РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ПЕРИОДА

Найдено 1 определение
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ПЕРИОДА
(Второй Рим, Новый Рим, Ромейская империя, Восточно‑римская империя, Византийская империя, Византия) – 330–1453 гг. Империя в разные периоды включала разные территории. В период своего расцвета охватывала всё Присредиземноморье. Титульный культурный этнос – греки. Государственный язык – греческий. Титульный этнос формировался в процессе активной ассимиляции всех прибывающих в Константинополь этносов. Государственная религия – православие (см. «Христианство»). Официальная форма правления – монархия (был также период диархии, то есть двоевластия, с 395 по 476 г.). В Римской империи был рождён Иисус Христос, ставший на все последующие времена величайшим духовным идеалом. Но на тот момент языческая Римская империя под влиянием фарисеев распяла Его. И потом, ещё три века, преследовала и казнила последователей Христа. Язычество, основанное на древней мифологии, стало духовным, интеллектуальным и цивилизационным тормозом для империи, осознавшей свою вселенскую миссию. Это понял римский император Константин Великий. Он в 330 г. перенёс столицу империи из Рима в новое место на востоке империи (рядом с городом Византий), которое нарёк Новым Римом, Константинополем. Одна из причин переноса – быть подальше от языческих римских патрициев. Константин Великий сделал христианство официальной религией всей Римской империи. Так был рождён Второй Рим. Это была всё та же Римская империя, но уже с иным религиозно‑нравственным идеалом. Второй Рим с IV по XV в. становится бесспорным законным преемником Рима «первого». Именно Второй Рим создал из языческой Европы величайшую христианскую цивилизацию, сохранив цивилизационную преемственность Древнему («первому», «старому») Риму и Древней Греции. В 395 г. в очередной раз произошло разделение Римской империи на две части: западную и восточную. Римская империя этого периода по‑прежнему считалась единым государством под управлением двух императоров (августов). Западная часть Римской империи скоро пала (в 476 г.) под натиском варваров, на её территории позднее сформировались самостоятельные европейские государства. Восточная часть Римской империи осталась исторической, культурной и цивилизационной преемницей Рима на протяжении почти десяти столетий. Её в те времена часто именовали «Империей греков» из‑за преобладания в ней греческих языка и культуры. В Древней Руси её обычно называли «Греческим царством», а столицу (Константинополь) – Царьградом. Западные историки XVIII в. окрестили эту империю как «Византийская» (или «Византия», или «Восточно‑римская империя»), но на самом деле она была и оставалась Римской. И её граждане называли свою державу Римской империей (по‑гречески – «Ромейской» империей, или кратко «Романией»), а себя – римлянами (по‑гречески – ромеями). К слову сказать, греки Приазовья до середины XX в. по стародавней традиции продолжали называть себя ромеями. Тем не менее название «Византийская империя» устоялось, несмотря на его историческое искажение, и прочно вошло в научный обиход. В 1054 г. произошёл великий раскол единой христианской Церкви на Католическую (Римскую) и Православную (Константинопольскую). Византия соответственно стала православной империей. Проблема Второго Рима в отношениях с Западом, помимо религиозной, была ещё и в том, что в Константинополе было больше золота, чем во всей Европе, вместе взятой. В это время финансовым центром Западной Европы была Венеция (аналог Нью‑Йорка XIII в.) со своими финансовыми воротилами. С финансовой подачи этих воротил и по благословению Папы Римского Запад вероломно напал на Константинополь, разграбил его и зверски уничтожил жителей. Так, в 1204 г. под натиском рыцарей‑крестоносцев (по сути, профессиональных боевиков, фанатично преданных своим католическим иерархам) пала Византийская империя и по‑настоящему более уже не восстановилась, хотя юридически просуществовала ещё до 1453 г., когда турки захватили Константинополь (теперь это Стамбул). Но ее существование было лишь формальным, поскольку после погрома 1204 г. империя являла собой лишь «остатки былой роскоши»; военная, экономическая, культурная и даже духовная мощь уже никогда не были восстановлены. Из разграбленного Константинополя было вывезено всё, но в первую очередь – всё золото. Оно свозилось в Венецию несколько десятилетий. Это привело к накоплению первых крупных (то есть соизмеримых с бюджетами некоторых европейских государств) частных капиталов, что предопределило впоследствии всё переустройство Европы. Постепенно Западом начали править именно финансовые воротилы. Византийская империя была долгожителем (она просуществовала одиннадцать веков), имела колоссальный запас прочности, позволяющий ей выстоять в различных потрясениях, бесконечных войнах, переворотах, дворцовых интригах, стихийных бедствиях, неурожаях, экономических неурядицах. Загадка её прочности заключалась в том, что это была христианская цивилизационная империя, симфония народов и культур, лучшая из известных человечеству форм многонационального и многоконфессионального государственного устройства. Единство империи понималось как множество населяющих её народов и их традиций. Это была сверхдержава, могущественная и богатейшая, игравшая огромную роль в политической жизни Европы, а также Ближнего Востока и Севера Африки. Она была православным царством (с высшим нравственным идеалом) и одновременно римским правовым государством (с идеями гражданского права и справедливости). Её императоры часто выступали в роли международных арбитров, причём выполняли эту функцию куда лучше, чем нынешняя ООН. Они реально были защитниками всего христианского мира. Неудивительно, что монархи многих стран мечтали породниться с императорами Византии. Например, великий князь Киевский Владимир женился на византийской принцессе Анне, а великий князь Московский Иван III – на византийской принцессе Софье. Империя сочетала монархическую, аристократическую и демократическую формы правления. Император по традиции избирался сенатом, армией и народом. Византийский император обладал огромной властью. Это была достаточно совершенная (если не сказать – самая совершенная) концепция монархии всех времён и народов. Басилевс (или василевс, по‑гречески – император) был наследником римских цезарей, одновременно военачальником, законодателем и Божьим помазанником. Управление державой осуществлялось министрами, которые исполняли волю помазанника по всей империи. Города в империи процветали, торговые системы и пути были налажены, она имела сильную армию и флот. Налоги (в отличие от европейских стран того времени) собирались не как «подати» королю или герцогу, а как гражданский сбор на общественное благо империи. Культура Византии была не просто уникальной и яркой. Империя в период своего долгого расцвета была самым высококультурным государством мира того времени. В мировую культуру Византия внесла особый, выдающийся вклад. Средневековый мир познал высокие образы литературы и искусства, благородное изящество форм, образное художественное ви́дение, утончённость эстетики, глубину философского поиска. Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы, оставаясь её культурным и духовным центром. Наука и образование также были лучшими, в одном лишь Константинополе было больше университетов, чем во всех странах Западной Европы, вместе взятых. Касательно византийской идеологии. Само понятие «идеология» появилось на Западе в конце XVIII в. Византия такого понятия, естественно, не могла иметь. Тем не менее функция идеологии православной империи была отражена принципом «симфонии», при котором светская и церковная власти находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с божественной и одновременно человеческой природой Христа. Церковь и государство поддерживают друг друга, оставляя каждый за собой свои сферы деятельности. Церковь, занимаясь нравственным и духовным воспитанием и не вмешиваясь в дела управления государством, имеет право нравственного суждения по любым вопросам, включая политические, а государство, выполняя свои функции, не вмешивается в дела Церкви. Имперский герб – двуглавый орёл, символически отражает концепцию этой «симфонии». Идеология православной империи не декларирует построение рая на земле (так как и человек, и любое государство всегда несовершенны), но заявляет о недопущении на земле ада. Суть светской составляющей идеологии сводилась к поощрению классических римских нормативных качеств (таких, как стойкость, храбрость, усердие, дисциплина, профессионализм, патриотизм, достойная служба Отечеству и императору). Суть православной составляющей идеологии сводилась к тому, что любые нормы и любые государственные решения должны быть нравственны, в православном понимании нравственности. А чтобы об этом не забывать, у византийских императоров всегда стояли два престольных кресла, на одном восседал император, а на втором лежал крест, символизирующий присутствие Христа. Византия в период своего заката (в XII–XV вв.) страдала системными пороками: коррупцией, взяточничеством, олигархизмом, влиянием Запада, неотрегулированностью преемственности власти (престолонаследия) и национализмом. Именно они были внутренними причинами гибели столь могущественного государства. 30 мая 1453 г., после двух месяцев упорного сопротивления армии османов (турок), Константинополь пал. Так закончилась история Византийской империи – величайшей империи всех времён и народов. Преемником Второго Рима позднее стал Третий Рим.

Источник: Советский политический язык 1984 г.