АНТИСЕМИТИЗМ
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Одна из крайних форм расовой и национальной нетерпимости, проявляющаяся во враждебном отношении к евреям. Как социальное явление А. существует много. Наиболее жестокие и бесчеловечные формы принял А. в гитлеровской Германии, где геноцид (поголовное уничтожение) евреев проводился как официальная политическая линия нацистской партии и фашистского государства.
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Политология: понятия и дефиниции
Источник: Сводный словарь по политологии
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
По определению энциклопедического словаря Павленкова «антисемитизм» — это социально-политическое движение, направленное против евреев как элемента, вносящего в силу своих расовых особенностей, религии, национальных черт и традиций разложение в современную культуру.
В настоящее время термин «антисемитизм« является больше ярлыком для клеймления неугодных. Несмотря на то, что в России законодательно закреплено право распространять информацию всеми доступными средствами, на деле изучение «еврейского вопроса» сталкивается с обвинением в антисемитизме, а критика евреев рассматривается как проявление фашизма . В связи с этим необходимо отметать все обвинения в антисемитизме потому, что семиты — это группа родственных народов, в которую входят, как евреи, так и арабы. Евреи, мягко говоря, не любят арабов, поэтому сами в первую очередь являются антисемитами .
См. также: антидиффамационная лига, национал-социализм, погром, расизм, русофобия, холокост.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Источник: Геокультурная энциклопедия
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Исторические корни антисемитизма уходят в древность, когда евреи в результате диаспоры оказались в новых странах своего расселения на положении национально-религиозного меньшинства. Священное Писание Ветхого Завета, исповедуемое евреями испокон веков, своими культовыми и бытовыми установками, провозглашением евреев народом, «избранным Богом», резко обособляла их от окружающего населения.
Социально-религиозный антисемитизм был в течение многих веков наиболее отчетливо выраженным видом антисемитизма. Неприязнь к евреям поддерживалась в христианских странах всевозможными измышлениями: в убийстве христианских детей и использовании их крови для изготовления пасхальных хлебцев, в осквернении христианских святынь и т.д.
Социально-экономические мотивы антисемитизма были обусловлены тем, что евреи, сосредоточившие свою деятельность главным образам на занятиях торговлей, ростовщичеством и ремеслом становились серьезными конкурентами местного (нееврейского) торгово-ремесленного населения.
Антисемитизм выражался не только в сегрегации евреев (запрещение браков евреев и христиан, ограничение бытового общения между ними, для чего евреев заставляли носить особую одежду или отличительные знаки на ней, жить в особых кварталах, получивших позднее название гетто), в юридическом неполноправии их с христианским населением, но и в изгнании (полном или частичном) евреев из ряда стран Западной Европы (из Англии в 1290, из Франции в 1394, из Испании в 1492 ит.д.). Гонения на евреев использовались феодалами и церковью для захвата их имущества. В результате буржуазных революций 16—19 вв. средневековые правовые ограничения евреев были отменены. Однако уже в последней трети 19 в. в условиях экономических кризисов 70—80-х гг. и массового разорения мелкой буржуазии наблюдается новая волна антисемитизма, который подкреплялся теперь мифом о виновности евреев в экономико-политическом неустойчивости жизни. Особой силы антисемитское движение достигло в Германии и Австро-Венгрии, где его глашатаями стали лидеры христианско-социальных партий (А. Штеккер в Германии, К. Люэгер в Австро-Венгрии). В это время впервые получает распространение и сам термин «антисемитизм». В 1882 в Дрездене состоялся первый международный антисемитский конгресс.
В царской России антисемитизм являлся по существу признанной государственной доктриной, евреи (некрещеные) были здесь ограничены в месте жительства («черта оседлости»), им запрещалось покупать землю и заниматься земледелием, занимать офицерские должности, состоять на государственной службе, работать на железных дорогах и почте, существовали (с 80-х гг. 19 в.) нормы приема евреев в средние и высшие учебные заведения ит.д.
