Богданов Александр Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Богданов Александр Александрович
настоящая фамилия Малиновский (1873-1928) – писатель, экономист, философ, ученый-естествоиспытатель, большевик, сподвижник, а позднее оппонент Ленина, интересовался мистическими и оккультными теориями. Выявил ущербность марксистской диалектики, развивал собственные учения – тектонизм и эмпириомонизм.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

Богданов Александр Александрович

(настоящая фамилия Малиновский) (10 августа 1873, город Соколка Гродненской губернии, – 7 апреля 1928, Москва). Из семьи учителя. В 1892 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В декабре 1894 за участие в Союзном совете землячества, арестован и выслан в Тулу. В 1899 окончил медицинский факультет Харьковского университета, был вновь арестован, сослан в Калугу, затем в Вологду. С 1903 большевик. На 3-м съезде РСДРП (1905) избран в ЦК; представитель ЦК в Петроградском Совете рабочих депутатов Выпустил философский труд "Эмпириомонизм" (книги 1 – 3, М., 1904 – 06). Входил в редакции газет "Новая Жизнь" и "Пролетарий". Избирался в Центральный Комитет на 4-м (1906) и 5-м (1907) съездах РСДРП. В 1907 возглавил группу "ультиматистов", протестовавших против участия большевиков в легальных организациях. В декабре 1907 эмигрировал. В 1909 главный идеолог и организатор "левых большевиков" группы "Вперед", из которой вышел и отошел от политики.
Оригинальный этап творчества Богданова связан с отрицанием философии и построением "организационной диалектики", где истина понимается как форма организации коллективного опыта ("Тектология. Всеобщая организационная наука", т. 1 – 3, СПб. – М.– Берлин, 1913 – 22; переизд. – т. 1–2, Москва, 1989). некоторые положения Богданова предвосхитили идеи кибернетики. В 1909 выдвинул концепцию построения "чистой" "пролетарской культуры" ("Современное положение и задачи партии", Париж, 1909), считая, что задачи пролетариата неразрешимы при сохранении старой культуры в целом ("Культурные задачи нашего времени", М., 1911). В 1913 вернулся в Россию по амнистии. В 1914 мобилизован в армию как врач.
Февральскую революцию 1917 рассматривал как демократическую, которая "может и должна завершиться демократической республикой". Ликвидировать неопределенность "смешения старой власти с новой" предстоит Учредительному Собранию, которое "должно быть созвано без замедления" ("Задачи рабочих в революции", 3 издание, М., май 1917). Пролетариат должен оказывать поддержку Временному правительству, "пока оно на деле выполняет демократическую программу", и перейти к "прямой и решительной борьбе с ним, если бы оно изменило своим обязательствам и пошло против революции" (там же, с. 21). Указывая на необходимость продолжения войны ради "защиты революции", Богданов призывал не предпринимать "ничего такого, что могло бы ослабить наш фронт или нарушить работу тыла" (там же, с. 9). Пролетариат вправе в условиях буржуазной демократии создать свою независимую пролетарскую культуру, а до этого "не может и не должен предпринимать попытки непосредственного решения мировой организационной задачи, попытки осуществить социализм" ("Вопросы социализма", М., 1918, с. 68 – 69), Расходясь с большевиками, Богданов тем не менее выступил в защиту радикальных партий от травли либеральной печати по поводу открывшихся провокаторов, отмечая, что провалы у "крайних, естественно, были, наиболее крупные талантливые предатели шли туда, где можно больше заработать" ("О провокации", "Известия Московского Совета рабочих депутатов", 1917, 10 мая). В статье "Государство-коммуна" подверг резкой критике как «типичное максималистское построение ленинскую теорию о "государстве-коммуне" как политической переходной форме» к социализму. Считал Советы несовершенными органами, которые, в случае отката революции, не располагают парламентским способом улаживания противоречивых интересов, и реакция неизбежно "перейдет в гражданскую войну, с громадным расточением лучших сил народа" (там же, 1917, 27 июня). В работах 1917 предвосхитил "военный коммунизм". Оценил события 3 – 4 июля в Петрограде как провокацию большевиков с привлечением уголовных элементов ("Уроки первых шагов революции", М., 1917, с. 23).
К Октябрьскому перевороту отнесся отрицательно; свое понимание сущности революции и роли большевиков в ней высказал в статье "Судьбы рабочей партии в нынешней революции" ("Новая Жизнь", 1918, 26 – 27 января).
Активно сотрудничал в органах Пролеткульта и журнале "Пролетарская Культура". 1 февраля 1918 на конференции культурно-просветительских, пролетарских обществ Москвы сделал доклад "Наука и рабочий класс", где выдвинул задачу пересмотра буржуазной науки (в том числе естественной и точной) и "создания новой организации как разработки ее, так и распространения в рабочих массах" ("Пролетарская Культура", 1918, № 2, с. 22). На 1-й Всероссийской конференции Пролеткульта в сентября вошел в состав ЦК Пролеткульта и редакцию журнала "Пролетарская Культура" (до осени 1921). Идеи Богданова легли в основу идеологии Пролеткульта. В 1918 – 26 Богданов преподавал в Коммунистической академии. В 1926 организовал и возглавил Государственный научный институт переливания крови. Погиб в результате произведенного на себе неудачного эксперимента по переливанию крови. Автор социально-утопических романов "Красная Звезда" (СПб., 1908), "Инженер Мэнни" (М., 1913).
Сочинения: Искусство и рабочий класс, М., 1918; Новый мир, 3 изд., М., 1920; О пролетарской культуре. 1904 – 1924, М. – Л., 1924;
Вопросы социализма. Работы разных лет, М., 1990.
Литература: Белова А.А., А.А. Богданов, М., 1974; Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования, в. 2 – А.А. Богданов, Москва, 1989.
Н.Л. Соколов.

Источник: Словарь: политические деятели России, 1917 г.