ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Европейский Парламент
один из институтов ЕС, «орган представительства граждан ЕС». Избирается прямым голосованием населения. Функции парламента ограничены. Лиссабонский договор предполагает предоставить парламенту функции законодательной инициативы.

Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.

Европейский Парламент
один из органов Европейского Союза. С 1979 избирается прямым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на 5 лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства (по итогам выборов в июне 1994 Германия имеет 99 мандатов, Франция, Италия, Великобритания - по 87, Испания - 64 и т. д.). Хотя Европейский парламент имеет в основном консультативные функции, с 80-х гг. его существенные полномочия в ряде важных сфер деятельности Европейского Союза расширялись. Ежемесячно сессии Европейского парламента проходят в Страсбурге (Франция), чрезвычайные заседания - в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европейского парламента; секретариат - в Люксембурге.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ (ЕВРОПАРЛАМЕНТ)
консультативный и рекомендательный орган Европейского Союза. 626 депутатов Европарламента избираются, как правило, в ходе прямых выборов на пятилетний срок. Внутри Е.П. депутаты объединяются не по признаку национальной принадлежности, а по партийным фракциям. Е.П. имеет право контролировать Комиссию и Совет Европейского Союза, участвовать в законодательном и бюджетном процессе и выдвигать политические инициативы. Деятельность Е.П. и его органов направляются президиумом. Постоянные комитеты по различным областям деятельности, а также подкомитеты, временные комитеты и следственные комитеты готовят материалы к пленарным • заседаниям Е.П., которые проходят, как правило, одну неделю в месяц в Страсбурге, во Дворце Европы. Заседания открытые, их протоколы и тексты решений публикуются на девяти европейских языках. Местонахождение Европарламента - г. Страсбург (Франция).

Источник: Политология: Словарь-справочник

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
консультативный и рекомендательный орган Европейского Союза (решает все вопросы за исключением формирования бюджета, утверждаемого Европарламентом). Депутаты Европарламента избираются, как правило, в ходе прямых выборов на пятилетний срок. В рамках полномочий, предоставленных парламенту договорами, в последнем случае Договором о Европейском Союзе, а также институциональными актами, он имеет право контролировать Комиссию и Совет, участвовать в законодательном и бюджетном процессе и выдвигать политические инициативы. Деятельность парламента и его органов направляются президиумом парламента (председатель и 14 его заместителей, кроме того, пять квесторов для решения административных и финансовых вопросов с совещательными голосами). Постоянные комитеты по различным областям деятельности, а также подкомитеты, временные комитеты и следственные комитеты готовят материалы к пленарным заседаниям Е. п., которые проходят, как правило, одну неделю в месяц в Страсбурге, во Дворце Европы. Заседания открытые, их протоколы и тексты решений публикуются на девяти европейских языках. Местонахождением Е. п. является г. Страсбург (Франция).

