КСЕНОФОБИЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Ксенофобия
страх перед иностранцами или ненависть к ним; этноцентризм, приобретающий патологические формы.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

КСЕНОФОБИЯ
1) навязчивый страх перед незнакомыми лицами; 2) ненависть, неприязнь к кому-, чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

Источник: Геокультурная энциклопедия

КСЕНОФОБИЯ
от греч. xenos - чужой и phobos - боязнь) - навязчивый страх перед чужими лицами, народами; боязнь всего незнакомого, малоизвестного.

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

КСЕНОФОБИЯ
навязчивый страх, боязнь чужого; враждебное, нетерпимое отношение к лицам иной веры, культуры, национальности, ко всему непривычному или иностранному.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

КСЕНОФОБИЯ
греч. xenos — чужой и phobos — страх, боязнь) — боязнь чужого, иностранного; нетерпимость по отношению к представителям других культур, наций, государств.

Источник: Новейший политологический словарь

КСЕНОФОБИЯ
гр. xenos чужой + phobos страх) - страх, ненависть, нетерпимость ко всему чуждому, незнакомому или чужому для образа жизни данного общества или индивида.

Источник: Политология: Словарь-справочник

КСЕНОФОБИЯ
(гр. xenophobia: xenos (незнакомый, чужой) и phobio (страх) – любой постоянный, иррациональный, чрезмерный, страх к иностранцам или незнакомцам; нетерпимость, непринятие, ненависть к кому‑нибудь или чему‑либо чужому, инородному. Часто поощряется или стимулируется некоторыми политическими партиями и движениями. На международном уровне не существует общепризнанного определения понятия “К.”. Оно может толковаться как предубежденность или поведение, которое отталкивает, исключает или оговаривает людей на основании предположения, что они являются чужестранцами относительно содружества, общества или национальности. Существует тесная связь между понятиями “К.” и расизм и расовая дискриминация.

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

КСЕНОФОБИЯ
(xenophobia) В буквальном переводе означает страх перед иностранцами и незнакомыми людьми. Нередко употребляется для обозначения скорее ненависти или презрения, чем страха. Ксенофобия отличается от понятий chauvinisme (шовинизм) во французском языке или джингоизм (jingoism) в английском, обозначающих гипертрофированное чувство патриотизма или завышенную национальную самооценку, т.к. является негативным чувством. Ксенофобия всегда присутствовала в мировоззрении отдельных групп и сообществ в целом. На протяжении двух последних столетий она противостояла идеологической универсальности большинства основных идейных течений, таких как либерализм и социализм, и движет более доктринерскими политическими явлениями – расизмом и национализмом. Создается впечатление, что элементы ксенофобии наиболее заметны там, где рушатся традиционные структуры, как это было в Германии после 1918 г. или в Восточной Европе в 1990-е гг. после крушения коммунистической системы. Чаще всего ксенофобия направлена против иммигрантов и евреев.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

КСЕНОФОБИЯ
(от греч. хenos — чужой, посторонний, и phobos — страх) — неприятие, страх перед чем-либо чужеродным, кем-либо чужим. К. может проявляться на различных уровнях в неприятии чужой религии, расы, нации. На государственном уровне К. называется страх перед иностранцами, неприятие иностранной культуры. К. противостоит понятию толерантности. Изначально К. как феномен, относящийся к индивидуальному и групповому сознанию, связана с особенностью формирования идентичности этноса, противопоставлением «себя» «иным», «чужим». К. во многом обусловлена ощущением угрозы социальной, культурной, политической идентичности, которая может выражаться в распространении идей, присущих другой культуре, стране, нации. Таким образом, К. в определенном смысле проявляет себя как идеология, поскольку предполагает борьбу с чужеродным, «не своим» на основе противопоставления собственных воззрений каким-либо другим. К. предполагает наличие образа врага, наделенного негативной силой. Данное положение К. является определенным, если речь идет о противостоянии собственно идеологий, которое имело место, например, в эпоху холодной войны между СССР и США. Однако проблема К. не утрачивает своей актуальности в многонациональных государствах. Парадокс заключается в том, что в таких странах декларируется интернационализм, мультикультурализм и толерантность, но в условиях существования представителей разных национальностей и культур в одном общественно-политическом пространстве неизбежно возникают реальные конфликты, которые трудно или невозможно преодолеть, что влечет за собой утверждение К., но не ее преодоление.
К.Ю. Аласания

Источник: Политический словарь нашего времени.

