ПАРЛАМЕНТ

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Парламент
форум для дебатов и дискуссий; законодательное собрание.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Парламент
высший выборный законодательный орган власти в стране. В Российской Федерации - Федеральное Собрание.

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

Парламент
высший представительный и законодательный орган государства, формирующийся целиком или частично на выборных началах.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Парламент
высший выборный законодательный орган, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения.

Источник: Политико-терминологический словарь

Парламент
общее название высших представительных органов государственной власти. Впервые был образован в XIII в. в Англии, как орган сословного представительства.

Источник: Политическая география и геополитика. Учебно-методическое пособие

Парламент
(Parliament, Парламент) - высший представительный и законодательный орган в демократических государствах. Различают однопалатную и двухпалатную структуру парламентов.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Парламент
(англ. от фран. «parler» – говорить) – высший представительный и законодательный орган власти в ряде государств. Различают однопалатную и двухпалатную парламентские структуры.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Парламент
(Parliament, Парламент) - высший законодательный орган государства, который представляет интересы всего народа, разрабатывает и принимает законы и осуществляет контроль их исполнения.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Парламент
от франц. parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган государства, осуществляющий функции представительства основных социально-политических сил страны, законодательную деятельность.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

Парламент
фр. parler говорить) – высший законодательный орган власти в государстве, выбираемый гражданами и представляющий их интересы. «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации» (см. Конституция РФ. Ст. 94)

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

ПАРЛАМЕНТ

Представительный выборный (иногда частично назначаемый) законодательный орган, законодательное собрание разных наименований. В США и ряде других американских стран П. называется конгрессом, в Турции - меджлисом, в Швеции - риксдагом и т. д.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

ПАРЛАМЕНТ
фр. parlement, от раНег — говорить; по названию городских судов во Франции в XII в.) — высший законодательный и представительный орган власти в государстве. Впервые возникает в Великобритании в XIII в. К основным функциям современных парламентов относят законодательную, учредительную и контрольную функции. Выделяют однопалатные и двухпалатные парламенты.

Источник: Новейший политологический словарь

Парламент
(франц. - говорить) - общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции; 1) выборный высший орган. В Англии называется парламентом, в США - конгрессом, в Норвегии - стортингом, в Швеции - риксдагом. В большинстве стран состоит из двух палат; 2) в истории: в Англии в средние века - сословно-представительское учреждение, возникшее в XIII в.; во Франции до революции XVIII в. - высшее судебное учреждение.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Парламент
англ. parliament, от франц. parler говорить)
высший представительный орган власти. Во многих странах парламент имеет специальное название (напр., конгресс США, Федеральное Собрание Российской Федерации, норвежский стортинг). Впервые был образован в Англии в 13 в. как орган сословного представительства. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Парламент
(англ. parliament. от франц. parler - говорить) - высший представительный и государственный орган государства, формирующийся целиком или частично на выборных началах. Впервые был образован в XIII веке в Англии как орган сословного представительства. В зависимости от страны может называться по-разному: в Великобритании - парламент, в Швеции - риксдаг, в Российской Федерации после принятия Конституции в 1993 году и дополненный рядом изменений в первые 10 лет XXI века - Федеральное Собрание. Как правило, везде состоит из двух палат - верхней (сенат) и нижней (палата депутатов или общин). В России 2 палаты: Совет Федерации и Государственная Дума.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Парламент
(англ. parliament, фр. parlement, от parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей. Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента

Источник: Геополитика. Краткий словарь.

ПАРЛАМЕНТ
от фр. parier - говорить) - высший представительный и законодательный орган власти, формируемый, как правило, на выборной основе, хотя в отдельных случаях может частично назначаться.
Исторически впервые П. возникает еще в XIII в. в Великобритании как орган представительства сословий. В различных странах П. получал разное наименование; в США - конгресс, во Франции и современной России - Федеральное Собрание, в Швеции - риксдаг, в Норвегии - стортинг и т.д. П. может существовать и действовать в рамках как республики, так и монархии. При этом в странах, где государственная власть основана на принципах парламентаризма, П. принадлежит решающая роль в социально-политической жизни.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

ПАРЛАМЕНТ
parliament нем. Parlament, фр. parlement, от parler - говорить) -общенациональное представительное учреждение, государства, осуществляющее законодательные функции; 1) выборный высший законодательный орган. В Великобритании называется парламентом, в США - конгрессом, в Норвегии -стортингом, в Швеции - риксдагом и т.д. В большинстве стран состоит из двух палат; 2) в истории, в Англии в средние века - сословно-представительное учреждение, возникшее в 13 в.; во Франции до революции 18 в - высшее судебное учреждение; 4) В СССР функции парламента выполнялись Верховным Советом. В России ныне они принадлежат Федеральному Собранию. Конституция РФ гласит (ст. 94): "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательными органом Российской Федерации".

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ПАРЛАМЕНТ
(англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) представительный выборный (иногда частично назначаемый) законодательный орган в капиталистических странах. В США и ряде др. стран Америки П. называется конгрессом, в Турции великим национальным собранием, в Швеции — риксдагом и т. д. С помощью избирательного права, методов организации и проведения выборов, соответствующей предвыборной пропаганды буржуазия всячески препятствует участию в П подлинных представителей народа, стремится сохранить его как орган, обеспечивающий интересы правящих эксплуататорских классов. Коммунистические и рабочие партии в капиталистических странах используют парламентскую трибуну как одну из легальных форм борьбы за интересы трудящихся.
В последние годы свое представительство в парламентах ряда стран расширили партии и организации, выдвигающие общедемократические программы разоружения, охраны окружающей среды («зеленые») и т. п.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Парламент
Parlament. Parliament (франц. parler – говорить). 1) В демократических государствах народное представительство, главными задачами которого является законодательство, утверждение бюджета государства и надзор за деятельностью правительства. П. может состоять из одной или двух палат (однопалатная или двухпалатная система), причем депутаты как минимум одной палаты избираются народом на свободных выборах. Главными органами П. являются: 1) парламентский президиум, состоящий из президента и его заместителей, б) совет старейшин и в) комитеты. Различают также «рабочий П.» (его основной задачей является работа депутатов в парламентских комитетах), а также «дискуссионный П.» (его задача – привлечь внимание общественности к политическим проблемам). 2) В широком смысле П. – собрание делегатов государств – членов к.л. международной организации (например, Парламентское собрание ОБСЕ). 3) Европейский П. является важнейшим элементом европейского интеграционного процесса, однако в его компетенцию входят не все вопросы, которые решает законодательный орган на уровне государства. 4. Городской П. – в Германии обозначение для местных народных представительств. См.: Совет старейшин – Комитет – Однопалатная система – Двухпалатная система

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ПАРЛАМЕНТ
нем. Parlament, англ parliament, фр. parlement фр. parler говорить) - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. П. впервые созван в Англии (1265) как орган сословного представительства, реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII-XVIII вв.
Основными функциями П. как политического института являются: представительство интересов различных социальных слоев; выбор и определение альтернатив общественного развития; разработка и принятие законов; политический контроль за деятельностью исполнительной власти (правительства); обеспечение легитимности принимаемым решениям.
П. различаются по структуре и объему компетенции. В соответствии со структурой они делятся на однопалатные и двухпалатные. Первые из них преимущественно существуют в развивающихся странах. Двухпалатные П. действуют в большинстве стран мира.
Нижняя палата в двухпалатном П. и однопалатный П. избираются только путем прямых выборов, верхняя палата формируется путем прямых (США, Италия) или косвенных (многостепенных) выборов (Индия, Франция), часть ее членов занимает места в порядке наследования или назначения (Великобритания, Канада). Компетенция современных П. бывает абсолютно определенной (США, Франция); абсолютно неопределенной (Великобритания, Италия, Ирландия); относительно определенной (ФРГ, Индия).
В России П. является Федеральное Собрание.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПАРЛАМЕНТ
англ. parliament, от франц. parler — говорить), высший представительный орган власти. Во многих странах парламент имеет специальное название (например, конгресс США, федеральное собрание в России, норвежский стортинг). Впервые был образован в Англии в XIII веке как орган сословного представительства. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции .
После крушения СССР в начале 90 х годов XX века это слово было взято на вооружение новой властью на всем постсоветском пространстве. Оно и раньше использовалось, но в те времена создание парламентов в новых государствах преподносилось в качестве становления демократии. Хотя и в СССР был формальный парламент, называвшийся иначе, но новые государства ухватились за идею парламентаризма, как за спасительную соломинку, которая должна была вытащить новые страны из пучин тоталитаризма. И именно поэтому все новые парламенты пытались называть словами, которые были призваны встрепенуть в народных массах какие-то спрятанные доселе чувства, связанные с ностальгией по прошлому, когда и трава была зеленее, и свет ярче. Так сегодня приняты следующие названия парламентов: Россия — Дума, Украина — Рада, Прибалтийские государства — Сейм, Среднеазиатские страны — Курултай и т. д. Все это свидетельствует о применении технологии манипуляции общественным мнением, когда за хорошим словом пытаются скрыть нечто непотребное.
См. также: право выбора, правые, референдум, система сдержек и противовесов.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ПАРЛАМЕНТ
от фр. parler - говорить, parlement - парламент; англ. parliament, нем. parlament) - общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции; выборный высший законодательный орган. В Англии в средние века - со-словно-представительное учреждение, возникшее в XIII в. Во Франции до революции XVIII в. - высшее судебное учреждение. В демократических государствах парламенты являются важнейшими гарантами соблюдения конституции, защиты общества от беззакония. В разных странах парламент имеет различные формы (одно- или двухпалатный, различается численность депутатов и др.), степень полномочий называется по-разному: в Бангладеш - Национальная ассамблея, в Великобритании - парламент, в Египте - Народное собрание, в Индонезии -Народный консультативный конгресс, на Кубе - Национальная ассамблея народной власти, в США - Конгресс, в ФРГ - Бундестаг, в Дании - Фолькетинг, в Швеции - Риксдаг, в Норвегии - Стортинг, в Исландии - Альтинг, в Израиле - Кнессет, в Объединенных Арабских Эмиратах - Федеральное национальное собрание, в Монако - Национальный совет и др. В России (по Конституции 1993 г.) парламент Российской Федерации - Федеральное Собрание - является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (всего 89 субъектов): по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года (ст. 94-96) [Ирхин Ю.В., Зотов Б.Д., Зотова П.В. Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - С. 491].

Источник: Сводный словарь по политологии

Парламент
законодательный орган буржуазных государств, обычно выборный. Названия этого законодательного органа в разных странах разные: в Англии — парламент, в США — конгресс, в Финляндии — сейм, в Швеции — рикстаг, в Норвегии — стортинг, в Иране, Турции — меджлис и т. д. В большинстве стран состоит из двух палат — верхней и нижней, которые формально равноправны, а на деле более правомочными нередко являются верхние палаты (сенат в США, палата лордов в Англии и т. д.). Выборы членов парламента происходят по буржуазным избирательным законам, которые составлены таким образом, чтобы затруднить доступ в законодательные органы этих стран подлинным представителям трудящихся. Однако, несмотря на все рогатки и препятствия, во многих парламентах среди депутатов есть коммунисты и другие прогрессивные представители трудящихся. Парламентская борьба для коммунистов — один из важных методов классовой борьбы, с трибуны парламентов депутаты-коммунисты разоблачают происки империализма и реакции против мира, интересов трудящихся, отстаивают национальную независимость своих стран. Коммунистические и рабочие партии считают, что в современную эпоху рабочий класс ряда буржуазных государств сможет при определенных условиях завоевать на выборах в парламент большинство депутатских мандатов и превратить его в орудие действительной воли трудящихся. Главным условием парламентского, мирного пути перехода от капитализма к социализму является единство действий всех трудящихся под руководством рабочего класса и его марксистско-ленинской партии. Буржуазный парламентаризм как государственная система, осуществляющая диктатуру буржуазии, в корне отличен от подлинного народовластия, существующего в СССР и других социалистических странах.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

Парламент
выборное законодательное учреждение в буржуазных странах. Парламент обычно состоит из двух палат. Первая палата в разных государствах носит различные названия: в Англии-палата общин, или нижняя палата, во Франции-палата депутатов, в США-палата представителей и т. д. Вторая палата точно так же имеет разные наименования: в Англии-палата
лордов, или верхняя палата, во Франции и США-сенат. По буржуазным конституциям обе палаты считаются равными. На деле же «второй палате дают нередко больше прав, чем первой, и затем, как правило, вторая палата организуется недемократическим путем» (Сталин). В Англии, например, вторая палата состоит из лордов (высшая знать), заседающих по праву наследства или назначаемых королем. Во Франции сенаторы (депутаты второй палаты) хотя и выбираются, но не демократическим путем-не всеми избирателями и не прямыми выборами, а узким кругом лиц при многостепенных выборах (см.). Закон, утвержденный буржуазным парламентом, требует еще утверждения главы государства, например, в Англии утверждения короля, в США-президента. Депутат буржуазного парламента не несет ответственности перед своими избирателями, не имеет с ними никакой связи. Во Франции президент республики имеет право распустить палату депутатов (первая палата) до окончания срока ее полномочий с согласия сената (вторая палата), который при этом не может быть распущен. Парламенты в буржуазных странах, выдаваемые за народное представительство, на деле не отражают воли масс, а являются послушным орудием в руках капиталистов. В ряде капиталистических стран (Италия, Германия) члены парламентов назначаются правительством. Парламентарий-член парламента. Парламентская фракция-объединение депутатов одной какой-либо партии в парламенте для организованного проведения политической линии этой партии.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ПАРЛАМЕНТ
англ. parliament, нем. Parlament, фр. parlement от фр. parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган государства, осуществляющий функции представительства основных социально-политических сил страны, законодательную деятельность. Парламент возник в Англии в ХШ в. Но его структура и функции в отдельных странах, порядок выборов до сих пор находятся в стадии становления и развития. Так, парламент в основном строиться на выборных началах, но в федеративных государствах парламентарии могут стать таковыми по должности, представляя административно-территориальные образования субъектов федераций. В зависимости от форм правления место и роль парламента различны, что отражается в его функциях, приемах и методах руководства и управления государством и обществом.
В Российской Федерации парламент состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят о два представителя от каждого субъекта Федерации - главы представительной и исполнительной власти.
Государственная Дума избирается путем всеобщих прямых выборов; сроком на 4 года и состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Им запрещено находиться на иной государственной службе, совмещение должностей в других представительных органах и органах местного самоуправления. Депутатам Государственной Думы разрешается заниматься только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
Федеральное Собрание (парламент) является постоянно действующим органом. Заседания обеих палат парламента являются открытыми, кроме отдельных случаев, предусмотренных регламентом палаты.
Конституция предусматривает право создания обеими палатами Федерального Собрания комитетов и комиссий. Комитеты имеют отраслевую и функциональную направленность. Это постоянно действующие органы палат, занимающиеся разработкой законопроектов, организационными и иными вопросами. В комитетах могут создаваться подкомитеты. Комиссии носят временный характер, создаются для решения определенных задач.
Полномочия обеих палат парламента определены Конституцией России. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение и изменение границ между субъектами Российской Федерации; утверждение Указа Президента о введении военного или чрезвычайного положения; назначение на должность ряда высокопоставленных руководителей и другие.
Государственная Дума принимает федеральные законы; решает вопрос о доверии правительству, объявлении амнистии, назначении на должности и другие.

Источник: Словарь по политологии

ПАРЛАМЕНТ
важнейший государственный институт, носитель законодательной власти. П. как институт политической власти впервые появился в Англии в XIII в., первоначально он имел сословный характер. С середины XIV в. в П. Великобритании появляется в противовес палате лордов палата общин, которая представляет национальные интересы, и с ее появлением П. превращается в орган представительной демократии. Развитие парламентского верховенства относится к более позднему времени — XVIII в. П. осуществляет не только законотворческую функцию, но и функцию контроля за деятельностью правительства. П. различаются по структуре и объему компетенции. В соответствии со структурой П. делятся на однопалатные и двухпалатные. Однопалатные П. характерны преимущественно для развивающихся стран. Двухпалатные П. сегодня существуют в большинстве стран мира. Они возникли как результат исторического развития и совмещения сословного и общедемократического типов представительства и явились практическим решением острейшего, политического вопроса: как совместить требования демократии с профессионализмом в сфере политики. Акцент на профессионализм вел к кастовости, элитарности в политической жизни, широкий доступ народных масс в сферу принятия политических решений мог привести к разрушению традиционных политических институтов, анархии и, в конечном счете, обернуться охлократией и деспотизмом. На эту проблему, Б частности, указывали создатели амер. Конституции, которых беспокоил «чрезмерный» популистский потенциал нижней палаты П. В качестве главного ограничителя популистских настроений, масс основной преградой некомпетентности и разрушительному радикализму призвана была стать другая палата Конгресса — Сенат. В России опыт парламентаризма не получил должного развития. Первый проект созыва народных представителей был разработан Сперанским по поручению Александра I, но реализован не был Аналогичные проекты возникали и позже, но судьба их была сходна с первым. Александр III и Николай II неоднократно заявляли о том, что строй Империи остается и должен оставаться самодержавным. Первым парламентом в России стала I Государственная Дума (1906), просуществовавшая всего полтора месяца. Попытки г.осле резолюции 1917 г. обойтись в политической жизни без П., заменив последний системой Советов (основанной на слиянии законодательной и исполнительной власти), на практике обернулись диктатурой. По объему компетенции современные П. разделяют на: П. с абсолютно определенной компетенцией (США, Франция); с абсолютно неопределенной компетенцией (Великобритания, Италия, Ирландия); с относительно определенной компетенцией (ФРГ, Индия). Несмотря на различия в деятельности П., круг их полномочий очерчен довольно четко, это — законодательные полномочия, полномочия принятия бюджета, контроль за деятельностью правительства, внешнеполитические полномочия.
Литература: Ковалевский М. М. Что такое парламент? СПб., 1906; Политические институты США. М., 1988.

Источник: Толковый политический словарь

ПАРЛАМЕНТ
(англ. parliament от фр. parler — говорить) — представительный орган власти, наделенный наиболее широкими полномочиями. Может делиться на автономно работающие палаты, представляющие собой общие собрания депутатов, сформированные по тому или иному принципу. Основные функции парламента — представительная, законодательная, контрольная. Представительная функция заключается в озвучивании и отстаивании существующих в обществе позиций, мнений, интересов. Законодательная — в согласовании и принятии нормативных актов, распространяющих свое действие на всех, находящихся на территории, на которую распространяется власть данного парламента. Контроль осуществляется парламентом над органами государственного управления с тем, чтобы они действовали в интересах народа, а не в интересах тех чиновников, из которых состоят. Наличие двух последних функций отличает парламент от других представительных органов. История парламентаризма насчитывает не менее тысячи лет. Первый парламент в Европе был созван в датской колонии Исландии в 930 г. и стал называться альтингом. В измененном виде он действует до сих пор. Само слово «парламент» впервые для обозначения коллегиального представительного учреждения было использовано в 1265 г. в Англии. С тех пор британский парламент принято считать своего рода эталонным, хотя на самом деле он очень своеобразен и по многим важным параметрам отличается от большинства действующих в современную эпоху парламентских учреждений. В современном мире стран, где вообще нет парламентов, сравнительно немного. В основном это абсолютные монархии. В федеративных государствах (их в настоящее время насчитывается 24) свой парламент есть в каждом субъекте федерации. Например, в сегодняшней России парламент — это не только Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый российский регион обладает своим парламентом, принимающим законы, регулирующие сферы, отнесенные к компетенции субъекта федерации. Они различается между собой количественным составом, порядком формирования, внутренней структурой, стилем работы и т. д. Выборы — основной способ формирования парламентов в современном мире. Крайне ограниченное распространение имеют другие способы (например, назначение некоторых членов парламента главой государства). При двухпалатном парламенте в федеративном государстве возможен вариант, когда одна из палат не будет выбираться населением напрямую, а формироваться из представителей органов власти субъектов федерации. Первый состав Совета Федерации Федерального Собрания России в 1993 г. был сформирован через всеобщие прямые выборы. Затем верхняя палата современного российского парламента также формировалась через выборы, поскольку в ее состав по должности входили избираемые губернаторы и председатели региональных представительных органов. В 2000 г. по инициативе президента В. В. Путина произошел переход к назначению членов Совета Федерации региональными структурами власти.
О. Б. Подвинцев

Источник: Терминологический толковый словарь по дипломатическому и консульскому праву.

Парламент
В 2005 г. исполнилось 100 лет российскому парламентаризму.
В действительности парламент в аутентичном смысле существовал в России не более четверти века. Сегодня исследования показывают, что идею парламентаризма нельзя считать укорененной в массовом сознании. Россияне дорожат возможностью выборов органов государственной власти, в том числе и в парламент, однако отношение к представительным органам у них весьма сдержанное. За последние годы неоднократно менялся порядок формирования как Совета Федерации , так и Государственной думы.
Менялся и их состав, политическое представительство. Неизменным оставалось лишь критическое отношение большинства россиян к нижней и верхней палатам российского парламента.
Несмотря на некоторый рост уровня одобрения деятельности Совета Федерации и Государственной думы осенью 2005 г., особенно по сравнению с периодом январско-февральского льготного кризиса, доля россиян не одобряющих их деятельность, заметно выше: для Государственной думы более, чем в 2 раза (58 % не одобряют, и 24 % одобряют), для Совета Федерации в 1,5 раза (42% и 29 % соответственно). Большинство россиян не связывают с законотворческой деятельностью парламента позитивных изменений в качестве своей жизни. Кроме того, в условиях суперпрезидентской республики парламент объективно является вторичным органом, влияние которого на происходящие в стране процессы значительно меньше, чем у правительства, не говоря уже о президенте. И люди это чувствуют. Не случайно, когда в одном из исследований речь зашла о возможности со временем трансформировать Россию из президентской республики в парламентскую, против высказались 67 % опрощенных, а поддержали идею лишь 10%. На авторитете Государственной Думы сказываются и «антипартийные» настроения, которые свойственны значительному числу россиян. Свое негативное отношение к большинству политических партий они переносят на нижнюю палату парламента. Это было и тогда, когда относительным большинством в Думе обладала КПРФ, и сегодня, когда в ней безраздельно господствует «Единая Россия». Хотя с появлением конституционного парламентского большинства эффективность деятельности Государственной Думы повысилась, многие опрошенные не считают, что нынешний состав депутатского корпуса стал работать лучше, чем предыдущий, прежде всего с точки зрения качества принимаемых законов. В январе 2004 г. так считали 27% респондентов, сегодня — лишь 20%.
Но и тогда, и сейчас было заметно больше тех (40 и 43% соответственно), кто полагал, что контроль одной партии над нижней палатой парламента особого влияния на законы, принимаемые ей, не оказывает. Что касается Совета Федерации, то здесь главная проблема — отсутствие заметного интереса общества к его работе. Из опроса в опрос повторяется примерно одна и та же картина: до трети, аиногда и больше опрошенных не могут высказать своего отношения к верхней палате российского парламента. Складывается впечатление, что Совета Федерации вообще как бы не существует в политической жизни России. Отчасти это связано с тем, что данный орган не избирается населением и подавляющее большинство членов Совета Федерации просто не известны людям.
Отношение к Государственной думе и Совету Федерации сказывается и на отношении к руководителям обеих палат парламента: Б. Грызлову и С. Миронову. Спикер верхней палаты, несомненно, более публичен, чем его коллега из Государственной Думы, однако все индивидуальные показатели (рейтинг доверия, электоральный и информационный рейтинги) выше у Б. Грызлова. Если Б. Грызлову доверяют от 6 до 8% россиян и на президентских выборах за него готовы проголосовать 2–3% опрошенных, то все рейтинги С. Миронова не превышают 2–3%. Б. Грызлов и как председатель Государственной думы, и как лидер «Единой России» входит в число политиков, которых россияне рассматривают в качестве возможных преемников В. Путина (6%). С. Миронова видит кандидата в президенты лишь 1% респондентов. По мнению 9% опрошенных, Б. Грызлов сможет справиться с обязанностями президента в случае своего избрания на этот пост, а в управленческие способности в масштабах всей страны С. Миронова верят лишь 3%.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image67.png" width="448" height="338" alt="" style="border-width:0px;"
 В целом и нижняя, и верхняя палата российского парламента воспринимаются обществом скорее как «фабрика по производству законов», чем как орган представительной публичной власти, что не способствует росту его авторитета и влияния. Ситуация может измениться только тогда, когда будет реализована активно обсуждаемая идея формирования правительства парламентского большинства. Если в России появится ответственное перед Государственной думой правительство, которое, к тому же, будет сформировано партией, победившей на выборах, если верхняя палата опять вернется к принципу ее избрания непосредственно населением, то все это, несомненно, позитивно скажется на отношении к данному парламенту.
В. В. Петухов

Источник: Словарь политических терминов.

ПАРЛАМЕНТ
(parliament) Выборный орган, ответственный за принятие законов и предоставление правительству права налогообложения. Как правило, выполняет законодательную функцию и вместе с тем предоставляет правительству кадры, объединяя таким образом законодательную и исполнительную власти в системе парламентского правления. Глава правительства и кабинет министров, избираемые из группы большинства в парламенте, должны быть подотчетными парламенту, признавая принципы коллективной и личной ответственности, применяемые соответственно к кабинету и отдельным министрам. В случае, если они перестают пользоваться поддержкой большинства в парламенте и им выносится вотум недоверия, они обязаны уйти в отставку и дать возможность сформировать другое правительство. Системы парламентского правления существенно отличаются от систем, основанных на принципе разделения властей, как, например, в Соединенных Штатах. В США президент и члены Конгресса выбираются отдельно, а штат исполнительной власти назначается президентом из числа лиц, не являющихся членами Конгресса. Министры подотчетны только президенту, который в свою очередь несет ответственность непосредственно и исключительно перед избирателями. Системы парламентского правления различаются в зависимости от отводимой парламенту конституционной роли, а также от выборной и партийной систем, которые определяют состав и политическую организацию этих систем. В Англии парламент обладает неограниченными полномочиями издавать, изменять или отменять любой закон, и ни один другой орган власти, включая суды, не может не считаться с его законодательной деятельностью. Парламенты других стран, напротив, сталкиваются с ограничениями. В Германии, например, полномочия национального парламента ограничены федеральной Конституцией, которая предоставляет автономную законодательную власть отдельным землям. Конституционный суд существует для того, чтобы гарантировать, что парламент не примет ни одного закона, противоречащего писаной конституции. Различия между парламентами разных стран можно объяснить, проанализировав развитие английского парламента и его международное влияние, а также различные исторические условия, в которых разные страны создавали свои парламенты. Английский парламент – один из старейших, он берет начало от Витенагемота периода англосаксонского завоевания, великого совета норманнов и государственного совета, впервые созванного Симоном де Монфором в 1264 г. Можно видеть, как в ХIХ и начале ХХ в. развившаяся парламентская система обеспечивала политическую стабильность и эффективное управление, тогда как в других странах происходили политические революции и перевороты. Историческая роль этой парламентской системы как "матери парламентов" и ее очевидные достоинства привели к тому, что континентальная Европа захотела последовать ее примеру, а в странах, входящих в Британскую империю, оказалось возможным непосредственно применить эту систему. Британское Содружество (Commonwealth) по-прежнему остается одной из наиболее процветающих обителей парламентаризма. Уже сам исторический характер развития английского парламента подразумевает, что его основные черты предшествовали появлению выборной демократии. Доктрина парламентского суверенитета возникла в борьбе за свержение монархического абсолютизма: ее выборная система, первоначально строившаяся на созыве представителей графств, небольших городков и деревень и крупных городов, предвосхитила тем самым более поздние доводы в пользу пропорционального представительства партийных выборщиков на государственной основе; ее партийная система развивалась скорее изнутри парламента, чем среди населения, и становилась все более отработанной, приобщая вновь прибывающих, как, например, Лейбористскую партию (Labour Party), к таким общепринятым постулатам, как парламентский суверенитет. Большие проблемы для национальных парламентов создал рост международной экономической и политической взаимозависимости, что ориентирует правящие элиты на принятие решений, имеющих наднациональный характер. Особенно явно это проявилось в случае с Европейским Союзом (EU), где наряду с совместной выработкой решений государственными руководителями идет законодательный процесс, предполагающий, что законодательство ЕС является высшим по отношению к законодательству каждой из стран-участниц. Помимо прочего, это бросает вызов и доктрине парламентского суверенитета. Однако в то же время беспокойство по поводу недостаточной демократической подотчетности процесса законотворчества в ЕС может привести к дальнейшему расширению полномочий Европейского парламента, а это означало бы, что центр тяжести изучения парламентов может просто переместиться из национального в наднациональный контекст. В этом случае, исходя из исторических условий развития Европейского парламента, можно предположить, что его конституционная, избирательная и партийная основы будут развиваться скорее по пути парламентских систем континентальной Европы, чем по английскому образцу. Представляется маловероятным, что будет создана развитая парламентская система правления ЕС, соединяющая законодательную и исполнительную власти.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
125.97 кб

Развитие Российской модели взаимоотношений «Парламент - правительство»

Валеев Х. А.
В условиях реформирования современного российского общества проблема взаимодействия законодательной и исполнительной властей выдвигается в разряд актуальных.
Читать PDF
433.08 кб

Парламент Нидерландов

Зверева Ольга Игоревна
Эта статья является научным исследованием одного из главных институтов конституционного права Нидерландов. В статье анализируются особенности парламента, его компетенция и направление деятельности.
Читать PDF
183.98 кб

Региональный парламент в политической системе современной федерации

Гольдштейн Р. Э.
Статья посвящена специфике формирования и функционирования региональных парламентов в современных федерациях. Дается сравнительный анализ роли легислатур субъектов федерации в различных странах мира.
Читать PDF
605.41 кб

Парламент и парламентское представительство

Вильданов Руслан Раисович
В статье рассмотрены различные подходы к изучению проблем парламентаризма и парламентского представительства, сложившиеся в современной науке.
Читать PDF
121.34 кб

Выборы в Европейский парламент

Войке Вихард
Перевод с немецкого Т. Н. Мацонашвили
Читать PDF
106.03 кб

Парламент и правительство в новой Германии

Вебер Макс
Читать PDF
237.75 кб

Парламент без парламентаризма

Колюшин Евгений Иванович
Читать PDF
304.15 кб

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ СЕГОДНЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ)

Швейцер В.Я.
Читать PDF
228.94 кб

Парламент – высший представительный орган

Turetskiy Nikolay
Системная и структурная позиция парламента в государственном механизме связана с осуществлением законодательной власти, но законодательная функция не является единственной, которую он выполняет.
Читать PDF
254.23 кб

Региональный парламент в политическом пространстве Самарской области

Рыбакова С. С.
В статье рассматривается динамика изменения предпочтения избирателей Самарского региона на выборах в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации и Самарскую губернскую думу 2003—2011 годов.
Читать PDF
392.58 кб

Роль совещательных органов в политических системах со слабым парламент Ом: Европейский союз и Россия

Тарасенко Анна Васильевна
The article is devoted to comparative analysis of consultative bodies: cases of Public Chamber of Russia Federation and European Economic and Social Committee.
Читать PDF
318.32 кб

Потенциал влияния законодательной власти в российских регионах: губернаторы и парламент

Чирикова А. Е.
Статья посвящена актуальным вопросам политической науки. Автор рассматривает взаимоотношения губернаторов и парламента в России.
Читать PDF
384.62 кб

Институты и практики специального представительства коренных народов Севера в региональных парламент

Панов Петр Вячеславович
В статье предпринята попытка объяснить, почему в одних регионах коренные народы теряют особые права, а в других им удается относительно успешно противостоять стремлению к унификации.
Читать PDF
178.01 кб

Украинский парламент: делегативность или представительство?

Новакова Елена Викторовна
Статья посвящена изучению особенностей политического развития в постсоветских странах на примере Украины. В качестве методологических основ исследования была использована концепция Г.
Читать PDF
0.00 байт

Выборы в Европейский парламент в посткоммунистических странах Европейского Союза: что они говорят о

Самолетова А.М.
На основе дескриптивного анализа электоральной статистики А.М.

Похожие термины:

  • Долгий парламент

    Long parliament в Англии, созван королем Карлом I Стюартом 3 ноября 1640 года; фактически стал законодательным органом Английской революции 17 века. Просуществовав свыше 12 лет (отсюда название) Долгий парлам
  • ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

    один из институтов ЕС, «орган представительства граждан ЕС». Избирается прямым голосованием населения. Функции парламента ограничены. Лиссабонский договор предполагает предоставить парламенту
  • Короткий парламент

    Short parliament принятое в исторической литературе название английского парламента, заседавшего с 13 апреля по 5 мая 1640 года накануне Английской революции 17 века. Назван в противоположность Долгому парл
  • ПОДВЕШЕННЫЙ ПАРЛАМЕНТ

    (hung parliament) Ситуация, когда после выборов ни у одной из политических партий нет абсолютного большинства в Палате общин парламента Соединенного Королевства. В отсутствие писаной конституции реакци
  • Единая процедура выборов в Европейский Парламент

    Uniform electoral procedure for the European Parliament После многочисленных дебатов и обсуждений Совет и Парламент в итоге пришли к соглашению по четырем пунктам, которые учитывают актуальную ситуацию и гармонизируют п
  • ОДНОПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

    полит. Состоящий из одной законодательной палаты. На Среднем Урале впервые за последние 15 лет избирали депутатов в однопалатный парламент региона (РГ. 2011.06.12).
  • ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

    система политической организации, разграничивающая функции законодательной и исполнительной власти.
  • ПАРЛАМЕНТАРИЙ

    нем. parlan tarier) - депутат парламента.
  • ЛИЧНЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ, ВНЕСЕННЫЙ РЯДОВЫМ ЧЛЕНОМ ПАРЛАМЕНТА

    (private member´s bill) Личный законопроект, внесенный рядовыми членами парламента (не следует путать их с частными законопроектами, представляет собой публичный законопроект, вносимый в британский пар
  • РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА

    один из основных элементов конституционного механизма осуществления государственной власти в парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа. Институт Р.п. - элемент системы с
  • СУВЕРЕНИТЕТ ПАРЛАМЕНТА

    Суверенитет парламента обеспечивается его правом принимать любые законы по его усмотрению, а введение в действие этих законов не может быть оспорено никаким другим государственным органом (вклю
  • Член европейского парламента

    Mitglied des Europäischen Parlaments (MdEP). Member of European Parliament (Мер) Избираемое на пять лет путем всеобщих, прямых, равных выборов лицо, которое представляет свой народ на парламентском уровне в ЕС, ответственно только
  • Комитеты Европейского Парламента

    Parliamentary committees Как и национальные парламенты, Европейский Парламент учредил различные комитеты, подготавливающие пленарные совещания. В рамках работы этих парламентских комитетов осуществляется
  • Парламентская партия

    политическая партия, которая по результатам общенациональных выборов преодолевает установленный законодательством страны порог отданных за нее голосов (обычно 5% от числа принявших участие в го
  • ВЫБОРЫ ПАРЛАМЕНТСКИЕ

    избир. Общенациональные выборы в представительный и законодательный органы государственной власти страны. Новшества снимут многие вопросы, возникавшие в ходе последних парламентских выборов (Р
  • ПАРЛАМЕНТСКИЙ

    -ая, -ое. Связанный с парламентом, свойственный парламенту, характерный для него. Все парламентские оппозиционные партии расширяют свой парламентский статус (РГ. 2011.07.12).
  • Устав депутатов Европейского Парламента

    Statute for Members of the European Parliament Согласно статье 190 Договора о создании Европейского Сообщества, Европейский Парламент устанавливает нормы и общие условия для исполнения своих обязанностей депутатами,
  • Европейский выбор и история парламентаризма в России

    Президент РФ В. Путин: «В течение трех столетий мы – вместе с другими европейскими народами рука об руку прошли через реформы просвещения, трудности становления парламентаризма, муниципальной и
  • ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

    parliamentary monarchy) - тип государственного устройства, при котором в стране наряду с монархом (с его формальными функциями главы государства) существует и действует парламент.
  • Политические партии в парламенте, гарантии деятельности

    Президент РФ В. Путин: «Каждая фракция должна иметь возможность в равной мере высказывать свою позицию ‹…› предлагать своих представителей в руководство комитетов и комиссий, добиваться включе