Наука

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Наука
область деятельности и знания, целью которой является объяснение феноменов на основе наблюдения, эксперимента и логического мышления.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Наука
(Science, Илим) – сфера человеческой деятельности по получению, анализу, систематизации и обобщению новых знаний о природе, человеке, обществе, технике, технологиях, а также способах их наиболее результативного использования в практике.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

НАУКА
сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

Источник: Словарь по политологии

Наука

- сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цели науки - описание, объяснение и предсказания процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. теоретическое отражение действительности.
Наука состоит из трех главных разделов - естественных наук (в т.ч. технических), общественных (социальных) и философии.
Естественные науки изучают закономерности природы в целом, отдельных явлений и взаимоотношения человека с природой; общественные - закономерности развития общества, взаимоотношения человека и общества, а также взаимоотношения людей между собой на разных этапах развития человеческой истории; философия находит наиболее общие законы развития природы и общества.
Несмотря на казалось бы объективную направленность, наука в целом и ее частные разделы существенным образом подчинены целям исследований, которые в свою очередь вытекают из производственных отношений общественно-экономических формаций и зависят от взаимоотношений формаций, одновременно существующих в разных странах, поэтому сама постановка научных задач имеет классовый характер. Каждый политический эконом, ратующий сегодня за частную собственность и рынок - идеологический наемник буржуазии. В.И.Ленин предупреждал, что ни одному буржуазному профессору политэкономии нельзя верить ни в едином слове. "Прямая задача науки,- по Марксу,- это дать истинный лозунг борьбы, то есть суметь объективно представить эту борьбу как продукт определенной системы производственных отношений, суметь понять необходимость этой борьбы, ее содержание, ход и условия развития" (Л., 1, 34О-341). Только благодаря политической экономии "наша теория приобретает несокрушимый фундамент, и мы сможем победоносно выступать на всех фронтах". Ф.Энгельс (М. и Э. 36, 252-253).

