РУССО Жан Жак

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Руссо Жан Жак
1712–1778) – французский философ эпохи Просвещения. Автор теории «доброго дикаря» и «естественных прав». Критиковал феодально-монархическую систему, был наиболее радикальным сторонником революции.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

Руссо Жан Жак
(1712-1778) – французский философ и политический мыслитель, создатель оригинальной теории общественного договора, предполагающей появление политического сообщества и народа-суверена. Основное произведение – «Об общественном договоре, или Начала политического права» (1762).

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

РУССО Жан Жак
французский мыслитель, представитель французского Просвещения, теоретик педагогики, писатель, композитор, сторонник теории есте- Н ственного права. Один из создателей концепции «общественного договора», в соответствии с которой возникновение государства трактуется как акт передачи индивидом своих естественных прав верховной власти. Философско-политическая доктрина Руссо стала одним из основных идейных источников Великой французской революции. Основные работы: «Рассуждения о науках и искусствах» (1750); «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755); «Юлия, или Новая Элоиза» (1761); «Об общественном договоре» (1762); «Эмиль, или О воспитании» (1764); «Прогулки одинокого мечтателя» (1776); «Исповедь» (1782-1789).

Источник: Новейший политологический словарь

Руссо, Жан Жак
Rousseau) (28 июня 1712, Женева - 2 июля 1778, Эрменонвиль)
французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном договоре» (1762). Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей (общественный договор). Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) - ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

РУССО Жан-Жак
Франция, 1712–1778. Произведения: «Об общественном договоре», «Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми» и др. Просветитель, один из авторов идеи общественного договора. Основу политической жизни общества видел в суверенности воли народа и неделимости этой суверенности. Выступал за постоянно действующий плебисцит, против разделения общества и государства, против разделения власти. Соглашение есть основа законной власти. Самая неограниченная власть та, которая проникает в сущность человека и оказывает не меньшее влияние на его волю, чем поступки. В этой связи главная идея общественного договора, изложенная Ж. Руссо, состоит в полном отчуждении каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины. Благодаря этому первоначальному соглашению имеет силу политическая власть, она переходит к избранному суверену, поэтому суверенитет принадлежит народу. Идеи Руссо оказали значительное влияние на Французскую революцию. Он считал соглашение народа основой его суверенитета и законной власти. Главная идея: отчуждение права людей в пользу общества. Не поддерживал концепцию разделения властей. Человеческая природа, по Руссо, чужда злу и несправедливости, тогда как социальная сущность порочна. Сторонник радикальной демократии.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

РУССО Жан Жак (1712-1778)
французский философ, моралист и политический мыслитель.
Стержнем политической теории Руссо, которую он в наиболее систематизированном виде изложил в своем главном труде "Об общественном договоре, или Причины политического права" (1762), является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Мыслитель подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая - интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Общая воля в свою очередь выступает источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления.
Основную задачу общественного договора Руссо видел в том, чтобы "найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде". Общественный договор - это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность превращается в нераздельную часть целого. В таком обществе нет конфликтов, противоречий. Коль скоро воля гражданина неотчуждаема, то естественным способом ее выражения признается прямая демократия.
В отличие от большинства мыслителей Руссо считал суверенитет народа неотъемлемым и неделимым. Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы. Правительство - лишь временный агент суверенного народа (как у Дж. Локка). Но у Локка народ вручает органам управления власть исполнительную, законодательную и судебную, а Руссо против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях.
Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения Великой французской революции.