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

Европейский парламент
(The European Parliament) – представительный и законодательный орган Европейского союза. Местопребывание – Страсбург (Франция) и Брюссель (Бельгия). Генеральный секретариат по административным вопросам расположен в Люксембурге. Е.п. включает 732 депутата, избираемых на пять лет всеобщим голосованием на основе национального законодательства 27 государств – членов ЕС. Представительство каждого из них определяется численностью населения: от ФРГ, например, 99 депутатов, Франции, Великобритании, Италии – по 78,
Польши и Испании – по 54 и т. д. Наименьшее представительство у Кипра, Эстонии, Люксембурга – по 6, у Мальты – 5.
Возглавляется председателем, его заместителями и бюро. Включает 17 постоянных комиссий и 7 партийных фракций, не имеющих национального характера.
Перед очередными выборами 2009 г. наиболее многочисленными были Европейская народная партия (христианско-демократическая) (272 депутата) и Европейская социалистическая партия (201), более мелкие партии – правые консерваторы, «зеленые» и т. д.
Е.п. контролирует деятельность Европейской комиссии, голосует за доверие ей, утверждает кандидатуру ее председателя, назначенного Европейским советом, участвует в законодательной деятельности Совета министров, принимает бюджет ЕС. Ограниченность законодательных и контрольных функций Е.п. пытается компенсировать дебатами по самым различным вопросам – экономическим, политическим, правовым, резолюции по которым не имеют юридически обязательной силы. (Ю.И. Рубинский)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
(European Parliament) Демократическая законность (Democratic legitimacy) в Европейском Союзе (European Union), бывшем Европейском Сообществе, косвенно реализуется через встречи национальных министров в Совете, однако Европейский парламент (ЕП) в этом отношении вот уже многие годы играет все более важную роль. Сначала, согласно договорам ЕС, была создана ассамблея, в состав которой вошли делегаты из числа парламентариев отдельных стран. Парламентом ассамблея назвала себя в 1962 г., чем продемонстрировала желание делегатов превратить ее в настоящий законодательный орган на уровне ЕС. Вместе с тем аналогия с национальными законодательными органами сомнительна, ЕП не принимает законов, ни Комиссия, ни Совет ему неподотчетны (хотя он и имеет право в некоторых случаях распускать Комиссию). Его роль в законотворчестве сводится лишь к надзору и дискуссиям; кроме того, ЕП имеет ограниченное влияние на бюджетные дела ЕС. В 1979 г., когда в Европейском Союзе были проведены первые прямые выборы в ЕП были установлены прямые связи парламентариев с избирателями, его демократическая легитимность существенно возросла. Кроме того, в поправках к договорам были пересмотрены и закреплены его полномочия и функции. Единый европейский закон (Single European Act) расширил возможности ЕП влиять на бюджетную политику ЕС и контролировать работу Комиссии; в законотворческом процессе ЕП стал младшим партнером Совета (процедура взаимодействия). Маастрихтский договор (Maastricht Treaty) еще больше расширил эти полномочия, добавив процедуру консультаций. Таким образом ЕП медленно, но верно развивается в законодательный орган (legislature) в традиционном значении этого слова. Этот процесс идет параллельно с эволюцией ЕС в сторону некоего подобия многонационального государства, по мере того как снижается роль государств-членов.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
один из органов европейских сообществ Европейского экономического сообщества, Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии. Согласно Римскому договору 1957 Е. п. выполняет консультативные функции, выносит рекомендации по общеполитическим вопросам, рассматривает годовые отчеты Комиссии европейских сообществ (КЕС). Е. п. большинством в 2/3 голосов может вынести вотум недоверия КЕС, края в этом случае должна выйти в отставку. Е. п. вправе утверждать, изменять (до 30% общей суммы) или отклонять бюджет европейских сообществ. До 1979 в состав Е. п. входили 198 депутатов, назначавшихся парламентами стран членов европейских сообществ согласно национальным квотам. В июне 1979 состоялись первые всеобщие прямые выборы в Е. п., в результате к-рых избраны 410 депутатов со сроком полномочий 5 лет. Со вступлением (1981) в ЕЭС Греции (24 депутатских места) состав Е. п. увеличился до 434 депутатов. После вступления (1986) в ЕЭС Испании (60 мест) и Португалии (24 места) состав Е. п. вырос до 518 депутатов. Фракции в парламенте сформированы по партийному принципу. В Е. п. 46 коммунистов. Имеется фракция неофашистов. Господство правобуржуазных партий предопределяет политическую позицию Е. п. в целом.
Буржуазные партии связывают с введением прямых всеобщих выборов в Е. п. планы ускорения процессов интеграции в рамках европейских сообществ. Е. п., как и др. органы сообществ, является ареной соперничества между ФРГ, Францией и Англией за лидерство. «Новый» Е. п. стремится занять более влиятельное положение в системе органов европейских сообществ. Предпринимаются попытки расширить полномочия Е. п., придать ему «наднациональный характер». Создан ряд комиссий (внутриполитическая, экономики и валютных отношений, аграрная, внешнеэкономических связей и др.). На сессиях Е. п. обсуждаются вопросы энергетики, инфляции, занятости, бюджетные и др. Хотя по Римскому договору внешнеполитические вопросы не входят в компетенцию органов европейских сообществ, Е. п. обсуждает нек-рые политические проблемы.
Советский Союз, проводя курс на общеевропейское сотрудничество, выступает за развитие контактов с Европарламентом.
Сессии Е. п. проходят в Страсбурге (Франция) и Люксембурге.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

европейский парламент
Europäisches Parlament (EP). European Parlament (EP) ЕП был создан в 1958 г., его предшественником было Парламентское собрание Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС), возникшее в 1952 г. Поначалу в ЕП входили 142 депутата, направленных парламентами шести страносновательниц. После первых прямых выборов в 1979 г. и в результате расширения Европейского сообщества / Европейского союза количество депутатов ЕП возросло до 736 (2010). Выборы в ЕП проводятся по национальным выборным округам регулярно раз в пять лет. Распределение мест в ЕП зависит от величины населения отдельных стран – участниц ЕС; малые страны обладают здесь видимым преимуществом (см. схему «Число членов Европейского парламента по странам и фракциям»). Депутаты группируются в ЕП на наднациональном уровне в политических фракциях. Депутаты избирают сроком на 2,5 года президиум, состоящий из председателя, 14 вице-председателей и пяти квесторов, которые выполняют функцию консультирования. Регулярные месячные пленарные заседания и консультации по вопросам бюджета проходят в Страсбурге, другие пленарные заседания и собрания парламентских комитетов в Брюсселе, местопребыванием генерального секретариата является Люксембург. В сравнении с национальными парламентами ЕП обладает ограниченными правами, прежде всего из-за отсутствия у него права на непосредственную инициативу. Давно критикуемый дефицит демократии был устранен после заключения Лиссабонского договора (2009). С тех пор большая часть областей политики подпадает под т. н. определенный законодательный процесс (ранее: право на принятие совместных решений), согласно которому ЕП и председатель Евросоюза обладают равными правами. К этим областям политики относятся: сельское хозяйство, энергетика, здравоохранение, миграция, юстиция, внутренняя политика, а также структурные фонды. Согласно Лиссабонскому договору ЕП играет большую роль и при составлении бюджета, поскольку в этом вопросе он равноправен с Советом министров. Однако в то же время права ЕП ограничены в области общей внешней политики и политики безопасности, политики обороны, а также в области т. н. открытых методов координации. Политическая работа ЕП осуществляется 20 комитетами (2010), которые обсуждают конкретные вопросы и готовят отчеты и предложения для пленарных заседаний. См.: Европейский союз – Европейский совет

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Европейский Парламент
European Parliament Европейский Парламент (ЕП) является собранием представителей 500 миллионов граждан Европейского Союза. Начиная с 1979 г., депутаты избираются с помощью прямого всеобщего голосования. В настоящее время в состав Европарламента входят 785 депутатов, но в соответствии с Лиссабонским договором, начиная с 2014 года, это число уменьшится до 751. Мандаты депутатов распределены между государствами-членами ЕС пропорционально количеству населения. Количество депутатов от страны определяется единогласным решением Европейского Совета по представлению ЕП, ни одна страна не может иметь менее 6 и более 96 парламентариев. Основными функциями Европейского Парламента являются:
-Законодательная власть: в большинстве случаев Европейский Парламент разделяет законодательную власть с Советом ЕС, в частности, в рамках Процедуры принятия совместных решений;
-Бюджетные полномочия: Европейский Парламент разделяет бюджетные полномочия с Европейским Советом посредством принятия годового бюджета голосованием, введения его в законную силу подписанием Председателем ЕП и наблюдения за его исполнением;
-Полномочия контроля над органами Европейского Союза, в частности, над Европейской Комиссией. Парламент имеет право одобрять или отклонять назначение Европейских Комиссаров, а также распускать действующий состав Еврокомиссии посредством вотума недоверия. Кроме того, он имеет право осуществлять контроль над деятельностью Европейского Союза путем подачи письменных и устных запросов в Еврокомиссию и Европейский Совет. Он также имеет право создавать временные комитеты и комитеты по расследованию, в компетенцию которых входят не только действия институтов Европейского сообщества, но и действия государств-членов ЕС по проведению общеевропейской политики. Лиссабонский договор расширил роль Европейского Парламента, уравняв его в правах с Советом ЕС. Обычная законодательная процедура была распространена на 40 новых сфер, в том числе сельское хозяйство, энергетическую безопасность, иммиграцию, юстицию и внутренние проблемы, здравоохранение и структурные фонды. В результате отмены различия между «обязательными» и «не обязательными» расходами было усилено значение ЕП в принятии бюджета ЕС. В настоящее время ЕП наряду с Советом ЕС ответственен за принятие всего бюджета. Европарламентарии получили полномочия высказывать свои соображения по широкому кругу международных соглашений, заключаемых ЕС, таких как международные торговые соглашения. ЕП получил новые права в плане быть информированным о деятельности Европейского Совета, ротационного председательства в Совете и внешнеполитической деятельности Союза. ЕП также предоставлено право предложения поправок к Лиссабонскому договору и право избрания председателя Еврокомиссии.

Источник: Глоссарий терминов Европейского союа и Восточного партнерства 2012

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
согласно первоначальным учредительным договорам Европейского союза был задуман как совещательная ассамблея консультативного характера, состоящая из представителей национальных парламентов государств-членов. Впервые юридически термин «Европейский парламент» нашел официальное закрепление с принятием Единого европейского акта 1986 г. Правомерно сказать, что ЕП не играл значительной роли в деятельности бывших европейских сообществ.
В 1979 г. состоялись первые прямые выборы в ЕП на основе применения всеобщего избирательного права. В ходе своего существования этот институт эволюционировал, приобретя также функции законодательного, бюджетного и политического характера, которыми обладает и поныне. Согласно Лиссабонскому договору 2007 г. «Европейский парламент состоит из представителей граждан Союза».
Наличие ЕП, учитывая порядок избрания депутатов (прямые, всеобщие выборы) и круг его полномочий, существенно отличает институциональную структуру ЕС от структур др. международных межправительственных организаций. В некоторых юридических трудах содержится утверждение, что процедура выборов в ЕП делает похожим ЕС на государство. Однако в федеративном государстве парламент, как правило, состоит из двух палат. Нижняя палата представляет народ в целом, в то время как верхняя – субъекты федерации (конкретный пример того – российский парламент – Федеральное Собрание).
ЕП обладает однопалатной структурой, и он не осуществляет представительства народа ЕС в целом (эта общность пока не сформировалась), а выполняет функцию представительства народов (граждан) каждого из государств-членов. При этом депутаты объединены не в национальные делегации, а в политические группы или фракции, создаваемые на основе общих политических интересов. Что касается основной тенденции, то из-за постоянной критики в связи с так называемым демократическим дефицитом, т.е. слабой связью интеграционных институтов с рядовыми гражданами, за прошедшие десятилетия происходит расширение полномочий ЕП и активизация его участия в работе интеграционных объединений.
Согласно Лиссабонскому договору ЕП наделен совместно с Европейским советом законодательными и бюджетными функциями, а также функциями политического контроля и консультативными. По предложению Европейского совета он избирает председателя Комиссии. ЕП обсуждает проблемы международного характера, принимая по итогам дебатов декларации, не имеющие юридической силы.
Право избирать и быть избранными в ЕП имеют граждане ЕС. Гражданами ЕС являются все лица, состоящие в гражданстве государств-членов. Правом избирать и быть избранными на выборах в ЕП граждане ЕС наделяются независимо от места их проживания на территории ЕС. Выборы проводятся в каждом из госу дарств-членов в соответствии с национальным избирательным законодательством. Срок депутатского мандата составляет пять лет. Депутаты обладают привилегиями и иммунитетами, аналогичными тем, которые установлены для национальных парламентариев в государствах – членах ЕС. Их число не превышает 750 плюс Председатель, т.е. 751 человек. Ежегодные сессии ЕП проводятся в Страсбурге (Франция).

Источник: Словарь международного права. 2014

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
121.34 кб

Выборы в Европейский парламент

Войке Вихард
Перевод с немецкого Т. Н. Мацонашвили
Читать PDF
304.15 кб

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ СЕГОДНЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ)

Швейцер В.Я.
Читать PDF
346.82 кб

Европейский парламент и его роль в демократизации Евросоюза

Погорельская Светлана Вадимовна
Выступая в качестве гаранта демократических преобразований в трансформирующихся странах, Евросоюз долгое время испытывал нехватку внутренней демократии.
Читать PDF
483.48 кб

Роль Европейского парламента в институциональной структуре ЕС

Архангельская Наталья Сергеевна
В статье проанализирована структура Европейского парламент. Подробно рассмотрен функционал каждого из комитетов.
Читать PDF
472.09 кб

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ 2019 г. В ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ

Михаил Ведерников
В статье обозначены особенности электорального процесса в Чехии и Сло-вакии на выборах в Европейский парламент. Хотя в каждой из стран они имели свои отли-чительные черты, можно говорить и об общих тенденциях.
Читать PDF
630.79 кб

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ 2014 ГОДА: РОЛЬ И МЕСТО ЭКОЛОГИСТОВ

Канинская Галина Николаевна, Иванов Иван Алексеевич
Выборы 25 мая 2014 г.
Читать PDF
340.37 кб

ВЫБОРЫ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ: СДВИГИ НА ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Швейцер Владимир Яковлевич
Автор рассматривает результаты выборов в Европейский парламент в 2014 году в 15 странах Западной Европы.
Читать PDF
174.54 кб

Роль и значение Европейского парламента в деятельности армянских организаций диаспоры

Карине Ходжаян
В статье рассматривается деятельность армянских организаций Диас-поры в Европейском парламенте, которая стартовала в 1987г., когда 18июля Европарламент принял резолюцию по политическому решению Армянского вопроса.
Читать PDF
523.50 кб

Выборы в Европейский парламент через призму социальных медиа как электорального ресурса

Катькина Анна Николаевна
В статье рассматривается феномен социальных медиа как относительно новый инструмент электоральной и политической деятельности, направленный на формирование положительного имиджа политических партий и кандидатов от них (на примере
Читать PDF
11.22 мб

Проблематика европейской интеграции в программных документах парламентских партий Словакии

Казадаев Владимир Александрович
В центре внимания автора статьи находится проблема оценки значимости европейской проблематики для парламентских партий Словакии.
Читать PDF
406.88 кб

Правоцентристские партии Германии и Австрии: деятельность в европейском парламенте VII созыва

Суманеев Иван Андреевич
В статье рассматривается активность депутатов Европарламента от правоцентристских партий Австрии и Германии (2009-2014). Обоснованы причины, которые обусловили выбор именно правоцентристских партий для изучения.
Читать PDF
191.87 кб

Леворадикальные партии на выборах в Европейский парламент в 2014 г. : результаты и перспективы

Коломацкая Дарья Александровна
Статья посвящена анализу результатов леворадикальных партий на выборах в Европейский парламент в 2014 г. в контексте отдельных стран и макрорегионов.
Читать PDF
332.25 кб

Европейское направление внешней политики «Новой» Великобритании в ожидании парламентских выборов 201

Валуев Антон Вадимович
Данная статья посвящена анализу имеющихся острых внутренних проблем и конфликтов на европейском направлении внешней политики «Новой» Великобритании в контексте грядущих всеобщих парламентских выборов 2010 г.
Читать PDF
392.58 кб

Роль совещательных органов в политических системах со слабым парламент Ом: Европейский союз и Россия

Тарасенко Анна Васильевна
The article is devoted to comparative analysis of consultative bodies: cases of Public Chamber of Russia Federation and European Economic and Social Committee.
Читать PDF
103.37 кб

2007. 01. 040. Хиск С. , Ноури А. , Роланд Дж. Единство и конкуренция в Европейском парламенте, 1979

Курбанов Т. Б.

Похожие термины: