ШОВИНИЗМ

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Шовинизм
крайняя форма национализма, разжигание национальной вражды и ненависти.

Источник: Политико-терминологический словарь

Шовинизм
чрезмерный до неразумности патриотизм с упованием на военную силу, крайняя форма национализма.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Шовинизм
иррациональная вера человека в превосходство или величие той общности, к которой он принадлежит.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Шовинизм
идеология и политическая практика крайнего, воинствующего национализма. Наиболее рельефно проявляется в идеях и политике фашизма.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

ШОВИНИЗМ
франц. chauvinisme, от имени Н. Шовена (Chauvin), солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона I], крайне агрессивная форма национализма.

Источник: Словарь по политологии

Шовинизм
комплекс радикально националистических настроений, чувств, идей национальной исключительности, превосходства определенной нации, разжигание национальной вражды и ненависти.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Шовинизм
(от фр. «chauvinisme») – крайняя форма национализма, проповедующая национальную исключительность и превосходство, противопоставляющая интересы своей нации интересам других наций в ущерб последним.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Шовинизм
крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности, разжигание национальной вражды и ненависти. Шовинизм проповедует национальное превосходство одной нации, якобы предназначенной к господству, над другими.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Шовинизм
Chauvinismus. Chauvinism 1) Чрезмерный национализм, связанный с ненавистью или презрением к другим народам. 2) В разговорной речи: выражение для чрезмерно заносчивого представления мужчин о собственной личности (мужской шовинизм).

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ШОВИНИЗМ
чрезмерный до неразумного патриотизм с упованиями на военную силу; ультранационализм с элементами авторитаризма. Слово производное от имени французского солдата Шовена, который довольствуясь минимумом житейских благ отличался безумной привязанностью к Наполеону.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

Шовинизм
реакционная проповедь национальной исключительности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти между народами. Крайний национализм. КПСС ведет непримиримую борьбу против любых проявлений великодержавного шовинизма и буржуазного национализма. Всей своей деятельностью она утверждает дружбу народов и их равноправие. Шовинизм и расизм — идеологическая база фашистской идеологии, насаждаемой монополистической буржуазией в наше время.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

Шовинизм
фр. chauvinisme)
1) термин происходит от имени Николы Шовена - литературного героя комедии братьев И. и Т.Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта);
2) крайняя форма национализма, особенность которой состоит в агрессивности и воинственности выражения национальных чувств, основанных на идее национальной исключительности. Шовинизм является доминирующей чертой идеологий, основанных на идее превосходства определенной нации - пангерманизма, пантюркизма и т.д.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ШОВИНИЗМ
фр. chauvinisme, от имени Н. Шовена (Chauvin), солдата армии Наполеона I) — крайняя форма национализма, разновидность расизма, для которой характерны пропаганда национальной исключительности, разжигание межнациональной вражды и ненависти. Имя французского солдата Н. Шовена, фанатично преданного Наполеону Бонапарту, стало нарицательным и используется для обозначения политического превосходства и доминирования (нации, государства, социальной группы) наряду с английским термином «джингоизм» (англ. jingo — слово, произносимое при клятве, прозвище английских ультранационалистов).

Источник: Новейший политологический словарь

Шовинизм
от фр. Chauvinisme) — термин получил распространение благодаря герою произведений французских драматургов Э. Скриба («Николя Шовен») и братьев И. и Т. Коньяр («Трехцветная кокарда») Николя Шовену, фанатичному сверхпатриоту, безгранично преданному Наполеону Бонапарту и его завоевательной политике. Обычно Ш. называют крайне радикальную форму националистической идеологии, оправдывающую завоевательную внешнюю политику и притеснение национальных меньшинств в границах «своего» государства. В основе этой идеологии лежит представление об исключительности собственной нации и претензия на ее «высшее» положение относительно других наций.

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

ШОВИНИЗМ
от фр. chuvinisme) - крайний, воинствующий национализм, выражающийся в непомерном, иррациональном возвеличивании своей нации, проповеди ее национальной исключительности, в политике противопоставления этой нации этноса) другим, в разжигании вражды и ненависти между народами.
Наиболее красноречивым проявлением Ш. является великодержавный Ш., связанный обычно с грубым подавлением господствующей нацией др., особенно малочисленных народов и национальных меньшинств, с агрессивностью и экспансионизмом по отношению к др. народам и странам. Как показывает опыт, Ш. органично бывает связан с фашизмом, расизмом, бонапартизмом, милитаризмом и т.д.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

ШОВИНИЗМ
фр. chauvinisme) - разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.
Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами, что, якобы, дает основание для господства этой нации над другими. Во внешней политике шовинизм проповедует агрессию как основную форму общения с другими государствами, что приводит к развязыванию войн, возникновению вооруженных конфликтов между государствами или внутри многонациональных государств.
Шовинистическая политика распространена в слабо развитых странах, регионах, в которых субъекты заражены абсолютизацией своих национальных интересов, настроений, перерастающих в националистические. Отсутствие политической, правовой и общей культуры делает шовинистов очень опасными субъектами общественно-политической жизни.

Источник: Словарь по политологии

ШОВИНИЗМ
фр. chauvinisme) крайняя агрессивная форма национализма , зачастую граничащая с требованиями преследования, «травли», угнетения и физического уничтожения других народов. Шовинизму всегда сопутствует разжигание межнациональной ненависти, пропаганда национальной исключительности и расового превосходства. Наименование данного явления происходит от имени французского солдата Chauvin, который был ярым поклонником завоевательной политики Наполеона.
Вполне естественно, что в нынешние времена, когда смысл большинства терминов исказился до противоположного, понятие «шовинизм» используется для манипуляции общественным мнением и насаждения идеологии интернационализма. Так еще большевики говорили о «русском великодержавном шовинизме», хотя никакого массового проявления оного в среде Русского народа не наблюдалось никогда. Напротив, шовинизм всегда свойственен разнообразным этническим меньшинствам, т. к. в какой-то мере помогает им выживать, быть сплоченнее. Большим народам шовинизм не свойственен никогда, но именно большие народы всегда обвиняются в нем.
См. также: интернационализм, коренные нации, нацизм, национализм, национальная политика, национальное самосознание, права женщин, раса, расизм.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ШОВИНИЗМ
крайняя форма национализма, открытая пропаганда национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам всех остальных, национальное чванство, сознательное разжигание национальной вражды, готовность использовать военную силу для достижения псевдопатриотических, великодержавных целей. Термин Ш. появился во Франции. Он происходит от фамилии персонажа пьесы драматурга Коньяра «Трехцветная кокарда» Шовена.
У этого образа был реальный прототип — ветеран наполеоновских войн Николя Шовен, отличавшийся фанатическим национал-патриотизмом и преклонением перед Наполеоном Бонапартом как создателем великой Французской империи. Карикатурное изображение Н. Шовена в одноименном сценическом персонаже получило широкую известность. Его имя стало нарицательным для обозначения различных форм националистического экстремизма.
Ш. представляет собой важный элемент идеологии и политической практики различных праворадикальных движений, включая фашистские (см. фашизм). Шовинистические идеи и лозунги могут вдохновлять экстремистскую часть этих движений на террористические действия в отношении «враждебных» или «неполноценных» наций. Ш. может проявляться также в стремлении к внешней агрессии и территориальной экспансии или в политике, направленной на культурное доминирование одной «господствующей» нации в многонациональном государстве (так называемый «великодержавный шовинизм»).

Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004

Шовинизм
разжигание националистических чувств, национальной вражды и ненависти к другим народам. Шовинизм выгоден только буржуазии, которая, прикрываясь национальными чувствами, облегчает себе политику грубого насилия и грабежа колоний, политику угнетения и разорения слабых народностей и народных масс вообще. Он усилился в эпоху империализма в связи с ростом монополий и обострением борьбы империалистической буржуазии за передел мира. Шовинизм ярко проявился в период первой мировой империалистической войны 1914-1918 гг., когда буржуазия всех воюющих стран для оправдания грабительских целей войны отравляла сознание масс своей страны ядом национализма. В России все мелкобуржуазные и буржуазно-националистические партии (меньшевики, эсеры, бундовцы и другие) стали на путь оборончества, помогали буржуазии разжигать в народе шовинизм. Единственным классом в России, который устоял против заразы шовинизма, был пролетариат, воспитанный партией большевиков, Лениным и Сталиным в духе революционного интернационализма, в духе братской солидарности с трудящимися всех стран. Великая Октябрьская социалистическая революция и победа ленинско-сталинской национальной политики в СССР нанесли сокрушительный удар шовинизму. В СССР-стране победившего социализма устранена самая почва для шовинизма. В капиталистических странах, в особенности в настоящее время, когда идет вторая империалистическая война, шовинизм яростно разжигается буржуазией и ее реформистскими прихвостнями. Революционный пролетариат и трудящиеся массы всех стран под руководством коммунистических партий ведут непримиримую борьбу с шовинизмом.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ШОВИНИЗМ
проповедь национальной исключительности; противопоставление интересов одной нации интересам др. наций, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти; крайняя реакционная форма буржуазного национализма. Политика Ш. направлена на разжигание ненависти и вражды к др. нациям и народам. Ш. проповедует национальную исключительность («избранность») одной нации, якобы предназначенной к господству над др., «неполноценными» нациями и расами (см. также Национализм, Расизм).
Разновидностью Ш. и национализма является великодержавный Ш. идеология и политика господствующих эксплуататорских классов нации, занимающих главенствующее (державное) положение в государстве, объявляющих свою нацию «высшей» нацией. Великодержавный Ш. возник в эпоху образования буржуазных наций, национальных и многонациональных государств и колониальных империй. Политика буржуазных господствующих «великих» наций направлена на порабощение и эксплуатацию др. наций и народностей, их дискриминацию в экономической, политической и культурной области. В последние годы изменение соотношения сил на мировой арене в пользу социализма и демократии заставляет носителей Ш. приспосабливаться к новым условиям. Однако влияние военно-промышленного комплекса в странах капитала порождает многообразные формы Ш.
Марксизм-ленинизм ведет непримиримую борьбу с Ш. Непримиримость к отходу от пролетарского интернационализма одно из условий укрепления сплоченности и успехов мирового коммунистического движения, успешного строительства социализма и коммунизма. В условиях социалистического общества, братской дружбы свободных и равноправных наций и народностей безраздельно господствует идеология социалистического интернационализма. В Конституции СССР 1977 записано: «Граждане СССР различных рас и национальностей имеют равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР»

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Шовинизм
крайняя форма национализма, выражающаяся в проповеди национальной исключительности, разжигании национальной вражды и ненависти, противопоставлении интересов одной нации интересам других, якобы «неполноценных», наций и народов. Термин появился в начале XIX в. во Франции в сочинениях Франсуа Шовена, который первым в Новое время безапелляционно поставил французов выше всех остальных и изложил откровенно человеконенавистнические взгляды. Затем этим термином стали обозначать проявления национального экстремизма и в других странах. В Великобритании, а потом и в США ему одно время соответствовало понятие «джингоизм».
Разновидностями Ш. являются расизм, ксенофобия и антисемитизм. В имперскую эпоху человеческой истории развился великодержавный Ш., утверждавший безусловное главенство интересов державного народа, который объявлялся высшим, над интересами остальных подданных империи. Политика великодержавного Ш. была направлена на политическую, культурную и экономическую дискриминацию «низших» наций и народностей.
На почве Ш. неоднократно происходили национальные и расовые конфликты в США, Великобритании, Франции, Канаде, России (еврейские погромы, преследование негров, волнения в пригородах Парижа в 2006 г. и т. д.). Ш. были продиктованы антисемитизм в гитлеровской Германии и СССР, борьба нацистов за жизненное пространство для немцев; поведение немецких и японских войск на оккупированных ими территориях; отношение к туркам, цыганам и македонцам в Болгарии, к румынам в Венгрии и к венграм в Румынии; политика выдавливания евреев из Польши и апартеида в ЮАР; вторжение Ирака в Кувейт; геноцид турецких армян и иракских курдов. Вспышки Ш. в бывших союзных республиках сопровождали распад СССР и СФРЮ, сепаратистское движение в Чечне.
Ш. до сих пор дает о себе знать в отношении к русским в Прибалтике, к появлению на рынке труда Европейского Союза выходцев из его новых членов, а также африканцев и азиатов; в деятельности ку-клукс-клана и подобных ему обществ в Америке, националистических организаций на Украине. В конце XX и начале текущего столетия человечество столкнулось с проявлениями Ш. в межплеменных отношениях в Эфиопии, Сомали, Руанде, других странах Азии и Африки, изгнании белых фермеров из Кении и Зимбабве, преследовании европейцев в северо-западной Африке, китайских погромах в Индонезии и Малайзии. (Ф.В. Шелов-Коведяев)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