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

НАУКА
одна из важных сфер человеческой деятельности; форма общественного сознания; система знаний о законах развития природы и общества. Н. вырабатывает, теоретически обобщает и систематизирует знания о действительности, окружающем мире, открывает законы, исследует и объясняет процессы и явления, составляющие предмет ее изучения. В общей системе Н. принято условно выделять три большие группы (подсистемы): общественные; естественные; технические, к-рые различаются предметами и методами исследования. В зависимости от направленности и непосредственного отношения к практике выделяют так наз. фундаментальные и прикладные Н. В процессе развития происходит постепенная дифференциация Н., появление все новых специализированных ее отраслей. Вместе с этим происходит процесс интеграции Н., к-рый проявляется в возникновении и развитии наук, находящихся на стыке двух или нескольких областей научных знаний и занимающих промежуточное положение (биофизика, техническая эстетика, экономическая география).
Коммунистическая партия и Советское государство проявляют повседневную заботу о развитии Н. В соответствии с потребностями общества социалистическое государство обеспечивает планомерное развитие Н. и подготовку научных кадров, проявляет заботу о внедрении результатов научных исследований в народное хозяйство и др. сферы жизни. Советская Н. имеет большие достижения, она вышла на самые передовые рубежи по ряду направлений математики и механики, квантовой физики и физики твердого тела, ядерной энергетики, химии и биологии, космических исследований и наук о Земле, а также нек-рых др. областей знания. Н. все больше превращается в величайшую производительную силу общества.
Большие задачи по дальнейшему повышению роли и эффективности Н., по укреплению научного потенциала страны выдвинуты XXVII съездом КПСС и последующими Пленумами ЦК КПСС. На июньском (1982) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что эффективность созданного мощного научно-технического потенциала пока явно недостаточна. По ряду важнейших направлений допущено отставание, не обеспечивается опережающее развитие науки и техники с учетом происходящей в мире научно-технической революции. Пленум ЦК КПСС наметил меры по коренной перестройке управления научно-техническим прогрессом, повышению роли и ответственности в этом деле министерств и ведомств, улучшению использования научно-технического потенциала, последовательному переводу научно-исследовательских институтов, научно-производственных и др.
организаций на полный хозрасчет и самофинансирование, укреплению научно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Их реализация должна обеспечить всемерное ускорение научно-технического прогресса, перевод экономики на рельсы интенсивного развития.
Исходя из того, что ускоренное развитие техники и технологии требует нарастающего пополнения арсенала фундаментальных научных идей и прикладных разработок, резкого поворота науки к нуждам народного хозяйства, весьма важно повысить отдачу кадров академической, отраслевой и вузовской науки в осуществлении задач, связанных со всесторонней интенсификацией производства, повышением эффективности экономики, усилить интеграцию науки с производством. В двенадцатой пятилетке за счет внедрения достижений науки и техники будет обеспечено примерно 1/3 прироста производительности труда.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Наука
политическая, социальная, философская, нравственно-этическая и т. д. - процесс познания систематизированного образа той или иной области объективной реальности, основанный на выявлении ее общих свойств и закономерностей. Основой этого процесса служит научная методология - комплекс приемов решения определенных задач, а его результатом является получение научного теоретического знания, служащего удовлетворению базовых человеческих потребностей, первая из которых - познавательная доминанта человеческой деятельности, а вторая - научное обеспечение разработки новых технологий, в политике - новых политтехнологий, способствующих реализации достижений политической науки.
Наука - существенная часть общечеловеческой и национальной культуры. Область научных интересов определяется поисками ответов на вопросы: «Что?», «Как?», «Почему?». Стремление найти ответы на эти наиболее фундаментальные вопросы человеческого бытия в форме, адекватной существующим политическим, социальным и иным условиям, делает науку наиболее динамичной и эффективной частью человеческой культуры.
Возникновение и развитие науки как самодостаточной сферы человеческой деятельности происходило в общем русле мировой истории и истории отдельных государств и народов. В политической науке это происходило по мере развития и углубления знаний о политике, её сущности, особенностях, целях и способах достижения этих целей и, прежде всего, о власти, как основном вопросе политической науки. Взлеты и кризисные ситуации научного познания во все времена были согласованы с переломными историческими эпохами. В ходе исторического развития постоянно возрастает роль деятелей науки, выдающихся мыслителей, находивших адекватный отклик и ответ на очередные вызовы истории.
Основные этапы эволюции научного знания соответствовали крупномасштабным циклам мировой истории. Так, античность (древнегреческая, древнеримская, например) - 500г. до н. э.. дала рациональные основы мышления, познания сути политики, создания справедливого (даже совершенного), демократического устройства общества и государства (см.: труды Сократа, Платона. Аристотеля и других мыслителей того времени, а в восточной науке - Конфуция. Шан Яна и их последователей).
В эпоху Возрождения (1200-1600) возникли университеты - носители политических знаний и гуманизма. Новое время (1600-1800) породило основы естествознания, углубило представления о политических процессах в условиях научно-промышленной революции. Новейшее время (1800-1900) позволило дифференцировать научные дисциплины. Современность (1900-2000 годы и начало XXI века) позволила сформировать научные сообщества и, в первую очередь, по политической проблематике перед лицом новых глобальных вызовов и проблем, связанных с сохранением человеческой цивилизации в условиях появления у ряда государств (США. России. Китая и др.) ракетно-ядерного оружия.
Развитие науки происходит в рамках общепринятой научной парадигмы до тех пор, пока возникновение научных (и, прежде всего, социально-политических) парадоксов не приводит к научной революции.
Постепенно происходила метаморфоза науки - она становилась «Большой наукой», которая тесно переплелась с социально-политическими институтами.
К началу XXI века и в первые его десятилетия явственно обозначились признаки очередного эволюционного кризиса: наука с трудом предлагала надежные способы разрешения современных глобальных проблем, которые ставят под вопрос сохранение среды обитания человека и выживание человечества. Опираясь на обобщение циклических закономерностей развития науки, можно утверждать, что мировое сообщество вступило в период очередной научной революции. В порядке предварительного прогноза следует предположить основные научные направления в период 2000 - 2050 гг., по которым будет развиваться эта революция: станут более предсказуемыми и реализуемыми пути предотвращения ядерной катастрофы, создание нетрадиционной энергетики (которая станет постепенно вытеснять такой ее источник как углеводороды: нефть, газ, уголь): микро-и макротехнологии и нанотехнологии, генная инженерия и др. научные направления, на которые США. Европа. Китай, в определенной степени и Россия, будут выделять огромные материальные и финансовые средства, используя потенциал «мозговых центров» своих государств. В полной мере это относится к таким странам как Канада, Япония, Израиль, Индия. Бразилия и ряд др. государств. Практическое значение этой новой научно-технологической революции будет состоять в преодолении эволюционного глобального кризиса, устранении последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., в переходе к самоподдерживаемым и самопроизводящимся регуляторам развития мировой цивилизации, устранение угрожающих человечеству политических конфликтов (см. литературу: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.М.,1999; Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997; Степин В.С. Теоретическое знанис.М.2000; см. также Голубев Л.Л. Соотношение объективных условий и субъективных факторов в сохранении мировой цивилизации. ж. «Клио». 2008 . ЛЬ4: Голубев А.А. К вопросу о периодизации новейшей истории и её проблемах» Сб. научных статей общероссийской конференции 2011г).