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

РУССО ЖАН ЖАК
(Rousseau, Jean-Jacques) (1712–78) Философ, занимавшийся исследованиями в области морали, политики и образования; писатель, композитор, музыковед и ботаник. Он не был французом по происхождению, родился в Женеве, франкоговорящем кантоне Швейцарской Конфедерации. Семья его была сравнительно бедной, но Руссо в силу рождения принадлежал к высшему в Женеве классу граждан – к одному из тех двух классов из пяти, которые обладали политическими правами и составляли весьма небольшой процент населения. В поисках счастья без копейки за душой Руссо в возрасте 18 лет покинул Женеву. Он отверг кальвинизм (Calvinism), прежде всего потому, что центральное место в нем занимал тезис о первородном грехе, и стал римским католиком. Несмотря на полученное в 1754 г. разрешение вернуться в протестантскую веру, Руссо постепенно пришел к отказу от всех официальных религий. Он занимался самообразованием, познакомился – в числе прочих – с идеями Платона (Plato), современной ему школой естественного права (natural low), идеями Просвещения (Enlightenment). В 1749 г., вдохновленный тем, что Дижонская академия учредила премии за участие в конкурсе эссе, Руссо написал "Рассуждения о науках и искусствах" и получил первую премию. Опубликованная в 1750 г., эта работа принесла ему славу. В 1755 г. он написал "Рассуждения о неравенстве" ("Discourse on Inequality"), опять для Дижонской академии, но премии на этот раз не получил. В этих двух "Рассуждениях" Руссо противопоставлял простодушие и невинность человека, живущего в уединении в естественном состоянии (state of nature) и находящегося в согласии со своей сущностью, и развращенность человека из общества, который видит себя и, следовательно, живет, ориентируясь исключительно на чужие мнения. Проявлением этой развращенности являются науки и искусства, с одной стороны, и неравенство – с другой. В "нишу" между естественным состоянием и развращенным обществом Руссо помещает (правда, об этом говорится только в одном параграфе) первобытную семью, которая настолько мала, что развращенности просто нет места в отношениях между ее членами, и которая поэтому обеспечивает почву для нравственности. В 1762 г. выходят в свет "Эмиль", трактат по вопросам образования, и "Об общественном договоре" – главный труд Руссо в области политической философии. Общество действительно основано на договоре, но в отличие от других мыслителей – сторонников общественного договора (social contract), Руссо выступает против того, чтобы позволить первоначально независимым индивидам передать все свои полномочия (свободу воли) правителю. Свобода воли в его понимании является неотчуждаемой. Руссо поэтому отделяет суверенитет – законодательную функцию – от правительства, выполняющего исполнительную функцию, и ставит второе на службу первому. Единственно законной формой суверенитета является прямая демократия, при которой все граждане имеют право участвовать в выработке законов. Такой подход разрешает, к удовольствию Руссо, парадокс, связанный с тем, что, вступив в общество, каждый остается таким же свободным, каким был до вступления в него. Это объясняется приверженностью Руссо античному пониманию свободы как участия, в отличие от современного понимания ее как сферы жизни, свободной от вмешательства со стороны общества. Свободы в античном понимании можно достичь посредством общей воли (general will). Воля каждого индивида, направленная на благо всего общества, выше его собственного частного интереса. Этот подход основан на идее разделения действительных и кажущихся интересов, при котором реализация последних приведет к уничтожению первых, причем человек потеряет возможность достичь свободы в античном смысле. В этом процессе он может утратить свободу в современном смысле, и это противоречие скрывается за парадоксальным утверждением Руссо о том, что, если кто-то отказывается принять общую волю, его нужно заставить быть свободным. Чтобы гражданское собрание минимально приблизилось к идеалу – единогласному принятию законов, Руссо полагает необходимым установление духовной гармонии между гражданами. Это должно стать результатом целенаправленной политики, но может быть достигнуто только в условиях небольшого и изолированного общества. Можно заметить определенное несоответствие между взглядами Руссо на необходимость искусственно созданной и тесно спаянной ортодоксии в обществе, и изложенными в "Эмиле" воззрениями на образование, в основе которого, по его мнению, лежат естественные контакты конкретного ученика с миром вещей. В действительности Руссо признавал, что даже самое маленькое общество, способное обрести независимость, не могло бы предоставить политические права каждому. Для него образцами законного общества были некоторые из городов-государств древней Греции, республиканский Рим, а также Женева, которые разными путями воплотили в жизнь равенство своих граждан, но сохранили неравенство между последними и остальным населением. Руссо отвергал возможность применения своего идеала к большому современному обществу, хотя в 1772 г. написал по заказу проект конституции Польши, которая находилась под угрозой первого раздела между Пруссией, Австрией и Россией, что и произошло в том же году. Руссо учитывал польские традиции и пытался сделать их неотъемлемой частью подлинно национального сознания путем воспитания класса граждан города-государства. В то же время, стремясь максимально приблизиться к условиям осуществления общей воли в малом государстве, Руссо предложил предоставить большую долю самоуправления каждой из 33 провинций, которые должны были быть созданы и объединены посредством федерального устройства. В целом, значение взглядов Руссо состояло в том, что он выдвинул альтернативу оптимизму эпохи Просвещения, в связи с чем его иногда причисляли к приверженцам романтизма (romanticism) на основании того, что в мотивации поведения людей он отводил более важную роль чувствам, а не разуму.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь