократия", "аристократия", "бюрократия", "демократия", меритократия" и другие. Кроме перечисленных форм укажем на некоторые другие: Агиократия (греч. hagios - святой) - власть, в основе которой лежат реализуемые сакральные ценности. Банкократия (фр. banque) - власть банков. Геронтократия (от греч. gиron - старик) - власть мудрецов-старейшин. Изократия (от греч. isos - равный, одинаковый, подобный) - власть граждан, равных перед законом. Клептократия (греч. klepto - ворую) - власть, под различными предлогами разрушающая, разворовывающая богатство общества. Маникратия (англ. money - деньги) - власть денег. Медиакратия (англ. mass media - средства массовой информации) - власть, основанная на массированном воздействии средств массовой информации. Милитакратия (лат. militaris - военный) - власть военных, военная диктатура. Монократия (греч. monos - один) - власть одного лица при любой форме власти. Нациократия (лат. natio - народ) - ориентация власти на господство в государстве определенной нации, близкая к национализму. Ноократия (лат. noos - ум, разум) - власть разума. Нормократия (лат. norma) - власть, основанная на законах, традициях, установлениях формообразующего, нормативного характера. Тимократия (греч. time - честь, цена, плата) - власть аристократов, основанная на соперничестве, честолюбии, различных ограничениях-цензах. Феминократия (от лат. femina - женщина) - власть женщин. Элитократия (фр. elite - лучшее, отборное) - власть элиты. Этатократия (фр. etat - государство) - власть государства. Юрократия (лат. juris - право) - власть юристов и господство права.
Существует целый ряд и других форм власти, которые классифицируются по этому основанию (экспертократия, юнократия, идеократия, экономократия, криптократия и т. д.), а также по другим. Например, с использованием греческого корня "...архия" (греч. arche - власть, головенство): анархия, диархия, епархия, монархия, патриархия, полиархия, олигархия, тетрархия и т. д. Есть и другие многочисленные формы, характеризующие те или иные моменты, способы осуществления власти. Суть дела, конечно, заключается не в том, чтобы без конца перечислять и "творить" новые категории. Задача науки сводится в конечном итоге к тому, чтобы осмыслить те политические условия, в которых власть осуществляется, и попытаться привести ее в соответствие с возможностями и потребностями, существующими в данный момент в обществе. Особенно это актуально для России, которая вынуждена создавать новые социальные и властные структуры из противоречивого и перепутанного "социального материала".

Источник: Словарь по политологии

ВЛАСТЬ
один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Необходимость В. обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Ее основные свойства: всеобщность (В. функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (В., проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).
Существует несколько исторических форм В.: анонимная В., "распыленная" среди членов примитивного общества; индивидуализированная В., возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности; институализированная В., опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. В современной политической науке выделяется еще одна форма В. - "надгосударственная" В., представленная законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются па территорию и население более десятка европейских стран.
В политологической литературе выделяют три аспекта В.: директивный - господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы; функциональный - способность и умение практически реализовать функцию общественного управления; коммуникативный - общение, определенный "язык", который понятен всем сторонам властного общественного отношения.
В структуру В. входит ее источник, субъект - объект, функции, основания и ресурсы. Источник В. - властное первоначало. В качестве источников В. могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знание, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д. Субъект В. (индивид, организация, социальная общность и др.) воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти; 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. Объектом В. может быть отдельный индивид, социальная группа, класс и т.д. Функциями В. являются: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д. Под основаниями В. понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы В. - это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой В. и ее оснований.
В. бывает экономической, политической, правовой, духовной, семейной и т.д. Субъектами В. выступают руководители предприятий, фирм, политических партий и профсоюзов, видные церковные иерархи, функционеры государственной администрации и т.д. Для регулирования отношений между управляющими и управляемыми используется понятие "этос власти", под которым понимается поле руководящих начал, правил, образцов, эталонов регуляции и инспирации групповой жизни на основе силовых механизмов и волевых (принудительных, побудительных) решений, которые вытекают из чьих-л. интересов, проводят, отстаивают их, отвечают им.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Власть
центральное. организационное. регулятивно-контрольное начало политики. Вопрос о власти - главный вопрос политологии. В определении и трактовке понятия «власть» имеются различные трактовки. Рассмотрим кратко основные из них.
Реляционистские (от англ. relation - отношение) концепции власти. Они характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. Можно выделить основные варианты теорий реляционной интерпретации власти: теории «сопротивления», «обмена ресурсами», «раздела зон влияния». В теориях «сопротивления» (Д.Картрайт, Дж.Френч, Б.Рейвен и др.) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта. Соответственно разрабатываются классификации различных степеней и форм сопротивления. В теориях «обмена ресурсами» (П.Блау, Д.Хиксон и др.) на первый план выдвигаются ситуации, когда имеет место неравное распределение власти и ее ресурсов между участниками политических отношений и, вследствие этого, возникает острая потребность в них со стороны тех, кто ее лишен. В этом случае индивиды (или группы), располагающие «дефицитными ресурсами» могут трансформировать их излишки во власти, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен в обмен на желаемое политическое поведение. Теория «раздела зон влияния» (Д.Ронг и др.) предполагает при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействий. Нели в одной ситуации властью обладает один индивид или группа индивидов (политический лидер или политическая элита) по отношению к другим, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.
Бихевиористские теории власти (бихевиоризм - англ. - behaviorism, от behaviour - поведение). Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г.Лассуэлл. (Гарольд Лассуэлл - американский политолог и психолог (1902-1970)). Он считает, что первоначальные импульсы япя возникновения власти дает присущее индивидам стремление к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения своей жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т. п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием (позже это подтвердил Ельцин).
Системы концепции власти. Власть рассматривается как систематизирующее отношение к политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредовано. В рамках системных концепций можно выделить три подхода к пониманию власти. Первый истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т.Парсонс); второй - рассматривает власть на уровне конкретных систем - семьи, организации и т. п. (М.Крозье): третий - как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М.Роджерс). Некоторые представители системного подхода (К.Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Назначение политической власти - разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью поддержания порядка и многообразием интересов членов общества, сопряженных с политическими конфликтами.
Психологический подход к власти рассматривает индивидуальное поведение в качестве источника власти. На переднем плане выступает внутренний мир человека. Особый акцент делается на присущих человеку эмоциях, переживаниях, ожиданиях, психологической предрасположенности к различным политически значимым действиям. В таком контексте широко используются методы психоанализа, особенно Фрейда (частично его оппонента - Юнга). Сводя воедино эти трактовки власти, можно констатировать, что власть есть фундаментальное свойство общественной жизни. В словаре В.Даля, власть определяется, как «право, сила и воля над чем-либо, свобода действий и распоряжений начальства, управление начальников» (См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М. 1978. - Т.1. - С.213). Ближе к политологическому пониманию власти находится толкование этого термина в словаре С.И. Ожегова: «Власть - право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле граждан государства». (См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1975.-С.80). Подобная оценка и в словаре российского академика Шведовой. Не впадая в ошибку, можно вслед за известным французским политологом Ж.М.Данкеном утверждать, что власть характеризуется «согласием на насилие и насилием в согласии». (См. Ж.М.Данкен «Политическая власть». Изд.Фр.: 1995.,Р. 148-149).

