ГОСПОДСТВО
Господство
«шанс встретить повиновение определенному приказу» (М. Вебер); господство – это потенциальная, а не гарантированно данная власть, господство становится властью в процесселегитимации (см.).
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
ГОСПОДСТВО
доминирование)— 1) абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим; 2) ситуация, в которой асимметричные отношения власти возникают между группами, причем одна из этих групп имеет возможность обеспечить свои интересы ценой интересов или вопреки интересам другой.
Источник: Новейший политологический словарь
ГОСПОДСТВО
понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата. М. Вебер, различая власть и Г., отмечал, что последнее предшествует власти. В понятии Г. подчеркивается вероятность того факта, что властный приказ встретит повиновение объекта. Согласно Веберу, существуют три типа Г.: 1) традиционное, обусловленное традициями, нравами, привычкой к определенному поведению, - геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего; 2) харизматическое Г. (см. Харизма); 3) легальное Г. (рационально-бюрократическое), основанное на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Легальное Г. возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа Г. являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники - бюрократия.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Господство
Herrschaft. Authority Основное Политико-социологическое понятие, которое используется для описания отношений между правящими и управляемыми, которые признаются законными (легитимными) и являются институционализированными постольку, поскольку сохраняются в течение длительного времени и подчиняются определенным правилам. Таким образом, Г. дает возможность господствующим (например, посредством приказов) целенаправленно воздействовать на поведение подчиненных (например, на их послушание). Согласно Максу Веберу, вера в правомерность Г. является его главной основой; идеалтипически (т. е. в чистой форме) Г. может иметь три источника: а) харизматическое Г. основывается на вере в особенные черты властителя (т. е. силу, мудрость, красноречие и т. д.); б) традиционное Г. основывается на вере в святость традиций, установленных порядков и опирающихся на них властей; в) легальное Г. основывается на вере в правильный и законно созданный порядок и проистекающее из него право господствующих требовать послушания. В политической и исторической реальности Г. всегда представляет собой гибрид этих идеальных типов. Обеспеченное правом и законом и признаваемое в качестве социального порядка господствующими и подчиненными, легальное Г. – основа всех современных государств. Оно связано с формированием законно действующей системы управления (органов власти); кроме того, осуществление государственной бюрократией служит моделью для экономических предприятий и общественных (само)организаций. Следует различать: 1) по количеству господствующих – единовластное Г. (монарх, патриарх, тиран), олигархическое Г. (аристократия, малая группа, клика, элита), демократическое (или народное) Г.; 2) по способу осуществления Г. – государственное, организационное (партии, объединения, предприятия и т. д.) и персональное Г. (например, монарх, предприниматель); 3) по охвату – неограниченное Г. (абсолютизм), ограниченное Г. (разделение властей), коллективное Г. и многоуровневое Г. (например, в многонациональной системе ЕС). См.: Анархия – Разделение властей – Власть
ГОСПОДСТВО
(от господь, господин): 1) власть в особо интенсивном и всеобъемлющем ее проявлении, включающем полное доминирование, подавление, угнетение; управление, основанное на фундаментальном и неизменном неравенстве ресурсов и возможностей властвующих и подвластных; 2) в трактовке Макса Вебера — институционализированная, организованная, прочно укорененная в обществе власть, вызывающая готовность подвластных подчиняться ее приказам; форма организации власти в обществе. В современной философии политики и права более принятым является понимание Г. в веберианском духе. В этой трактовке Г. есть также неразделимое отношение между людьми по типу Г.-подчинения, где Г. властвующих может существовать лишь при готовности подвластных подчиняться.
По М. Веберу, каждое фактическое отношение Г. характеризуется определенным минимумом желания подчиняться. Власть находит свое воплощение в Г., но не всегда обретает его черты. Г. может быть связано лишь с прочной, достаточно стабильной и укрепившей себя властью. Г. означает также закрепление разделения труда в обществе на управленческий и исполнительский. Г. в этой трактовке означает не просто разделение людей на властвующих и подвластных, но определенный достаточно прочный общественный и политический порядок, основанный на том, что одни властвуют, а другие подчиняются. В современных условиях, по крайней мере на государственном уровне, Г. выступает как система Г., включающая специальный аппарат управления, работу подконтрольных тем, кто осуществляет Г., средств массовой информации, а также подсистему обучения и воспитания. В истории мысли проблематика Г. присутствует уже у Аристотеля, который различал «власть господскую», «власть отцовскую» и «власть политическую». В этом сопоставлении «власть господская», то есть власть господина над рабом, предстает как власть заведомо и неизменно высшего над низшим («власть отцовская», по Аристотелю, носит временный характер, а «власть политическая» есть власть над свободными и равными, не способная обрести черт господства). Однако и «власть господская», по Аристотелю, выглядит скорее как наставление и обучение раба, чем как жесткое доминирование над ним. В христианской традиции многие авторы рассматривали Г. как неизбежное следствие греховной природы человека. Для Августина изначальная природа человека не требует Г., однако оно становится необходимым для человека после грехопадения, поскольку при этом, по Августину, качественно изменяется к худшему сама человеческая природа. Другая традиция, усиливающаяся в Новое время, видит причины Г. в социально-исторических и коллективно-психологических факторах. Так, Э. де ла Боэси еще в XVI в. в «Рассуждении о добровольном рабстве» утверждает, что основная причина существования Г. и тирании — в добровольном подчинении людей.
