КАТОЛИЦИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КАТОЛИЦИЗМ

Одно из главнейших направлений в христианской религии, наряду с православием и протестантизмом. К. является господствующей религией во многих странах Европы, Латинской Америки и др. Католическая церковь возглавляется папой римским (см. Ватикан). Она имеет разветвленную централизованную организацию, обладает крупными материальными средствами.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Католицизм
Katholizismus. Catholicism (греч. καθολικός – всеобщий, универсальный). Мировоззрение и система ценностей, основанные на католической вере. Получил политическое значение в xIx в. благодаря развитию католического социального учения (как противопоставление марксизму и либерализму). Из этого движения возникла Немецкая партия центра. См.: Христианское социальное учение – Немецкая партия центра

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Католицизм
одно из направлений в христианстве. В числе важнейших догматов католицизма — признание римского первосвященника - папы - непогрешимым «преемником апостола Павла», «наместником Христа на земле». Резиденция папы римского находится в Ватикане (Рим). Верхушка католической церкви во главе с папой - враг социалистических стран, коммунистического движения, непримиримый противник всего прогрессивного. Католическая церковь отличается строгой централизацией и носит иерархический характер. Ватикан всюду стремится создать католические партии и общественные организации, действующие под руководством католической церкви в угоду монополиям.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

КАТОЛИЦИЗМ
гр. katholikos всеобщий, вселенский) - одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204 гг.; в XVI в. от К. откололся протестантизм. Единый всемирный центр К. - Ватикан, а Папа Римский - единый глава. Современный К. оказывает активное влияние на международные отношения, опираясь при этом не только па многочисленное духовенство, монашеские ордена и миссионерские организации, по также на примыкающие к нему светские массовые организации - политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и др. объединения. В мире насчитывается около 600 млн. католиков. К- является господствующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, латиноамериканских странах и др.; католики преобладают среди верующих в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии и на Кубе. На 1 января 1997 г. в РФ зарегистрированы уставы 2 центров и управлений, 192 обществ (общин), 3 духовных образовательных учреждений, 2 монастырей и подворий, 1 братства, 6 миссий Римско-католической церкви.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Католицизм
одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских государствах, среди верующих католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии. Последователи католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Литве), в западных областях Белоруссии, Украины. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204; в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан. Источники вероучения — Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. С 60-х гг. в католицизме проводится модернизация догматики, культа, организации и политики. Ок. 900 млн. приверженцев (1990).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

КАТОЛИЦИЗМ
(от греч. katholikos всеобщий, позже вселенский) одно из наиболее распространенных направлений христианства. По данным Ватикана, католическая церковь имеет св. 800 млн. приверженцев. 42% всех католиков мира находятся в Латинской Америке. К. распространен также в странах Западной Европы, Азии, Африки и в США. В социалистических странах среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии. В СССР К. имеет своих последователей в Литве, Латвии, западных областях Украины и Белоруссии. Вероучение, культ и структура К. имеют нек-рые отличия от др. разновидностей христианства. Католическая церковь строго централизована, ее всемирным центром является Святой престол. Католическая церковь располагает разветвленным аппаратом, миссионерскими организациями и т. д. Для пропаганды религии и социально-политических идей она широко использует принадлежащие ей средства массовой информации и издательства, а также учебные заведения. Она стремится воздействовать на политическую жизнь капиталистических стран через политические партии, профсоюзные, молодежные, женские и др. организации; в своей социально-политической деятельности руководствуется социальной доктриной, изложенной в энцикликах римских пап. Католическая церковь является крупным собственником, владеет землями, недвижимым имуществом, банками. Она принимает активное участие в политической жизни, камуфлируя это лозунгом деполитизации церкви. Для современного К. характерно обострение борьбы между традиционалистами и обновленцами, т.е. сторонниками модернизации социальной доктрины, структуры церкви. В последние годы различные группы приверженцев К., и миряне, и духовенство, напр. в Латинской Америке, все активнее включаются в антиимпериалистическую борьбу против диктаторских режимов. Расширяется также участие католиков в антивоенном и общедемократическом движениях в США и в странах Западной Европы. В то же время значительная часть католических иерархов продолжает заниматься антикоммунистической пропагандой. 

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

КАТОЛИЦИЗМ
от греч. katholikos — всеобщий) — наиболее массовая христианская конфессия (формально около 700 млн чел.), сформировавшаяся в конце первого тысячелетия н. э. на территории бывшей Западной Римской империи, руководимая священниками и церковной иерархией, во главе которой стоит Папа Римский.
Католическими странами являются Италия, Испания, Португалия, Франция, Ирландия, Австрия, Бельгия, Польша, Литва, Словения, Хорватия, Мальта и практически все страны Латинской Америки. Значительно количество католиков в США, Германии, Венгрии, Чехии, Словакии, Латвии, в западных областях Украины и Белоруссии. В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, много католиков в Южной Корее и Китае («Китайская патриотическая католическая ассоциация»). На Ближнем Востоке много католиков в Ливане. 115 млн католиков проживает в Африке.
Немалое количество сторонников римско-католической церкви (около 500 тыс.) есть и в Российской Федерации, где действуют организационные структуры Римского престола. Главным образом это российские граждане польского и литовского происхождения.
Впервые по отношению к церкви термин «католицизм» был применен ок. 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплен в Никейском символе веры и относился ко всей христианской церкви, которая тогда была единой.
Уже в 867 г. на соборе в Константинополе, в котором участвовали и 3 епископа Западной церкви, константинопольский патриарх Фотий осудил притязания Римского Папы на верховную власть в церкви и право отменять решения соборов и отлучил его от церковного общения. Вслед за этим патриарх опубликовал свое знаменитое окружное послание, в котором обличил незаконные притязания римского епископа на верховную власть и указал на недопустимые с точки зрения христианской догматики отступления в Западной Церкви от истинной православной веры.
Речь идет прежде всего о допущенном католиками прибавлении в 8-м (из 12) члене Символа Веры догмата об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына — т. н. филиокве (лат. Filioque, и от Сына).
Произвольная эта прибавка возникла в VI в. на поместном соборе Испанской церкви в Толедо. Сначала папа Лев III отверг этот догмат, но затем, когда римские первосвященники стали претендовать на всю полноту власти в христианском мире, он был принят основополагающим.
Одной из причин утверждения исхождения Св. Духа «и от сына» явились и политические события, а именно падение династии Меровингов и узурпация трона императоров Каролингами. Требовалось обосновать возможность прерывания традиции, т. е. обосновать возможность получения власти не только «от отца».
Но главная причина разделения церквей — в претензиях римских епископов быть непогрешимыми наместниками на земле Господа Иисуса Христа. Не способствовало популяризации католической версии христианства и введение еще в ранние века христианства целибата — обязательного безбрачия священников.
В VIII в. римские папы стали обосновывать свою власть, ссылаясь на так называемый «константинов дар», грамоту о передаче власти императором Константином в IV в. папе Сильвестру. В XV в. итальянские же гуманисты доказали подложность этого дара.
Окончательный раскол христианства на западную (католическую) и восточную (православную) церкви (т. н. «схизма») произошел в 1054 г. при папе Николае II, хотя фактически вдохновителем раскола был его соправитель, следующий папа Григорий VII, часто называемый «отцом католицизма». Именно Григорий провел реформы, которые придали католицизму новый облик, сохранившийся в общих чертах до сегодняшнего времени. Он ввел новый «григорианский» календарь, активно и успешно боролся с монархами того времени за инвеституру (право самостоятельно, без короля, назначать епископов). До него в христианских монастырях было разнообразие уставов, Григорий, взяв за стандарт Клюнийский монастырь, распространил принятый в нем устав и каноническое право на все католические монастыри: за образец были взяты хоральное пение и готическая архитектура.
Преемник Григория папа Урбан II продолжил экспансионистскую политику и объявил в 1095 г. «крестовый поход» за освобождение Гроба Господня.
В военном отношении несколько крестовых походов были неудачны. Первые успехи и завоевание Иерусалима в дальнейшем обернулись не только провалом, но и значительными геополитическими потерями Европы. В 1204 г. крестоносцы, давно превратившиеся в мародеров, вероломно захватили и разорили форпост христианства на Ближнем Востоке — столицу Византии Константинополь. Этот предательский удар в спину подорвал могущество самого культурного государства того времени, привел впоследствии к падению Византии и фактическому установлению многовекового турецкого ига над большим количеством восточноевропейских народов.
Однако из крестовых походов нищая и необразованная Западная Европа вынесла не только огромное количество христианских святынь и материальных благ, были заново открыты хранимые Византией и арабскими учеными античные источники. В Европе стали активно изучать право (слово «юстиция» — от имени Юстиниана, византийского императора, создавшего свод законов). От византийцев западноевропейцы переняли неоплатоническую философию и бани, от арабов — алгебру и арабские цифры, стихотворные ритмы и даже порядок подачи блюд к трапезе.
Культурные контакты с Востоком привели в итоге к эпохе Возрождения в Европе.
Римская церковь начала играть серьезную политическую роль в мире. Монашеские ордена бенедиктинцев, доминиканцев, францисканцев, тамплиеров и госпитальеров активно проникли в правящие круги европейских монархий и скрыто управляли политическими и экономическими процессами. В отношении России римским престолом вдохновлялись походы Ливонского ордена (остановленные Александром Невским), поход Мамая (остановленный Дмитрием Донским), организовывались процессы раскола в православной церкви (люблинская уния).
Огромная власть и богатство римского престола способствовали нарастанию негативных процессов в католичестве. Должности папы и епископов активно покупались и продавались, различные партии проводили перевороты, занимались убийствами и отравлениями. В то же время римская церковь активно преследовала ученых-гуманистов (Г. Галилей, Дж Бруно и др.), свирепствовала инквизиция, сотни тысяч женщин сжигались по подозрению в колдовстве, велись целые войны против многочисленных еретиков (катаров, альбигойцев, таборитов и проч.).
Возникла порочная для остального христианского мира практика т. н. индульгенций, когда верующий получал право путем денежных взносов или иных материальных пожертвований сократить время своего пребывания в чистилище — том месте загробного мира, куда попадают души не успевших раскаяться грешников (в православном богословии понятия чистилища нет).
Продажа свидетельств об отпущении грехов, широко распространившаяся в католических странах с XII в., в значительной степени подорвала авторитет римского престола. Гонения на науку с одной стороны, непотизм (раздача папами доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам) и симония (практика продажи и покупки священного сана) с другой стали причинами реформации — антикатолического движения в Европе.
На реформацию Римская власть ответила созданием Ордена иезуитов (чьей основной доктриной стал пробабилизм с его лозунгом «цель оправдывает средства»).
Иезуитов справедливо называли рыцарями плаща и кинжала за то, что они совершали политические убийства в интересах папского престола. Реформационные и антиреформационные войны и костры инквизиции привели к тому, что к середине XVII в. население Европы сократилось на треть (а в Германии, например, с 16 до 4 млн чел.). Мир установился постепенно на основе отрицающего свободу совести принципа «чья власть, того и вера».
В самом католицизме сложилась строгая централизация духовной власти. Главой церкви считается римский епископ — папа, который избирается пожизненно коллегией кардиналов. Согласно католическому учению, папа является преемником Святого Петра в римском епископате, наместником Христа на Земле. В решениях I Ватиканского собора в 1869–70 гг. было оформлено учение о непогрешимости папы и его безошибочности в суждениях по вопросам веры и морали.
С этим учением категорически не согласны ни православные христиане, ни протестанты. Папа назначает высших иерархов римско-католической церкви: кардиналов, примасов, патриархов, митрополитов, епископов. Кроме того, римский епископ является сувереном государства Ватикан, созданного в 1929 г. в результате Латеранских соглашений между фашистским правительством Италии, возглавляемым Б. Муссолини, и папой Пием XI.
Как и православие, католицизм признает 7 таинств. Однако до недавних пор во время литургии для священников в католицизме сохранялась привилегия причащаться вином, тогда как прихожане причащались только хлебом (в отличие от православия — только пресным, но не квасным). Это вытекало из представления католиков об особой роли (благодати) священнослужителей (клира).
На протяжении всего XX в. католическая церковь вынужденно пыталась модернизировать свое учение и культ. В 1962 г. по инициативе папы Иоанна XXIII был созван II Ватиканский собор. Он длился до 1965 г. и закончился уже при понтификате следующего предстоятеля Римскокатолической церкви — Павла VI. Собор принял решение об участии католиков в экуменическом движении, цель которого состоит в объединении всех христианских течений и церквей. На одном из заседаний было оглашено совместное заявление Римского престола и Константинопольского патриархата (носит титул «Вселенского»), в котором провозглашался взаимный отказ от анафемы 1054 г.
В среде католического духовенства до сих пор продолжаются дискуссии о судьбах христианства в мире. В ареале широкого распространения католичества — в Латинской Америке — еще в 1960-е гг. возникла «теология освобождения» — попытка совместить христианство с идеями социальной справедливости и социализма (Г. Гутьеррес, Л. Бофф, У. Ассман и др.). Сторонники ее провозглашают революцию основной формой реакции на империалистический террор. Официальный же Ватикан откровенно поддерживает США и Евросоюз в их попытках установления мировой гегемонии. Предшествующий папа — Иоанн-Павел II (поляк Кароль Юзеф Войтыла) играл активную роль в мировой политике и способствовал разрушению СССР и советского блока. С апреля 2005 г. папой является Бенедикт XVI (немец Иозеф Ратцингер).

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
360.06 кб

Католицизм и современность: демократия в социальной доктрине римско-католической церкви

Харитонова Оксана Геннадьевна
Статья анализирует трансформацию социальной доктрины католической церкви, ее основные современные положения и место демократии в этой доктрине.
Читать PDF
545.36 кб

Католицизм в условиях глобального кризиса

Кондратенко Сергей Евгеньевич
В статье анализируются некоторые позиции католицизма относительно глобальных вызовов современности.
Читать PDF
73.21 кб

98. 04. 018. Шрайдер Ю. Российский католицизм. Shreider Y. Russian Catholicism//religion?: State A.

Девина И. В.
Читать PDF
382.45 кб

Сравнительный анализ политического ислама и политического католицизма

Олейник Владимир Игоревич
В статье проводится сравнительный анализ политического ислама и политического католицизма. Автор выделяет общее и особенное.
Читать PDF
700.30 кб

Метафизический аспект понятия Церкви в католицизме, протестантизме и православии

И. И. Евлампиев
Читать PDF
142.45 кб

Влияние католицизма на веру и нравственность Вьетнама

Чан Тхи Ким Оань
Статья посвящена анализу влияния католицизма на мировоззрение вьетнамцев.
Читать PDF
421.79 кб

Влияние римо-католицизма на становление русской духовно-академической философии в дореволюционный пе

Мезенцев Иван Валерьевич
В статье разбирается проблема «католического пленения» русской духовно-академической школы дореволюционного периода на базе богословско-философского наследия представителей русской эмиграции XX в.
Читать PDF
135.77 кб

Эволюция католицизма во Вьетнаме после Второго Ватиканского собора

Нгуен Нгуен Хонг
После Второго Ватиканского собора произошел ряд обновлений и реформ в самой Вселенской церкви и Католической церкви Вьетнама. Церковь, осознавая уникальную ценность вьетнамской культуры, взяла курс на инкультурацию, т. е.
Читать PDF
308.48 кб

"призвание во плоти": гендер и телесность в религиозной антропологии современного католицизма

Хонинева Екатерина
В ранней и средневековой христианской традиции гендеризированная телесность понималась как препятствие на пути культивации добродетелей и как потенциальная среда для греха.
Читать PDF
413.97 кб

Появление христианства (несторианства, католицизма, протестантизма, православия) в Корее

Ларченко (Соломатова) Валентина Юрьевна
Рассматривается распространение христианства в Корее.
Читать PDF
101.90 кб

Понтификат Бенедикта XVI и основа социальных воззрений католицизма в начале XXI в

Богомазов Валентин Михайлович
В статье исследуется отношение главы Римо-Католической Церкви Папы Бенедикта XVI к стержневым социальным проблемам современности.
Читать PDF
100.77 кб

К истокам политической аргументации современного католицизма

Кондратенко Сергей Евгеньевич
Автор анализирует истоки политической аргументации современного католицизма, обращаясь к классическим трудам по политической философии и современным папским энцикликам.
Читать PDF
71.23 кб

Социально-философское учение Иоанна Павла ii в контексте теологии католицизма

Иоселева Марина Александровна
В статье рассмотрено социальное учение католической церкви периода понтификата Папы Иоанна Павла II с точки зрения теологических положений католицизма.
Читать PDF
0.00 байт

Трансформация гендерного дискурса в современном католицизме

Журавлев Денис
В данной статье проводится анализ трансформации гендерного дискурса в современном католицизме после II Ватиканского собора.
Читать PDF
309.28 кб

Проблемы мистицизма и харизматического движения в современном католицизме

Маргитич О. И.
В статье с теологических, философских и религиоведческих позиций анализируются природа, история и проблемы мистицизма и харизматического движения в современном католицизме.

Похожие термины:

  • КАТОЛИЦИЗМ ИЛИ КАТОЛИЧЕСТВО

    (от греч. καθολικός – всеобщий, понимаемый как вселенский). Крупнейшее по численности приверженцев (более 1,25 млрд) направление в христианстве, относящееся к Римской Католической Церкви (РКЦ). Глав