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

ВЛАСТЬ
(от древнеслав. власти — владеть) — отношение между людьми, состоящее в возможности для одних из них оказывать решающее влияние на деятельность и поведение других. В. выступает одним из базовых понятий философии политики и права, и потому существует множество определений этого понятия, выражающих различные подходы к политике и праву вообще. Можно говорить об основных группах таких определений и подходов. Сторонники телеологического и волюнтаристского подходов рассматривают В. как возможность проводить свою волю и достигать намеченных целей. Так, по определению М. Вебера В. означает возможность и способность индивида или социальной группы осуществлять свою волю в определенной системе социальных отношений, несмотря на сопротивление, а согласно Э. Гидденсу В. означает способность изменять порядок вещей. Сторонники системного и структурнофункционального подходов определяют В. как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами своих функций и принятых обязательств, как способ самоорганизации общности людей, основанный на целесообразном разделении функций управления и исполнения.
Адепты бихевиоралистских, интеракционистских и реляционистских подходов трактуют В. как тип поведения людей, когда одни командуют, а другие подчиняются, а также как взаимодействие между индивидами, в котором одни из них могут оказывать решающее влияние на других. Так, например, для Р. Даля власть А над Б есть возможность добиться того, чтобы Б сделал нечто, чего он не сделал бы без такого воздействия. В рамках подходов, связывающих В. с осуществлением влияния на других людей, различаются также сторонники ситуационного взгляда, согласно которому В. есть фактическое осуществление решающего влияния, и диспозиционного взгляда, по которому для наличия отношений В.-подчинения достаточно стабильной возможности для одних оказывать такое влияние на других. Сторонники коммуникативных моделей рассматривают В. как особый вид коммуникации и связывают ее с групповым взаимодействием людей. Так, по мнению Х. Арендт, В. есть способность человека действовать, но действовать совместно с другими людьми. Поэтому В. всегда принадлежит группе и сохраняет свою силу до тех пор, пока группа сохраняет единство. Приверженцы герменевтического и лингвополитического подходов полагают, что В. во многом носит символический характер и сохраняется благодаря разделяемым членами данной общности смыслам, а также что язык в значительной степени определяет характер и формы осуществления В. в конкретной человеческой общности.
Автор радикальной теории В. Стивен Льюкс подчеркивает конфликтный характер отношений В.-подчинения, утверждая, что проявить свою В. по отношению к кому-то значит пойти против его воли и тем самым — против его автономности. В философии права существует также взгляд, связывающий В. с правами и обязанностями человека: в рамках этого взгляда В. есть возможность приказывать, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться. При любых методологических подходах, однако, В. характеризуется как взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. В. также представляет собой асимметричное отношение между людьми, когда субъекту принадлежит более активная и определяющая роль. Впрочем, в современной философии политики и права властные отношения все чаще трактуются не как чисто субъектно-объектные, где одна сторона всегда и во всем выступает субъектом, а другая — только объектом. Сегодня при характеристике властных отношений речь идет скорее о В.-взаимодействии, где стороны, хотя и в разной степени, оказывают друг на друга взаимное влияние. Однако при этом отношения В.подчинения всегда сохраняют в себе неустранимый авторитарный элемент — без такого авторитарного элемента не может существовать и сама В. В. также всегда должна на что-то опираться, поэтому одной из важнейших ее характеристик являются ресурсы В., под которыми понимается вся совокупность средств, обеспечивающих решающее влияние субъекта на объект В. Различают, в частности, экономические, социальные, принудительные, демографические и культурно-информационные ресурсы В., при этом роль культурно-информационных ресурсов неуклонно возрастает, поскольку в условиях преобладания демократических властных процедур, а также в условиях информационной революции для В. очень многое зависит от характера информации, которую будут получать граждане.
Так, по оценке О. Тоффлера, сегодня главным ресурсом В. уже являются знания и информация. В соответствии с используемыми ресурсами принято выделять различные виды В., в частности, экономическую, социальную, принудительную, культурно-информационную и политическую В. В этом ряду политическая В. отличается от других тем, что она способна к мобилизации всех обозначенных видов ресурсов. Кроме того, политическую В. отличает монополия на легальное использование силы в пределах государства, верховенство, обязательность решений по отношению к иным видам власти, публичный характер, наличие единого центра принятия решений. Для прочности и действенности политической В. очень важным фактором также выступает ее легитимность — признание этой власти в качестве законной со стороны граждан государства. Такое признание зависит не только от оценки общественным мнением законности порядка конкретной смены власти, но и от эффективности действий политической В. по решению насущных в наличных обстоятельствах общественных проблем. Политическую В. характеризуют также применяемые ею средства властного воздействия, среди которых выделяются, в частности, принуждение, убеждение, пропаганда и манипулирование. Если принуждение, убеждение и пропаганда подразумевают открытое воздействие субъекта на объект В., то манипулирование выступает средством скрытого воздействия на сознание людей, в результате которого те, на кого направлено действие манипуляторов, как будто бы по своему желанию начинают действовать в интересах организаторов такого воздействия и нередко — вопреки своим собственным реальным интересам. Историческая эволюция средств властного воздействия состоит, в частности, в том, что в действиях В. постепенно уменьшается доля прямого принуждения и насилия — и увеличивается доля пропаганды и особенно манипулирования. Однако силовой элемент никогда полностью не уходит из арсенала средств политической В. Политическая В. также всегда связана с опасностью злоупотребления ею, поэтому историческая эволюция политических систем состоит и в совершенствовании средств контроля над ней, в роли которых выступают, в частности, конституционное ограничение ее полномочий, правила выборности, отчетности и сменяемости В., а также разделение властей, политический плюрализм и свобода критики.
А.Г. Сытин