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

НАУКА
специализированная деятельность по созданию системы знания о природе, обществе и человеке, позволяющей адекватно описывать, объяснять природные или общественные процессы и прогнозировать их развитие.
Научному дискурсу свойственны претензия на интерсубъективную значимость (объективность), системность, логическая доказательность, использование специализированного искусственного языка, теоретичность. Накопление знаний в древних обществах, несмотря на достижения египетской, месопотамской и других цивилизаций в области астрономии, математики, медицины, еще не имело научного характера в строгом смысле, т. к. не выходило за рамки чистого опыта и являлось лишь собранием практических рекомендаций.
Наука в собственном смысле возникла примерно в VI в. до н. э. у древних греков, перешедших от мифологического рассмотрения мира к постижению его в понятиях. Опытное изучение мира дополняется научной методологией: устанавливаются правила логики, вводится понятие гипотезы и т. д.
В Средние века интерес к опытному познанию ослаб, и занятие наукой в основном свелось к развитию формально-логических методов (схоластика) и толкованию авторитетных текстов, в т. ч. трудов крупнейших античных ученых (Аристотеля, Эвклида, Птолемея, Плиния Старшего, Гиппократа и др.), что позволило донести основы античной науки до Нового времени.
Именно в Новое время происходит поворот к свободному от догматизма рационалистическому исследованию, начинается становление гуманитарных наук, идет стремительное накопление новых опытных знаний, подрывающее прежнюю картину мира.
Наиболее важное нововведение новоевропейской науки — экспериментирование. Если Архимед, изобретая водяные винты и выпуклые зеркала, почитал главной целью обмануть природу, то в Новое время стало важным заставить работать ее на себя, предварительно изучив. Знание вещи есть знание о том, как ее использовать. Появление современного экспериментального естествознания связывают с именем Галилея (1564–1642), первым систематически использовавшим эксперимент как основной метод исследования.
Теоретическое обоснование новой научной методики принадлежит Ф. Бэкону (1561–1626), обосновавшему в «Новом органоне» переход от традиционного дедуктивного подхода (от общего, умозрительного, предположения или авторитетного суждения — к частному, т. е. к факту) к подходу индуктивному (от частного, эмпирического, факта — к общему, т. е. к закономерности).
Высшего предела рационализации европейская наука достигла в XVII в. Именно к этому времени принято относить т. н. научную революцию, давшую толчок рождению современной науки. Понятие научной революции ввел французский философ А. Койре, показавший, что современная наука не является преемницей средневековой doctrina, она возникала в борьбе с ней.
Признание универсальных законов, управляющих всем мирозданием, было отправной точкой классической науки. Само понятие «законы природы» ввел Р. Декарт (1596–1650), исходя из властвующего над умами современных ему ученых деизма.
Поворотной точкой в истории классической науки стало 28 апреля 1686 г., когда И. Ньютон (1642–1727) представил Лондонскому королевскому обществу свои «Математические начала натуральной философии». Идея гравитации как основного закона, управляющего миропорядком, на долгие годы возглавила список тем для обсуждения в великосветских салонах. На ней основывали теоретические построения большинство мыслителей, ее высмеивали французские просветители, однако по-настоящему она стала достоянием человечества лишь в начале XIX в. В то время появились наиболее рационалистические философские системы, началась фундаментальная реорганизация университетов, кабинетные ученые становились преподавателями. Синтез знания стал излагаться в учебниках, и в основу преподавания легла, наконец, ньютоновская система.
Как социальный институт наука начала оформляться в XVII–XVIII вв. — именно тогда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. Идея науки как всеохватывающего предприятия родилась в 1662 г., когда Ф. Бэкон представил Лондонскому королевскому обществу проект «восстановления наук» — создания натуральной истории на основе полного собрания наблюдений, опытов, практических исследований. Для осуществления этого замысла требовалось лишь организовать научное сообщество по принципу колоссальной фабрики. Ученые превращались в сотрудников мировой лаборатории.
Производственный характер новоевропейской науки подчеркивает М. Хайдеггер (1889–1976): «Под производством, прежде всего, понимают то явление, что наука, будь то естественная или гуманитарная, сегодня только тогда почитается настоящей наукой, когда становится способна институировать себя. Однако исследование не потому производство, что исследовательская работа проводится в институтах, а наоборот, институты необходимы потому, что сама по себе наука как исследование носит характер производства».
Приобретение наукой характера производства определило ее новый смысл: теперь она была призвана приносить практическую пользу. Впервые теоретические знания нашли свое применение в широкой практике, как ни удивительно, довольно поздно: в начале XIX в.
Первой на службу большому бизнесу встала химия, наука, способная анализировать свойства важных в коммерческом отношении — руд и металлов, нефти, природного газа и красящих веществ. В авангарде процессов становления прикладной науки шли Германия и США. Промышленность начала развиваться в этих странах позже, чем, например, в Великобритании, и потому они не имели консервативных традиций, отделявших науку от техники. Именно тогда наука приняла облик конвейера по производству общественно-полезных продуктов, а научное открытие уступило место изобретению.
С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные. К середине XIX в. формируется дисциплинарная организация науки, возникает система дисциплин со сложными связями между ними. Рационализация области науки приводит к ее бюрократизации уничтожением индивидуального творчества и развитием исследовательских групп, государственной научной политики. Наука превращается в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединений ученых, в т. ч. крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование, их социальную поддержку, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров. «Лишь Западу, — пишет М. Вебер (1864–1920), — известна рациональная и систематическая, т. е. профессиональная, научная деятельность, специалисты-ученые в том специфическом современном смысле, который предполагает их господствование в данном культурном положении, прежде всего, в качестве специалистов-чиновников, опоры современного западного государства и современной западной экономики».
К началу XX в. в фундаментальной науке сложилась непростая ситуация: большинство наук потряс кризис оснований. По мнению Э. Гуссерля (1859–1938), причиной кризиса стало крушение веры в разум. Новое естествознание оторвалось от своей извечной основы — философии и стало ее могильщиком, превратившись в исследовательскую технику, математизировавшую мир и устранившую качественную определенность явлений. Наука осуществляет теперь лишь одну прагматическую функцию, и эта функция не может заменить человеку потребности в осмыслении мира, которую удовлетворяла наука прошлых эпох, не утратившая связи с философией. Гуссерль убежден: только возврат к метафизике и применение целостного способа рассмотрения во всех областях науки способны преодолеть ее «кризис».
Ярче всего кризис наук проявился в физике, которая в наиболее чистом виде сосредоточивала в себе классическую методологию. По мнению многих ученых, кризис оснований физики, казалось, благополучно разрешенный уже в первой трети XX в., продолжается — несмотря на покорение космоса, расщепление атомного ядра и прочие не менее впечатляющие успехи ученых. Дело в том, что главная цель фундаментальной науки — объединение частных физических теорий на непротиворечивой концептуальной основе и построение единой картины мира — так и не была достигнута.
Основы современной физики были заложены в первой трети XX в. — в связи с преодолением кризиса оснований науки благодаря влиянию царившего в то время иррационального культурно-методологического фона. Как отмечал А. Пуанкаре (1854–1912), квантовая доктрина была принята, несмотря на ее несовместимость с принципом причинности и аксиомами математической физики. Парадоксальность теории становится чуть ли не критерием ее истинности.
В трудах многих философов науки (Т. Кун, Г. Башляр, П. Фейерабенд) нетрадиционность методов новой физики была задним числом обоснована эпистемологически — путем разработки понятия «новой научной рациональности». Речь шла о том, что в условиях становления неклассической рациональности стирается грань между рациональным и иррациональным. «Демократия» в науке, отвергающая «тоталитаризм» единой картины мира и единый исчерпывающий метанарратив для описания реальности, подразумевает известную анархию в методологии. Современная наука провозглашает себя внутренне плюралистичной и более не собирается навязывать одну-единственную модель понимания действительности. По мнению создателя анархистской эпистемологии П. Фейерабенда, единственным универсальным принципом познания может служить принцип «все дозволено», и ученые вправе изобретать любые методы и теории.
Научно-техническая мощь — одна из важнейших составляющих национальной мощи государства. Лидером являются США, которые тратят на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) больше, чем все остальные страны. Если НИОКР в США финансируются на 40–45% за счет налогоплательщиков, то в Японии этот показатель не превышает 20%: в этой стране считают, что сосредоточение научного потенциала в компаниях максимально сокращает путь от появления идеи до ее реализации в товаре.
До начала 1990-х гг. СССР как минимум не уступал США по количеству ученых и конструкторов. Советская научная система, ориентированная на нужды сверхиндустриализации и ВПК, была одним из важнейших факторов, обеспечивающих стране статус сверхдержавы. Заказы, которые она получала от государства (атомный проект, космическая программа), имели не только всенародное, но и всемирно-историческое значение.
Велико было уважение общества к людям науки. И наука оправдывала общественные ожидания. Были построены первые в мире АЭС и атомоход. Возникали новые научные центры — Дубна, Академгородок. Советские физики начали получать Нобелевские премии (1958, 1962, 1964). Советские ракеты покорили космос.
И все же величие советской науки было однобоким. Так, в ней довольно слабо были представлена гуманитарная отрасль, что оказалось одной из причин поражения СССР в холодной войне. Когда произошел распад СССР, отечественная наука лишилась своего основного, а главное, системного заказчика. Это привело к глубочайшему кризису научной структуры. На грани краха оказались лишенные госфинансирования исследовательские центры промышленности и академические институты. В 1996 г. расходы на НИОКР составили в США 184,7 млрд долларов, ав России, даже согласно явно завышенным официальным данным — только 5,3 млрд долларов.
В постсоветском пространстве только России, несмотря на финансовые трудности, удалось сохранить мощный научно-технический потенциал. В ряде фундаментальных исследований были получены результаты, имеющие мировое значение. В области информатики и компьютерной техники создана многопроцессорная вычислительная система с пиковой производительностью в триллион операций в секунду. Осуществлен прорыв в области термоядерного синтеза, астрофизике и механике. Российский академик Ж. Алферов в 2000 г. получил Нобелевскую премию в области физики.
Однако авторитету современной российской науки еще далеко до былого советского. В рейтинге цитируемости, составленном по итогам 2005 г., Россия занимает лишь 18-е место, уступая не только США, Англии, Германии, Японии, но даже Китаю и Израилю.
Упадок российской науки во многом объясняется оттоком ученых за рубеж в поисках лучших условий для жизни и работы: в 1992 г. средняя зарплата ученых в России составляла чуть более 5 долларов. За 1990-е гг. Россию покинуло более 250 тыс. ученых, а в общей сложности из науки ушло более 2,4 млн чел., т. е. две трети списочного состава. В результате были утрачены ценнейшие ноу-хау, в т. ч. в сфере оборонных технологий и атомной энергетики, потеряны целые направления исследований, на 90% снизился уровень изобретательской активности и средний индекс цитирования работ советских ученых в мировой литературе. Если в середине 1960-х гг. он уступал американскому примерно в 1,5 раза, то в начале 1990-х гг. этот разрыв вырос в пользу США в 14 раз. Если по численности научных сотрудников Россия до сих пор находится на 1-м месте в мире, то по конкурентоспособности всего на 70-м.
По оценкам специалистов Комиссии Совета Европы по образованию, финансовые потери нашей страны от эмиграции ученых достигают 1 млрд долларов в год. «Стоимость» только одного выпускника МФТИ оценивается на мировом рынке примерно в 1 млн долларов, а уезжает из них каждый пятый.
Идет стремительное старение российской науки. Во многих институтах РАН средний возраст ученых превышает 60 лет, тогда как еще в эпоху покорения космоса этот показатель составлял 38 лет. Некомплект научных сотрудников в российских НИИ составляет более 175 тыс., или свыше 20%.
Первые шаги на пути восстановления потенциала отечественной науки начали делаться лишь в начале 2000-х гг., когда наметились серьезные подвижки в области финансирования фундаментальной науки, повышения оплаты труда ученых и т. д.
26 апреля 2007 г. В. Путин вежегодном послании Федеральному Собранию поставил перед российской наукой задачу совершить прорыв в области наиболее передовых технологий, прежде всего нанотехнологий, что позволит России вернуть утраченное лидерство в науке.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Политическая наука на Юге России: становление, современное состояние и основные направления развития

Жученко Евгения Николаевна
Обобщены материалы научно-практической конференции по становлению, состоянию и основным направлениям развития политической науки на Юге России (к двадцатилетию введения политологии в ряд научных дисциплин).
Читать PDF

Процессы глобализации и наука глобалистика

Гэй Уилльям С.
В статье представлена общая типология подходов к глобализации.
Читать PDF

Политическая этика как наука и учебная дисциплина: многообразие подходов

Широкова Марина Алексеевна
Введение политической этики в структуру вузовского политологического образования обусловлено процессами дифференциации современной политической науки.
Читать PDF

Российско-польские отношения в треугольнике: история, политика, Наука

Якунин В. И.
Автор анализирует историю российскопольских отношений и делает вывод о том, что сегодня есть все шансы преодолеть политико-психологическое разделение.
Читать PDF

Международная научно-практическая конференция «Антропологическая Наука: теория, практика, перспектив

Негашева М. А.
Читать PDF

Международная политическая наука: новые региональные и теоретические перспективы. Заметки по итогам

Сунгуров Александр Юрьевич
Читать PDF

Современная политическая Наука о соотношении понятий «Государство» и «Власть»

Тимофеев О. А.
Автор анализирует наиболее важные теоретические вызовы, предъявляемые современной мирополитической парадигмой традиционной концепции государства как суверенного актора международных отношений.
Читать PDF