Шовинизм
(фр. chauvinism) - чрезмерный, доведенный до гротеска патриотизм с упованиями на военную силу, ультранационализм с элементами авторитаризма. Понятие произошло от имени французского солдата Николая Шовена, который, довольствуясь минимумом житейских благ, отличался безумной привязанностью к Наполеону Бонапарту, а затем поклонялся его культу. Поначалу П.Шовена высмеивали, на него рисовали карикатуры, но после того, как о нем сочинили пьесу, он стал знаменитым и нарицательным типажом. Подобное настроение разделялось ветеранами «великой наполеоновской армии». Позднее термин «шовинизм» начал применяться для обозначения приверженности идее военного превосходства какой-либо нации или государства, пытавшегося диктовать политические условия другому государству, опираясь на свою превосходящую мощь. Настроения шовинизма - неизбежное следствие политики агрессии и победы, а в случае поражения - надежды на реванш, что особенно ярко показала первая мировая война (1914-1918 гг.) в результате военного поражения Германии. Социально-политические силы, заинтересованные в завоеваниях, постоянно разжигали эти настроения. Шовинизм может принимать и более утонченные формы, освящая экономическую экспансию, политическое давление, культурное или национальное доминирование, проявляясь на уровне внутригосударственных отношений. В англоязычных странах как равнозначный употреблялся термин «джингоизм», он звучал в песнях воинствующих британских патриотов, призывавших к беспощадной войне с Россией в 1877-1878 гг., когда Британия поддерживала Турцию, потерпевшую поражение в войне с Россией. В политическом словаре термин «шовинизм» употребляется для обозначения ультранационализма и характеризует определенный политический ораторский стиль, прославляющий государственную мощь с нотками устрашения. В то же время термин «великодержавный шовинизм», применяемый для указания на угнетение «малых» народов и ассоциируемый с расизмом, подавлением национальных меньшинств, представляется недостаточно адекватным задачам современной политической науки. Шовинизм - ин1редисмт бонапартизма, фашизма, расизма, милитаризма (ингредиент: от лат. т§пхИеп,ч - входящий - составная часть какого-либо сложного, в данном случае политического явления). Преувеличивая приверженность лишь «великим» национальным достижениям и задачам, он играет деструктивную роль в современном политическом сознании.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

ШОВИНИЗМ
идеология национальной исключительности и социального превосходства, представляемая советской пропагандой как специфически буржуазная. Согласно этим утверждениям, Ш. заложен в самой природе капитализма: его исторические корни восходят к эпохе формирования наций и создания колониальных империй. Политический Ш. связывают с борьбой против национально-освободительных движений — в этом случае его именуют «великодержавным». Отмечается, что в последние десятилетия (с 60-х годов) влиянию «великодержавного Ш.» подвержены и переродившиеся в буржуазном духе коммунистические элементы. Понятно, что эта оговорка понадобилась советской пропаганде прежде всего для осуждения политики коммунистического Китая.
Шовинизму, как политике и идеологии, направленным на «порабощение народов», политическую, экономическую и культурную их дискриминацию, противопоставляется пролетарский интернационализм. Отсюда следует, что в СССР элементы Ш. могут проявиться только в сознании коммунистически незрелых граждан в качестве пережитков прошлого или духовного наследия того же капитализма. Конституция СССР от 1977 года утверждает, что Ш. и великодержавный Ш. несовместимы с социалистическим укладом советского общества, основанного на братской дружбе свободных и равноправных народов и народностей. Действительность, однако, утвердила в советском образе жизни иные нравственные принципы и социальные отношения. В период становления советская власть действительно провозгласила добровольный союз наций, который «не допускал бы никакого насилия одной нации над другой». В ноябре 1917 года большевистское правительство приняло «Декларацию прав народов России», обещавшую свободное самоопределение каждого народа, вплоть до отделения от России и образования собственного государства, гарантирующую суверенное развитие национальных меньшинств и этнических групп.
Однако великодержавный Ш. заложен в самих принципах создания СССР (а не в историческом наследии, будто бы спродуцированном старой Россией). При обсуждении форм будущей федерации рассматривались два проекта: проект Ленина, предполагавший союз суверенных республик с сохранением всех атрибутов их независимости, и Сталина — основанный на принципах автономизации: все советские республики должны были просто войти в Российскую Федерацию (название «СССР» имело лишь терминологический смысл) и значит подчиниться верховной власти Москвы. Принят и реализован был план Сталина, хотя по сути ленинский замысел мало чем от него отличался. Именно Ленин разработал и заложил в структуру советского общества принцип демократического централизма, запрещения фракционной деятельности, подчинения меньшинства большинству. Так что по существу различие между проектами носило пропагандистский характер. Ленин стремился найти форму более эластичную, не столь одиозную с точки зрения мирового общественного мнения. Возражая против сталинского плана организации СССР, Ленин писал: «Великодержавному шовинизму объявляю войну... Надо... чтобы в союзном ЦИК (ныне Президиум Верховного Совета, — Автор) председательствовали по очереди русский, украинец, грузин и т. д.» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 45. с. 124.)
Партаппарат, однако, отдал предпочтение версии Сталина. И вся структура власти в СССР сложилась и оформилась в том виде, как она была задумана Сталиным. На вершину политической пирамиды была поставлена Москва. Определяющим фактором стал советский империализм, а духовной основой общества — великодержавный шовинизм, лишь слегка подгримированный идеями пролетарского интернационализма. Из ведения местных и республиканских властей были изъяты государственное и партийное строительство, внешняя торговля, иностранная и оборонная политика. Вся государственная документация национальных республик велась на русском языке. Попирались национальные традиции, обычаи, нравы, ущемлялась свобода вероисповедания. В республиках закрывались церкви, мечети, синагоги, насильственно советизировалась культура и вся система образования. Последствия не заставили себя ждать: в первые же годы советской власти на окраинах России, превратившейся в «тюрьму народов» , вспыхнули отчаянные стихийные мятежи и бунты (на советском языке — «националистические выступления»). Они были жестоко подавлены.
Укрепившись в собственной стране и набрав силу, советский великодержавный Ш. стал выходить на мировую арену. В 1939—40 гг. Советский Союз использовал договор с Гитлером, чтобы отторгнуть от Польши Западную Украину и Западную Белоруссию, от Румынии - Бессарабию и Северную Буковину, от Финляндии — Карелию, захватить Прибалтику (Латвию, Литву, Эстонию). Сотни тысяч людей, проживающих на вновь присоединенных к СССР территориях, попали в категорию нелояльных или недостаточно благонадежных. Это были прослойки и сословия, выпадавшие из социальной структуры советского общества и не подходившие под советское определение трудящихся (например, ремесленники, люди свободных профессий). Они были депортированы в заполярные районы Сибири, в болота Мордовии, в пески Туркмении, в степи Казахстана. Многие из них погибли.