Источник: Политический словарь нашего времени.

ВЛАСТЬ
в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими. Это господство может принадлежать: 1) на основании абсолютного превосходства перед всеми другими, такова власть Божия, 2) на основании относительного преимущества, вытекающего из закона природы, такова власть, например, родителей над малолетними детьми, 3) на основании относительного преимущества, вытекающего из узаконенного случайного факта, такова власть, например, господина над купленным или взятым в плен невольником. Власть политическая или государственная, неизбежно возникающая на известной степени развития, принадлежит ко второй из указанных категорий, выражая естественное право общественного целого на подчинение частей. Государственная власть, единоличная или коллективная, представляет единство и целость данной общественной группы. Следовательно, значение власти связано с тем положением, что права и интересы целого должны быть определенным образом представляемы в отличие от частных прав и интересов, поскольку простая сумма сих последних еще не составляет общественного целого. Этот привходящий особый элемент единства может различным образом пониматься и допускаться в различной мере, но необходимое его существование едва ли подлежит серьезному спору. Практический вопрос здесь только в том, кем и как должна быть представлена верховная власть, носительница идей и интересов общественного целого. По наиболее распространенному в человечестве убеждению, политическая власть должна иметь высшую религиозную санкцию. Где и когда именно впервые секуляризировалась идея государственной власти – сказать трудно. Философский почин принадлежал, по всей вероятности, софистам. По Платону, верховная власть в государстве должна принадлежать мудрецам, а по Аристотелю, в ней должны участвовать все свободные граждане. Христианство вернуло государственной власти религиозное значение, но вместе с тем осложнило дело созданием независимого общественного целого – церкви со своей собственной верховной властью. На Востоке (в Византии) отношение двух властей фактически определилось так, что особая власть церкви осталась в потенциальном состоянии. На Западе самостоятельная духовная власть организовалась в виде постоянной папской монархии, имевшей притязание на абсолютное верховенство и потому неизбежно вступавшей в столкновение с монархией светской. Освобождение светской власти от духовной, подготовленное королевскими легистами, стало совершившимся фактом к концу Средних веков и было закреплено публицистами и философами 16 – 18 вв. В каждом человеческом союзе, каковы бы ни были его пределы, его происхождение и его призвание, можно встретить двоякого рода стремления: к свободе и к порядку. Свобода как стремление личности к самоопределению требует возможно большего торжества личного начала. Порядок как совокупность необходимых мер, ограничивающих свободу личности, существует для охраны целого и потому естественно направлен к торжеству общественного начала за счет личного. Порядок охраняется властью, но на ней лежит вместе с тем и обеспечение свободы. Действие власти в каждом союзе может обнаруживаться в трояком направлении: 1) в установлении и поддержании внутреннего порядка в союзе, 2) в осуществлении нравственных и материальных целей союза и 8) в поддержании его достоинства и интересов относительно других подобных союзов. Чем сложнее союз, тем сложнее организации власти, например, государственная власть представляется целым рядом учреждений. Власть как организатор и охранитель порядка в соединениях людей должна располагать известной нравственной и материальною силою или могуществом. Сила эта может проявляться: 1) в виде нравственного требования известных обязанностей от членов союза, 2) в виде применения внешней силы для поддержания указанных требований. Слово власть часто употребляется в смысле силы или могущества. Результатом смешения этих понятий является иногда отождествление власти с силой, влекущее за собой потерю того нравственного и прогрессивно-культурного значения, которое свойственно власти как необходимому элементу организации. Отсюда происходит также противоположение власти и свободы или власти и права: расширение свободы и личных прав считается умалением или упразднением власти. То же смешение понятий власти и силы отражается, наконец, на неверном определении «сильной» и «слабой» власти. Под именем сильной власти разумеется не та, которая удовлетворяет всем указанным выше целям, а та, которая не допускает свободы и не благоприятствует развитию личных прав, наоборот, слабой властью считается та, с которой совместимо широкое развитие индивидуальной свободы. Другими словами, сильная власть отождествляется с деспотической и произвольной, а слабая – с правовой. История достаточно ясно показала ошибочность такого отождествления этих понятий. Если сравнить, например, власть европейских конституционных правительств с властью восточных деспотий, то, очевидно, первая окажется сильнее последней в смысле осуществления задач власти: поддержания порядка, содействия материальным и духовным целям союза, защиты его достоинства. Государственная власть является специфическим признаком государства, выделяющим его из ряда других союзов. Существенными признаками государственной власти является ее независимость во внешних сношениях, свобода от постороннего вмешательства, и независимость во внутренних отношениях, подчинение всякой частной воли воле государственной власти. Во всякой первичной политической организации можно найти три основных элемента: главу союза, старейшин и народный сход или собрание. Сообразно тому, какой из этих элементов преобладает над остальными, получается тип политической организации, а, следовательно, и политической власти. Исключительное господство главы союза создает власть патриархальную или, на позднейших ступенях развития, власть абсолютно-монархическую, деспотическую. Такое же господство людей, выдающихся по возрасту, знанию, богатству или происхождению, ведет к власти старейшин, власти мудрых или лучших людей (аристократия), власти богатых (плутократия), власти немногих (олигархия), основанной обыкновенно на происхождении (знатные роды). Наконец, при господстве всех свободных людей, составляющих данный союз, является демократия, охлократия. Начиная с древних философов, делаются попытки классификации власти по самому ее характеру. Аристотель провел деление на правильные и неправильные формы правления, смотря по тому, имеет ли власть в виду благо всех или интересы одной группы населения. Взгляд Аристотеля усвоен Полибием, который учил, что всякая власть, монархическая, аристократическая или демократическая, вырождается вследствие наклонности людей злоупотреблять властью и порчи правящих лиц и классов. Панацею против упадка и порчи Полибий и Цицерон видели в смешанной форме правления, при которой власть распределяется между указанными выше тремя основными элементами социальной организации. Значение французской революции для определения понятия власти было троякое: 1) окончательно определился публичный характер государственной власти в противоположность тому частноправовому характеру ее, который господствует в эпоху феодального и даже абсолютного государства, 2) установлены пределы этой власти (частные и политические права, 3) самое отправление так называемых функций власти распределилось между различными учреждениями. Ввиду неделимости государственной власти не совсем точны также выражения: власть законодательная, власть судебная, власть административная, правильнее говорить о различных функциях одной и той же государственной власти. Вторая половина 19 в. выдвинула на первый план вопрос о формах деятельности власти. Упрочение конституционализма стали видеть не столько в ограничении власти (представительные учреждения, разделение властей), сколько в установлении ее правомерности. В последнее время увеличивается число защитников власти как организатора порядка в ущерб свободе отдельных лиц.

Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com

ВЛАСТЬ
одна из сторон неравенства в отношениях господства и подчинения, это - господство воли одних над волей других, а точнее - подчинение воли одних воле других, независимо от того, идет ли речь об отдельных индивидах, группах людей, классах, нациях или народах. Власть позволяет обладающим ею осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на подчиненных и таким путем добиваться собственной цели.
Говоря о власти или шире - об отношениях господства и подчинения, важно выяснить по меньшей мере три вопроса. Во-первых, насколько детерминированы и неизбежны подобные отношения? А конкретнее: присущи ли такие отношения всей истории человечества или они представляют собой результат только определенных обстоятельств и существуют только на отдельных этапах развития человечества? Во-вторых, каким путем устанавливаются и как могут быть устранены те или другие формы властных отношений или отношений власти? В-третьих, в чем специфика государственной власти, господства и подчинения в государственнополитической сфере?Если говорить о естественноисторической обусловленности таких отношений - отношений господства и подчинения - то трудно отрицать, что везде и всюду, где речь идет о согласованных действиях нескольких человек, некоего сообщества людей (семья, род, племя, социальная группа, класс, нация или все общество), сама согласованность этих действий, независимо от того, идет ли речь о семейно-бытовой, трудовой или социально-политической деятельности, неизбежно предполагает подчинение деятельности всех определенной цели, а она представляет собой совместноколлективную или индивидуальную идею, которой добровольно или по принуждению подчиняют свою волю и основанную на этом подчинении жизнедеятельность все участники данного сообщества, без чего не может быть достигнута поставленная цель.
Отношения господства и подчинения, т.е. властные отношения, или отношения власти, естественно присущи общественно-производственной , коллективистской природе человека, требующей от каждого в качестве платы за жизнь в обществе, в коллективе определенных жертв: необходимо приносить на плаху своей коллективности и разумно согласованной жизни в этом коллективе извечное, постоянное участие в отношениях господства и подчинения, без чего невозможна упорядоченная жизнь ни в каком (даже животном) коллективе. Очевидно, что отношения господства и подчинения, или властные отношения, будучи отношениями неравенства (ибо здесь всегда налицо господствующая и подчиняющаяся стороны), являются вовсе не историческим, а естественным, природным продуктом, они не возникают только с частной собственностью, а появляются вместе с обнаружением общественной природы человека, с необходимостью согласованности в действиях всех членов коллектива (семьи, трудового коллектива и т.д.). Другое дело, что они вполне могут обслуживать и обслуживают эксплуататорские отношения - отношения присвоения результатов труда одного человека другим.
Весьма важным представляется второй вопрос: с помощью каких средств устанавливаются и разрушаются отношения господства и подчинения? В чем источники власти одних над другими, каковы средства и способы присвоения воли одних усилиями других?
Парализовать или подчинить волю одних воле других можно разными средствами: через посредство чувств и с помощью разума, любовью и страхом, подкармливающим богатством и требующей сострадания нищетой, убеждением и принуждением. Человеческая история полна неопровержимых свидетельств не только того, как чувства любви и беспредельного обожания переплавлялись в рабское подчинение с тем, чтобы возвести сотворенное сердцем божество на вершину тиранической власти, но также и того, что все человеческие слабости и достоинства людей не раз служили незыблемыми пьедесталами для самой деспотической власти над своими жертвами, причем она не только возвышалась, но и падала вместе с ними.
Третий вопрос - вопрос о государственно-политической власти. Совершенно очевидно, что проблема власти как таковой неизмеримо шире, чем проблема государственно-политической власти, ибо эта последняя представляет собой лишь частный случай - случай осуществления власти в обществе, где уже есть государство, а значит и группы, осуществляющие принуждение, насилие, господство или власть одной части общества над другой. Равным образом в таких условиях есть не только государство с его средствами принуждения, есть не только политика как отношения по поводу государства и осуществляемой уже через него власти, но и политические интересы, причем несовпадающие политические интересы разных социальных групп, стремящихся использовать государство как средство достижения своей цели. Государственная власть - не просто одна из разновидностей власти наряду с властью чувств, властью разума, властью предрассудков, отличающаяся тем, что она осуществляется с помощью насилия. Чаще всего государственная власть - это материализованная воля экономически господствующего класса, причем охватывающая всю территорию той или другой страны, все стороны развивающегося на данной территории общества. Она присуща этому классу не только из-за его экономической силы, не только потому, что он экономически мощнее других, но также и потому, что осуществить. укрепить и умножить свое могущество экономически господствующий класс не может иначе, как присоединяя к своей экономической силе и свое политическое господство. А сделать это можно, лишь придавая своим особым интересам характер всеобщности, делая свои устремления устремлениями действующего от имени всех государства, чтобы таким образом генерализировать собственные интересы и свою волю: ведь подчинив себе государственную власть, экономически господствующий класс достигает того, что осуществляемая во всей стране государственная власть и государственная воля - это его собственная воля, возведенная в государственный закон, во всеобщность. Если же кто не желает в это верить и не склонен этому подчиниться, есть орудия государственного принуждения, которые способны своими средствами убедить непокорных.
Государственная власть - важнейшее орудие принуждения граждан, причем единственное в своем роде если иметь в виду могущество этого орудия, имеющего свои ответвления в любом районе, в любом населенном пункте страны, а также разноплановость его воздействия на граждан Ведь современная государственная власть - это не только армия, полиция, госбезопасность и другие вооруженные формирования призванные своими средствами защищать интересы и осуществлять волю, цели господствующей в стране общественно-политической силы. Не менее существенную роль в давлении на граждан, в реализации политики власть имущих играют самые разнообразные экономические, идеологические (радио, телевидение, пресса и т.д.) структуры.
Если абстрагироваться от всех обоснований и рассуждений, доказывающих необходимость и важность государственной власти для нормальной жизни современного общества, и взглянуть на всю государственную власть как на многослойную надстройку, возвышающуюся над обществом и высасывающую из него налоги, то станет ясно: государственная власть со всеми своими ответвлениями и структурами, со своим все более многочисленным и продолжающем расти бюрократическим аппаратом - самый крупный господинугнетатель членов современного общества.
Власть - это способность конкретного руководителя заставить людей подчиняться себе. Законность - это уважение по отношению к правительству, суверенитет - это уважение по отношению к стране, a власть - это уважение по отношению к конкретному политическому руководителю. Только политическая власть (в отличие от политического влияния, манипуляций, уговоров и насилия) основывается на обязательствах народа подчиняться своему руководителю в силу законности его пребывания у власти. Рядовой подчиняется офицеру, водитель - регулировщику, а студент - профессору. Но не все люди подчиняются власти. Бывают рядовые, не подчиняющиеся дисциплине, среди водителей встречаются нарушители, а некоторые студенты не выполняют заданий. Хотя большинство людей чаще всего подчиняется тому, что, по их мнению, является законной властью.
Иногда власть приходит со вступлением в должность, но и в этом случае ее нужно постоянно поддерживать. Равно как и законность, власть строится на психологических отношениях между людьми. Президент США получает большие полномочия уже потому, что он вступает в эту должность. Дж.Форду подчинялись и уважали его, несмотря на то, что он не избирался ни на пост вице-президента, ни на пост президента (являясь лидером меньшинства в палате представителей, он занял пост вице-президента, когда ушел в отставку Спиро Т.Эгню; а когда Никсон вынужден был уйти в отставку, он стал президентом). Но у его предшественника Р.Никсона, избранного на этот пост, возникли в этом отношении проблемы. Будучи замешанным в уотергейтском скандале 1972 г. Никсон испытал то, что называется падением авторитета исполнительной власти, причем настолько сильное, что больше не мог эффективно управлять страной, даже в том случае, если бы он был оправдан в ходе процедуры по вынесению импичмента в Сенате. Поэтому в 1974 г. он подал в отставку буквально за день до того, как ему должен был быть вынесен вотум недоверия. Президент не может управлять страной посредством указов - он должен добиться согласия и поддержки Конгресса, судебных властей, граждан ских служб и различных заинтересованных кругов. Когда Никсон лишился этой поддержки, его карьера как политика закончилась. Его правление становилось все менее и менее законным.
Насколько зависит подчинение власти от страха быть подвергнутым наказанию? В конце концов рядовой может быть расстрелян, водитель осужден, а студент исключен из учебного заведения. В связи с этим возникает вопрос: что дает должностным лицам власть над другими людьми, используя которую, они могут отдавать приказы о наказании? Офицеру для этого необходима определенная структура командования, регулировщику нужна система судебного законодательства, а преподавателю в колледже понадобится система дисциплинарных взысканий, в соответствии с которой он может отдавать распоряжения о взыскании. Без всех этих структур должностные лица обладали бы совсем небольшими полномочиями Если офицер в припадке ярости отдаст приказ расстрелять рядового, то почти наверняка его приказ не будет выполнен. Ему скажут: "Сэр, это незаконный приказ, и вы не имеете никакого права его отдавать". И наоборот, если военный суд признает рядового виновным в дезертирстве с места ведения боевых действий, то он действительно может быть расстрелян, так как в данном случае приказ будет вынесен на законных основаниях.
Просто быть должностным лицом недостаточно для того, чтобы тебе подчинялись. Человек, занимающий определенную должность, должен поддерживать к себе уважение. Трусливый или малодушный офицер, неуверенный в себе полицейский или нерешительный профессор никогда не смогут добиться полного подчинения. Для эффективного осуществления власти необходимо твердое, справедливое и разумное руководство. Малейший намек на коррумпированность подрывает власть.
Следует заметить, что понятия законности суверенитета и власти взаимосвязаны. Если заходит речь об одном понятии, следует упоминать и другие, где исчезает одно, там обычно исчезают и другие. Что бы, например, случилось, если бы Никсон попытался остаться у власти путем блокирования расследования по уотергейтскому делу? Тогда все правительство США могло бы быть сочтено незаконным. Тогда вопрос о власти президента мог превратиться в вопрос о законности власти вообще. В 1958 г. ливанский президент К. Чамун, христианин, сделал попытку изменить конституцию своей страны для того, чтобы остаться президентом еще на один срок. В результате поднялось мусульманское восстание, и законность пребывания ливанского правительства у власти была серьезно подорвана. Впоследствии проблема осложнилась настолько, что был нанесен ущерб суверенитету Ливана.Крушение власти привело к крушению ее законности, что в свою очередь резко отрицательно сказалось на суверенитете страны. Президент Никсон поистине оказал своей стране услугу, вовремя подав в отставку.
Если на минуту задуматься, то законность, суверенитет и власть можно представить себе как видоизменения первого понятия - законности.

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

ВЛАСТЬ
(power) Способность заставлять людей (или обстоятельства) совершать то, что иначе они бы не совершили. Цель современной концепции власти была признана еще в 1748 г., когда было опубликовано эссе Юма (Hume) "О первоначальном договоре" ("Of the Original Contract"), "Почти все правительства, существующие в настоящее время, появились первоначально либо путем узурпации или захвата, либо посредством того и другого, без всяких признаков честного согласия или добровольного подчинения народа". Описывая процессы политических изменений: миграций, колонизации и военных побед, – Юм задает риторический вопрос: "Можно ли найти во всех этих событиях что-нибудь, кроме войн и насилия?" Комментарии Юма являются одной из первых определенных версий тех исходных посылок "современной" эпохи, которые имеют целью изучать политику в позитивном ключе, не прибегая к теологическим обоснованиям, избегая моральных оценок, но подвергая причинному анализу реальную жизнедеятельность политического мира. Считается, что политика связана больше с силой, чем с правом. Правда, по мнению как Юма, так и многих других представителей социальной науки, сила фактически порождает право, поскольку захват власти ведет к утверждению авторитета и к эффективному насаждению веры. Власть – вот центральная концепция, соответствующая мировоззрению, т.к. оно, в своей современной форме, большое значение придает тому, какие группы или лица в обществе имеют преобладающее влияние, добиваются своего или могут лучше других соблюдать свои собственные интересы. Джеймс Марч в очерке "Сила власти" ("The Power of Power") (1966) подчеркивал, что эта концепция "содержала одновременно долю цинизма, присущего Realpolitik, великолепие классической механики, реализм социологии элит и спокойствие антропоцентричной теологии". Иными словами, мировоззрение "власти" предлагает желающим заняться изучением общественных наук иммунитет от моральных оценок и теоретических спекуляций, а также возможность следовать примеру физиков при разъяснении своих достижений. Бертран Рассел (Russell) определял власть как "достижение намеченных результатов", но это скорее пояснение того, что мы имеем в виду, когда говорим о власти, чем рабочее определение. Многие другие авторы предлагают более сложные дефиниции власти или систем взаимоотношений власти. Их суть (на примере выражения "А имеет власть над Б") заключается в следующем: 1. А оказывает влияние на выбор Б и его действия. 2. А обладает способностью влиять на выбор Б и его действия сообразно намерениям А. 3. А обладает способностью преодолеть сопротивление со стороны Б. 4. Отношения между А и Б, описанные в ситуациях 1, 2, 3, являются частью какой-то (не обязательно конкретной социальной структуры) и имеют тенденцию сохраняться. Любые дефиниции связаны со следующими проблемами. 1. Целеположение. Если мы не включаем условие преднамеренности (целеположения), то сталкиваемся с парадоксальной и бесполезной концепцией власти. Например, Жертва имеет власть над Нападающим, т.к. ее слабость и уязвимость провоцируют действия Нападающего. С другой стороны, можно найти интуитивно удовлетворительные примеры власти, не преследующей какой-либо цели. Подчиненные могут считать Начальника влиятельным человеком и стараться угодить ему, но реакция на это Начальника может не соответствовать его намерениям или даже противоречить им. Если Подчиненный так трепещет перед своим Начальником, что единственное, на что он способен, – это броситься тому в ноги и лобызать стопы, хотя Начальник этого терпеть не может, то нельзя сказать, что последний обладает властью над Подчиненным, поскольку он неспособен управлять его действиями. Нам нужна такая концепция власти, которая в конце концов могла бы показать, кто способен добиться своего, чтобы отличить "казарменного юриста" (солдата, досконально знакомого с дисциплинарной практикой), делающего вид, что выполняет приказы, но, как правило, умеющего манипулировать структурами и взаимоотношениями, от официального носителя власти, которому, казалось бы, беспрекословно подчиняются, но который в действительности никем не управляет. Решение данного парадокса состоит в признании того, что обладание властью может иметь непредвиденные последствия; проверить же, обладает тот или иной человек властью или нет, можно, только определив, способен ли он добиваться поставленных целей. Если какое-то лицо обладает властью, необходимо, чтобы последствия осуществления этой власти можно было соотнести с тем, кто за них отвечает. Без целеположения и соотнесенности понятие власти становится настолько туманным, что почти теряет смысл, но не так, как это происходит с энергией в физике (как того хотелось бы Расселу), а скорее подобно понятию эфира, присутствие которого невозможно отличить от его отсутствия. 2. Сопоставимость и возможность количественного выражения. Если власти должны быть центральным концепцией для понимания некоторых видов политической деятельности, его применение должно выходить за пределы отдельных суждений типа "А имеет власть над Б" и по меньшей мере распространяться на сравнительный анализ: "А имеет больше власти, чем С в условиях х", и "А имеет больше власти, чем кто-либо другой в условиях х". Это приводит к очень сложным проблемам, так как диапазон переменных, которые могут быть использованы для сравнения власти двух человек, весьма значителен. Разные авторы по-разному называют эти переменные, но при оценке власти необходимо принимать во внимание как географические, так и демографические пределы ее распространения, а также круг вопросов, на которые она оказывает влияние. Возникает проблема объективной оценки власти А по сравнению с властью С, т.е. выяснения того, в какой мере подвластные А последствия интересуют тех, кого они затрагивают. Существует также проблема субъективной оценки того, насколько А может контролировать то, что особенно важно для него (или для нее). Это осложняется феноменом ожидаемых реакций: многие расчетливые политические деятели видоизменяют свои цели в соответствии с политической обстановкой. Для них обладание властью может быть самоцелью, и вопрос о сравнении того, кто и в какой мере может изменять события по собственной воле, становится неясным и трудноразрешимым. Таким образом, очень трудно сравнивать власть двух индивидов, групп или институтов. Это логически просто понять, сопоставив со сравнением человека, имеющего яблоки, с человеком, у которого есть апельсины. У кого из них больше "фруктов"? Чисто интуитивно кажется очевидным, что 50 яблок больше, чем 5 апельсинов, но при более тщательном сравнении могут выявиться альтернативные выводы, основанные, например, на субъективной оценке стоимости, веса, объема, питательности и т.