Антисемитизм подогревался процессами по обвинению евреев в ритуальных убийствах (Велижское дело в 20—30-х гг. 19 в., Бейлиса дело 1913 и др.). Наиболее жестокой формой антисемитизма были еврейские погромы, первая волна которых (начало 80-х гг.) была развязана реакционными кругами после убийства Александра II, вторая – в период Революции 1905—07. Во главе погромщиков стояли черносотенцы из «Союза русского народа», а за их спиной – царская охранка. Позже, уже в годы Гражданской войны, причастностью евреев к революционному движению мотивировались массовые еврейские погромы, устраивавшиеся петлюровцами и деникинцами, отрядами Махно и других «атаманов». В 30 – 40-х гг. 20 в. центром антисемитизма стала фашистская Германия, где он подкреплялся расистскими теориями и имел характер официально организуемого геноцида. В это время резко усилили антисемитизм фашистские группы и организации и в ряде других стран. В Германии и оккупированных ею в ходе второй мировой войны странах по специально разработанным фашистским государством планам было уничтожено около 6 млн. евреев. Разгром фашистской Германии и международное осуждение преследования нацистским правительством евреев, квалифицированного Нюрнбергским процессом как преступление против человечности, несколько ослабил силу антисемитских сил, он стал проявляться в смягченней ферме, главным образом в бытовой сегрегации и дискриминации евреев, и относительно реже принимает насильственные формы.
Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com
Термин «антисемитизм» появился в 1870–80-х гг., но само явление столь же старо, как и сам еврейский народ. В разное время и в разных обществах антисемитизм принимал различные формы — от обвинений евреев во всех бедах и бытовой дискриминации до массовых депортаций, кровавых погромов и геноцида. Крайнюю форму приобрел в политике германского национал-социализма, что выразилось в т. н. холокосте (тотальном уничтожении и выселении евреев).
Антисемитизм — явление древнее, выходящее за рамки обычной и часто возникающей между народами нетерпимости, и пытаться понять его причины невозможно в отрыве от понимания богатой драматическими событиями истории евреев, насчитывающей не одну тысячу лет. Факт действительно исключительный: народ, давно утративший свою государственность и изгнанный из мест своего обитания, рассеянный по всему миру, многократно подвергавшийся геноциду, тем не менее сумел на протяжении многих веков сохранить свою религию, обычаи, психологию, резко отличающие его от других народов, и вступить в XXI в. многомиллионным сплоченным сообществом, продолжающим оказывать серьезнейшее воздействие на человечество во всех сферах жизнедеятельности.
Представители этого древнего народа занимают ведущие позиции в мировой экономике, во многом контролируют не только финансовые, но и информационные потоки, определяют в значительной степени внешнюю и внутреннюю политику развитых стран мира, формируют мировое общественное мнение через средства массовой информации, им же подконтрольные. Объяснить этот феномен пытались многие — и сами евреи, и те, кто симпатизировал им, и те, кто ненавидел.
«Из того факта, — отмечает еврейский писатель Б. Лазар в книге “Антисемитизм”, — что враги евреев принадлежали к самым разнообразным племенам, что они жили в странах, весьма друг от друга отдаленных, что они подчинялись различным законам и управлялись противоположными принципами, что они не имели ни одинаковых нравов ни одинаковых обычаев, что они были движимы отличными друг от друга психологиями, не позволявшими им одинаково судить обо всем, — вытекает заключение, что общие причины антисемитизма всегда коренились в самом Израиле, а не у тех, которые с ним боролись».
Действительно, в мировой философской, исторической, социологической мысли «еврейский вопрос» никогда не снимался с повестки дня. Одно из самых первых и простых объяснений природы антисемитизма состоит в указании на специфические религиозные основания. Согласно Торе, священной книге древнеиудейской религии, единственный Бог, Яхве, создатель всего мира (а следовательно, и всех прочих богов, которым поклоняются другие народы) непосредственно заключил договор с праотцом всех иудеев Авраамом (кстати, иудеи — только одно из 12 колен, выжившее и самое многочисленное). Таким образом, евреи объявлялись единственным на свете богоизбранным народом с монотеистической религией, о чем этому народу неоднократно напоминали его пророки.
После т. н. «вавилонского плена», когда особые условия заставили иудеев сохранять свою идентичность, римского завоевания, разрушения иерусалимского Храма осознание собственной исключительности обострилось еще сильней. Все остальные народы, как позже разъяснял Талмуд (книга толкований Торы), являются более низшими, а следовательно, в отношении их разрешается то, что запрещено в отношении евреев (обман, деньги в рост и проч.).
В противовес этому античные мыслители дают негативные оценки иудеев. Эти оценки можно встретить у Диодора, Сенеки, Тацита. В принципе, уже тогда, задолго до возникновения христианства и до разрушения Иерусалима Титом в 70 г., отрицательное отношение к евреям было всеобщим. «Презрение к евреям, — пишет еврейский историк С. Лурье, — настолько вошло в обиход, что наименование еврея получило, наконец, нарицательное значение в смысле всего грязного, некрасивого. Так, Клеомед, ругая Эпикура за его скверный стиль, говорит: “Его язык взят из самой гущи синаноги и толпящихся вокруг нее нищих: в нем есть что-то плоское… ползущее по земле, как пресмыкающееся…” Другое подобное свидетельство мы находим у Марцеллина. Он рассказывает: “Когда император Марк Аврелий проезжал по Палестине, часто в нем вызывали омерзение встречавшиеся ему вонючие и суетливые евреи”». («Антисемитизм в древнем мире», 1922).
Возникновение христианства и события, описанные в Новом Завете, только усугубили проблему. Как известно, иудейская элита отвергла Христа, не признав в нем Спасителя, интриговала против него и добилась распятия на кресте. Более того, народное собрание сняло ответственность за казнь с римского наместника и заявило, что кровь Христа «на нас и на детях наших». Это обусловило то, что на протяжении 2000 лет европейской истории время от времени иудеи подвергались притеснениям и гонениям.
Многие крупные европейские мыслители в своих сочинениях выступали с позиций антисемитизма. М. Лютер был, в частности, убежден, что «солнце никогда еще не освещало более кровожадного и мстительного народа, который потому воображает себя народом Божьим, что должен убивать и душить иноверцев» («О евреях и их лжи», 1542). По Д. Бруно евреи — «народ всегда низменный, раболепный, бесчестный, обособленный, замкнутый, избегающий сношений с другими народами, которых он преследует зверским презрением, навлекая на себя этим самым совершенно заслуженное презрение с их стороны» (Цит. по: Шварц Н. «В каждом поколении восстают против нас, чтобы погубить нас», 2007).
Среди тех, кто не любил евреев за корыстолюбие, неразборчивость в средствах при обогащении, высокомерное отношение к другим нациям, за счет которых евреи и наживали свои состояния, с высоты своего «избранничества», были Вольтер и И. Кант, И. Гете и Ф. Шиллер, Л. Фейербах и А. Шопенгауэр, Т. Карлейль и Р. Вагнер, В. Гюго и Э. Золя.
Неприязнь к евреям выливалась в погромы, а нередко и определяла национальную политику ряда стран. Так, евреев неоднократно выселяли из Франции, Испании, Германии. Между тем, в США, Великобритании, Нидерландах, в Восточной Европе (прежде всего, в Польше) евреи встречали вполне толерантное отношение. Правда, являясь управляющими у литовских и польских феодалов, они вызывали классовую ненависть у белорусских и украинских крестьян, благодаря чему там до XX в. тоже вспыхивали погромы.
Когда в результате раздела Польши в 1772, 1793 и 1795 гг. в составе Российской империи оказалась Правобережная Украина, где компактно проживало большое количество евреев (к середине XIX в. их насчитывалось не менее 3 млн), для страны, где вплоть до XVIII в. иудеям жить не разрешалось, вопрос об отношении к еврейству перестал быть сугубо теоретическим.
Немало страниц в своем знаменитом «Дневнике писателя» этой проблеме посвятил Ф. Достоевский, утверждавший: «Причина сохранения еврейской особости — “статус ин стату” (государство в государстве), дух которого дышит именно этой безжалостностью ко всему, что не есть еврей, этим неуважением ко всякому народу и племени и ко всякому человеческому существу, кто не есть еврей». В гораздо более резких выражениях высказывались А. Нилус, В. Розанов, И. Кронштадтский.
Уже то обстоятельство, что величайшие мыслители разных стран, жившие в разные эпохи, были столь единодушны в оценке еврейства, не позволяет отмахиваться от антисемитизма как от взглядов, присущих только черносотенцам, нацистам, скинхедам. Впрочем, одно дело богословские разногласия, другое — практический каждодневный бытовой антисемитизм, и не со стороны «достоевских», а со стороны как правило гораздо менее образованных, чем евреи, представителей черни.
Вопрос обострился с выходом в свет т. н. «Протоколов сионских мудрецов», фальшивки, повествующей о якобы реализующихся евреями планах мирового господства. В короткий срок протоколы облетели Европу. Вслед за ними ползли слухи о похищенных христианских младенцах, кровь которых евреи используют в жертвоприношениях. Масла в огонь подлило «дело Бейлиса».
Правоконсервативные газеты проводили аналогии: «Смотрите, вся финансовая власть принадлежит еврею Ротшильду, вся интеллектуальная элита поклонилась анархисту-еврею Марксу, разрушающему вековые основы общества и государства, другие поклонились еврею Фрейду, разрушающему нравственность и сеющему разврат, науку уничтожает еврей Эйнштейн с его странными теориями относительности, и все это пропагандируется прессой, принадлежащей евреям».
Когда в России победили сначала буржуазная, а затем социалистическая революция, поддержанные евреями (верхушка большевистской партии действительно включала большое количество евреев), которых самодержавие заставляло жить в черте оседлости, для всей Европы это стало выглядеть как уничтожение евреями целой страны, на очереди — остальные европейские страны.
Антисемитизм, юдофобия стали основой для нарождающихся фашизма и национал-социализма вГермании, Италии и Испании. Яростная антиеврейская пропаганда привела к геноциду евреев во время Второй мировой войны (см. Холокост).
Чуть раньше, в XIX в., в еврейских кругах зародился сионизм, учение, требующее создания для евреев своего государства по примеру других народов именно в Палестине. Сионисты утверждали, что антисемитизм на протяжении многовековой истории еврейства сослужил последнему хорошую службу: в условиях безразличия окружающих к этому народу исчез бы такой мощный мобилизационный ресурс как психология бойцов, окруженных со всех сторон безжалостными врагами.
Не удивительно, что сами евреи культивировали антисемитизм для консолидации нации, и воспользовались всплеском антисемитизма в Восточной Европе сионисты во главе с Т. Герцлем для организации массового переселения евреев в Палестину.
После Второй мировой войны в знак признания великих жертв еврейского народа и недопущения антисемитизма впредь при поддержке СССР, Великобритании и США было создано еврейское государство Израиль. Это не понравилось арабским странам. Израиль же, в свою очередь, стал вести агрессивную внешнюю политику. За полвека произошло несколько арабо-израильских войн и конфликтов. Ближний Восток остается сегодня самой горячей точкой планеты, а антисемитизм в основном является уделом арабов.
В Европе и США антисемитизм считали явлением, свойственным нациям с обостренным чувством неполноценности. Свое отношение к евреям элита этих стран сформулировала еще устами У. Черчилля: «Антисемитизм в Англии невозможен, так как ни один истинный британец никогда не согласится считать себя ниже еврея и никогда не поверит, что евреи им “управляют”».
«Еврейский вопрос» уже давно вышел из плоскости борьбы религий. Поскольку многие государства, прежде всего США, систематически занимаются «перекачкой мозгов», то они поощряют нахождение у себя евреев.
Заслуги этого народа перед мировой культурой общепризнанны. Евреи обогатили не столько себя, сколько весь мир, национальные культуры разных стран огромным количеством ученых, инженеров, писателей, музыкантов, общественных деятелей.
В имперской стране с ее тяжелым наследием антисемитизма этого было вполне достаточно, чтобы спровоцировать новые антиеврейские настроения. При этом, однако, не следует сводить, а тем более отождествлять поднимавшийся советский А. с традиционным российским. А. царской России был регламентированный: он жестко определял права евреев. Процентная норма для поступления в гимназии и университет, черта оседлости — все эти ограничения, несомненно, унижали и оскорбляли достоинства еврейского населения, ограничивали возможности его национального самовыражения, но вместе с тем не вели к разрушению еврейской культуры и насильственному отказу от самобытности. Не носили они и расового характера — принятие христианства в существенной степени возвращало еврею гражданские права: он мог стать офицером, получал возможность владения земельной собственностью и т. д. Нарождавшийся советский А. был предвосхищением нацистского — в нем отчетливо угадывалась и проявлялась биологическая сущность. Ни вступление в партию, ни отказ от веры предков не защищали и не защищают еврея в Советском Союзе от дискриминации — перед ним глухо остаются закрыты ряд учебных заведений страны (Институт международных отношений, Дипломатическая академия, Институт внешней торговли), а в других, негласно, но четко определена процентная норма. Такие же процентные ограничения существуют и при приеме на ответственную работу.
Поначалу — с 20-х годов — рост А. был связан с процессом интеграции евреев в советском обществе и с теми общими трудностями, которые переживало население в процессе «строительства коммунистического общества». Лишения, голод, политические репрессии, ломка традиционного уклада жизни ассоциировалась в народных низах с деятельностью евреев-большевиков. Активная деятельность евреев-предпринимателей в годы НЭПа тоже вызвала в народе отчуждение и неприязнь. Еврей в сознании русского или украинца стал ассоциироваться с ростовщиком, купцом, торговцем. Наличие в советском государственном и хозяйственном аппарате значительного числа евреев породило уверенность, что только евреи выиграли от революции. Приток евреев в учебные заведения, в науку, технику и промышленность создавал представление о засилии евреев во всей экономической и общественной жизни. Политика коммунистов - индустриализация, чекистские репрессии против «классовых врагов», насильственная коллективизация и преобразования в деревне, приведшие к голоду на Украине, в Поволжье и Казахстане, — все это оборачивалось усилением ненависти к евреям. Не только к тем, которые действительно были причастны к этой политике, но ко всем. Какое-то время возродившийся Л. низов, смыкавшийся с неприязнью к коммунистам, вызывал беспокойство властей. Пропаганда была вынуждена разъяснять массам вред А., его несовместимость с принципами коммунистического интернационализма.
Был принят даже специальный закон, карающий за А. Однако в 30—40 годы борьба с А. была ослаблена. В конце 1925 года на XIV съезде партии Сталин произвел диктаторский переворот, навсегда отстранив от власти доминировавшую раньше еврейскую группу — сначала Троцкого, а затем Зиновьева и Каменева. Тогда, однако, это не воспринималось ударом по евреям: борьба как будто велась только с оппозицией, и дело касалось лишь идейных разногласий. Кроме того, человек, захватывающий власть, был грузином, и в отстранении евреев-большевиков трудно было усмотреть проявление русского шовинизма.
Когда к власти в Германии пришел Гитлер, Сталин, предвидя возможность столкновения с ним, не хотел возбуждать враждебность к себе еще и еврейского мира. Поэтому устранение евреев на вершине власти не распространилось вниз; в довоенные годы евреи по-прежнему занимали многие важные посты в правительстве: наркомов, членов коллегии наркоматов, членов центральной ревизионной комиссии партии. Однако именно с Гитлером связана первая массовая волна советского официального антисемитизма. В период сближения Сталина с Гитлером (вплоть до нападения Германии на СССР в июне 1941 г.) всякие упоминания в прессе об А. и антисемитской политике фашистов не допускались. К этому времени относится и усиление в Советском Союзе великодержавных настроений, выразившихся, в частности, в пропаганде превосходства русского народа над другими народами. Эти тенденции стали питательной почвой для А; началась ликвидация еврейских школ, прово36 дались массовые репрессии против еврейской религиозной интеллигенции.
После окончания второй мировой войны антисемитские настроения появляются уже не только как А. низов, но и как элемент государственной идеологии. Из «пережитка прошлого» А. превратился в важный компонент советской политики. В 1948 г. были закрыты все еврейские организации, театры, издательства; ведущие деятели еврейской культуры были арестованы и расстреляны. В 1949 г. в СССР развернулась кампания исключения из партии и изгнания из общественной и научной жизни «космополитов», 80% которых составляли евреи. Вводятся жесткие ограничения при приеме евреев на работу и в высшие учебные заведения. Эти распоряжения партийного аппарата никогда открыто не публиковались и доводились до сведения нижестоящих инстанций по служебным каналам - с помощью закрытых писем, инструкций, доверительных бесед.
В январе 1953 г. было сфабриковано дело девяти врачей, из которых шесть были евреями. Арестованные обвинялись в государственном заговоре, в убийстве руководителей партии и правительства. Был срочно инспирирован «гнев народа», который должен был стать отдушиной для населения: все неудачи властей и лишения послевоенных лет решено было свалить на евреев. Смерть Сталина приостановила готовившуюся депортацию евреев на Дальний Восток и в Сибирь, но не привела к их социальной реабилитации. Процентная норма при приеме евреев в высшие учебные заведения и на работу сохранилась. Не была возобновлена деятельность еврейских школ, театров и издательств.
