МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Мировоззрение
миропонимание, круг взглядов, представлений о мире и его закономерностях, определяющий отношение человека к окружающей его действительности, к явлениям общественной жизни и природы. Единственно передовым, прогрессивным, основанным на науке является мировоззрение коммунистической партии, рабочего класса.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

Мировоззрение
система взглядов на природу и человеческое общество. Диалектический материализм-мировоззрение марксистско-ленинской партии. "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета» (Ленин).

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Мировоззрение
система социально-политических, философских и т.п. взглядов, понятий и представлений об окружающем мире, о характере (прогрессивности или реакционности) социально-политических систем, о путях, способах (насильственных или мирных) установления гуманного, демократического мироустройства в планетарном масштабе или в рамках конкретного государства.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система взглядов на природу, общество и мышление. М. - своего рода база ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Эти понятия не подменяют друг друга. М. - самый высокий уровень обобщения, обеспечивающий целостное видение глобальных закономерностей общественного развития. ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ может рассматриваться как способ связи М. с динамично изменяющимися социальными явлениями и процессами. М. не может содержать полный набор готовых ответов на все вопросы, возникающие у личности в условиях исключительно динамичных изменений в мире. Политическое мышление призвано, опираясь на М., помогать личности формулировать свою социальную позицию в каждом конкретном случае, определять форму и содержание ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

Мировоззрение
система взглядов и представлений, различных сведений и знаний человека о внешнем мире и о самом себе, а также вытекающие отсюда жизненные позиции и устремления людей, их оценки фактов и явлений жизни, убеждения и идеалы, отношения к миру. Мировоззрение является своеобразной сводной картиной мира и человека в нем. Оно может носить не только индивидуальный, но и групповой, общественный характер. В последнем случае оно проявляет себя в таких конкретных формах, как мифология, религия, философия. На мировоззрение русского человека всегда сказывались особенности России как специфического социального организма и её местоположение на стыке и пересечении двух потоков мировой истории и культуры (Восток и Запад). Это обстоятельство объясняют факт мозаичности мировоззрения русского общества, отсутствие общенациональной идеи в нем, что часто способствовало его социально- политической нестабильности.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Мировоззрение
миросозерцание)
система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
миропонимание, мировосприятие, система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность). В классовом обществе М. имеет классовый характер. В зависимости от решения основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания М. является материалистическим или идеалистическим. По своему содержанию и направленности оно может быть научным и ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным. В то время как ненаучные, идеалистические системы взглядов отвечали чаще всего интересам реакционных классов, служили обоснованием их господства, материалистическое М» как правило, формулировало устремления восходящих классов, являлось концентрированным выражением прогрессивных идей. В современном мире идет острая борьба между марксистско-ленинским и буржуазным М. Коммунистическое марксистско-ленинское М. стало господствующим в социалистическом обществе. КПСС стремится к тому, чтобы все советские люди глубоко овладевали марксизмом-ленинизмом, использовали его преобразующую силу для ускорения социально-политического развития страны (см. также Идеология).

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система взглядов (в диапазоне от политических до религиозных, включая правовые, этические, эстетические, научные и философские) на мир и на место человека в нём, на отношение человека к миру и к самому себе. Помогает вырабатывать критерии добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного. Позволяет человеку уточнить свои цели в жизни, стратегию и тактику их осуществления, определяет самосознание и поведение человека. Может как способствовать нравственному расцвету личности, так и тормозить его. Стихийно сложившееся М. формируется, как правило, под воздействием общества, той или иной идеологии и часто несёт в себе печать последней. Сознательно сложившееся М. (через самостоятельный поиск, включая религиозный опыт) более устойчиво, поскольку ориентировано на собственное знание о себе и мире. Классификацию М. можно условно свести к следующим типам: мифологическое, религиозное и материалистическое (от вульгарно‑материалистического до псевдонаучного и научного), а также их комбинации. В идеале М. человека должно включать его представления по следующим фундаментальным вопросам: «Что есть мироздание?», «Что есть человек?» и «Как и для чего человеку следует жить?». В отношении этих вопросов бытия М. человека, как правило, представляет собой комбинацию его идеалистических и/или материалистических верований, поскольку строго научных ответов на эти фундаментальные вопросы нет. Самым устойчивым типом является религиозное М., имеющее однозначные представления о фундаментальных вопросах бытия. М. определяет отношение человека к миру, другим людям и к себе, поэтому формирование М. является основной задачей как для человека, так и для общества.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

