МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Международное право
система и отрасль права, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами международных правоотношений.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Международное право
система законов, норм и правил, обязательных к исполнению со стороны государств и тем самым определяющих их взаимоотношения.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
система дозволений, предписаний и запретов, представляющих собой согласованные волеизъявления участников межгосударственных отношений, созданных ими для урегулирования этих отношений и обеспечиваемых принудительной силой государств.

Источник: Словарь международного права. 2014

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
публичное) (international law) -совокупность (система) юридических норм и принципов, регулирующих отношения между государствами, а также и другими участниками (организациями, движениями, блоками, группами государств и т.д.), т.е. различными субъектами международного общения.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
характеризуется как рядом черт присущих национально-правовым системам. так и обладает сугубо специфическими чертами - государства обладают суверенитетом и различными социально-политическими системами, отсутствие законодательного органа, наделенного компетенцией принимать нормы права, обязательные для субъектов М.п.; отсутствие системы судебных и исполнительных органов; различный характер субъектов международного права.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

Международное право
Völkerrecht. International Law Собирательное название для всех правовых норм, которые регулируют отношения между (независимыми) государствами и отношения между отдельными странами и международными организациями. В отличие от закона, М.п. обеспечено не центральной властью, а зависит от признания соответствующих государств. М.п. основано на договорах (соглашениях, конвенциях, пактах и т. д.), связанных с признанием территорий иностранных государств, ограничениями военных действий, обменом дипломатическими представительствами, транспортным сообщением, разрешением межгосударственных споров, вопросами международной торговли и т. д. Центральное положение занимают Устав (Хартия) Объединенных наций 1945 г., Всеобщая декларация прав человека (1948), конвенции и соглашения Совета Европы. См.: Совет Европы – Организация Объединенных Наций

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Международное право
публичное)
совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и др. участниками (субъектами) международного общения. Современное международное право содержит общепризнанные и обязательные для всех государств принципы и нормы поведения субъектов международного общения, которые создаются путем соглашений между самими субъектами, как, напр., принципы ненападения, мирного разрешения споров, разоружения, уважения прав человека, запрещения пропаганды войны, соблюдения международных договоров. Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН. 25-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1970) приняла Декларацию о принципах международного права. Характеризуется как рядом черт присущих национально-правовым системам. так и обладает сугубо специфическими чертами - государства обладают суверенитетом и различными социально-политическими системами, отсутствие законодательного органа, наделенного компетенцией принимать нормы права, обязательные для субъектов М.п.; отсутствие системы судебных и исполнительных органов; различный характер субъектов международного права.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
система договорных, юридически закрепленных норм и принципов, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международных отношений. К основным принципам международного права относят: принцип мирного сосуществования, принцип суверенного равенства государств, принципы нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств, принцип мирного урегулирования конфликтов, принцип уважения прав человека. Принципы международного права закреплены в международных соглашениях и договорах. Основным международно-правовым документом современности, в котором сформулированы главные принципы международного права и способы их реализации, является Устав Организации Объединенных Наций, принятый в 1945 г. государствами — основателями ООН. Важнейшие принципы современной международной политики изложены также в «Декларации о принципах международного права» (1970), «Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств» (1981), во «Всеобщей Декларации прав человека» (1948), «Заключительном акте СБСЕ» (1975), «Парижской хартии для новой Европы» (1990) и др.

Источник: Новейший политологический словарь

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также между др. участниками (субъектами) международных отношений. Носителями прав и обязанностей М. п. могут быть как самостоятельные государства, так и нации, борющиеся за независимость. Ограниченную правосубъектность имеют международные организации, деятельность к-рых не противоречит основным принципам М. п. Принципы и нормы М. п. создаются путем соглашений между самими субъектами. Их выполнение обеспечивается индивидуально или коллективно всеми государствами, а также международными организациями. Основные принципы М. п.: принципы уважения государственного суверенитета, мирного сосуществования, выполнения международных обязательств, мирного решения споров, неприменения силы и др. закреплены в Уставе ООН. Образование мировой социалистической системы положило начало формированию нового типа международных отношений, содействовало утверждению демократических принципов М. п. В современную эпоху, когда перед человечеством стоит целый ряд неотложных и острых глобальных проблем, М. п. должно стать в духе нового политического мышления правом всеобъемлющей безопасности и коллективной ответственности государств перед человечеством.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними, международными организациями и некоторыми другими субъектами международного права. М. п. как особая система норм не входит в какую‑либо национальную систему и не включает в себя нормы национального права. Однако начиная с 1920 г. ряд государств провозгласил прямое действие общепризнанных норм М. п. на их территории и приоритет таких норм над национальным законодательством. В других странах нормы М. п. включаются в национальную правовую систему опосредованно. Источники М. п. – международные договоры и международно‑правовые обычаи. Вспомогательными источниками являются акты международных организаций, решения международных судебных и арбитражных органов, международно‑правовая доктрина. Сфера международно‑правового регулирования охватывает дипломатические, военные, гуманитарные, экологические, социальные, экономические, культурные, научно‑исследовательские, полицейские вопросы и имеет тенденцию к дальнейшему расширению. В соответствии с этим М. п., как и национальные системы права, делится на отрасли: международное морское право, международное гуманитарное право и т. д. От собственно М. п. (называемого еще международным публичным правом) следует отличать международное частное право – совершенно иную систему, в основе которой лежит национальное законодательство.

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

Международное право
обширный и разветвленный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Основой международного права являются международные договора. Международное право — самостоятельный нормативный комплекс (правовая система), совокупность юридических норм, создаваемых государствами с целью регулирования их взаимоотношений и иных отношений в сфере их общих интересов. Реально существующее современное межгосударственное право создается не непосредственно народами, а главным образом государствами как суверенными международными субъектами для регулирования межгосударственных отношений во всех их взаимосвязях, и обеспечивается преимущественно усилиями самих же этих государств. Основная особенность международного права состоит в том, что в качестве его субъектов выступают в основном суверенные государства, ТНК, другие негосударственные участники международных отношений. Из этого, в частности, следует, что на международной арене государства выступают как равноправные участники международного общения и над ними нет какой бы то ни было верховной власти. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства. В международном праве отсутствуют исполнительные органы. Нормы права в международном общении применяют и обеспечивают выполнение сами участники общения — государства. К основным источникам международного права относятся: международный договор и международный обычай. Одна из отраслей международного права — дипломатическое право.

Источник: Теория и история дипломатии. Словарь-справочник. 2014

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
международное публичное право) - 1) система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности; 2) отрасль юриспруденции. Исторически М. п. появилось с возникновением государства. Наука М. п. зародилась на рубеже средних веков и нового времени. В XVI в. испанский юрист Ф. де Витория ввел в оборот термин «право между народами» (лат. jus inter gentes), ведущий происхождение от понятия «право людей» (лат. jus gentium), существовавшего в римском праве. В России тер мин М. п. используется с середины XIX в. Нормы М. п. создаются в результате соглашения между независимыми друг от друга и равными субъектами международного права - суверенными государствами; они содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также складываются в виде международных обычаев. Договор и обычай являются основным источниками международного права. Первостепенную роль в формировании норм М. п. играет дипломатия. В свою очередь М. п. является одним из ее основных инструментов. Важнейшая функция М. п.- установление общих критериев для действий государств в различных сферах международных отношений - полит., эконом., военной, культурной и др. Регуляторная функция М. п. заключается в фиксировании взаимных прав и обязанностей государств по конкретным вопросам международных отношений. Охранительная функция М. п. служит обеспечению защиты интересов каждого государства и международного сообщества в целом, приданию международным отношениям устойчивого характера. Содержание принципов и норм М. п. отражает состояние международных отношений на различных этапах их развития. Поскольку М. п. в свою очередь оказывает активное воздействие на международные отношения, между государствами не только осуществляется сотрудничество, но и ведется борьба по вопросам принятия тех пли иных международноправовых норм и принципов, их наполнения конкретным содержанием.

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
правовая система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств. Источниками международного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Нормы международного права регулируют отношения государств в условиях и в сфере сотрудничества и борьбы. Международное право подразделяется на публичное и частное .
Публичное международное право — это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, как и всякое право, историческое явление, оно начинает формироваться с возникновением государств. Объективные условия существования и развития государств вызвали необходимость установления между ними политических, экономических и других отношений и связей, которые постепенно приобретали более или менее регулярный характер, что потребовало их правового регулирования.
Частное международное право — это совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения (имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также отношения семейно-правовые, трудовые и процессуальные), имеющие международный характер. В этих правоотношениях либо участвуют иностранцы, иностранные юридические лица и иностранные государства, либо их объектом является вещь, находящаяся за границей .
Некоторые государства, в частности — Российская Федерация, в конституции которой записан приоритет международного права над государственными законами, попадают в полную или частичную зависимость от транснациональных финансовых структур и других государств, которые используют положения международного права для закрепления своего доминирования на территории таких государств. Так, руководствуясь такими положениями, государственные деятели России считают, что выплата внешнего долга является более приоритетной задачей, нежели социальное обустройство жизни собственных граждан.
См. также: геноцид, конституция, национально-освободительное движение, оранжевая революция, самоопределение.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

Международное право
(Jus gentium, jus inter gentes).Существует множество определений М.п.: М.п. (публичное) – это совокупность норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества, выражающих волю господствующих классов этих государства и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым государствами индивидуально или коллективно (Юридический словарь. 1953 г.). М.п. – это система договорных и обычных норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих относительно согласованную волю государств, обусловленных действием закономерностей общественного развития денной эпохи (Словарь международного права. 1982 г.). М.п. – особая правовая система, состоящая из договорных и обычных норм и принципов, регулирующих отношения между его субъектами (Словарь международного права. 1992 г.). М.п. – это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также с участием других субъектов международно-правовых отношений в сфере межгосударственного сотрудничества и определяющих их взаимные права и обязанности (Юридическая энциклопедия. 2002 г.).М.п. – это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества (И.И. Лукашук). М.п. – это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами М.п. своих международных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами М.п. (К.А. Бекяшев).М.п. – это совокупность норм, которые создаются путём соглашения между государствами различных социальных систем, выражают согласованные воли государств и
имеют общедемократический характер (Г.И. Тункин). М.п. представляет собой особую правовую систему, состоящую из договорных и обычных норм и принципов, регулирующих отношения между его субъектами, соблюдение которых обеспечивается индивидуальным или коллективным принуждением со стороны государств, пределы и формы которого определяются ими в процессе совместного нормотворчества; международное право – это особая система правовых норм, не входящих в какую-либо национальную систему права (Л.Г. Берлявский).В последнее время в трудах юристов-международников обозначилась тенденция определять М.п. как систему норм, регулирующих правоотношения с иностранным элементом на высшем уровне, соблюдаемых добровольно либо по принуждению. Л.И. Волова указывает на всеобщий координационный характер М.п.

Источник: Словарь-справочник. Международное право. 2013

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
система правовых норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международных отношений (региональными союзами, военно-политическими блоками, международными организациями и т.п.).
Международные нормы, регулирующие отношения между государствами, особенно в области войны и мира, торговли, возникли в Древности и долгое время действовали в виде международных обычаев, и только в XIX веке стали оформляться в виде юридически оформленных международных соглашений, как правило, на специальных международных конгрессах и конференциях.
М.П. — это особая наднациональная система правовых норм, не входящая в какую-либо систему национального права и сама, в свою очередь, не включающая в себя нормы национального права. В систему М.П. входят как императивные нормы (обязательные для всех государств), так и диспозитивные нормы (от которых государства могут отступать, внося в них некоторые коррективы). Источником М.П. являются соглашения между государствами, а также уставы, положения и решения международных организаций, международных судебных и арбитражных органов. Важнейшим общемировым регулятором М.П. является, созданная в 1945 г,. Организация Объединенных Наций (ООН). В 1970 г. на XXV Генеральной Ассамблее ООН была принята Декларация о принципах международного права, содержащая систему императивных норм М.П.: 1) равноправие и самоопределение народов; 2) суверенное развитие государств; 3) нерушимость границ; 4) невмешательство во внутренние дела; 5) уважение территориальной целостности; 6) обязанность государств сотрудничать друг с другом; 7) уважение прав и свобод человека; 8) мирное разрешение международных споров; 9) отказ от применения силы и угрозы силой; 10) запрещение пропаганды войны; 11) добровольное соблюдение международных обязательств.
На современном этапе проявляется важная тенденция системного увязывания внутригосударственного и М.П., выделение относительно самостоятельных сфер М.П., развитие которых обеспечивается специальными международными организациями и соглашениями: международное трудовое право (регулирование отношений между государствами в деле улучшений условий труда и социальных гарантий), международное частное право (регулирование отношений между государствами в области имущественных и семейных отношений), международное экологическое право (регулирование отношений между государствами в сфере защиты окружающей среды и рационального природопользования), международное экономическое право (регулирование отношений между государствами в сфере международных экономических отношений), международное гуманитарное право (регулирование отношений между государствами по защите и покровительству жертв войн, вооруженных конфликтов и природных катастроф), международное космическое право (регулирование отношений между государствами по освоению и использованию космического пространства), международное морское право (устанавливает правовой статус и режим использования морских пространств и их ресурсов). Специально в современном М.П. регулируются отношения между государствами и в таких сферах, как здравоохранение, атомная энергетика, воздушное пространство, транспортировка энергоресурсов и др.
Е.Н. Мощелков

Источник: Политический словарь нашего времени.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и устанавливающих их взаимные права и обязанности. Зародилось в эпоху возникновения государства и первоначально регулировало главным образом военные отношения. В XVI—XVII вв. в М. п. были закреплены принципы суверенитета и равноправия государств, свободы морей, установлен статус иностранцев и институт постоянных посольств. В новое время теория и практика М. п. получили дальнейшее развитие. В XIX — начале XX вв. систематизированы законы и обычаи войны. Основные принципы и нормы современного М. п. закреплены в Уставе ООН, Декларации ООН 1970 о принципах М. п., международных договорах и соглашениях. Общепризнанны принципы: мирного сосуществования, ненападения, самоопределения народов, мирного разрешения споров, разоружения, уважения прав человека,запрещения пропаганды войны, соблюдения международных договоров. Нормы М. п. исполняются его субъектами добровольно. Однако против государств, нарушающих их, может быть применено принуждение (индивидуальное или коллективное). Международное атомное право, совокупность юридических норм и принципов, регламентирующих межгосударственные отношения в области использования энергии атома. Является отраслью международного права и регулирует как вопросы ограничения ядерных вооружений, так и проблемы международного сотрудничества в мирном использовании атомной энергии. Нормы и принципы М. а. п. базируются на международной договорной практике по соответствующим вопросам, развиваются и пополняются правовыми актами международных организаций (МАГАТЭ, Европейское агентство по ядерной энергии и др.). Международное воздушное право, совокупность норм и принципов, регулирующих межгосударственные отношения в области использования воздушного пространства для международных воздушных передвижений, исследовательских и иных целей. Является отраслью международного права и основывается на многосторонних и двусторонних соглашениях, а также некоторых обычаях в сфере воздухоплавания. Основные документы: Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970), Конвенция международной гражданской авиации (Монреаль, 1977), Договор по открытому небу (1992) и др. Международное гуманитарное право, самостоятельная часть международного права, призванная регулировать военные действия с целью облегчения приносимых ими невзгод и лишений. М. г. п. включает в себя два раздела. Женевское право охраняет интересы военных, вышедших из строя, и лиц, не являющихся комбатантами и не принимающих участия в боевых действиях; оно состоит из 4 Женевских конвенций 1949 и двух Дополнительных протоколов к ним 1977. Гаагское право, или «право войны» обусловливает права и обязанности воюющих сторон при проведении военных операций и ограничивает выбор средств нанесения ущерба; оно состоит из Гаагских конвенций 1899, 1907, 1954. М. г. п. регулирует вооруженные конфликты международного и немеждународного характера. За нарушение норм М. г. п. предусматривается международно-правовая ответственность воюющих сторон и уголовная ответственность отдельных лиц. Международное космическое право, совокупность юридических норм и принципов, регулирующих деятельность государств (международных организаций) в космическом пространстве, на Луне и др. небесных телах. Является отраслью международного права и основывается как на общих его принципах, так и на специфических, касающихся деятельности государств в космосе. Основные документы: Договор о космосе 1967, Соглашение о спасании космонавтов 1968, Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 и др.Международное морское право, совокупность правовых норм и принципов, регламентирующих межгосударственные отношения при исследовании и использовании Мирового океана. Как отрасль международного права базируется на его общих принципах, имея свои специфические принципы, основными из которых являются: равенство прав всех государств на пользование Мировым океаном; сочетание прав прибрежных и не прибрежных государств; исключительная юрисдикция государства в отношении судов, плавающих под его флагом и др. Основной всеобъемлющий документ — Конвенция ООН по морскому праву 1982.

Источник: Геокультурная энциклопедия

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ
система договорных и обычных норм и принципов, выражающих относительно согласованную волю государств и регулирующих отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения. Международное право как особая система правовых норм не входит в какую-либо систему национального права и не включает в себя нормы национального права. Источниками международного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи; вспомогательными источниками – акты международных организаций, решения международных судебных и арбитражных органов, международно-правовая доктрина.
Международное право представляет собой совокупность принципов и правил (норм) поведения в различных областях международных отношений, юридически закрепленных уставами, положениями, декларациями, решениями, постановлениями, меморандумами международных организаций, а также договорами и соглашениями между субъектами международного права.
Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. С помощью его норм государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений. Регулирующая функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил без которых невозможно их совместное существование.
Международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения. Иначе говоря, международное право – это система юридических норм, регулирующих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений.
Международное право содержит общепризнанные и обязательные для всех или группы субъектов принципы и нормы международного общения. Оно создает международно-правовой механизм, позволяющий государствам обеспечивать свои интересы, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, развивать взаимоотношения, поддерживать международный мир и безопасность.
Для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической, культурной и других областях по окончании Второй мировой войны в 1945 г. была создана универсальная международная организация – Организация Объединенных Наций (ООН). В ее Уставе изложены общие принципы международного права.
В 1970 г. 25 сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла декларацию о принципах современного международного права.
К ним, в частности, относятся:
- равноправие и самоопределение народов;
- суверенное равенство государств;
- нерушимость границ;
- невмешательство во внутренние дела;
- уважение территориальной целостности;
- обязанность государств сотрудничать друг с другом;
- уважение прав и свобод человека;
- мирное разрешение международных споров;
- отказ от применения силы и угрозы силой;
- запрещение пропаганды войны;
- добровольное соблюдение международных обязательств.
Общепризнанные правовые принципы регулируют отношения между всеми государствами. Основные принципы международного права были закреплены также в правовых документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1986 г.
Современное международное право ограничивает принуждение в целях соблюдения его принципов и норм и требует от государств решения любых международных споров мирными средствами.
К ответственности за нарушения обязательств по международному праву могут привлекаться не только государства, но и физические лица. Так, международное право признает принцип индивидуальной уголовной ответственности, наряду с ответственностью государства за преступления против мира, против человечества, за военные преступления.
Международное право в период вооруженных конфликтов является самостоятельной областью международного права. Оно представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между участниками вооруженного конфликта и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, а также устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм.
Международные правила, регулирующие отношения между воюющими государствами, возникли в глубокой древности, и длительное время существовали сначала в виде международных обычаев, а с XIX века стали преобразовываться в договорные нормы на специальных конгрессах и конференциях (например, Парижский конгресс 1856 г. и Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг.).

Источник: Война и мир в терминах и определениях

Международное право
особая многоотраслевая, постоянно развивающаяся система права и международных политико-юридических норм и принципов. С одной стороны, международное право характеризуется рядом черт, присущих и национально-правовым системам (государственно-волевой характер его происхождения, система юридических норм и политических принципов, принуждение со стороны государства (в случае их неисполнения): с другой стороны, международное право обладает сугубо специфическими, присущими только ему чертами: государства облачают суверенитетом и различными социально-политическими системами, отсутствие какого-либо законодательного органа, наделенного компетенцией принимать нормы права, обязательные правовые нормы для субъектов международного права (ООН в этом отношении не составляет исключения), отсутствие системы судебных органов, различный характер акторов международного права. Следовательно, международное право отличается от внутригосударственного права по субъектам, предмету регулирования, способу образования и осуществления государственного принуждения.
По сравнению со всеми предшествующими историческими типами международного права современное международное право не является нравом сильного; его нормы издаются в процессе согласования воли государств; из современного международного права исключены такие принципы и институты международного права, как право государства на войну, право победителя, аннексия, контрибуция, деление народов и государств на «цивилизованные» и «нецивилизованные» и т.п. Международная практика США и ряда их союзников по НАТО, однако, показывает особые правовые амбиции этих государств, никак не связанные с общепризнанными нормами современного международного права.
Среди качественно новых принципов и институтов современного международного права следует отметить прижиты мирного сосуществования государств, их партнерского сотрудничества (последний принцип провозглашен, и после окончания «холодной войны», применяется во взаимоотношениях России и США, а также России с ведущими европейскими странами): принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях, равноправия и самоопределения наций и народов, разоружения под международным контролем, уважения прав человека и гражданина, основных политических свобод, ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и т. д.).
Современное международное право развило и наполнило демократическим содержанием старые принципы международных отношений - суверенного равенства государств, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела, выполнения международных обязательств, представления привилегий и иммунитетов дипломатическим агентам. Таким образом, современное международное право - это система политических и правовых норм и принципов, регулирующих отношения между субъектами международного права по спорным проблемам развития человеческой цивилизации.
Международно-правовые нормы характеризуются юридической обязательностью, содержат в своем составе санкции, предусматривающие в ряде случае и согласованные меры коллективного принуждения различного рода вплоть до военных акций против государств-агрессоров.
Нормы международного права классифицируются на: диспозитивные и императивные. Диспозитивные нормы могут видоизменяться или не применяться в основе согласования политической воли государств по конкретному вопросу. Императивные нормы (jus cogens) не могут изменяться по согласованию государств, а их нарушение делает договор, соглашение или другой какой-либо международно-правовой документ недействительным. Субъекты международного права - независимые друг от друга, неподчиненные какой-либо политической власти стороны международно-правовых отношений, обладающие юридической способностью к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей в международных отношениях.
К субъектам международного права относятся:
- государства:
- нации и народы, реализующие свое право на самоопределение. Эти субъекты являются суверенными (первичными), так как они обладают важным политико-юридическим свойством - суверенитетом:
- международные межправительственные организации:
- специфические государственно-подобные образования (например, Ватикан).
Особенностью международного права, особенно в его современном виде, является его тесная связь с политикой. Национальные и групповые интересы государства продолжают занимать важное место в формировании позиции по проблемам международных отношений, в определении методов, способов и средств их разрешения. В настоящее время при переходе от биполярной системы к однополярной (и лишь в перспективе - к многополюсной), в условиях уменьшения идеологических факторов на мировую политику, усложнения характера и увеличения количества глобальных проблем наметилась тенденция возрастания объективной роли международного права как системы правовою регулирования международного сотрудничества по новым направлениям, таким как космос, экология, освоение богатств мирового океана, ликвидация природных и техногенных катастроф, подобных той, которая произошла в Японии весной 2011 года, борьба с голодом в странах с низким уровнем экономического развития и других.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
(international law) Совокупность юридических норм, признаваемых цивилизованными государствами в качестве руководящего принципа, регулирующего отношения друг с другом и с другими участниками международного права. Представление о том, насколько международное право может совпадать либо отличаться от права муниципального (национального), зависит от точки зрения аналитика – позитивистской либо натуралистской. Для позитивистов право – это распоряжение верховного властителя, подкрепленное силой. Поскольку международная система анархична (anarchy) и не имеет высшей власти, международное право, естественно, оказывается несовершенным. Натуралисты придерживаются иной точки зрения, считая, что позитивное право основано на кодификациях обычаев, которым для подтверждения их полномочий не требуется опора на суверенитет. Безусловно, обычаи и общие принципы в качестве источников международного права являются отголоском средневекового естественного права. Фома Аквинский (Aquinas), выражая позицию европейских натуралистов III в., утверждал, что мир, каким его создал Бог, упорядочен и в нем правит закон. Это дает возможность постигать физический мир посредством математики и сугубо дедуктивных методов теоретизирования. Однако вследствие несовершенства человека после грехопадения его дела страдают от случайности и неопределенности. Практический разум, руководивший человеческим поведением, оказывался, таким образом, куда менее четким и ясным, нежели разум теоретический. И все же оба они были в итоге сходными. Так, право находит опору в квазидедуктивном процессе рассуждений, исходящих из основополагающих принципов, таких как: "Поступай по отношению к другим так же, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе". Такой практический вывод требует навыка и знаний, в которых опытные юристы могут превосходить суверенов и политиков, а законы и обычаи, принятые едва ли не всеми народами, т.е. международное право (jus gentium), несомненно подтверждают тот успех, с каким человеческий практический разум раскрывает естественное право. К началу современной эпохи обычаи, общие принципы и взгляды авторитетных правоведов подвигли международное право на применение силы там, где (назовем всего одну область) государства обычно были склонны уступать друг другу. В христианском мире достигли согласия (о котором Шекспир в "Генрихе V" выказал значительную осведомленность) относительно как поводов, позволяющих государю объявить войну (jus ad bellum), так и правил ведения войны, раз уж она началась (jus in bello). Впоследствии общая тенденция к замещению статутных и иных писаных форм национального права привела к тому, что в качестве источника международного права явное предпочтение стали отдавать договору. Союзные договоры по сути создали международное право, однако обязывали они только те государства, которые подписывали их. Термин "конвенция" чаще применяется для обозначения многосторонних договоров. Стоит отметить, что даже в наше "богатое на конвенции" время источником права зачастую оказывается не то, что кажется поначалу. Когда субъекты международных отношений, не подписавшие договор или конвенцию, признают его положения, они могут считаться нормой обычного международного права, обязательной для всех государства. Ныне подобные конвенции регулируют широкий спектр отношений, в т.ч. территориальные споры, морское пространство, обязанности государств, права человека, договорные обязательства, разрешение споров и допустимость применения силы. К международному территориальному праву относятся не только вопросы демаркации границ, но и воздушное и космическое пространства. Конвенция 1982 г. по морскому праву хотя и не получила необходимого числа ратификаций, все же дает правовые основы регулирования вопросов судоходства, береговых линий, территориальных вод, особых экономических зон и прав на полезные ископаемые, залегающие на дне глубоководных морей и под ним. Право, трактующее обязанности государств по отношению к гражданам, включает, в частности, заботу о беженцах и ищущих убежища и наложение конфискаций и компенсаций на многонациональные корпорации. До недавнего времени субъектами международного права являлись только государства, теперь же особыми правоотношениями наделены индивиды. Типичен для перехода от обычного к конвенционному международному праву тот факт, что запрет рабства, установленный обычным международным правом к 1815 г., в конвенциях был закреплен только в XX в. Опять-таки после 1945 г. Европейская конвенция по правам человека и Всеобщая декларация прав человека ООН (которая конвенцией не является) прошли немалый путь, прежде чем государства согласились с требованием расширить спектр прав человека. Устав ООН, обладающий силой закона, предполагает соответствующие права без наделения ими индивидов; Заключительный акт хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, не наделенный силой закона, более конкретизирован. Пути присоединения государств к договорам, условия их расторжения и трактовка закреплены в Венской конвенции по договорному праву 1969 г., вступившей в силу в 1980 г. Юридические процедуры разрешения межгосударственных споров включают меры, такие как использование добровольных услуг третьих сторон и посредничество с согласительными усилиями до формального третейского суда. В соответствии с Конвенцией по мирному разрешению международных споров 1899 г. и последующими конвенциями государства получили возможность выносить споры на урегулирование, однако сам процесс зависит от согласия обеих сторон. Только с созданием в 1922 г. постоянно действующего международного суда, а в 1946 г. его преемника Международного Суда ООН появился орган, в который государство в одностороннем порядке может обратиться с жалобой на другое государство. Применение силы – это та область, на которую чаще всего указывают те, кто скептически настроен по отношению к международному праву; возможно, они забывают при этом, что национальный закон не останавливает правонарушений, хотя и предлагает общепринятые способы борьбы с ними. В соответствии с Уставом ООН 1945 г. применение государствами силы друг против друга незаконно, за исключением самообороны. Это не покончило с войнами, хотя, возможно, некоторые и предотвратило. Другие конвенции определяют, какие вооружения государства могут применять, правила обращения с неучаствующими в военных действиях (некомбатантами) и военнопленными, а также поведения миротворческих сил ООН.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Международное право
(Устав ООН) – основа системы юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. Субъектами М.п. могут выступать также международные организации.
Источниками М.п. являются международные договоры и признанные государствами обычаи. Поскольку над суверенными государствами нет наднациональной власти, М.п. – это право между государствами, а не над ними.
В большинстве своих норм, которые признаны всеми государствами мира, М.п. универсально. В части же, признаваемой не всеми, но большинством стран мира, оно называется общим. Нормы М.п., установленные странами одного региона, создают региональное М.п., а нормы, установленные государствами в какой-либо области (например, в энергетике или в области добычи и сбыта нефти, мореплавании или воздушном сообщении), называются отраслевыми. Нормы, определяющие права и обязанности между двумя государствами, содержатся в многочисленных двусторонних договорах.
Принципы М.п. – это основные нормы, которые определяют его характер и создают опору для других его норм и институтов, способствуя устойчивости международных отношений. Они являются фундаментом международного правопорядка. Нарушение основных принципов М.п. затрагивает права и интересы большинства других участников международного сообщества. В настоящее время центральной частью М.п. является Устав ООН, содержащий основные принципы современных международных отношений, обязательные для исполнения всеми странами и обладающие верховенством по отношению ко всем остальным нормам М.п.
Согласно Уставу ООН государства обязались развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства, соблюдать принцип суверенного равенства всех членов ООН, разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость, воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Кроме того, Устав ООН утвердил принцип невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основе Устава).
Главные принципы Устава ООН были подтверждены и развернуты в Декларации о принципах М.п., касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (24 октября 1970 г.), а в дальнейшем – в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятом в 1975 г. в Хельсинки.
В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе, все народы имеют право свободно определять без вмешательств извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм М.п., а также из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам М.п.
Все вышеуказанные принципы неоднократно подтверждались в других декларациях, конвенциях и иных основополагающих документах, содержащихся в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, которыми было установлено, что при толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
В нормах М.п. определены основные понятия и институты международных отношений, а также связанные с ними права и обязанности государств и международных организаций. Они содержат определение государства как субъекта международного права, его суверенитета, территории, населения, а также понятия правопреемства государств, их международно-правовой ответственности. Кроме того, эти нормы определяют институты международного договора, переговоров, посредничества, международных конфликтов, мирного урегулирования споров, представляющие собой методы осуществления отношений между государствами.
В системе норм М.п. различают отрасли, в которых группируются нормы, относящиеся к отдельным областям международного регулирования:
• дипломатическое и консульское право определяют представительские отношения государств и правила обслуживания граждан и торгово – экономиче ских организаций за границей;
• в области международной безопасности и разоружения нормы М.п. устанавливают порядок и гарантии поддержания международного мира;
• морское право регламентирует режим морских пространств и их использования;
• воздушное право определяет права и обязанности государств в связи с воздушными сообщениями;
• космическое право определяет порядок исследования и эксплуатации космического пространства;
• международное гуманитарное право закрепляет и содействует развитию прав человека;
• отдельную отрасль составляют нормы, определяющие порядок экономического и научно-технического сотрудничества государств, международно-правовой охраны окружающей среды и др.
М.п. всегда неразрывно связано с политикой государств. Оно является продолжением их политики, закрепленной на определенный, нередко очень продолжительный период, в виде норм, создающих юридическую обязанность этих государств действовать именно так, как они договорились в своих соглашениях. На протяжении всей истории М.п. в его основе находится принцип, который древние римляне сформулировали как «pacta sunt servanda» – «договоры должны соблюдаться». В отличие от положения внутри государства, где соблюдение права обеспечивается государственным аппаратом, в международных отношениях, где нет негосударственной власти, государства вынуждены при нарушении своих прав брать их защиту в собственные руки. При этом они обращаются за поддержкой к другим государствам, заинтересованным в сохранении авторитета и действенности М.п., чтобы совместно прибегнуть к санкциям или иным принудительным мерам для восстановления нарушенных прав. В настоящее время эти действия государств регламентируются Уставом ООН. Будучи тесно связанным с политикой, М.п. само являлось в прошлом и в настоящее время остается полем острой политической борьбы различных групп государств за развитие и применение его институтов и норм в соответствии с их интересами. В эпоху Древнего Рима М.п. отражало существовавшие в то время отношения гегемонии Древнего Рима и подчиненных ему народов, в Средние века оно определяло отношения государств – сюзеренов и вассалов, а в более позднее время – взаимоотношения европейских монархий друг с другом. В XX в. произошла значительная демократизация международных отношений, тем не менее на рубеже XX и XXI вв. некоторые наиболее развитые государства стремятся ограничить действие суверенитета других стран, утверждая, что в эпоху глобализации границы между странами стираются. Некоторые державы и группы государств (НАТО) претендуют на исключительное право поддерживать порядок и демократию западного образца в различных регионах мира. Под предлогом «гуманитарной интервенции» они готовы вмешиваться во внутренние дела других стран, выступая в роли международного полицейского. Нередко «борьба за право» проходит по линии раздела интересов стран развитого Севера и развивающегося Юга. Не ушли в прошлое и попытки отдельных государств игнорировать нормы М.п., а иногда и прямо нарушать их.
Основой для сохранения мира служит международно-правовая система, предусмотренная в Уставе ООН. На Совет Безопасности ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Выполняя эту задачу, Совет Безопасности ООН действует от имени всех государств – ее членов. ООН вправе «принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Реализм, заложенный в Уставе ООН, заключается в том, что в состав Совета Безопасности, уполномоченного принимать такие меры, вплоть до принудительных, входят пять великих держав – постоянных членов Совета, которые (при условии их согласия) в состоянии обеспечить выполнение поставленных перед ООН задач по поддержанию мира. Вместе с тем в ООН действует демократическая система ежегодного обсуждения всех мировых проблем в главном органе – на Генеральной Ассамблее, где все государства-члены участвуют в принятии рекомендательных решений с правом голоса на основе принципа их суверенного равенства. Эта система ООН, хотя и нуждается в постоянной актуализации, в целом является наиболее продвинутым этапом развития современного М.п. В соответствии с принципами Устава ООН государства выработали и ввели в действие многие договоры, определяющие сегодняшнее состояние международных отношений. К таким важнейшим договорам относятся соглашения между Россией (СССР) и США о сокращении стратегических вооружений, Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), договоры о запрещении ядерных испытаний, соглашения о неразмещении ядерного оружия в космосе, договор об Антарктике, соглашения о безъядерных зонах в различных регионах мира, договоры о НАТО, СНГ, Европейском сообществе, договоры о региональных интеграционных объединениях, Заключительный акт ОБСЕ, Венские конвенции о дипломатических и консульских сношениях, уставы специализированных учреждений ООН, Всеобщая декларация прав человека, пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., соглашения по охране окружающей среды и природных ресурсов и др.
Перечисленные и многие другие соглашения и декларации, а также решения ООН и ее международных организаций, обычаи, признаваемые в качестве правовых норм, и решения международных судебных органов образуют общую систему М.п., в рамках которой сегодня осуществляются международные отношения.
Вместе с тем сегодня международно-правовая основа современных международных отношений оказалась в кризисе. Роль М.п., его моральный авторитет и моральный авторитет международных организаций, включая ООН, были подорваны в первую очередь действиями США в Югославии и Ираке. Это многим внушило подозрение, что на самом деле М.п. носит лишь декларативный характер и не является источником силы. Право в настоящее время санкционируется силой. Есть сила – есть и право. Такое положение недопустимо и заставляет задуматься о переоценке роли М.п. в целом. Поэтому нужно решить вопрос о соотношении права и силы. Развитым странам мира необходимо продемонстрировать свое уважение к международному праву, а для этого начать меняться самим. (С.В. Коршунов, В.Л. Олеандров)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
отрасль права, регулирующая политические, экономические, военные, культурные и иные отношения между государствами. Согласно определению, принятому в советской юридической науке, право есть совокупность норм, выражающих волю господствующего класса, санкционированных государственной властью и обеспечиваемых принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу. М. п., укладываясь в рамки этого общего определения, обладает, однако, по сравнению со всяким внутригосударственным правом, рядом специфических особенностей.

Особенности М. п. с точки зрения его юридической природы состоят прежде всего в том, что оно есть право междугосударственное. В то время как во внутригосударственном праве его субъектами, т. е. носителями установленных правовыми нормами прав и обязанностей, являются отдельные люди, учреждения и ассоциации, состоящие под властью государства, субъектами М. п. являются сами государства, не имеющие стоящей над ними власти.

В последние десятилетия некоторые функции в области международных отношений, ранее присущие исключительно государствам, перешли в компетенцию международных организаций (напр., в области обеспечения мира или регламентации отдельных вопросов экономического и гуманитарного сотрудничества и пр.). Однако эти организации, и в т. ч. возникшая в наши дни организация Объединенных наций, отнюдь не являются субъектами М. п. в том смысле, в каком ими считаются отдельные государства, ибо они не обладают ни суверенитетом, ни территориальным верховенством - этими важнейшими признаками международной правосубъектности. Такие международные организации являются новыми органами международного сотрудничества суверенных государств, и их полномочия основываются не на какой-либо международной власти, стоящей над государствами, как утверждают некоторые буржуазные авторы, а на согласовании воли и действий этих государств.

Отдельная личность также не является субъектом М. п., хотя в М. п. имеются нормы, охраняющие права тех или иных категорий лиц, как, напр., нормы о режиме иностранцев. Наличие подобных норм свидетельствует лишь о том, что специальная международная охрана тех или иных категорий лиц входит в круг тех государственных интересов, которые составляют объект международно-правового регулирования. Сами же соответствующие лица не становятся от этого участниками международного общения и не приобретают ни одного из признаков международной правосубъектности. Равным образом, существующие внутри государства учреждения и ассоциации не являются субъектами М. п.

Второй особенностью М. п. является то, что в нем нет ни единого законодателя, ни единого кодекса законов в том смысле, как во внутригосударственном праве. Нормы М. п. создаются самими субъектами этого права - государствами. Попытки создать кодекс международных законов, предпринимавшиеся с конца 18 в. отдельными учеными и международными научными учреждениями, не увенчались успехом ввиду противоречия интересов различных государств и отсутствия единства взглядов по важнейшим вопросам. Некоторый успех имела лишь частичная кодификация, т. е. кодификация отдельных отраслей М. п. напр. законов и обычаев войны и др.

Основными источниками М. п. являются международные обычаи, т. е. правила поведения, получившие обязательную силу в процессе долголетнего и единообразного их применения в практике государств (напр., правила, касающиеся положения дипломатических представителей), и главным образом международные соглашения. Последние могут действовать между всеми государствами, между группами государств либо между двумя государствами и могут определять как общие основы международных отношений, так и конкретные вопросы взаимоотношений между данными государствами.

Внутренние законы и решения судов отдельных государств по вопросам, затрагивающим международные отношения (напр., по вопросам о правах иностранцев, о выдаче преступников и т. д.), не являются источниками М. п. Лишь получив широкое признание за пределами издавшего их государства и став образцом для законодательства и судебной практики многих государств, они могут привести к созданию международного обычая и даже воплотиться в международные соглашения. Наконец, мнения выдающихся представителей науки международного права еще в меньшей мере, чем законы и судебные решения, могут служить источниками международного права; они составляют не более чем материал для аргументации в пользу существования или несуществования той или иной международно-правовой нормы.

При всем разнообразии норм международного права-и по внешней форме, в которой они выражаются, и по кругу тех государств, на которые распространяется их действие, и по характеру тех предметов, которые они регулируют, - существуют, однако, известные принципы, определяющие коренные основы международных отношений в определенную историческую эпоху и имеющие обязательную силу для всех государств, независимо от того, применяются ли они в силу обычая или в силу международных конвенций. Это т. н. общие или основные начала, элементарные общепризнанные понятия М. п. Признание этих общих основных начал или элементарных понятий весьма важно для укрепления законности в международных отношениях. Поэтому вполне понятно, что советская юридическая доктрина не только признает существование основных начал М. п., но и подчеркивает их значение.

Важнейшими основными началами М. п. на современной стадии его развития являются: принцип поддержания всеобщего мира и безопасности, принцип суверенитета, принцип невмешательства во внутренние дела другого государства, принцип равноправия государств и принцип добросовестного выполнения международных договоров и обязательств. Первый из упомянутых принципов вошел в М. п. сравнительно недавно, превратившись из прогрессивной политической идеи в юридическую норму. Другие принципы признаются как нормы М. п. в течение довольно длительного времени, но теперь наполняются новым содержанием.

Эти важнейшие основные начала М. п. нашли выражение в ряде деклараций, изданных союзными государствами антифашистской коалиции во время и по окончании второй мировой войны, в частности в декларациях Московской (1943), Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференций, и зафиксированы в уставе ООН (преамбула, ст. 1 и 2).

Третьей особенностью М. п. является отсутствие в нем централизованного аппарата принуждения. Мы знаем, что "...право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права" (В. И. Ленин). Эти слова Ленина относятся ко всем отраслям права, в т. ч. и к М. п. Однако хотя М. п. не знает ни международной армии, ни международной полиции и лишь с недавнего времени существует международный суд, тем не менее и в М. п. имеется принуждение, как во всяком другом праве, но оно проявляется в особых формах. До первой мировой войны принуждение, необходимое для того, чтобы обеспечить соблюдение международных обязательств и вообще норм М. п., осуществлялось силами отдельных, непосредственно заинтересованных государств и в доктрине М. п. носило название "самопомощь". Оно могло выражаться в репрессалиях, т. е. в насильственных действиях, являющихся ответом на нарушение М. п. другим государством, в военных демонстрациях вплоть до блокирования берегов другого государства и, наконец, в войне. Следует отметить, что нередко "защитой правомерных интересов прикрывались цели внешней экспансии или подчинения более слабого государства. После первой мировой войны были сделаны попытки установить коллективные формы принуждения. Устав Лиги наций предусматривал систему экономических и военных санкций против агрессора. Эта система оказалась неэффективной; соответствующие постановления устава были весьма неопределенными, и не предусматривалось конкретных способов их осуществления; еще важнее то, что за исключением СССР - в период его пребывания в Лиге наций - у государств, игравших руководящую роль в Лиге, не было действительной готовности применять свои вооруженные силы для защиты общих интересов мира и безопасности, для защиты договоров и М. п.

Вторая мировая война наглядно показала несовершенство существовавших раньше коллективных форм принуждения по отношению к нарушителям М. п. Еще в 1941 в советско-польской декларации было указано, что при создании будущей международной организации, основанной на объединении демократических стран в прочный союз, решающим моментом должно быть уважение к М. п., поддержанному вооруженной силой всех Союзных государств. Устав организации Объединенных наций (ст. 45-51) предполагает новую, более эффективную систему невоенных и военных мер принуждения в отношении актов агрессии. Эта система предусматривает предоставление каждым государством контингентов вооруженных сил для совместных принудительных действий и наличие международного военного органа - Военно-штабного комитета, а также различные способы невоенного воздействия на отдельные государства в связи с нарушениями М. п., угрожающими миру. Наряду с этим меры принуждения по отношению к агрессору предусмотрены в договорах о взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, заключенных Советским Союзом с рядом государств, главным образом с государствами народной демократии Центральной и Юго-Восточной Европы.

Разумеется, эффективность системы мер принуждения по уставу Объединенных наций в первую очередь зависит от того, насколько члены организации Объединенных наций на деле верны положениям устава. Опыт показал, что крупные капиталистические державы, прежде всего США и Великобритания, грубо нарушают устав ООН, стараются извратить предусмотренные уставом институты по поддержанию мира и безопасности и превратить организацию Объединенных наций в ширму для маскировки своих империалистических планов. Одним из наиболее ярких примеров нарушения правительствами США, Великобритании и Франции устава ООН и прямого подрыва этой организации является заключение агрессивного Северо-атлантического договора, под прикрытием ссылок на ст. 51 и 52 устава ООН, предусматривающие право заключать т. н. "региональные соглашения". Что касается договоров о взаимной помощи, заключенных Советским Союзом, то они являются в настоящее время наиболее эффективными способами охраны мира и международного правопорядка, установившегося в результате победы миролюбивых народов над агрессорами.

Отсутствие в международном праве общего законодательства и централизованного аппарата принуждения дало повод некоторым юристам, главным образом немецким (Иеринг, Лассон, Цорн), утверждать, что положения М. п. суть предписания морали или политики, но не правовые нормы. Отрицание М. п., чаще всего встречавшееся в немецкой литературе, было способом оправдания агрессивной политики германских правящих классов, всегда сопровождавшейся циничными нарушениями М. п. Советская доктрина резко отвергает эту реакционную концепцию.

Если М. п. заметно отличается от других отраслей права по своей юридической природе, то оно не менее заметно отличается от них и по своему социальному содержанию. В то время как внутреннее право данного государства выражает волю господствующего в этом государстве класса и является социально однородным, М. п. не всегда отличается такой социальной однородностью. Оно регулирует отношения многих государств, складывающиеся как на почве их сотрудничества для достижения общих целей, так и на почве их борьбы за свои особые интересы. Характер этих целей и интересов определяется характером общественного и государственного строя данных государств, который далеко не всегда одинаков. Иногда совокупность этих государств, или, как ее называют, "международное общение", сохраняет социальную однородность, напр. в 16-17 вв., когда она состояла из феодальных государств, хотя в отдельных из них, напр. в Англии, Голландии, уже вызревали буржуазные порядки, или во второй половине 19 и начале 20 в., когда она состояла из буржуазных государств, хотя многие из них сохраняли в большей или меньшей степени феодальные пережитки. Но в настоящее время, когда наряду с буржуазными государствами существуют великая социалистическая держава-СССР и страны народной демократии, на международной арене сталкиваются государства с резко отличным социальным и политическим строем.

Ввиду того, что интересы внутренней политики, особенности внутреннего строя и принципы внутренней государственности оказывают прямое влияние на внешнюю политику и на нормы и институты М. п., последнее содержит наслоения различных общественных формаций и даже различных исторических периодов. В современном М. п. еще не вполне исчезли отдельные следы феодальных традиций; примером могут служить многие правила дипломатического церемониала или международно-правовое положение римского папы. В современном М. п. существуют внесенные буржуазными государствами в период буржуазных революций демократические принципы: суверенитет и равноправие государств, неприкосновенность государственной территории, невмешательство во внутренние дела и т. д., и внесенные теми же буржуазными государствами в период империализма чисто империалистические институты, такие, как аннексия, протектораты, сферы влияния и т. д. Буржуазные государства продолжали и в период империализма формально признавать вышеуказанные демократические принципы, но фактически пользовались ими для маскировки антидемократических, империалистических целей (напр., США, Англия). Наиболее агрессивные буржуазные государства (в особенности Германия и Япония) открыто попирали самые элементарные основы М. п. и, отбрасывая всякую маскировку, проводили явный международный разбой.

Огромное влияние на современное М. п. оказывает социалистическое государство - Советский Союз, его политика мира, уважения свободы народов, обусловленная характером советского общественного и государственного строя. В Советском Союзе нет классов или групп, заинтересованных в войне или в разжигании вражды между народами. Советская государственность основана на равноправии и дружбе всех народов, населяющих Советский Союз.

В первые годы после Октябрьской революции капиталистические государства, пользуясь слабостью молодой Советской республики, стремились задушить ее, а когда это не удалось, делали все, чтобы устранить ее от участия в международных делах. Уже тогда Советский Союз, отвергнув антидемократические институты М. п., отказавшись от неравноправных договоров, режима капитуляций и сфер влияния в странах Востока, заключив договоры с этими странами на основе принципов суверенитета и равноправия, способствовал укреплению демократических принципов в международных отношениях вообще. Позднее Советский Союз внес большой вклад в дело расширения и укрепления в М. п. способов предотвращения и подавления агрессии. Он предложил международное определение агрессии, чтобы затруднить ее легализацию и маскировку; предложил меры по применению устава Лиги наций в смысле придания большей эффективности санкциям против агрессии; провозгласил принцип "неделимости мира". В сфере укрепления деловых связей между государствами Советский Союз провозгласил принцип равноправия существующих внутри отдельных государств экономических систем. Кроме того, он создал новый институт М. п.-торговые представительства СССР, в которых получила прямое выражение одна из основ социалистической системы хозяйства- государственная монополия внешней торговли в СССР.

Советский Союз непрерывно развивал и развивает международно-правовые способы сотрудничества государств как в области поддержания мира, так и в области экономических отношений. И. В. Сталин в беседе с деятелем республиканской партии США Стассеном разъяснил с исчерпывающей полнотой отношение Советского Союза к международному сотрудничеству: "Надо проводить различие между возможностью сотрудничать и желанием сотрудничать. Всегда существует возможность сотрудничества, но не всегда имеется желание сотрудничать". Отметив, что "для сотрудничества не требуется, чтобы народы имели одинаковую систему", И. В. Сталин подчеркнул наличие у народа и коммунистической партии СССР желания сотрудничать. Это желание сотрудничества основано не на преходящих конъюнктурных расчетах, а на стремлении к прочному и длительному миру, на уважении независимости каждого народа и на глубокой уверенности в том, что мирное соревнование двух общественных систем полнее всего раскрывает преимущества социалистической системы перед капиталистической. Чем больше возрастает удельный вес Советского Союза в международной жизни, тем больше он становится центром притяжения для всех народов, заинтересованных в сохранении мира и в торжестве демократических начал в М. п.

Таким образом, современное М. п. в отличие от права внутригосударственного представляет собой по своему содержанию сложный итог борьбы и сотрудничества государств, не однородных ни в экономическом, ни в социальном, ни в политическом отношении.

Вторая мировая война опрокинула основы международного режима, сложившегося после первой мировой войны, и ряд норм и институтов М. п., закреплявших этот режим. Вместе с тем изменились важнейшие социально-политические факторы, влияющие на развитие М. п.

Прежде всего оказалась сломленной военная, экономическая и политическая мощь трех крупных агрессивных государств (Германии, Италии и Японии), являвшихся до войны великими державами и, следовательно, имевших немалый удельный вес в международных отношениях.

Во-вторых, необычайно увеличилось международное значение Советского Союза, который сыграл решающую роль в победе над агрессивными государствами и вокруг которого объединились прогрессивные и демократические силы всего мира. Международное значение Советского Союза покоится не только на его военной, экономической и политической мощи, но и на его моральном авторитете, сильно выросшем за годы войны. "Весь мир, -писал И. В. Сталин в первомайском приказе 1946, - имел возможность убедиться не только в могуществе Советского государства, но и в справедливом характере его политики, основанной на признании равноправия всех народов, на уважении их свободы и независимости".

В-третьих, после разгрома гитлеровской Германии и ее союзников в Европе появились демократические государства нового типа, закладывающие основы для перехода к социализму и связанные тесной дружбой с Советским Союзом: Польша, Чехословакия, Болгария и др. Они тоже составляют немаловажный фактор в укреплении мирных и демократических тенденций в международной политике.

В-четвертых, следует отметить резко усилившийся в результате войны подъем национально-освободительного движения народов ряда колониальных и полуколониальных стран и, прежде всего, Китая.

Все указанные изменения означают ослабление сил империализма и реакции, укрепление сил социализма и демократии и, следовательно, влияют на развитие М. п. в прогрессивном и демократическом направлении. Однако наряду с ними существуют и другие факторы, действующие в обратном направлении. Прежде всего, это- реакционные правительства и правящие круги крупных капиталистических государств, в первую очередь США и Англии, которые проводят в международной политике чисто империалистические тенденции. Они старались проводить их даже во время войны, но не были способны изменить освободительный и антифашистский характер войны, обусловленный участием в ней Советского Союза. После войны различия в целях войны и в послевоенных планах стали все больше углубляться, и сформировались две противоположные политические линии: политика СССР и стран народной демократии, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, и политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии. Империалистическая политика США и Англии, получившая столь яркое выражение в фултоновской речи Черчилля, в т. н. "доктрине Трумэна" и "плане Маршалла", наглядно проявляется в призывах к мировой гегемонии США и к походу против СССР и стран новой демократии, в организации всякого рода империалистических блоков, скрывающих под маской "обороны" далеко идущие агрессивные цели, как, напр., т. н. "Западный союз", Атлантический пакт, в экспансии, в экономическом порабощении и грубом попрании независимости многих государств и вмешательстве во внутреннюю жизнь народов, в усилиях оттеснить Советский Союз от участия в международных делах и в пропаганде новой мировой войны. К этому нужно добавить сохранение очагов фашистской агрессии, существующих в масштабе целых государств, как, напр., Испания или Греция, или в виде отдельных неликвидированных фашистских групп и организаций, как, напр., в западных зонах Германии, в Италии, в Японии. Не может быть никаких сомнений, что эти очаги продолжают существовать лишь благодаря тому, что они находят питательную почву в поддержке со стороны империалистической реакции в США и в Англии.

Итак, в послевоенный период определилась новая расстановка основных политических сил, действующих на мировой арене. Образовалось два лагеря: лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей главной целью укрепление мира и демократии и ликвидацию остатков фашизма, борьбу за социализм, и лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей главной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии. Борьба между этими двумя противоположными лагерями составляет содержание современной международной жизни и определяет развитие современного М. п. Государства империалистического лагеря, стараясь сохранить наиболее реакционные институты М. п., создают также новые реакционные институты, предназначенные закрепить мировое господство империалистических держав, прикрывая его лжедемократической и лжепацифистской фразеологией. Типичными примерами могут служить такие соглашения о военной и экономической "помощи", заключенные на основе т. н. "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла", как "Западный союз" и Северо-атлантический пакт. С другой стороны, государства демократического лагеря применяют наиболее прогрессивные институты прежнего М. п., значительно углубляя их демократическое содержание, и наряду с этим создают новые последовательно демократические институты М. п., получившие, напр., весьма яркое воплощение в договорах о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве и в экономических и культурных соглашениях, заключенных Советским Союзом с государствами народной демократии и этими последними между собой. Две противоположные тенденции в международной политике и в развитии М. п. резко сталкиваются между собой в организации Объединенных наций, в связанных с ней международных учреждениях и вообще когда речь идет о применении на практике всех тех международных актов, которые были совместно приняты союзными державами во время и по окончании второй мировой войны.

Нормы и институты. М. п., несмотря на все их различие и многообразие, составляют определенную систему. Система современного М. п. может быть сведена к следующим основным международно-правовым нормам и институтам:

1. Нормы и институты, определяющие правовое положение государства в международном общении, т. е. основные права и обязанности государства как субъекта М. п. (суверенитет и равноправие, невмешательство во внутренние дела, ответственность за международные правонарушения и пр.).

2. Нормы и институты, регулирующие охрану государствами в их взаимных отношениях прав и интересов населения (порядок приобретения и утраты гражданства, правовой режим иностранцев, охрана прав национальных меньшинств; после войны сюда прибавляются нормы, регламентирующие защиту прав населения колоний и т. н. "несамоуправляющихся территорий", нормы, запрещающие расовую дискриминацию, и пр.).

3. Нормы и институты, устанавливающие международно-правовой режим территории (способы приобретения и утраты государственной территории, режим внутренних и международных речных и морских вод и воздушного пространства и пр.).

4. Нормы и институты, определяющие правовое положение за границей органов внешних сношений (посольское и консульское право; сюда должны быть также отнесены нормы, касающиеся статуса сотрудников международных учреждений).

5. Нормы и институты, регламентирующие действие международных договоров (порядок их заключения и ратификации, условия их изменения и прекращения и пр.).

6. Нормы и институты, определяющие структуру, права, функции и порядок деятельности международных организаций, в первую очередь организации Объединенных наций.

7. Нормы и институты, устанавливающие формы международного сотрудничества государств по специальным, главным образом экономическим и гуманитарным, вопросам.

8. Нормы и институты, определяющие международно-правовые способы разрешения споров (согласительная процедура, посредничество отдельных государств или Генеральной ассамблеи и Совета безопасности ООН, международный арбитраж, международный суд и пр.).

9. Нормы и институты, определяющие международно-правовые способы предупреждения и подавления агрессии. При этом, наряду с дипломатическими, экономическими и военными санкциями по уставу ООН, сохраняют свое значение также индивидуальные и коллективные способы защиты государства от неправомерных и агрессивных действий: реторсии, репрессалии, индивидуальная или коллективная вооруженная самооборона от агрессии. Сюда же надлежит отнести и нормы, запрещающие пропаганду агрессии.

10. Нормы и институты, определяющие права и обязанности воюющих государств в отношении ведения войны, а также правовое положение нейтральных государств - т. н. законы и обычаи войны. В связи с запрещением агрессивных войн по уставу ООН эти нормы должны подвергнуться пересмотру, имеющему в виду их применение к войнам-санкциям и к оборонительным войнам против агрессора. Международно-правовые способы окончания войны (перемирие, прелиминарный и окончательный мирный договоры), до сего времени относившиеся к "праву войны", теперь, ввиду развития институтов, связанных с ответственностью за агрессивную войну и гарантиями против возобновления агрессии (союзный контроль, репарации, наказание военных преступников и пр.) и вносящих серьезные изменения в международную жизнь, выходят, строго говоря, за рамки права войны и приобретают теснейшую связь также и с другими частями системы М. п.

Нормы и институты М. п., регулирующие правоотношения между самими государствами (и отчасти между государствами и международными организациями), притом правоотношения, входящие в компетенцию высшей государственной власти, составляют, согласно общепринятой терминологии, систему международного публичного права. Наряду с нею существует система международного частного права, нормы и институты которого регламентируют - непосредственно или путем отсылки к соответствующему национальному законодательству- гражданские правоотношения, складывающиеся между гражданами различных государств или связанные с территорией различных государств.

Наконец, в современный период, в связи с установлением международной уголовной ответственности за преступления против мира, за военные преступления и преступления против человечества, рассматриваемые теперь как международные преступления, из общей системы М. п. выделяется в особую систему международное уголовное право. Важным этапом на пути развития этой новой системы явилось принятие (на основании соглашения между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8. VIII 1945) устава Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников стран оси.

Источник: Дипломатический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.40 мб

Право и сила в международных отношениях

Пахомова Н.А.
В статье обосновывается актуальность рассмотрения вопросов применения силы в международных отношениях на современном этапе. Отмечено, что в последние годы участились случаи применения силы на незаконных основаниях.
Читать PDF
100.64 кб

Военно-политические кризисы и международное право

Накашидзе Бадри Джемалович
Читать PDF
14.10 мб

"гибридная война": международно-правовое измерение

Сазонова К.Л.
В последние три года термин «гибридная война» активно применяется в политической и политологической средах, однако правовые аспекты данного явления пока остаются недостаточно изученными.
Читать PDF
268.34 кб

Международно-правовые основы защиты прав инвалидов

Абашидзе Аслан Хусейнович, Маличенко Владислав Сергеевич
Новое тысячелетие характеризуется увеличением распространенности инвалидности среди населения Земли.
Читать PDF
131.70 кб

Сила права и "право силы" в международных отношениях

Шафиев Камран
В статье анализируется содержание принципа неприменения силы и его место в системе международных отношений. Рассматриваются возможности использования права на самооборону, а также применения концепции гуманитарной интервенции.
Читать PDF
327.19 кб

Международно-правовые аспекты признания Южной Осетии

Хасанов Анвар Алишерович
В статье исследуются международно-правовые аспекты признания Южной Осетии. Анализируется выход Южной Осетии из состава Грузии с точки зрения советского законодательства и международного права.
Читать PDF
118.71 кб

Международно-правовые источники образовательного права

Соболева М. А.
Читать PDF
797.01 кб

Международный конфликт между правом и целесообразностью

Фельдман Д. М.
Автор рассматривает несоответствие действующих норм и принципов международного права требованиям целесообразности и эффективности поведения участников международного конфликта.
Читать PDF
313.70 кб

Международно-правовые основы противодействия терроризму

Ерохин Денис Витальевич
Приведена классификация международно-правовых актов, посвящённых противодействию терроризму, рассмотрены отдельные особенности международно-правового регулирования противодействия терроризму; проанализированы положения ряда междун
Читать PDF
136.07 кб

МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРАВО СИЛЫ ПРОТИВ СИЛЫ ПРАВА

С. М. Иншаков
Статья посвящена многоуровневому исследованию международной безопасности, в рамках которого грани этого феномена определяется как безопасность человечества и как национальная безопасность, формируемая на международном уровне.
Читать PDF
388.29 кб

Международно-правовые аспекты нагорно-карабахской проблемы

Погосян Гурген Каджикович
В статье анализируются международно-правовые аспекты нагорно-карабахской проблемы, сфокусированные на правовом конфликте между двумя основополагающими принципами правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостно
Читать PDF
140.48 кб

2005. 03. 029-030. Вторжение сша в Ирак и международное право

Комар Ю. И.
Читать PDF
361.40 кб

Международное медицинское право: история и перспективы развития

Гнатик Евгения Александровна, Долженкова Юлия Валерьевна
Международное медицинское право называют новой отраслью современного международного права.
Читать PDF
850.10 кб

Право нации на самоопределение как регулятор международного права

Афанасьев С.А.
Читать PDF
695.49 кб

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Кулжабаева Ж. О.

Похожие термины:

  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

    совокупность норм, регулирующих гражданско правовые отношения, имеющие международный характер.
  • Международное морское право

    отрасль международного права, представляющая совокупность принципов и норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между государствами и другими субъектами
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ АТОМНОЕ ПРАВО

    совокупность юридических норм и принципов, регламентирующих межгосударственные отношения в области использования энергии атома. Является отраслью международного права и регулирует как вопросы
  • МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

    единой точки зрения относительно понятия и содержания данного феномена ни теория, ни правоприменительная практика не выработали. В самом общем виде М.-п.р. можно определить как совокупность норм и
  • МЕЖДУНАРОДНО‑ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ

    стереотипный способ поведения, который сложился в международно‑правовую практику, юридически обязательный характер которого признают субъекты международного права. В то же время обычаи, в осно
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

    международные правонарушения (международные деликты) подразделяются на ординарные и нарушения обязательств erga omnes. Первые являются нарушениями обязательств в отношении како го-либо одного субъе
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО

    совокупность международно‑правовых, регулирующих отношения по налогообложению, в которых присутствует иностранный элемент. Основные цели международного сотрудничества в налоговой сфере: устр
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

    совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств по предупреждению преступности, расследовании и наказании в особом порядке за совершение преступлений, предусмотренных в м
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

    часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пр
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

    совокупность норм и принципов, установленных государствами и(или) международными организациями на договорной основе, регулирующих отношения в сфере международного сотрудничества по таможенным
  • МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

    совокупность норм и принципов, регулирующих сходные отношения. Примером могут служить институт признания государств, институт международной ответственности и т.п. В доктрине высказывается мнени
  • ПРИЗНАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ

    односторонний формальный акт (действие) государства, констатирующий наступление определённых юридических последствий в сфере международных отношений; признание существующими государствами но
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

    совокупность норм международного права, регулирующих деятельность государств и международных межправительственных организаций в космосе и устанавливающих международно-правовой режим космиче
  • Международное право (публичное)

    система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами.