ДЮРКГЕЙМ Эмиль

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917)
французский философ и социолог. Д. в развернутой форме представил один из первых вариантов структурно-функционального анализа, разработал концепцию аномии.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ДЮРКГЕЙМ Эмиль
Франция, 1858–1917. Произведения: «О разделении общественного труда», «Метод социологии» и др. Один из основоположников французской социологической школы. Представитель рационализма. Развил идеи Ш. Монтескье о социальном детерминизме (обусловленности) и внутренней законообразности социальных явлений. Выдвинул идею социологизма — общество как реальность особого рода, включенная в универсальный природный порядок, со своими законами. Ведущий закон — дихотомия (наличие двух противоположных сторон, тенденций в любом общественном явлении). В отличие от К. Маркса, противопоставлял социализм (разделение) коммунизму (общность). В человеке выделял двойственность существования — социальность и индивидуальность. Считал личность зависимой, подчиненной обществу. Социальная реальность детерминирована человеческим сознанием и на уровне общностей живет по собственным, социальным законам. Именно в этом состоит социальный реализм Э. Дюркгейма. Социальные факты, лежащие в основе жизнедеятельности общества, должны дополняться и объясняться другими социальными фактами на основе взаимодействия, ценностей и норм. Социологизм, таким образом, выступает своего рода социальной экспансией и проявляется в социальной морфологии (анатомии, структуре общества), социальной физиологии (религии, праве, идеологии), общей социологии (философской стороне науки).

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

Дюркгейм, Эмиль
Durkheim) (1858-1917)
французский социолог, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основатель французской социологической школы. Родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897). В 1898–1913 он руководил изданием «Социологического ежегодника» - первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», которое играло значительную роль во французской социологии даже после смерти своего основателя. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, как преподаватель он пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Является создателем нового социологического менталитета - социологизма мышления. Кардинально обогатил методологический фундамент социологической науки; системно исследовал социальные патологии и дисфункции, наметил пути их преодоления; первым из социологов применил методы математико-статистического анализа социальных данных (в частности, корреляционный анализ); одним из первых проанализировал социальные функции религии. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию». Центральным понятием в социологии Дюркгейма была категория солидарности, которую он делил на механическую (характерна для ранних стадий развития общества) и органическую. Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление, или аномию (ввел это понятие). Одно из крайних проявлений аномии — самоубийство. Изучая религию как социальный институт, пришел к выводу о том, что единственным общим элементом различных между собой религий является ритуал. Классифицировал социальные функции религии; считал, что самой уникальной и неповторимой из них является эйдетическая (эйфорическая). Основные сочинения: «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ
(Durkheim, Emile) (1857–1917) Французский социолог. С 1906 по 1917 г., во время заведования кафедрой образования в Сорбоне (переименованной в кафедру социологии в 1913 г.), был ведущей фигурой во французской системе образования. В работе "Права социологического метода" (1895) обосновал идею социологии как науки, которая имеет свои методы и рассматривает общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов и определяющую рамки их поведения. Наиболее известное методологическое положение Дюркгейма заключается в том, что факты общественной жизни должны рассматриваться как вещи. Это положение он применял, исследую проблемы социальной интеграции, которой посвящены его основные труды. В работе "Разделение общественного труда" (1893) Дюркгейм предложил теорию, объявляющую эволюцию обществ от примитивных, сплоченных механической солидарностью (основанной на схожести различных индивидов, до современных, сплоченных органической солидарностью (основанной на дополнительных различиях между индивидами). В отличие от экономистов, которых он обвинял в тавтологии, Дюркгейм обосновал эту эволюцию, сопровождаемую все увеличивающимся разделением труда, социальным фактором роста плотности населения, который приводит к сокращению степени механической солидарности, а тем самым и к осознанию перемен. Следуя методике, заимствованной у философов, экономисты постулировали преднамеренное обращение к разделению труда в качестве причины, хотя оно являлось одновременно и следствием. В сочинении "Самоубийство" (1897), постепенно освобождаясь от влияния Конта (Conte) Дюркгейм пытался дать социологические объяснения тому, что, по-видимому. Можно считать самым изолированным действием, какое только можно себе представить. Дюркгейм различает три (возможно, даже четыре) основных типа самоубийства. Один из них, обусловленный аномией, м.е. разрушением связи индивида с обществом, наиболее важен для проводимого им анализа. Автор отбросил то, что считал упрощенным позитивистским объявлением, в частности идею о самоубийстве как следствие сезонного изменения погоды. Социальные явления можно объяснить только другими социальными явлениями, а не внешними условиями. Причину аномии он видел в стремительной индустриализации, разрушающей сложившейся уклад жизни. В своей последней важной работе "Элементарные формы религиозной жизни" (1912) Дюркгейм вновь обращается к частной проблеме, чтобы выявить ее. На примере примитивной религии австралийских аборигенов он показал, что общая форма религии, повторенная у разных народов, представляет собой систему коллективных поверий, отделяющих божественное отмирского. В какие бы частные формы ни выливались различные религии, божественным всегда было общество вообще, внешняя сила, которая руководила большинством поступков индивидов. Дюркгейм пытался превратить мораль в науку и не переставал верить в то, что социологию следует использовать скорее для совершенствования общества, чем для его объяснения. Самым прямым путем достижения этой цели является образование. (Этого же взгляда придерживались и основатели Третьей республики). В политическом смысле Люркгейм был либералом, но не такого индивидуалистского толка, как Бентам (Bantham). В 1893 г., изучая социализм, Дюркгейм пришел к выводу, что хотя он и представляет собой абсолютно нормальную реакцию на то зло, которое несет индустриальное общество, но предлагаемые им решения не улучшат жизни людей. Дюркгейм был одним из главных сторонников доктрины солидаризма, который, как утверждал один из его последователей в 1907 г. стал "чем-то вроде официальной философии Третьей республики". Эта философия легла в основу идеологии Радикальной партии, созданной в 1905 г. и ставшей наиболее важной политической организацией Франции.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь



Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
9.97 мб

Начало социоэпистемологии: Эмиль Дюркгейм

Антоновский А. Ю.
Читать PDF
364.82 кб

Проблемы религии в классической социологии. Эмиль Дюркгейм

Подолянова Гульнара Игоревна
Рассмотрены исходные теоретико-методологические принципы религиоведческой концепции Эмиля Дюркгейма. Раскрыта сущность религии как системы.
Читать PDF
545.16 кб

Эмиль Дюркгейм: портрет социолога. К 150-летию со дня рождения

Попов Александр Сергеевич
Статья посвящена 150-летию со дня рождения одного из основоположников социологии Эмиля Дюркгейма.
Читать PDF
335.94 кб

Социология социального и ассоциаций: Эмиль Дюркгейм и Габриель Тард об изменениях в обществе

Курамшев А.В., Широков А.А.
Делается попытка пересмотреть оценку вклада в развитие социологической теории Э. Дюркгейма и Г. Тарда. На основе применения компаративного анализа теорий социальных изменений демонстрируются различия проектов социологии Э.
Читать PDF
94.75 кб

2002. 02. 010. Коттерель Р. Эмиль дюркгейм: право в сфере морали. Cotterrell R. Emile Durkheim: law

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
127.87 кб

2003. 04. 004. Тилман Р. Эмиль дюркгейм и Торстен веблен об эпистемологии, культурном отставании и с

Фомичев П. Н.
Читать PDF
831.75 кб

95. 03. 003. Клэдис М. С. Коммунитарная защита либерализма: Эмиль Дюркгейм и современная социальная

Фомичев П. Н.