Переселение миллионных масс шло не только с запада на восток, но и в обратном направлении — с востока на запад. Из глубинных областей Советского Союза было направлено «в присоединенные республики» славянское население. Все ответственные государственные и партийные посты заполнились русскими, украинцами, белорусами. В случаях, когда на ключевые должности все-таки выдвигались местные кадры (известная уступка населению), за их спиной стояли комиссары Москвы. Характерно, что во всех национальных республиках должности вторых секретарей центрального комитета партии, первых заместителей министров (по кадрам) , шефов госбезопасности и сейчас занимают славяне.
В годы второй мировой войны с обжитых мест были согнаны и переселены в Сибирь и Казахстан целые народы (чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, крымские татары, немцы Повольжья, месхи). Депортацию народов правительство объясняло их нелояльностью к советской власти, «опасностью массового перехода на сторону фашистов». Но вторая мировая война давно кончилась, сменилось почти два поколения, а немцы Поволжья, крымские татары и месхи так и не получили разрешения вернуться в родные места.
Советский имперский Ш. стал неотъемлемой частью государственной политики: русский народ объявлен «старшим братом в семье народов», «первым среди равных». Новый советский гимн, заменивший в 1942 году «Интернационал» , явно выдержан в традициях песни-марша старой России («Славься, ты славься наш русский царь» — «Славься, Отечество наше свободное») и духовно близок немецкому гимну («Германия превыше всего...» — «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь...») В конце 40-х годов одним из выражений коммунистического Ш. стала борьба с «космополитизмом». Кампания разоблачения «низкопоклонства перед Западом» имела своей целью под видом возрождения славянофильства утверждение идеи исключительности всего советского (а там где это не представлялось возможным — российского), провозглашение приоритета Советского Союза во всех областях науки, техники, культуры.
Под видом борьбы за чистоту русского языка из него стали изыматься заимствованные и интернациональные слова, их заменяли искусственными образованиями на исконной основе. Появились трактаты о неповторимости советского характера, создавались опусы по анализу «советского образа жизни». Слово «родина» стало писаться с большой буквы. Мания советской исключительности захватила искусство, науку, литературу. Жертвой шовинистического угара стали десятки и сотни тысяч граждан Советского Союза: ученых, писателей, композиторов, артистов, политических и общественных деятелей. В том числе — и русских. Коммунистический режим в той же мере стремился уничтожить русскую культуру, в какой он извращал и разрушал самобытность украинцев, армян, евреев и других. Страна превратилась в гигантский судебный зал, а советский народ - в свидетеля обвинения и публику. «Безразличное отношение к Родине и национальной культуре» (формулировка секретаря ЦК КПСС Жданова) индентифицировалось с национальной (государственной) изменой.
На этом фоне апеллирования к русской исключительности, провозглашение русских ведущей силой советского государства — «старшим братом» — носило лицемерный характер и преследовало пропагандистские цели - русский народ оставался столь же бесправным и беззащитным (а возможно и еще больше) перед коммунистическим террором, что и все народы советского государства. В 70-х годах воинствующий советский Ш. вырвался на международные просторы, утверждая силой свою великодержавную сущность в Анголе, Эфиопии, Южном Йемене, Афганистане. Это еще раз доказало, что СССР - последняя империалистическая и колониальная держава конца XX века.
Таким образом, если исторически Ш. и может быть с определенными оговорками соотнесен с идеологией некоторых больших народов, ущемлявших права малых, то ныне Ш. сохранился только в философии и политике советского государства. Великодержавный Ш. — подлинная идеология советского тоталитаризма, для которого лозунги равенства, братства и дружбы народов — всего лишь оружие пропаганды, призванной камуфлировать реальные цели и методы коммунистической национальной политики.
ПРИМЕРЫ: «Шовинизм - агрессивная реакционная политика империалистической буржуазии, направленная на покорение и порабощение народов». (БСЭ, т. 48, с. 181.) «Существо уклона к великорусскому шовинизму состоит в стремлении обойти национальные различия языка, культуры, быта...». (И. В. Сталин, Собр. соч., т. 12, с. 362.) «Наиболее реакционные и шовинистические круги крупной буржуазии еврейского происхождения оказывают всемерную поддержку сионистским и просионистским организациям» («Агитатор», 1979, № 19, с. 46.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
226.23 кб

Мужской шовинизм и феминизм как формы идеологического оправдания насилия между полами

Красиков Владимир Иванович

Похожие термины:

  • Великодержавный шовинизм

    крайняя форма национализма представителей господствующих наций, проявляется в подавлении др. народов в многонациональных государствах, расизме.
  • РУССКИЙ ШОВИНИЗМ

    (великодержавный шовинизм) крайняя форма русского национализма, проявляемая по отношению к другим народам России (Российской империи), иногда к иным народам мира. Р. ш. высокомерно провозглашает г
  • Социал-шовинизм

    оппортунистическое течение в международном рабочем движении, возникло в период первой мировой войны (191418) в соглашательской среде партий Второго Интернационала. Представители. С.ш. проповедовали