ХРИСТИАНСТВО

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХРИСТИАНСТВО
одна из мировых религий, источник социальной энергии. Христианство осуществило (по Ясперсу) превращение внешней трансцендентности (существовавшей в Индии и Китае) во внутреннее переживание, преобразование имманентного мира.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

ХРИСТИАНСТВО

Религия, возникшая в 1-2 вв. н. э.; название получила по имени мифического основателя ее Иисуса Христа, сына божьего. Разделяется на несколько церквей: католическую, православную, армяно-григорианскую, ряд протестантских церквей и сект. X.- одна из трех наиболее распространенных религий на земле (наряду с исламом и буддизмом).

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Христианство
монотеистическая религия. Основана на "Ветхом Завете" и "Новом Завете". Исповедует догмат о Троице (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой), Боговоплощении Сына в Исусе Христе, Спасителе, о его Богочеловечестве (две природы), о его Распятии и Воскресении. Центральную роль в христианстве играет учение о церкви, которая соединяет верующих с Богом.

Источник: Политическая философия: глоссарий

ХРИСТИАНСТВО
одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Возникла в середине I в. в Палестине, превратившись в IV в. в государственную религию. В процессе своего развития X. распалось на три основные ветви: православие, католицизм и протестантизм. Наибольшее распространение X. получило преимущественно в Европе и отчасти в Северной Африке, на Кавказе и в Сибири.
В мире насчитывается более 1 млрд. христиан.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ХРИСТИАНСТВО
Christianity, от гр. Christos - помазанник) - одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). X. возникло в 1 в., выделившись среди мистико-мессианских движений, в восточной провинции Римской империи (в Палестине). Названо по имени ее основателя Иисуса Христа. В конце 4 в. было государственной религией Римской Империи. Имеет три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. Общее число его приверженцев более 1 миллиарда человек. Общий признак объединяющий их. - вера в Иисусу Христа как богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого божества (Троица) Главный источник вероучения - Священное писание (Библия, особенно ее вторая часть - Новый Завет).

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Христианство
одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. Основана на "Ветхом Завете" и "Новом Завете". Исповедует догмат о Троице (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой), Боговоплощении Сына в Исусе Христе, Спасителе, о его Богочеловечестве (две природы), о его Распятии и Воскресении. Центральную роль в христианстве играет учение о церкви, которая соединяет верующих с Богом. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ХРИСТИАНСТВО
одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). X. возникло в сер. 1 в. в условиях кризиса античной рабовладельческой цивилизации как движение протеста рабов и вольноотпущенников. В его основе лежало представление о спасении через мессию и обретении счастья в царстве небесном. Многонациональный характер Римской империи предопределил космополитический универсализм X., а среда распространения демократизм. Рост популярности X. заставил господствующие классы считаться с ним, а в дальнейшем использовать его как инструмент воздействия на массы. В 4 в. X. превращается из преследуемой властями религии в официальную государственную церковь Римской империи. Оно теряет свой демократический характер. Начиная с периода раннего средневековья X. стало разветвляться на ряд самостоятельных направлений, главными из к-рых являются католицизм, православие и протестантизм. Отмечая тесную зависимость социальных принципов X. от социально-политического развития мира, К. Маркс писал, что они «оправдывали античное рабство, превозносили средневековое крепостничество и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата». Нынешний кризис X. ведет к социальной дифференциации церквей и духовенства, пересмотру традиционных позиций, появлению левых групп и движений, модернизации и приспособлению христианского учения к современным условиям.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Христианство
религия, возникшая в древней рабовладельческой Римской империи как религия рабов. Христианство проповедует, что чем больше человек страдает на земле, тем выше его награда «на небе». Оно призывает бедняков не противиться власти угнетателей, прощать насильников, любить врагов; тем самым христианство отвлекает трудящихся от классовой борьбы и помогает эксплуататорам. Христианство, как и всякая религия, глубоко враждебно трудящимся. Утвердив свое владычество в средние века, христианская церковь проявила себя как сила мрачного изуверства, враг свободы, жестокий угнетатель трудящихся масс. Она учиняла кровавые расправы с противниками церкви, замучила в застенках и сожгла на кострах инквизиции миллионы людей, противодействовала движению человечества вперед. Христианская церковь-жадный паразит, высасывающий соки из народа для праздной жизни духовенства. В настоящее время церковь в капиталистических странах выступает в тесном союзе с буржуазной реакцией, против СССР. В царской России православная церковь была оплотом самодержавия, боролась против революционного движения масс. После победы Великой Октябрьской социалистической революции церковь стала орудием контрреволюции. В СССР, где уничтожена эксплуатация человека человеком, христианство, как и все религии, лишилось корней. Партия большевиков, правительство и вся советская общественность ставят своей задачей окончательное преодоление религиозных предрассудков путем антирелигиозного воспитания (см.).

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ХРИСТИАНСТВО
от греч. Christos (Христос) — Помазанник, Мессия) — вероучение, исходящее от Иисуса Христа, связанное с верой в Него как Сына Божия, во плоти пришедшего в мир, умершего за падшее человечество на Кресте и воскресшего на третий день после смерти.
Христиане верят, что смерть Богочеловека — это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого, поврежденного грехом, падшего и искаженного отпадением от Бога-Творца, которое постигло Адама, а затем всех его потомков в раю (об этом — в книге Бытия).
Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по своему существу оно изначально есть вера не в доктрину, а в Личность, в уникальную богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа.
Главное отличие христианства от других религий, в т. ч. монотеистических, в том, что во всех других религиях основатель не имеет того исключительного значения, какое имеет Господь Иисус Христос в христианстве. Там основатель — учитель, провозвестник Бога, возвещающий путь спасения, который всегда находится на втором плане по отношению к возвещаемому им учению, основываемой им религии. В христианстве же главное — вера в Христа, Его смерть на Кресте и Его Воскресение, через которые человечество наконец получило возможность нового рождения, возможность восстановления падшего образа Божия, носителями которого является человек.
Христиане верят, что поскольку по природе люди не способны к единению с Богом, так как ничто поврежденное не может быть причастно Богу, то для единения с Богом, для осуществления Богочеловечества необходимо соответствующее воссоздание человеческой природы. Христос восстановил ее в Самом Себе и дал возможность сделать подобное каждому из людей.
Именно поэтому христианство имеет конкретный исторический контекст своего возникновения. Оно связано с событием, произошедшим с Иерусалиме 25 марта 5539 г. от сотворения мира — именно в этот день Иисус Христос был предан иудейскими старейшинами и синедрионом римскому наместнику Понтию Пилату с требованием казнить преступника.
По иудейскому закону, всякий, называющий себя Богом, должен был быть убит. Однако сами иудеи, находящие под римской властью, ни имели права совершать смертную казнь. Именно поэтому было составлено ложное обвинение, по которому Христос должен быть распят. После избиения плетьми, Богочеловек был предан позорной казни — распятию на Кресте. В ту же ночь его тело было положено в пустую пещеру для погребения. Однако когда в третий день рано утром ученики Христа пришли к месту погребения своего учителя, они увидели пещеру пустой, а сидящий в ней ангел возвестил им о том, что Христос воскрес.
Сам Христос по воскресении своем также являлся своим ученикам. На 40-й день он, благословив их, вознесся на небо, к Богу-отцу, обещав послать им взамен Себя — Утешителя, Святого Духа. В 50-й день после смерти Христа на Кресте на учеников — апостолов, сошел Святой дух и наполнил их благодатью, силой и знанием проповедовать человечеству благую весть — Воскресение Христа и крестить всех верующих в Него. Именно этот день — Пятидесятница — и считается днем рождения христианской церкви. Это произошло в начале I в. н. э. на востоке обширной Римской империи, в Палестине.
Первоначально проповедь ближайших учеников Иисуса Христа — апостолов осуществлялась в основном среди иудеев. Массовое распространение христианства среди не иудеев — греков, римлян, народов Малой Азии связано с именем Павла, единственного из апостолов, который не знал Иисуса в его земной жизни. Иудей, римский гражданин, уроженец г. Тарса Савл был неистовым гонителем христиан, но, согласно «Деяниям апостолов», однажды ему явился Иисус Христос, и бывший язычник, прозрев, сделался христианином, который более других учеников Иисуса способствовал распространению новой религии на территории Римской империи. Павла называют «апостолом язычников».
Многие историки, подчеркивая особую роль Павла в становлении и распространении христианства, даже называют это религиозное учение паулинизмом. Из 27 текстов Нового Завета, вместе с Ветхим составляющим Священное Писание христиан, 14 принадлежит Павлу — его послания общинам и единоверцам. Сам же новозаветный канон состоит из 4 евангелий — от Матфея, Марка, Луки (называемых синоптическими) и Иоанна, «Деяний апостолов», автором которых считается Лука, посланий апостолов — Иакова, Петра (2), Иоанна (3), Иуды и Павла, а также Апокалипсиса (Откровения апостола Иоанна Богослова).
За короткое время вера в Христа, Сына Божия, превратилась в мощное духовное течение, ставшее важнейшим фактором всемирной истории. До V в. распространялось главным образом в географических пределах Римской империи и сферах ее влияния (Армения, восточная Сирия, Эфиопия). После отпадения несторианства (431) и монофизитства (451) азиатское и египетское христианство организационно обособляется от грекоязычных и латиноязычных церквей Европы.
В Европе христианство быстро распространяется за пределы Средиземноморья: в IV в. были обращены готы, в начале VIII в. — германцы, в IX–X вв. — славяне. К XIII в. вся Европа оказывается христианской.
В настоящее время эта религия оказывает огромное влияние на духовную, общественную, политическую жизнь общества, определяет идейные ориентиры развития как западной, так и русской цивилизации.
Причина столь очевидных успехов христианства в универсализме. В отличие от религий этноцентричных — иудаизма или, к примеру, синтоизма в Японии, христианство свободно от национальных, географических ограничений.
Христианство практически в неизменном виде сохранило отраженные в Ветхом Завете представления о сотворении мира, растительного и животного мира, человека. Книги Ветхого Завета признаются христианами и входят в корпус Библии. Христианские богословы трактуют ветхозаветные события в свете новозаветных событий.
С момента возникновения христианство не представляло собой единого течения. Распространяясь по территории обширной Римской империи, оно вбирало в себя местные традиции, включая и уже сложившиеся религиозные обычаи. Непросто формировалась и христианская догматика. Ее основные каноны оформились лишь в IV в., спустя 300 лет после возникновения религии. К этому времени христианство превращается в государственную религию Римской империи.
На I Вселенском соборе, состоявшемся в г. Никее в 325 г. при деятельном участии императора Константина Великого, был сформулирован «Никейский символ веры» и осуждена арианская ересь. В ходе последующих шести вселенских соборов были преданы проклятию и другие ереси — монофизитов, монофелитов, несториан и другие.
Упорная борьба разворачивалась и вокруг возможности изображать Христа, Богоматерь, апостолов, святых. В конце концов, иконоборчество тоже было признано ересью. Решения семи Вселенских соборов стали основой, на которой сформировались современное православное и католическое богословие. Вместе с трудами святых отцов они составляют Священное Предание, которое наряду со Священным Писанием — Библией и определяет учение православной и католической церквей.
Уже на заре христианства значительную роль в становлении его сыграли труды мыслителей, которых принято именовать отцами или апологетами, т. е. защитниками. В борьбе с языческими культами и философией, ересями среди первых последователей Христа, первые христианские писатели выработали основные принципы, которые легли в основу догматики, богословия и богослужебных канонов. Одним из первых был Юстин Мартир (Мученик) (100–166), которого называли даже «Христом в философской ризе». Его ученик Татиан резко критиковал античную культуру. Квинт Септимий Тертуллиан (160–230) отстаивал тезис о несовместимости философии и религиозной веры. Он был первым христианским мыслителем, который писал на латыни. Считая Евангелие единственным авторитетным источником познания Бога, Тертуллиан подозрительно относился к философии, как к потенциальному источнику ереси. Именно Тертуллиан сформулировал положение, что вера, а не разум является источником познания истины. Это на столетия определило развитие христианского богословия.
Огромную роль в его становлении сыграли Климент Александрийский (150–219), основавший в главном городе Египта богословскую школу, и его преемник на посту ее руководителя Ориген (184–254). Ориген пытался наполнить христианское богословие элементами учения неоплатоников и столкнулся с неприятием своих взглядов со стороны христианских теологов. Его взгляды были признаны еретическими, но на учение «отцов церкви» значительное влияние все же оказали.
Немалую роль в становлении православия и католицизма сыграла полемика Афанасия, Александрийского патриарха на соборе в Никее против Ария и его ереси. Только после его смерти соборами был подтвержден тезис о единстве Святой Троицы — Бога-Отца, Бога-Сына (Иисуса Христа) и Бога-Духа Святого.
В IV в. усилиями отцов церкви из Каппадокии (Малая Азия) была проведена систематизация христианских воззрений, упорядочение богослужения. Среди «восточных отцов церкви» наиболее известны Григорий Назианин (330–390), Василий Великий (330–379), Григорий Нисский (335–394).
Огромное влияние на становление христианской философии и богословия, особенно западной ветви христианства, из которого потом возникнет теология католицизма, а позднее и протестантизма, оказали Амвросий Медиоланский, Августин, епископ Гиппонский, именуемый Блаженным (354–430), Иероним, который сделал первый перевод Библии на латынь («Вульгата»). Одним из величайших представителей христианского богословия был Иоанн Дамаскин, живший в VIII в.
После раскола христианства на западную и восточную ветви (1054) в результате многовекового соперничества в христианской церкви между римскими папами и патриархами Константинополя, католицизм и православие стали развиваться автономно. После Реформации, начатой Мартином Лютером и его последователями в первой половине XVI в. в Германии, значительное количество христиан Западной Европы отделились от Рима и сформировали впоследствии многочисленные протестантские церкви.
К настоящему времени христианство существует в виде трех основных течений — православия, католицизма и протестантизма. Если первые два представляют собой иерархически выстроенные структуры, то в протестантизме этого нет. Этот термин используется для обозначения всего многообразия конфессиональных структур, начиная от традиционных — лютеранских, англиканских, пресвитерианских, кальвинистских, до баптистских и общин, возникших уже во второй половине XX в.
Католицизм упрочился в романских странах (кроме Румынии) и в Ирландии, православие — в славянских странах (кроме Польши и Хорватии, где утвердился католицизм), в Греции и Румынии, протестантизм — в германско-скандинавских странах (кроме католических Австрии и Баварии).
В настоящее время последователи христианства есть во всех обитаемых частях света; их общее число приблизительно определяется статистикой в 1,3 млрд. чел., в т. ч. приверженцев католицизма — около 700 млн., православия — около 200 млн., различных видов протестантизма — 350 млн. чел.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
266.86 кб

Язычество и христианство: два пути возвышения человеческого существа

Новиков И. А.
В статье даётся сравнительный анализ двух идеалов человека: сформировавшегося в пределах античного (языческого) сознания героя, и сформировавшегося в пределах христианского сознания мученика.
Читать PDF
264.52 кб

Христианство и ислам: диалог религиозных культур1

Бабатова А. Ш., Ферзалиев Д. С., Асадова З. Н.
Статья посвящена одной из наиболее актуальных в свете современных условий развития не только для России, но и для всего сегодняшнего мира проблем - межконфессионального диало- га.
Читать PDF
337.73 кб

Латиноамериканская литература и христианство

Шемякин Я. Г.
Читать PDF
216.13 кб

Христианство как фактор развития науки

Гильманов А. З., Соловьев М. М.
В статье рассматривается влияние христианства на науку. Показывается, что христианство явилось основным фактором рождения науки. Проанализированы принципы христианства на которых основывается наука.
Читать PDF
124.75 кб

Христианство в Крыму: культурологический аспект

Сенченко Наталья Анатольевна
В статье анализируются мифы о распространении христианства на Руси через Крым, отмечается роль Крыма в этом событии и значение христианства в развитии культуры Крымского полуострова.
Читать PDF
83.06 кб

Христианство на пороге XXI века

Архимандрит Платон (Игумнов
Читать PDF
190.81 кб

Древняя Русь и христианство о доминантах общения

Волкова А. И.
Читать PDF
166.66 кб

Буддизм и христианство в историко-культурном пространстве России Евразии

Абаев Николай Вячеславович
Читать PDF
365.90 кб

Сравнительный анализ жизненных ценностей юношей и девушек, активно исповедующих христианство и не за

Нухова М. В.
Читать PDF
273.46 кб

Христианство в Шапсугии: исторический аспект

Бузаров Алик Шумафович, Надюков Сагид Асланович
В статье говориться о том, что Кавказ является одним из древних центров христанства, где учение Христа начало проникать в те же века что и в Римскую империю. Северо-Западный Кавказ пережил две волны христианизации.
Читать PDF
155.67 кб

Христианство в Адыгее: история и современность

Музалев Антон Александрович, Шоров Марат Асланович
В статье рассмотрены вопросы проникновения и распространения христианства среди адыгов, основные этапы становления православия в Адыгее. Дано описание современной конфессиональной ситуации на территории республики.
Читать PDF
204.66 кб