В начале 60-х годов в СССР произошли многочисленные «экономические процессы», широко освещавшиеся в прессе. Евреи не были ни единственными, ни главными участниками подпольного бизнеса. Однако советская пропаганда использовала эти процессы для нагнетания антисемитских настроений. В фельетонах евреи неизменно выставлялись злостными расхитителями государственной собственности, экономическими диверсантами, спекулянтами, взяточниками и валютчиками. После победы Израиля в Шестидневной войне советские власти приступили к методической антиизраильской пропаганде, которая попала на благоприятную почву традиционного антисемитизма. Газеты, радио и телевидение развернули погромное наступление на «мировой сионизм». Советскому человеку стала внушаться мысль о связи сионистского движения в СССР с инакомыслием, диссидентством и антисоветизмом. Враг, внутренний и внешний, обрел, наконец, общие черты — сионистские. Советский еврей превратился в пособника империализма и идеологического диверсанта. Почему? — возникает вопрос. В чем и каковы истоки советского антисемитизма 80-х годов? Эпохи, когда государственный антисемитизм практически изжит во всех цивилизованных странах. Коммунисты, как уже отмечалось, охотно и успешно использовали евреев в период становления режима, когда не хватало квалифицированных кадров для хозяйственного, партийного и государственного управления. Деклассированные, но образованные еврейские массы в ту пору были важной социальной основой нового государства. Впоследствии, когда на волнах террора сформировались собственно коммунистические кадры, жадно рвущиеся к власти, появилась необходимость расчистить для них престижное жизненное пространство. И А. становится удобным (и к тому же популярным) средством чистки». При этом выяснилось, что большевикам не удалось полностью подавить и погасить бродильный элемент, исторически сложившийся в еврейском характере — евреи составляли значительный процент в многочисленных оппозиционных группах, пытавшихся противодействовать сталинской тирании. И их стали постепенно, но последовательно выталкивать из системы власти. И наконец, коммунисты быстро поняли, что А. является удобным идеологическим громоотводом. Дать элементарные права народам было невозможно — они узурпированы коммунистами; предоставление свободы таило опасность существованию режима, созданию изобилия мешала плановая и централизованная система хозяйства. Так что только и оставалось советским руководителям играть на примитивных инстинктах и темных предрассудках антисемитизма, заглушая этой игрой народное недовольство: всегда существовала надежда в Кремле (или иллюзия), что на фоне абсолютного унижения евреев не столь очевидным будет бесправие и несчастная участь остальных наций советской империи.
Откровенные проявления А. в советской политике (при публичных заявлениях о том, что в СССР нет ни А., ни причин, его порождающих), массированная антисионистская, а по существу антиеврейская пропаганда привели к возрождению национального самосознания советских евреев. Движение еврейского протеста выразилось в стремлении изучать еврейскую культуру и историю, в борьбе за выезд в Израиль. Эмиграция евреев привела к новому взрыву А. на разных уровнях. Оскорбленное великодержавное самолюбие не желало понимать и принимать философию евреев, покидающих страну, в которой они родились и выросли. Современный советский А., таким образом, служит как внутренним, так и внешним политическим целям советского руководства. Во внутренней политике он используется в традиционном механизме поиска «козла отпущения» , помогая направлять недовольство масс в выгодное партии русло. Во внешней (в облике «борьбы с сионизмом») — помогает СССР усиливать свое влияние в арабских странах. И еще одно соображение: разрешение на эмиграцию стало разменной монетой в торговых отношениях с Западом.
ПРИМЕРЫ: «Реальная действительность всецело опровергает клевету пропаганды Запада о существовании «официального антисемитизма» в СССР». («Новое время», 1983, № 46, с. 26.) «Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется антисемитизм как явление глубоко враждебное советскому строю». (Молотов В. М. Конституция социализма, 1936, с. 27; из ответа И. В. Сталина 12 января 1931 г. на запрос Еврейского телеграфного агентства.) «Сионистская пропаганда, ее средства массовой информации, сионистские центры, подобные «Национальной конференции», не жалеют ни сил, ни средств на раздувание лжи о якобы существующем в СССР антисемитизме». («Огонек», 1983, № 47, с. 23.)
Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.