Материалы научной конференции молодых ученых философского факультета "политическая наука и реальная

Бабин Д. Г., Бынков В. И., Вовченко Б. В., Катасонов А. В., Карипов Б. Н., Кузнецова А. О., Лобач В. И., Лобанов М. А., Миронов Я. П., Сидоркин С. А., Степаненко О. К., Филипская Е. В., Бадян Г. К., Белов В. В., Бочарова К. Н., Гаврюшкина И. В., Игнатовская Ю. В., Снегирев А. В., Кабанов А. А., Касым Уулу С., Шапошников А. В., Федякин И. В., Магомедов Г. Н., Малуев П. А., Мищенко А. В., Носкова Е. Ю., Фомиченко В. В., Хомушова Б. А., Ядрышников Е. В.
Читать PDF

Политическая наука и проблемы фальсификации политической истории

Карабущенко Павел Леонидович
В современном общественном сознании укоренилась мысль о том, что политика и ложь являются уже чуть ли не синонимами и что политики изо дня в день вынуждены лгать и приумножать ложь своих предшественников ради достижения своих поли
Читать PDF

Наука об управлении государством (некоторые вопросы геополитики современной России)

Гостева Снежана Руслановна
Статья посвящена ряду направлений геополитики современной России. Особо подчеркивается, что эффективность геополитики повышается на стыке со смежными отраслями наук.
Читать PDF

Политическая наука в Татарстане

Зазнаев О. И.
Читать PDF

Д. Лэйтин политическая наука. D. Laitin political Science // Encyclopedia of nationalism: fundamenta

Миллер А. И.

Похожие термины:

  • НАУКА БЕЗОПАСНОСТИ

    формирующаяся система знаний о сущности и социальном характере безопасности, задачах и путях формирования безопасной жизнедеятельности человека, общества и государства. Конституирование Н. б. к
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА. Нанотехнологии

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА фундаментальной науки – обязательное условие построения инновационной экономики и сильного государства, запланированного Планом Путина. Государство должно оказыват
  • ПОЛИТОЛОГИЯ, ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

    отрасль обществоведения, изучающая политику, политические учреждения и политические отношения. Политология - не единственная наука, обращающая свои взоры на политику. Политика является объектам
  • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

    наука, изучающая войны, развитие военного искусства, вооруженных сил, обучения и военной техники, а также опыт военной деятельности государств, армий и военачальников. Является составной частью и
  • Наука политическая

    отрасль знаний о политике во всех ее проявлениях и взаимосвязях. Основные проблемы науки политической - это проблемы власти, государства и социального господства.
  • Историческая наука

    (Historical science, Тарыхый илим) - комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
  • Наука и техника

    Развитие техники на базе экспериментальных научных методов с целью умножения возможностей действия и господства. Можно назвать прометеевской сущность науки и техники, созданной европейской цив
  • Наука на Юге России

    Научный комплекс является частью общерос. научной системы. В основных своих чертах он начал формироваться в 20-х гг. XX в., когда на смену отдельным научным структурам пришла их комплексная и разветв
  • ПОЛИТОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

    систематизированное изучение государственного управления и политики. Политология - наука о закономерностях развития политических систем и политического управления обществом. В широком смысле (
  • ВОЕННАЯ НАУКА

    система знаний о стратегическом характере и закономерностях войны, строительстве и подготовке вооруженных сил и страны к войне и способах ведения вооруженной борьбы. Объектом познания военной н
  • Административная наука

    (Administration science, Aдминистративдик илим) – систематизированные знания об аппарате государственных органов. Это также одна из общественных и междисциплинарных наук возникшая на пресечении политолог
  • Дипломатическая наука

    сфера научных исследований о теории и практике дипломатической деятельности.
  • наука о государстве

    Staatswissenschaft. Political Science Собирательное определение для наук, используемых в управлении государством (философия, право, финансовая наука, наука об управлении, наука о национальной экономике). Н. о г. был