РАДИКАЛИЗМ
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
1) Применение коренных, решительных действий и мер при разрешении каких-либо вопросов. 2) Возникшее в 19 в. политическое течение, сторонники к-рого требуют проведения частичных демократических реформ. Среди буржуазных политических группировок радикальные партии представляют гл. обр. интересы мелкой буржуазии и части интеллигенции.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Политический Р. подразделяется на два типа — правый и левый. Такое деление Р. соответствует разделению на левые и правые политические идеологии и движения. Истоки подобного деления восходят к Великой французской революции, когда на первом заседании Генеральных штатов в 1789 г. аристократы-монархисты сидели по правую сторону от короля, а антимонархически настроенные представители «третьего сословия» — по левую сторону от него. Эта традиция закрепилась в последующих французских парламентах, а затем была воспроизведена в других странах. Со временем левыми, в том числе и леворадикальными, стали называть политические идеологии и движения, отстаивающие ценности социального равенства и справедливости, а также идеи общественного прогресса. Правыми, наоборот, — те движения и идеологии, базовыми принципами которых были сохранение неравенства во всех или отдельных сферах общественной жизни, сохранение статус-кво или даже возвращение прежних отношений и институтов.
Леворадикальные течения предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости. Праворадикальные движения основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся всеми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп.
К леворадикальным идейно-политическим течениям относятся: анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т. д. В определенные периоды в различных странах и регионах возникают свои, специфические леворадикальные концепции и ориентирующиеся на них группы и организации. Пример этому — «новые левые» в Западной Европе и Северной Америке на рубеже 60-70-х гг. XX в., некоторые течения внутри современного антиглобалистского движения. К праворадикальным течениям относятся фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм. И левый, и правый радикализм способен воспроизводить экстремизм и быть идеологической и политической основой терроризма.
Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004
Для радикалистского мышления и поведения характерны манихейство, игнорирование инвариантов социальности, максимализм, нигилизм, широкий диапазон колебаний настроений и действий между крайностями, ориентация на примат силовых методов достижения политических целей. Особенностью радикального мышления выступает революционаризм - недооценка эволюционных факторов социального прогресса.
Характерным проявлением политического Р. является правовой нигилизм. Данное явление, неограниченность права от морали Н.А.Бердяев охарактеризовал как "роковое", поскольку оно создавало благоприятную почву для крайностей и произвола. С правовым нигилизмом тесно связан нигилизм нравственный, принципом которого является господство силы над правом, что нашло адекватное выражение в преимуществе классовых, партийных интересов над общечеловеческими, в подмене закона "революционной целесообразностью". Б.А.Кистяковский, предупреждая об опасности формирования в России не правового властвования, обращал внимание на "притупленность правосознания" революционной интеллигенции, отсутствие у нее интереса к правовым идеям, на тот факт, что в ее идейном развитии "не участвовала ни одна правовая идея", а само право расценивалось в первую очередь как "принудительное право". В общественно-политической сфере нигилизм выражается либо в форме самоотрицания, - самобичевания, либо в форме самовозвеличивания, что является двумя сторонами одного явления - неуважения себя. Ф.М. Достоевский отмечал стремление русских "спрятать", "прибрать свое лицо", "устыдиться всего", "не быть самим собой", "явиться как можно более чужим". "Подлое самоотрицание себя", по его мнению, составляет "главный тип нашего общества".
Политический Р. в России выступал и выступает одной из ведущих политико-культурных традиций, обусловленных особенностями духовного, политического развития страны, национального характера, спецификой религиозного сознания, становления государственности и т.д. А.С.Изгоев справедливо отмечал, что в периоды кризиса, массовых выступлений, любого "общественного возбуждения" крайние элементы в России "очень быстро овладевают всем, не встречая почти никакого отпора со стороны умеренных". По мнению С. Л.Франка, Р. в России отнюдь не исчерпывается анархическими или революционными направлениями. Напротив, "общее существо его духа было независимо от того политического содержания, в которое он вкладывался", а доминировала та его разновидность, которая "всегда тяготеет к крайностям, к отрицанию всяческих духовных начал, к вере в одну лишь физическую силу..." Согласно его оценке, "промежуточные" духовные и политические образования, завоевавшие прочные позиции в западной цивилизации, в России были невозможны прежде всего "религиозно -психологически ".
Русский Р., представленный в отечественной политической истории рядом неординарных личностей от А.Н.Радищева до В.И.Ленина, вызывает наибольший интерес уже по той причине что приверженцы данного направления явились непосредственными теоретиками и архитекторами русской революции - одного из наиболее серьезных событий XX в. Если на Западе революционное направление развития поли ческой мысли утрачивает свое значение уже во второй половине XIX в., то в I сии революционная идея , оживала, переросла в XX В.1 идеологию ленинизма, стала идейной основой Октябрьской революции.
Источник: Политология: Словарь-справочник