Мировоззрение
Совокупность ценностей и объяснений реальности, ясных или аллегорических, свойственных человеческим группам, будь то народ, цивилизации, идейное объединение, политическое или нет, религия и т.д. Говорят также, не проводя различия, о «видении мира». Мировоззрение выходит за пределы политических доктрин и идеологий и может даже содержать в себе несколько внешне антагонистических, но руководствующихся одними и теми же принципами учений. Например, либеральные правые и левые социалисты, христиане-прогрессисты и атеисты-космополиты имеют одно и то же мировоззрение. Мировоззрение имеет интеллектуальный и духовный, рациональный и интуитивный, сознательный и подсознательный уровни. Оно отличается от культуры тем, что в рамках одной культуры могут сталкиваться несколько мировоззрений. Мировоззрение заключает в себе исторический и политический проект и описание природы человека.
В европейском и западном мире противостоят друг другу два мировоззрения. Одно из них, господствующее, восходящее к иудеохристианству, можно назвать эгалитарным, индивидуалистическим и космополитическим. Другое, в большей или меньшей степени подвергающееся сегодня критике, восходит к античному европейскому язычеству и включает в себя учение о неравенстве, взгляд с точки зрения сообщества и этнический подход. Осознанную философскую формулировку этому мировоззрению придал Ницше. Некоторые разрываются между этими двумя мировоззрениями, как, например, христиане-традиционалисты, которые так и живут с этим внутренним противоречием. От войны между мировоззрениями, связанными со своими мифами, зависит, в конечном счёте, ориентация истории. (См. «Иудео-христианство», «Язычество»)

Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.

«МИРОВОЗЗРЕНИЕ»
Очень важная научная монография Р.Г. Яновского. (М., 2007. 439 с). Книга посвящена логике и динамике становления научного мировоззрения ХХI в. Особенностью исследования является социологический, философский и экономический аспекты влияния новой модели миропорядка, нового гуманизма и новой гуманитарной парадигмы на формирование целостности мировоззрения. Сам автор так представляет свое исследование. «В этой работе я старался объединить разные аспекты в рамках одного нового проекта, который характеризуется как методологический и значимый с точки зрения объединения уже не только гуманитарных, но и естественных наук, — поясняет Р.Г. Яновский. — Их общим основанием, фундаментом является современное мировоззрение, которое включает в себя научные и религиозные, образно-эмоциональные и интуитивные взгляды на мир. Цель моего исследования можно обозначить следующим образом: на основе имеющихся научных знаний, миропонимания и мироощущения обозначить задачи, пути исследования и вектор развития мирового сообщества, разработать универсальный научный метод познания действительности, сформировать обобщающие идеи, пересмотреть прежний исторический научный опыт на основе новых понятий и создать теорию духовно-интеллектуального развития России в XXI веке. Среди большого количества вопросов, которые пришлось затронуть в ходе данного исследования, одним из самых актуальных является вопрос «Как формируется мировоззрение на основе повседневных и теоретических, модернистских и традиционных представлений?» или «Как взаимодействуют высокий и обыденный, обновленный и прежний уровни сознания?». Сам вопрос, несмотря на кажущуюся узость и простоту, в реальности весьма актуален и сложен. Это видно на примере пропаганды политических убеждений где, «чем яснее и проще донесена политическая идеология до миллионов простых людей, тем больше у нее шансов иметь исторический успех». В таком направлении была выявлена сложная связь всех указанных уровней сознания. Во-первых, если характерные черты обыденного сознания существенно отличаются от сознания теоретического, то и положения идеологии, с которыми знакомятся люди, включающиеся в политический процесс, могут претерпеть в сознании некоторую трансформацию; приобрести новый вид и особенное звучание. Это вполне естественно, так как «новое мировоззрение всегда утверждается только в виде более или менее странной и причудливой комбинации старых и новых взглядов». Во-вторых, обратная связь этих уровней сознания отнюдьне означает профанации теории со стороны повседневного «разумения». Мы живем во времена всеобщего образования и глобальной информации, что не может не сказаться на уровне теоретической подкованности современного человека. Содержание обыденного сознания все более обогащается за счет положений и понятий, разработанных на научно-теоретическом уровне. В то же время, последний обогащается яркими и образными представлениями о действительности, свойственными, по большей части, повседневному сознанию. Таким образом, все уровни сознания явно сближаются, приобретая черты друг друга, формируя подчас экзотические виды мировоззрения, повышая в целом культуру мышления человека, который в своей культуре и в практической деятельности исходит не только из настоящего существующего, но и из опыта прошлого. Пока в естественных и гуманитарных науках происходят серьезные столкновения идей и направлений развития по общетеоретическим вопросам, не исключена опасность «заражения» сознания людей «детской» или «старческой» болезнью на почве философской дистрофии. Мировоззрение рассматривается мною как важный элемент социального творчества всего населения. Мы вправе говорить об общечеловеческом характере философского знания, причем не только в далеком прошлом, но и в настоящем, и в будущем. Научные общественные знания, убеждения и вера занимают все более важное место в жизни человека и его деятельности, в многообразии поисков объективных законов развития. Новые проявления скрытого целого привели к тому, что «планетарный кризис охватил все сферы жизнедеятельности человека — природу, экономику, политику, науку, религию, семью и самого человека. Это вынудило современное мировое сообщество признать необходимость осуществления культурного сдвига, его ответственности в мировоззренческом мышлении мировой элиты и целесообразность перехода от навязанного «цивилизованным» Западом наукообразия абстрактных общественно-политических и социально-экономических моделей к истинным научным знаниям, основанным на наследии многовековой истории России и духовно-нравственных традициях проживающих на ее территории народов». «Русская идея» как духовное мировоззрение, уходит своими корнями в наше далекое прошлое, начиная с дохристианской ведической системы знаний, распространявшейся на Руси волхвами. Идея родилась из русских былин, народных сказок, развиваясь далее к пророчествам Серафима Саровского, произведениям А.С. Пушкина, к открытиям и идеям М.В. Ломоносова, трудам «русских космистов» К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, новым идеям В.И. Вернадского, Н.К. Рериха, Н.Н. Моисеева и других русских мыслителей. Этой русской мировой идее «духовной всеобщности» противостоит концепция «нового мирового порядка», которая сводится к ограничению числа жителей на Земле и их разделению на «золотой миллиард» и тех, кто будет их обслуживать. Очевидно, что здравый смысл и ин-стинкт самосохранения не позволяют большинству населения Земли принять предложенный индустриально развитыми странами проект под общим названием «глобализация». По этой причине Россия вынуждена включиться в этот процесс, обусловленный конкурентной борьбой за наиболее эффективную модель управления развитием мировой цивилизации. Решение этой проблемы зависит от успешной разработки нового, научно обоснованного, жизнеутверждающего мировоззрения и реализации собственной национальной концепции, представляющей собой переосмысление отечественного и мирового исторического опыта с позиций следующих наиболее прогрессивных методологий: «ноосферного» мышления по отношению к бытию в целом; «экологического» мышления по отношению к планете земля; «евразийского» мышления по отношению к решению мировых этнических и цивилизационных проблем; «соборного» мышления по отношению к решению проблем эффективности развития мировых духовных, общественно-политических и социально-экономических процессов. В основе этого мышления лежит идея духовно-творческого самоуправления человека. Таким образом, предлагаемый алгоритм решения поставленных перед наукой задач представляет собой следующую последовательность: сформулировать новое научное мировоззрение, в основе которого лежит повышение эффективности духовно-творческого самоуправления человека; внести необходимые дополнения в научную картину Мира, исходя из новейших открытий, сделанных в области естественных наук; содействовать формированию новой Московско-Шанхайской модели миропорядка XXI века (авторская концепция В.Н. Кузнецова), которая не может состояться без нового мировоззрения XXI века; определить место и роль управления в общей системе научных знаний. Такой подход позволит человечеству изменить «антропоцентрический» вектор своего развития на «космоцентрический». Научное мировоззрение представляет собой совокупность универсальных взглядов человека на мир, свое место в нем, смысл собственного бытия, убеждений и идеалов, в которых выражается его духовное и практическое отношение к природе, обществу и самому себе. Человек в своей деятельности преобразует действительность так, как смотрит на мир «глазами» своего мировоззрения на основе собственных духовных и материальных интересов и потребностей. Мировоззрение формируется в ходе преобразования мира, вытекая из потребностей практической деятельности людей. В основе данного социального исследования лежит исходный принцип — ответ на мировоззренческий вопрос о том, «Что в общественной жизни первично: общественное бытие, или общественное сознание?», «Какое значение в жизни общества имеют материальный и духовный факторы и интересы?». Научное мировоззрение, материалистически решая основной вопрос философии, утверждает принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Научное мировоззрение позволяет понять качественную специфику общества и его воз-можности в сравнении с природой, предупреждая тем самым ученых от натуралистического понимания общественных процессов и законов развития общества. Влияние мировоззрения человека на производство, культуру и сознание проявляется на каждом этапе его работы и общественной жизни. Отсюда следует зависимость мировоззрения от социальной действительности, от содержания и сущности общественного идеала, носителя самого мировоззрения. Носитель мировоззрения и общественного идеала может быть прогрессивным, оптимистическим, революционным или наоборот — консервативным, регрессивным, пессимистическим и реакционным. Научное мировоззрение — это диалектико-материалистическое, оптимистическое и революционное мировоззрение. В современных условиях это научная, прогрессивная, оптимистическая идеология, объективно освещающая развитие мира. Для такого правильного, по моему мнению, объективного понимания необходима теория коэволюции человечества и окружающей среды, необходим научный анализ эмпирических данных и глубоких обобщений, в том числе философских, политэкономических, правовых и духовно-нравственных». Лит.: Агошков А.В., Простов А.Ф. Об авторе книги. Патриотизм в науке (Послесловие) / Яновский Р.Г. Мировоззрение. М., 2007; Петрий П. Жить своим умом и идти своим путем (некоторые мысли о формировании научного мировоззрения XXI века) // Безопасность Евразии. 2008. № 1.

Источник: Геокультурная энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Политика и мировоззрение

Попов Александр Вадимович
В статье рассматривается спорный в политической науке вопрос соотношение духовности и власти.
Читать PDF

Шаманский образ мироустройства и традиционное мировоззрение язычников Северной Азии

Жуков А. В.
Шаманизм в культуре народов Северной Азии имеет самые разнообразные аспекты изучения. Однако дискуссия о возникновении и характере шаманства не закончена до сих пор.
Читать PDF

Мировоззрение как когнитивный механизм

Важенин Е. С.
Культура сегодня находится в состоянии трансформации. Некоторые называют это «межцивилизационный период, некоторые -«интеграцией в мировое сообщество».
Читать PDF

Социокультурная трансформация и мировоззрение

Тарасов А. Н.
Мировоззрение представляет собой систему обобщённых знаний о мире в целом, о месте в нём человека, о его отношении к миру.
Читать PDF

Мировоззрение «Золотого века» и его истоки

Воронцов Владимир Александрович
Читать PDF

Мировоззрение

Пуленко Николай Иванович
Читать PDF

2014.04.002. МНАЦАКАНЯН М.О. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР И ГЛОБАЛИСТСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. - М.: АНКИЛ, 2013. - 389

Комар Ю.И.
Читать PDF

Мировоззрение как инструмент лечебного воздействия в "философской медицине"

В. О. Слесарев
Читать PDF

Мировоззрение: онтологические основы «Пайдейи»

Арутюнян М.
Читать PDF

Идеологическое мировоззрение личности в России: специфика формирования и эволюции

Селиванов Алексей Алексеевич
В статье рассматривается специфика формирования и эволюции идеологического мировоззрения личности в России. Предлагается авторская концепция детерминации идеологического мировоззрения личности в процессе ее становления.
Читать PDF

Мировоззрение как фактор национальной безопасности в глобальном мире

Шалаев В. П., Шалаева С. Л.
Мировоззренческий фактор является решающим в борьбе народов за свое сохранение в глобальном мире.
Читать PDF

Мировоззрение эпоса олонхо

Новиков Анатолий Георгиевич
Вкратце изложено научное изучение олонхо и названы имена тех, которые внесли значительный вклад в это дело. В олонхо выражается целостное единое видение мира, т.е. традиционное мировоззрение саха.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: