Христианство православное на Юге России

Найдено 1 определение
Христианство православное на Юге России
представлено не только Русской православной церковью (РПЦ), но и другими конфессиями. На территории ЮФО проживают старообрядцы, гл. обр. казаки-терцы и гребенцы. Имеются небольшие группы католиков. Монофизиты представлены Армянской апостольской церковью; многочисленны протестантские общины - баптисты, адвентисты и пятидесятники, укоренившиеся на Кавказе во второй половине XIX - начале XX вв. Христианство проникает на Северный Кавказ в IV-V вв. Оно идет из Византии, Грузии и Кавказской Албании. Многочисленные находки церковной утвари по всему Северному Кавказу, остатки церквей и часовен свидетельствуют о высоком уровне активности Восточной православной церкви в регионе. Христианство не проникло глубоко в жизнь местного населения; оно оставалось полуязыческим, а во многих местах и вовсе языческим. С ослаблением Византии и Грузии, появлением на Кавказе миссионеров ислама, влияние христианской церкви на местное население стало неуклонно снижаться. Интерес к христианству у горских народов вновь повысился с XVI столетия в связи с вхождением всего региона в зону интересов России. В 1814 г. для удержания и распространения православия учреждена была духовная осетинская комиссия - «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». Но попытки насильственной христианизации местного населения, отсутствие в рядах кавказских миссионеров РПЦ конца XVIII - первой половины XIX в. хотя бы одного выделяющегося провозвестника христианской истины, способного подвигнуть горцев на принятие православия, обусловили падение интереса к христианству у народов Кавказа. К концу XIX в. большинство горцев принимает ислам, что явилось еще и своеобразной реакцией на Кавказскую войну. В наст.время на Северном Кавказе у РПЦ имеются 4 епархии, являющиеся одними из крупнейших в церкви: Ставропольская, объединяющая приходы Ставропольского края и 6 северокавказских республик - Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Сев.Осетии, Чечни, Ингушетии и Дагестана; Майкопская - приходы Адыгеи и левобережных по Кубани районов Краснодарского края; Краснодарская - правобережные по Кубани приходы Краснод. края; Ростовская - приходы Рост.обл. На начало 1997 г. в Ставропольской епархии было 244 прихода, в Ростовской - 196, в Майкопской - 91, в Краснодарской - 146. РПЦ обладает в регионе хорошо развитой инфраструктурой. Имеются учреждения религ. образования, как низшего - воскресные школы (205 по региону), так и высшего уровней - Ставропольская духовная семинария, Ростовское епархиальное духовное училище, Армавирский православный ин-т, подготавливающие не только церковные кадры. Открываются лицеи и гимназии с православным уклоном, казачьи школы и др. На Северном Кавказе выходят православные печатные издания - ежемесячная газета «Православный голос Кубани» (Краснодар) и «Церковный вестник» (Ростов-на-Дону), выходящие небольшими тиражами. Местные СМИ уделяют внимание РПЦ на страницах светских изданий и в эфире. Вследствие фактического раздела Кавказа на «христианский» и «мусульманский» взаимоотношения церковных иерархов с властями складываются по-разному в зависимости от региона. В «христианских» р-нах Кавказа духовенство требует к себе повышенного внимания, добивается материальной помощи для реконструкции и строительства новых храмов. Представители РПЦ претендуют на особую роль в деле «возрождения духовности» рус. народа. В «мусульманских» р-нах, несмотря на внеш. почтительность местных властей к РПЦ, на деле проявляется равнодушие к практическим запросам верующих, что проявляется как в отказе от предоставления средств на церковное строительство, так и в целом ряде других ограничений. РПЦ обладает мощными позициями на Ю.Р., что позволяет говорить о ее высоком миротворческом потенциале.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

|