КСЕНОФОБИЯ
греч. xenos — чужой) во-первых, это навязчивый страх перед незнакомыми лицами. Второе значение слова: нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному . В этом втором значении слово «ксенофобия» является антонимом слова «толерантность». В связи с этим в последние времена, когда происходит массовое насаждение этой самой толерантности среди оккупированных народов, само слово «ксенофобия» стало ярлыком, который навешивается на тех, кто умеет трезво мыслить, кто видит и понимает все омерзительное негодяйство, которое принесли в мир кукловоды, которые используют людей в качестве рабочего скота, но на словах провозглашая разного рода идеалы, светлые образы и борьбу за общечеловеческие ценности.
В биологии ксенофобия является одним из инструментов, который позволяет сохранить не только себя (инстинкт самосохранения), но и свой род. Именно поэтому многие животные, у которых есть зачатки социальной жизни, являют ксенофобское поведение не только в межвидовом плане (защита от хищников, например), но и на уровне своего собственного вида, когда нетерпимость проявляется к особям, не входящим в клан, семейство, стадо. Тем самым свои охраняются от вымирания в условиях, когда идет жесткая борьба за ресурсы. Т. е. ксенофобия — это природный механизм, заложенный во всех животных (в том числе и самых простых, вроде насекомых) для охранения собственной жизни, жизнедеятельности собственного социума. Поэтому сегодня, когда провозглашается борьба с ксенофобией, надо понимать, что эти борцы идут против Природы. И совершенно не важно, что они при этом пытаются возразить, что человек обладает разумом, в отличие от животных, поэтому он может обуздать свои инстинкты. Это — совершеннейшая глупость, ибо зачем обуздывать (а по сути — разрушать) защитный механизм.
Более того, человек сам по себе, по своей природе является врожденным ксенофобом. Когда маленький человечек рождается, он не приемлет никого, кроме своей матери. Только потом, через некоторое время в круг его маленького мира входят другие близкие родственники — отец, бабушки и дедушки, братья и сестры. Но к чужим людям маленький ребенок относится настороженно и даже откровенно негативно вплоть до вступления в стадию полового созревания.
Таким образом, ксенофобия — это здоровая реакция здорового народа на нездоровую этнополитическую обстановку .
В рамках движения за возвращение слову «ксенофобия» статуса правильного слова, в обиход было введено понятие «кириофобия» , которое обозначает недоброжелательное отношение (а то и просто ненависть) гостей к хозяевам. Тем самым ксенофобия просто являет правильную реакцию на кириофобию.
С другой стороны правильному смыслу слова «ксенофобия» противопоставляется слово «ксенофилия», под которой можно понимать болезненное состояние разума, характеризующееся отсутствием национального или расового инстинкта, склонностью к поношению собственной культуры, унижению своего народа и восхвалению всего чужого. Ксенофилия часто сопутствует либерализму и либеральной демократии, ставит под сомнение расовые и национальные различия между людьми, провозглашает, что залогом существования современного человеческого общества является смешение культур (см. мультикультурализм) и народов под знаменем либеральной демократии. Ксенофилия — это теория и идеология, свойственная космополитической интеллигенции, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя т. н. «общечеловеческих ценностей», провозглашающие свободу индивидуума во всех областях жизни как условие развития общества и экономики. Ксенофилия получила стремительное развитие во второй половине ХХ — первой половине XXI века, и часто сопутствует мондиализму.
См. также: антифашизм, беженец, двойные стандарты, интернационализм, нацизм, национализм, политкорректность, раса, русофобия, скинхеды, средства массовой информации.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

КСЕНОФОБИЯ
от греч. xenos — чужой и fobos — страх) — ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.
Многие антропологи полагают, что ксенофобия имеет биологическую природу. Нежелание вступать в половые отношения для продолжения рода с существами иного облика и происхождения характерны для мира животных. Инстинкт сохраняется и в глубинах человеческой психики и лежит в основе межрасовых и межнациональных отношений.
Доказано, что слишком близкая степень родства в этнической единице (роде, племени, народе) ведет к серьезным отрицательным последствиям для генетического здоровья социума. Оттого в религиозной традиции, в культуре всех без исключения народов запрещены браки по прямой линии: между родителями и детьми, а также между братьями и сестрами.
Но не менее важным обстоятельством является то, что браки между людьми иных рас тоже не привели к появлению жизнестойкого потомства. В этнологии существует многочисленная литература о «метисации» как явлении, отрицательно сказавшемся на общем ходе этнической истории человечества.
История не знает примеров, когда метисные группы населения становились субъектами исторического процесса. Например, совершенно не состоятелен миф о «котле» или «тигле», в котором сплавилась американская нация, представляющая собой единый народ. На самом деле США — это государство, где до сих господствуют т. н. WASP — белые люди англосаксонского происхождения, исповедующие протестантизм. А другие группы населения — католики итальянцы, ирландцы и многочисленные выходцы из стран Латинской Америки («латинос»), потомки вывезенных из Африки рабов, называемых в США «афроамериканцами», выходцы из Азии — японцы, китайцы, индусы, за все время существования государства не имели реального влияния ни в политике, ни в экономике, ни в культуре.
Единственное исключение из многочисленных этносов, которые смогли достичь этого, составляют американские евреи. Но и те, также как и представители других малых этнических групп, называя себя «американцами», продолжают осознавать себя представителями своего народа, стараются жить изолированно от представителей других наций в «чайна-таунах», в Гарлеме, Южном Бронксе, Бруклине, в районе Брайтон-Бич в Нью-Йорке и т. п.
Инстинкт, лежащий в основе ксенофобии, обусловил и принципы организации родоплеменных формирований. «Чужак», пришелец из чужого родаплемени воспринимался как враждебное существо. Даже в человеке, говорящем на языке данного народа, его представители видели врага, если он не являлся частью их мира — рода, клана, фратрии, деревни, общины. Куда ярче ксенофобия проявлялась по отношению к людям, заметно отличавшимся физическим обликом от коренных жителей данной местности.
Неприятие внешних черт чужого — разреза глаз, цвета кожи, формы носа и ушей иноземцев — было обусловлено рядом причин, берущих начало и в биологической природе человека, и в социальных нормах, выработанных тысячелетиями.
В библейской версии мировой истории родоначальниками основных рас человечества являются дети патриарха Ноя. Сим положил начало семитической расе — евреям, арабам, берберам, Хам — прародитель народов африканских, негроидов (хотя понятие «хамитские» относится исключительно к европеоидным североафриканским народам — египтянам (коптам), нилотам и пр.). От Иафета произошли индоевропейцы и представители кавказской языковой семьи народов.
Религиозная санкция неравноправия рас и народов (как разнятся исторические судьбы потомков Сима и Хама!) до сих пор является одним из главных мотивов воспроизведения ксенофобии во всех ее проявлениях. С точки зрения как католиков, так и протестантов, народы нехристианские находятся вне истории и подлежат либо крещению, либо уничтожению.
В православии отсутствуют традиции активного миссионерства, основанного на принуждении. Ненасильственная форма приобщения неверующих к вере во Христа оказала влияние и на то, что враги веры избрали агрессивный метод борьбы с православием.
Одной из развитых форм ксенофобии, имеющей богатую историко-литературную традицию, является русофобия. От других форм ксенофобий ее отличает то, что ее творцами были не только представители малых народов России, но и сами русские — главным образом в лице ее ориентированных на европейские и еврейские ценности литераторов и общественных деятелей: В. Белинского, А. Герцена, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Чернышевского, Г. Плеханова, В. Ленина, «писателей-шестидесятников», публицистов-«демократов» эпохи М. Горбачева и ельцинского периода.
Ксенофобия, являясь не только социальным продуктом, но и проявлением биологической сущности человека, нередко используется как средство достижения теми или иными силами политических целей. Пропагандируя идею физического истребления ненужных истории наций — евреев, цыган, славян, для того, чтобы восторжествовали правильные народы, к власти в Германии в 1933 г. пришел А. Гитлер (см. Национал-социализм).
Реализуя свой проект о праве «богоизбранного народа» на Палестину, сионисты изгнали с захваченных ими территорий миллионы арабов. Решительные меры против обитателей парижских пригородов арабского и африканского происхождения, устроивших масштабные беспорядки в Париже и пригородах в 2005 г., позволили министру внутренних дел Франции Н. Саркози настолько радикально повысить свой политический рейтинг, что весной 2007 г. он был избран президентом страны.
Попытки использовать ксенофобию в качестве инструмента для достижения политических целей неоднократно предпринимались и в России. Объектом ненависти на национальной почве нередко становились в XIX–XX вв. евреи, представители горских народов Кавказа. Причинами являлись та роль, которую евреи сыграли в разжигании русской революции и сознательно культивируемой ими русофобии, и агрессивность многих кавказских народов по отношению к славянам, выразившаяся и в откровенной поддержке гитлеровцев во время Великой Отечественной войны.
Одной из причин «кавказофобии», нелюбви в России к «лицам кавказской национальности» являются и принципы национальной политики, введенные антирусски настроенными руководителями советского государства, согласно которым республики Кавказа получили преференции, несовместимые с их реальным вкладом в жизнь государства. Отсутствие в горах промышленности не позволило сформироваться на Кавказе «рабочим традициям», поэтому многие из представителей горских народов занялись торговлей, посредничеством. Немало трудоспособных горцев влилось в криминальные структуры. Это стало причиной «ненависти к торгашам» на территории России. Непропорционально (согласно этнической структуре населения) большое количество выходцев с Кавказа и из среднеазиатских республик бывшего Союза в сфере торговли и услуг, их засилье на рынках и других торговых площадках, часто паразитический характер их посреднического бизнеса создают базу для роста негативного отношения к ним среди русского населения.
Неуважение к русским традициям, невнимание государства к вопросам адаптации разных этносов проявилось в карельском городе Кондопога, в Москве, в других регионах России.
Массовая миграция в Россию представителей как азиатских (Китая, Вьетнама), так и африканских государств заметно способствует росту ксенофобии в обществе, что активно используется экстремистскими политическими силами, заинтересованными в дестабилизации ситуации в стране.
Лозунги ксенофобского содержания используют молодежные формирования скинхедов, футбольных фанатов и иных деструктивных сил. В России уже состоялось несколько судебных процессов, когда к уголовной ответственности были привлечены граждане, совершившие преступления на почве национальной неприязни.
Роль государства в уничтожении ростков естественной ксенофобии очень велика: его задача — культурное просвещение и воспитание разных народов, ознакомление с бытовыми, религиозными и культурными традициями друг друга, формирование атмосферы сближения и сотрудничества.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
277.12 кб

Нетерпимость и ксенофобия как угроза стабильности и безопасности России

Радиков Иван Владимирович
В статье анализируется процесс усиления проявлений в массовом сознании россиян ксено-, этнои мигрантофобии, рассматриваются негативные факторы поддержки таких настроений.
Читать PDF
330.29 кб

Ксенофобия как социальное явление

Мутагиров Джамал Зейнутдинович
Автор рассматривает ксенофобию и нетерпимость как исторически обусловленные социальные явления, которые имеют как положительные, так и негативные стороны.
Читать PDF
564.17 кб

Национальная идентичность и ксенофобия в эпоху модерна

Шевченко Ольга Михайловна
В статье исследуются социальные процессы эпохи модерна, повлиявшие на становление национальной идентичности.
Читать PDF
279.97 кб

КСЕНОФОБИЯ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В ЧЕРН

Шевченко О.
Читать PDF
152.30 кб

Молодежный экстремизм и ксенофобия: проблемы распространения и пути противодействия

Сычева М. И.
Читать PDF
152.30 кб

Молодежный экстремизм и ксенофобия: проблемы распространения и пути противодействия

Стариков Н. В., Мамина И. В.
Читать PDF
719.07 кб

Ксенофобия как эффективная технология современных информационных войн

Шевченко Ольга Михайловна, Штофер Людмила Львовна
Статья посвящена исследованию ксенофобии как эффективной технологии по созданию образа врага, которая используется в современных информационных войнах.
Читать PDF
279.97 кб

Ксенофобия как фактор угрозы национальной безопасности государств и политической стабильности в Черн

Шевченко Ольга Михайловна
Статья посвящена исследованию ксенофобии как фактору угрозы национальной безопасности стран и политической стабильности в Черноморско-Каспийском регионе.
Читать PDF
89.50 кб

Ксенофобия в англоязычных социальных исследованиях: от объяснения причин к пониманию динамики

Якимова Ольга Александровна
В течение двух последних десятилетий процесс взаимодействия иностранных мигрантов и местного населения принимающих их государств находится в фокусе пристального внимания социальных исследователей.
Читать PDF
10.00 мб

Ксенофобия сосредотачивается

Мукомель Владимир Изявич
Интервью с Владимиром Мукомелем о ксенофобских настроениях в российском обществе
Читать PDF
647.12 кб

Ксенофобия как основа солидарности

Мукомель Владимир Изяевич
Читать PDF
349.60 кб

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КСЕНОФОБИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭТНИЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

Бетильмерзаева М. М.
Читать PDF
970.57 кб

Мигранты, ксенофобия и социальная память: пример Австрии

Шнирельман Виктор Александрович
В последние годы массовая миграция привела в Европе к миграционному кризису и росту праворадикальных настроений. В результате в некоторых странах ультраправые упрочили свои политические позиции и даже вошли в правительство.
Читать PDF
381.19 кб

Образование contra ксенофобия: социально-политический контекст

Мухудадаев Магомед Османович
On the basis of classical theory of political socialization author of the article reveals the role of institution of education in formation of directives of tolerance in modern Russia.
Читать PDF
610.26 кб

Ксенофобия в общественно-педагогической мысли российской империи XIХ - начала ХХ вв. (досоветский пе

Астахова Анна Владимировна
Статья посвящена проблеме формирования ксенофобии в системе образования Российской Империи. Исследование проводилось в историко-педагогическом контексте.

Похожие термины:

  • Борьба с расизмом и ксенофобией

    Fight against racism and xenophobia Первой крупной инициативой по Борьбе с расизмом и ксенофобией стала принятая в июле 1996 г. Советом и представителями государств-участников резолюция, в которой 1997 год был объявл