Для Ж.Ж. Руссо и Г.Ф.В. Гегеля Г. имеет общественную природу. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, Г. есть явление историческое, связанное с разделением труда в обществе, возникновением общественных классов и социальным доминированием одного класса над другим. Поэтому, по Марксу и Энгельсу, Г. человека над человеком будет устранено, когда для этого созреют исторические условия. А. Грамши в «Тюремных тетрадях» пришел к важному выводу, что Г. одних общественных групп над другими обеспечивается не только усилиями государства. Согласно его теории, доминирующая группа осуществляет Г. над другими группами в различных формах: в государстве — посредством прямого принуждения, в гражданском обществе — посредством гегемонии, которая означает высокую степень добровольного подчинения доминируемых групп. Таким образом, для Грамши структура власти в гражданском обществе не смягчает, а усиливает Г. доминирующих групп. По М. Веберу Г. также не ограничивается государственным принуждением: оно может осуществляться как «на основании власти», так и «в экономических формах», когда социальный актор, будучи формально свободным, фактически вынужден действовать в направлении, выгодном экономически господствующим силам. Поскольку для Г. важно добровольное подчинение подвластных, то, согласно Веберу, каждое Г. старается возбудить веру в свою легитимность и позаботиться о ней. Вебер выделяет три идеальных типа Г. в зависимости от типов легитимности, на которых они основаны: 1) легальное, имеющее рациональный характер и основанное на вере в законность установленного порядка и Г., осуществляемого на базе этого порядка; 2) традиционное, основанное на вере в святость традиций и легитимность власти, основанной на этих традициях; 3) харизматическое, основанное на проявлениях человеком святости, геройской силы или образцовости личности и вере в законность порядка, созданного этими проявлениями. Согласно М. Веберу, от типа легитимности, на котором оно основано, зависит и характер осуществления Г. В целом в истории Г. постепенно эволюционирует от личностного доминирования до деперсонализации и растущей анонимности власти, а также от преобладания силовых мер до все более значительной роли мер информационного и психологического воздействия.
А.Г. Сытин
По М. Веберу, каждое фактическое отношение Г. характеризуется определенным минимумом желания подчиняться. Власть находит свое воплощение в Г., но не всегда обретает его черты. Г. может быть связано лишь с прочной, достаточно стабильной и укрепившей себя властью. Г. означает также закрепление разделения труда в обществе на управленческий и исполнительский. Г. в этой трактовке означает не просто разделение людей на властвующих и подвластных, но определенный достаточно прочный общественный и политический порядок, основанный на том, что одни властвуют, а другие подчиняются. В современных условиях, по крайней мере на государственном уровне, Г. выступает как система Г., включающая специальный аппарат управления, работу подконтрольных тем, кто осуществляет Г., средств массовой информации, а также подсистему обучения и воспитания. В истории мысли проблематика Г. присутствует уже у Аристотеля, который различал «власть господскую», «власть отцовскую» и «власть политическую». В этом сопоставлении «власть господская», то есть власть господина над рабом, предстает как власть заведомо и неизменно высшего над низшим («власть отцовская», по Аристотелю, носит временный характер, а «власть политическая» есть власть над свободными и равными, не способная обрести черт господства). Однако и «власть господская», по Аристотелю, выглядит скорее как наставление и обучение раба, чем как жесткое доминирование над ним. В христианской традиции многие авторы рассматривали Г. как неизбежное следствие греховной природы человека. Для Августина изначальная природа человека не требует Г., однако оно становится необходимым для человека после грехопадения, поскольку при этом, по Августину, качественно изменяется к худшему сама человеческая природа. Другая традиция, усиливающаяся в Новое время, видит причины Г. в социально-исторических и коллективно-психологических факторах. Так, Э. де ла Боэси еще в XVI в. в «Рассуждении о добровольном рабстве» утверждает, что основная причина существования Г. и тирании — в добровольном подчинении людей.
Для Ж.Ж. Руссо и Г.Ф.В. Гегеля Г. имеет общественную природу. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, Г. есть явление историческое, связанное с разделением труда в обществе, возникновением общественных классов и социальным доминированием одного класса над другим. Поэтому, по Марксу и Энгельсу, Г. человека над человеком будет устранено, когда для этого созреют исторические условия. А. Грамши в «Тюремных тетрадях» пришел к важному выводу, что Г. одних общественных групп над другими обеспечивается не только усилиями государства. Согласно его теории, доминирующая группа осуществляет Г. над другими группами в различных формах: в государстве — посредством прямого принуждения, в гражданском обществе — посредством гегемонии, которая означает высокую степень добровольного подчинения доминируемых групп. Таким образом, для Грамши структура власти в гражданском обществе не смягчает, а усиливает Г. доминирующих групп. По М. Веберу Г. также не ограничивается государственным принуждением: оно может осуществляться как «на основании власти», так и «в экономических формах», когда социальный актор, будучи формально свободным, фактически вынужден действовать в направлении, выгодном экономически господствующим силам. Поскольку для Г. важно добровольное подчинение подвластных, то, согласно Веберу, каждое Г. старается возбудить веру в свою легитимность и позаботиться о ней. Вебер выделяет три идеальных типа Г. в зависимости от типов легитимности, на которых они основаны: 1) легальное, имеющее рациональный характер и основанное на вере в законность установленного порядка и Г., осуществляемого на базе этого порядка; 2) традиционное, основанное на вере в святость традиций и легитимность власти, основанной на этих традициях; 3) харизматическое, основанное на проявлениях человеком святости, геройской силы или образцовости личности и вере в законность порядка, созданного этими проявлениями. Согласно М. Веберу, от типа легитимности, на котором оно основано, зависит и характер осуществления Г. В целом в истории Г. постепенно эволюционирует от личностного доминирования до деперсонализации и растущей анонимности власти, а также от преобладания силовых мер до все более значительной роли мер информационного и психологического воздействия.
А.Г. Сытин
Источник: Политический словарь нашего времени.