ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Христианская демократия
идеологическое течение в европейском консерватизме, характеризуемое приверженностью принципам социального рынка и ограниченного государственного вмешательства.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ
(Christian democracy) Послевоенное политическое движение, достигшее успехов в Западной Европе и, в меньшей степени, в Латинской Америке. Ее социологические и идеологические истоки восходят к XIX в. – периоду мобилизации католиков в ответ на возникновение либерального капитализма. Прямой вызов церкви, брошенный Французской революцией (French revolution), заставил католиков воспринять демократические политические формы и встать на защиту своих интересов, поощряя создание католических ассоциаций (в частности, католических союзов и школ). Главные традиционные институты христианства, такие как семья и гармоничный общественный порядок, подвергались двойной атаке: во-первых, со стороны разлагающихся последствий индустриализации и либерализма политики laissez-faire (политики невмешательства в экономику) и, во-вторых, со стороны все усиливающегося регулирования государством общественной жизни. Начиная с 1850-х гг. Ватикан поощрял создание т. н. "католических групп действия", которые проводили кампании по ограничению власти возрождающегося итальянского государства и крупных политических католических групп в немецкоязычных районах Европы. Энциклика "Rerum Novarum" ("О новых вещах") папы римского Льва XIII (1891) освободила католицизм от моральной оппозиции демократии и стимулировала дальнейшую политическую мобилизацию католиков. Успех на выборах пришел сначала к итальянской Народной партии (1919) с Луиджи Стурцо во главе, а Германская партия "Центр" стала оплотом коалиции в период Веймарской республики (Weimar Republic). К этому моменту отношение католицизма к государственной власти было неоднозначным: в то время как враждебность к социалистическим и коммунистическим формам собственности оставалась для него главной темой, первоначальная оппозиция к капитализму смягчилась (1914) и превратилась в рекомендации по улучшению социального климата путем создания сильной законодательной базы. Двойственное отношение к роли правительства отражено в трудах ведущего теоретика христианской демократии Жака Маритена, чье презрение к сильному государству совмещается c представлениями о возможности специфических норм государственного регулирования, учитывающего неудачные попытки промышленного капитализма послужить "общественному благу". Фашизм подавил и дискредитировал почти все эти политические группы, большинство из которых оказали слабое сопротивление правому экстремизму, а некоторые, например Австрийская христианско-социалистическая партия, даже выразили ему поддержку. Однако к концу войны в 1945 г. широко распространилась позиция умеренного консерватизма и скептицизма по отношению к властям. Всячески поощряемые победоносными союзниками, которые рассматривали их как бастион против коммунизма, христианско-демократические партии Италии, Германии, Франции, Австрии, Бельгии и Нидерландов победили на выборах и сформировали однопартийные или коалиционные правительства. Послевоенная популярность этих партий объясняется в большей мере их безобидным центризмом, чем какой бы то ни было четкой идеологической платформой. Следовательно, и это звучит иронически, учитывая идеологическую родословную христианских демократов, оказанная им поддержка на выборах спровоцирована предположением среднего класса и представителей различных религиозных течений о существовании угрозы режиму либерального капитализма (особенно со стороны "левых"). В 1960–70 гг. влияние христианских демократов уменьшалоьсь по мере того, как отступала угроза коммунизма и смягчались позиции их социалистических оппонентов. Однако в Латинской Америке они добились кратковременного успеха на выборах, борясь за демократическую стабильность путем ограничения традиционной суперактивности правительств (в Чили и Венесуэле, а также в 1980-х гг. в Эквадоре, Гватемале и Сальвадоре). В течение 1980-х гг. вследствие общего сдвига вправо европейского электората, влияние христианских демократов вновь возросло (исключение составило сокрушительное поражение христианских демократов в Италии в 1993 г.).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ
разновидность современного консерватизма, чья социальная и идеологическая баз основана на признании ценности христианского морального порядка.
Политические партии и группировки, называемые христианскими, христианско-социальными или христианско-демократическими, стали возникать в последней трети XIX века. Римская католическая церковь активизировала процесс приспособления к новым политическим и социально-экономическим реалиям, связанным с этапом свободной конкуренции в развитии капитализма. До этого церковь противопоставляла себя либеральным доктринам и была на стороне конституционной и абсолютной монархии.
Папа Римский Лев XIII в своей энциклике "О новых вещах" (1891) сформулировал позицию церкви в отношении социально-политических проблем, рожденных Великой Французской революцией. Церковь заняла компромиссную позицию, в которую укладывалось освящение частнособственнических отношений и критика крайне диких форм проявления капитализма.
"Естественное право" было перенесено на существующие системы частной собственности, в результате чего они объявлялись соответствующими установленному Богом "естественному праву".
Лев XIII в 1901 году огласил энциклику "Гравес де коммуни" ("Тяжкие всех"), которую принято считать "конституцией" христианской демократии и где вопрос об участии христианско-демократических группировок в политической жизни ставится в осторожной форме. "Название христианская демократия, - говорится в этом документе, - следует понимать таким образом, что ей чужда всякая политическая идея и она не означает ничего иного, как только благотворительную христианскую деятельность для народа".
Источником современной христианской демократии стала энциклика "Рерум поварум".
Первые христианско-демократические партии начали появляться в Бельгии, Нидерландах, Австрии, Франции, Германии, Италии. Так, в Италии в 1919 г. возникла итальянская народная партия, считавшаяся наряду с германской партией центра своеобразным образцом христианской демократии. В резолюции, принятой на первом конгрессе ИНП, провозглашалось:"... партия намерена бороться за введение таких правовых норм и стремится к таким действиям, которые привели бы к изменениям и постепенному переходу от современной капиталистической экономически либеральной системы наемного труда к системе экономически более гуманной и отвечающей духу христианства. В этой новой системе капитализму как производящему фактору должна быть предназначена роль материального посредника, получающего вознаграждение в четко очерченных границах, тогда как труду (как умственному, так и физическому), должно быть гарантировано максимальное вознаграждение за его участие в производстве".
На путь поисков третьего пути, среднего между капитализмом и социализмом, встала Итальянская народная партия. Позднее "третий путь" стал лозунгом многих христианско-демократических партий и международных христианско-демократических организаций.
После войны в Европе, покончившей с фашизмом, выступление христианских демократов с евангелической аргументацией примирения и любви к ближнему, позволили привлечь на свою сторону средние слои, крестьянство, рабочих.
В период "холодной войны" христианская демократия заняла жесткие антикоммунистические позиции, что свидетельствует о все дальнейшем крене в строну консервативных ценностей. Несмотря на широкий диапазон взглядов, включающий как явный консерватизм, так и приемлемый реформизм, эти партии заявили о себе как консервативные, правоцентристские партии.
Консервативному повороту 70-80-х годов христианские демократы всецело способствовали. Наибольшую теоретическую активность проявили германские Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС). К этому времени усилилась тенденция христианских демократов к объединению на общем западноевропейском и мировом уровнях. Создан и действует Европейский союз христианских демократов (1961), переименованный в 1982 году в Христианско-демократический интернационал; Европейская народная партия - федерация Христианско-демократических партий стран Европейского сообщества (1979); Европейский демократический союз (1978) - межнациональное партийное объединение, своего рода консервативное семейство, куда вошли ХДС, британские тори (консерваторы) и скандинавские консерваторы, французские голлисты и Австрийская народная партия, греческая "новая демократия", испанский Союз демократического центра, португальский Социально-демократический центр и т.д.
"Консервативное семейство" подразделяется на две большие группы партий: "чистые" консерваторы и христианские демократы, между которыми все больше, глубже, сильнее и дальше стираются идеологические, политические и социальные границы.

Источник: Словарь по политологии



Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
428.20 кб

Христианская демократия: идеология и политика

Иванов Сергей Сергеевич
Изучаются вопросы идеологической и социальной значимости христианской демократии в контексте формирования российской и западной политической культуры.
Читать PDF
466.35 кб

Политика двухпартийности: христианские демократы в Бельгии

Беке Уотер , Ван Хеке Стевен
Beke W., Van Hecke S. The politics of bipartisanship. Christian Democracy in Belgium. Данная статья является обновленной и расширенной версией работы «Христианская демократия в Бельгии», опубликованной авторами в 2004 г. Beke W.
Читать PDF
646.29 кб

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ФРАНЦУЗСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ В XX ВЕКЕ

Шмелёв Дмитрий Викторович
Автор анализирует историю международных контактов французской христианской демократии в XX веке. Она начинается после Первой мировой войны и развивается в течение столетия.
Читать PDF
208.65 кб

Европейская политика нидерландской и бельгийской христианской демократии

Янссен Зибо
Janssen S. Die Europapolitik der niederlдndischen und belgischen Christdemokratie.
Читать PDF
292.66 кб

Французская христианская демократия в 60-е годы XX века: проблемы трансформации

Шмелёв Дмитрий Викторович
В статье исследуется период трансформации французской христианской демократии в 60-е годы XX в.: возникновение новых структур, идейная эволюция, политическая стратегия.
Читать PDF
357.40 кб

Христианско-демократические партии Западной Европы после окончания холодной войны

Жерар Эммануэль , Ван Хеке Стевен
Данная статья является обновленной версией работы «Европейская христианская демократия после 1990 г. Опыт сравнительного анализа», опубликованной авторами в 2004 г. Gerard E., Van Hecke S.
Читать PDF
81.94 кб

Понятие социальной справедливости в концепциях европейской христианской демократии

Шаповалов Виктор Федорович, Воронина Светлана Сергеевна
В концепциях европейской христианской демократии понятие социальной справедливости представлено как один из основополагающих принципов, который обязателен для государственно-политической практики.
Читать PDF
131.72 кб

Христианская демократия: становление и перспективы развития в западной Европе и в России

Бестужев Евгений Леонардович
Читать PDF
274.80 кб

Политический консерватизм христианских демократов Германии в контексте европейских перемен XXI века

Петелин Борис Валентинович
Неоконсервативный поворот в странах Запада привел не к торжеству традиционных устоев западного общества, а к их дальнейшему разрушению.
Читать PDF
410.36 кб

Христианская социально-духовная ценностная система и делиберативная практика демократической демархи

Зинченко Виктор Викторович
В статье рассмотрены проблемы взаимодействия и столкновения глобальных схем мироздания, общественного и личного развития; исследованы пути формирования институтов социума, в котором важное внимание уделено системе ценностей.
Читать PDF
80.13 кб

Христианско-демократический союз Германии перед вызовами современных реалий: трансформация идеологии

Синякова Наталья Сергеевна
В статье анализируются основные цели и установки ХДС Германии, а также его электоральная база. Отмечены изменения в политике партии по ряду вопросов. Это позволяет автору сделать выводы о характере трансформации идеологии ХДС.
Читать PDF
266.63 кб

Консервативные течения христианской демократии Европы и Латинской Америки: сохранение достигнутого и

Усманов Сергей Михайлович
В статье анализируется эволюция консервативных тенденций в развитии европейской и латиноамериканской христианской демократии на рубеже XX-XXI столетий.