Природа и христианство в «Феномене человека» П. Тейяра де Шардена

Цицилина Нина Ивановна
Автор обращается к идеям П. Тейяра де Шардена, разработавшего оригинальную концепцию эволюции, представляющую собой синтез научных и теологических идей.
Читать PDF
84.34 кб

Христианство в современной Центральной Азии

Пейруз Себастьян
Читать PDF
110.25 кб

2009. 03. 023. Замулински Б. Христианство и этика веры. Zamulinski B. Christianity and the ethics of

Боброва Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Христианство в эпоху постмодерна

Добрускин Марк Евсеевич

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Иудео-христианство

    Совокупное мировоззрение, свойственное иудаизму и христианству, но которому христианство придало высшую форму, действуя сначала как религия, а потом, начиная с нового времени, — как идеология. Вн
  • Христианство католическое

    Католицизм (греч. katholikos - всеобщий) - одно из основных, наряду с протестантизмом и православием, направлений в христианстве. От начала христианства до IX в. во всем мире существовала одна Христова цер
  • Христианство католическое на Юге России

    Римско-католическая церковь имеет на Кавказе и Юге России давние корни. Первая попытка католических миссионеров распространить свое влияние на жителей Северного Кавказа относится к началу XIV в. У
  • Христианство православное на Юге России

    представлено не только Русской православной церковью (РПЦ), но и другими конфессиями. На территории ЮФО проживают старообрядцы, гл. обр. казаки-терцы и гребенцы. Имеются небольшие группы католиков.
  • ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    идеологическое течение в европейском консерватизме, характеризуемое приверженностью принципам социального рынка и ограниченного государственного вмешательства.
  • Христианские профсоюзы

    созданы в кон. 19 в. при активном участии католической церкви (основы их деятельности сформулированы в 1891 в папской энциклике Рерум новарум) в странах Зап. Европы. В 1920 создана Международная конфеде
  • ХРИСТИАНСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

    (Christian fundamentalism) Отношение протестантов в Великобритании и США, начиная с 1870-х гг., к модернистскому толкованию Библии, бросающему, по их мнению, вызов истинной и первозданной правде о сверхъестестве
  • СОЦИАЛИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ

    направление общественной мысли, находящее в христианском учении санкцию социалистическим идеалам. Его приверженцы утверждают, что социалистические идеи содержатся уже в Евангелии, в мировоззре
  • Христианско-демократический союз Германии

    ХДС ведущая политическая партия, оформилась в 1950. Образует в бундестаге единую с Христианско-социальным союзом фракцию.
  • Идеология христианско-демократическая

    разновидность политической идеологии, увязывающей ценности и идеалы христианской картины мира - с либеральными и общедемократическими требованиями к организации власти, государства и общества.
  • Христианско-демократическая партия в Италии

    ХДП крупнейшая буржуазная партия современной Италии. Основана в 1943 на базе партии итальянских католиков «Пополяри». Ее представители неоднократно возглавляли правительства.
  • Христианско-социальный союз Германии

    ХСС основан в 1945, действует на территории Баварии. Образует в бундестаге единую с Христианско-демократическим союзом фракцию.
  • Христианско-демократический союз

    (ХдС) (ФрГ) ChristlichDemokratiche Union (CDU). ChristianDemocratic Union of Germany ХДС является умеренной консервативнолиберальной народной партией, которая в 1949–1972, 1976–1998 гг. была и с 2005 г. является (совместно с баварской партне
  • Христианско-демократическое товарищество работополучателей Германии

    ChristlichDemokratische Arbeitnehmerschaft Deutschlands (CDA). Christian Democratic Employees٫ Association of Germany Социальные комитеты Х.д.т.р.Г.
  • Христианско-социальный союз

    (ХСС) (ФрГ) ChristlichSoziale Union (CSU). Christian Social Union ХСС является христианско-консервативной народной партией, которая выступает на выборах исключительно в Баварии и образует в германском бундестаге единую с
  • РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ПЕРИОДА

    (Второй Рим, Новый Рим, Ромейская империя, Восточно‑римская империя, Византийская империя, Византия) – 330–1453 гг. Империя в разные периоды включала разные территории. В период своего расцвета охва
  • Христианское социальное учение

    Christliche Soziallehre. Christian social teaching Стремление воплотить в жизнь социальное учение католической церкви и протестантскую социальную этику, сделать христианские основные установки необходимыми в деле по