д. Это значит, что сопоставление власти при помощи порядковых числительных во многих обстоятельствах оказывается невозможным и не может быть и речи об использовании количественных величин, необходимых для того, чтобы "приравнивать" власть "к энергии в физике". 3. Время и причинность. А имеет власть для достижения результата х во время t и он (или она) стремится к этому. Значит ли это, что х обязательно будет достигнут? Ответ, разумеется, должен быть "нет", поскольку возможно, что А, обладая властью, не сможет ее использовать. Здесь возникает глубокое сомнение относительно самой природы власти. Как мы можем знать в тот или иной момент, какой властью обладает какое-то лицо? Во многих случаях использование власти сказывается на обладании ею. Использование власти может вести к ее уменьшению, особенно если это сопряжено с "затратой" ресурсов (таких, как деньги или доверие), которые служат ее основой. Аналогичным образом она может возрастать, когда, например, разные лица, от учителей до руководителей военных переворотов, устанавливают контроль над сферой своего влияния. Во многих случаях происходит случайное увеличение или уменьшение власти, например, макроэкономические условия обязательно будут влиять на результаты, которых могут добиться предприниматели или профсоюзные руководители. Таким
образом, случаи, когда А применяет власть в моменты t1, t2 и т.д., мало что дают для оценки власти А в момент t. Множественное применение власти может привести к катастрофическому ее уменьшению именно потому, что человек, преуспев n число раз, может потерпеть неудачу в (n + 1) раз. Бесполезно утверждать, как это делает Дал, что власть легче всего объяснить с точки зрения вероятности. Статистическая вероятность здесь бесполезна: она срабатывает только для серии одинаковых моментов, как, например, серии оборотов колеса рулетки при честной игре, а индуктивная вероятность – лишь оценка случайностей, при которой во внимание принимается все (включая, предположительно, и "власть" действующих лиц). Основная проблема заключается в том, что концепция власти стремится давать статические определения динамической реальности, а отсюда неизбежно возникают сомнения относительно того, действительно ли эта концепция может помочь нам понять или предсказать реальные события, такие как, например, поражение Маргарет Тэтчер в 1990 г. Часто выделяют пять основных форм власти: сила (force), убеждение (persuasion), авторитет (authority), принуждение (coercion) и манипулирование (manipulation). Однако только принуждение и манипулирование, бесспорно, являются формами власти. 1. Сила (в узком значении) подразумевает скорее контроль над телом, чем над человеком. Мы можем убить, связать или привести человека в бессознательное состояние, но так и не добиться того, чтобы он действовал по нашей воле. Только тогда, когда нужные нам действия совершаются под угрозой силы, это может быть названо реализацией власти и, строго говоря, именно это и является принуждением. 2. Убеждение, посредством которого раб может воздействовать на императора или профессор – на премьер-министра. Другими словами, слабый может убедить сильного, не обладающий властью – власть имущего. Выдвижение идей – не есть управление, если оно не создает зависимости и, следовательно, возможности к манипулированию. 3. Авторитет иногда определяется как "законная власть" (английское слово authority означает не только авторитет, но и власть, полномочие, право, компетенцию). Но он также может быть понят как наличие (в разных формах) права приказывать и соответствующей обязанности подчиняться. Поэтому авторитет – самостоятельное понятие, хотя он и дает возможность власти так же, как деньги и способность рационального убеждения. Он может существовать в чистом виде, не связанном с властью, как, например, авторитет священника для паствы в светском обществе. 4. Принуждение, пожалуй, является разновидностью власти, заключающейся, как утверждают, в контроле над людьми посредством угроз, явных или скрытых. Однако угрозу трудно отличить от других форм отношений. Можно ли считать угрозой обещание поставить человека в худшее положение, чем ожидалось? Или ухудшить его положение, воздержавшись от каких-то действий? Похоже, что большинство современных отношений, будь то получение детьми карманных денег или продвижение по службе, существуют в промежуточном пространстве между угрозами и предложениями, для которого у нас нет установившегося английского слова (правда, Хиллель Стейнер предложил термин "угрожения" – throffers). 5. Манипулирование – управление, осуществляемое без угроз и, как правило, основывающееся на использовании источника информации и идей. Обычно люди не замечают, что ими манипулируют, иначе это стало бы невозможным. Считается, что манипулирование – более прочная форма власти, но это вопрос спорный. Вера в то, что Бог повелевает подчиняться, служит более твердым основанием подчинения вышестоящему, чем страх быть выпоротым. Однако аргументы в пользу манипулирования могут легко перерасти в неопровержимые доводы относительно "ложного сознания" (false сonsciousness). По мере того как становилось ясным, что понятие власти не годится для позитивного изучения политических систем, его все чаще стали использовать авторы, которые, подобно Фуко (Foucault), считают, что власть пронизывает все социальные отношения. Этому направлению мысли обычно несвойственно стремление измерить власть, соотнести ее с каким-то конкретным субъектом или ее формы, оно лишь подчеркивает трансцендентальный характер власти и ее роль в деформации социальных отношений. Подводя итоги, можно сказать, что власть не заняла центрального места в изучении политики, как поначалу многие надеялись. Оказалось намного легче считать в общих чертах, что "в политике речь идет о власти" или что индивид П или группа Е обладают властью, чем объяснить, что означают эти взгляды либо что может служить их доказательством или опровержением.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
270.23 кб

Концептуальный анализ феномена «политическая власть»

Григорян Давид Кромвелович
Нет такого феномена, который был бы так тесно связан с природой человека, как власть. Основой властных отношений, как известно, выступает неравенство.
Читать PDF
87.92 кб

Социально-коммуникативные аспекты взаимодействия в системе «Власть общество»

Кузнецова Наталия Алексеевна
В статье рассматриваются особенности социально-коммуникативного взаимодействия власти и общества на современном этапе.
Читать PDF
230.71 кб

Партии и представительная власть на местном уровне: новые формы сотрудничества и конфликтов в соврем

Воронько Т. Л.
Читать PDF
85.51 кб

Власть в представлении российских либералов начала ХХ в.

Вострикова Влада Владиславовна
В статье рассматривается концепция власти, разработанная идеологами нового российского либерализма в конце XIX начале ХХ вв.
Читать PDF
89.68 кб

Власть и общество в России

Ровнер Ян Яковлевич
Читать PDF
171.10 кб

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ: ПРЕЗИДЕНТСКАЯ КАМПАНИЯ В США 2008 ГОДА (Продолжение. начало в № 3

Джеффри С. Александер
Читать PDF
0.00 байт

Содержание журнала «Власть» за 2006 год

Читать PDF
229.30 кб

Представительная власть на постсоветском пространстве: этапы развития

Сахно M. B.
Читать PDF
124.82 кб

Власть и оппозиция в России: проблемы политического дискурса

Тимофеева Л.
Читать PDF
329.01 кб

Политическая власть как основной предмет политологии транзитного общества

Пляйс Я. А.
Читать PDF
95.61 кб

Власть и свобода: антитезы либерализму и марксизму

Юрченко Михаил Викторович
Статья посвящена анализу понятий «власть» и «свобода» в политической теории в аспекте того, что является благом и что злом в политике. Сопоставляются различные концепции, рассматривающие сущность изучаемых явлений.
Читать PDF
88.82 кб

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ (гендерные и образовательные факторы развития)

Колобова Светлана Анатольевна
В современном мире уровень демократизации общества напрямую связан с количественным представительством женщин в органах законодательной власти.
Читать PDF
94.43 кб

«Власть эфира» и коллизии масс-медийного пространства

Поздняков Николай Константинович
В статье анализируются особенности политических процессов в пространстве современных масс-медиа.
Читать PDF
0.00 байт

Региональная власть в системе политических сетей

Брызгунова Ю.
Региональная политическая власть является именно тем политическим актором, который опосредует отношения центра и регионов, оказывает влияние на протекание политических процессов общенационального и регионального уровней.
Читать PDF
1.55 мб

Интеллигенция, власть и право

Чуприна В. А.
Статья посвящена проблемам взаимодействия интеллигенции и власти в России на рубеже столетий

Похожие термины:

  • АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ

    absolute power/authority - полная власть, абсолютные полномочия) - совершенно безграничная, ничем и никем не контролируемая власть того или иного субъекта (монарха, главаря мафии, вождя, фюрера и т.п.). Давно зам
  • ВЛАСТЬ АППАРАТА

    (Authority of apparatus, Бийлик аппараты) – фактическое реальное, нередко могущественное влияние, которое во властной практике, в делах и поведении людей имеет аппарат, т.е. совокупность государственных слу
  • АВТОРИТАРНАЯ ВЛАСТЬ

    англ. authoritarian power regime, от фр. autoritaire - властный) - власть (режим власти), основанная на беспрекословном подчинении, а также стремящаяся утвердить свое неограниченное влияние, не останавливающаяся в эт
  • ВЛАСТЬ АВТОРИТЕТА

    power of authority) - влияние авторитетных лиц, государственных служащих, организации, органов, в силу публичного признания и почитания, на людей, их умонастроения, общественное мнение и поведение. Один из
  • ВЛАСТЬ БАНКОВ

    bancocracy) - образное осмысление реального могущественного воздействия банков, как крупных кредитных учреждений, их курса, линии, позиций и традиций и, конечно, финансовых возможностей на государстве
  • ЕДИНОЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

    individual power) - власть одного лица.
  • ВЛАСТЬ ИМУЩИЕ

    the powers that be) - те, кто стоит у власти.
  • ВЛАСТЬ МОНАРХА

    power of monarch) - как правило, неограниченное влияние лица, стоящего во главе монархии (императора, короля, царя, шаха и т.д.).
  • НАРОДНАЯ ВЛАСТЬ

    peoples power) - власть, избранная народом и служащая его интересам.
  • БЕЗГРАНИЧНАЯ ВЛАСТЬ

    boundless power) - не имеющая видимых границ, безбрежная власть, а также власть чрезмерная, тем самым наносящая урон своему авторитету и представлениям людей о демократическом устройстве общества.
  • Власть и бизнес — едины

    модель криминально-коррумпированной демократии. Государственная власть, приватизировавшая собственность в особо крупных размерах, контролирует крупный бизнес. Электорату в знак благодарности
  • ВЛАСТЬ БИЗНЕСА

    power of business) - реальное воздействие существующей и усложняющейся предпринимательской практики, финансовых и коммерческих сделок на умонастроения граждан, ход и содержание общественного развития,
  • БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ

    straggle for the power) - напряженная, конфликтная степень противостояния и противодействия существующих социальных сил и организаций в вопросах отношения к власти, к пониманию ее роли, призвания, задач и в
  • ВЛАСТЬ ЦЕНТРА

    authority/power of centre) - политическое и деловое влияние высших руководящих органов власти какого-либо государства на всю его территориально-административную структуру, их объединяющее, централизующее в
  • НОМИНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

    nominal power) - власть только называющаяся властью, но на деле не выполняющая своих обязанностей, фиктивная.
  • ВЛАСТЬ ПРЕДЕРЖАЩАЯ

    supreme power) - высшая власть.
  • СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

    независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие.
  • ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ

    supreme authority) - власть принадлежащая (исходящая) высшим государственным органам.
  • ЦЕНТРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

    central authority) - 1) власть, осуществляемая из центра; 2) главный руководящий властный узел государства.
  • ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ

    authority of the church) - фактическое воздействие сказываемое на жизнь верующих, их сознание, дела и поведение такой влиятельной (могущественной) в веках, народах и странах организации, как ведающая религио