НАРОД
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Война и мир в терминах и определениях
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Источник: Советский политический язык 1984 г.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Источник: Геокультурная энциклопедия
Представители "золотого века" афинской демократии исходили из противоположного убеждения. По их мнению, в управлении государством должны участвовать все граждане. Следует, однако, учитывать, что и в том и другом случае речь шла только о свободных гражданах греческих городов-полисов. Варвары и рабы, т.е. значительная часть городского населения, вообще не читались людьми.
Идеи полисной демократии получили дальнейшее развитие в условиях римского рабовладельческого общества. Суждение Цицерона о том, что государство ("республика") есть "дело народа", оставило глубокий след в политическом сознании последующих поколений. Под народом он предлагал понимать "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов".
В средневековом обществе, основанном на незыблемости сословно-феодальных порядков, большая часть населения, как и в рабовладельческом обществе, оставалась за пределами государственного самоопределения. Христианская церковь проповедовала учение о справедливости небесной и земной иерархии. Подчинение народных масс правителям и господствующему сословию превозносилось как "высшая добродетель".
Решающее значение в политической борьбе за власть категория "народ" получает в новое время, в период становления и развития буржуазного общества. Выступая против сословных привилегий и отживших средневековых учреждений, буржуазия всегда и везде ведет борьбу за власть под "народными" знаменами, во имя всего "народа". Идеологи нарождающейся буржуазии, обличая феодальные порядки, говорят о естественном праве народа на определение государственного устройства, провозглашают его право на восстание в ответ на самовластие политического произвола. Под народом здесь понимаются все слои нации, противостоящие привилегированному сословию.
В период становления буржуазного общества можно наблюдать первые примеры политической практики, хорошо известной и в наши дни, - манипулирование понятием "народ" в политических целях. Становится нормой стремление скрыть частные политические интересы под лозунгами общенародного блага, предание забвению политических обещаний на следующий день после завоевания власти. Постепенно идеи народовластия начинают терять своих сторонников, порождая в обществе скептицизм и неверие в возможность справедливой для "народа" политической власти.
Решительную и, пожалуй, последнюю попытку осуществить на практике идеал народовластия - установить справедливый общественный строй, где не будет богатых и бедных, господствующих и подчиненных, предпринял в эпоху пролетарских и национально-освободительных революций марксизм, исключив из понятия "народ" господствующие эксплуататорские классы. Для теоретиков марксизма "народ" - это, прежде всего, трудящиеся массы, создатели материальных и духовных благ, те слои и классы, которые способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества. Однако практическое осуществление марксистских идей. Как известно, не решило главных идей народовластия.
Основоположник европейской политологии Гаэтано Моска (1858 -1941) оказался, таким образом, ближе к истине, когда утверждал, что народовластие, реальная демократия и социализм - это все утопии, не совместимые с законами общества и человеческой природой. Власть никогда не может быть властью народа. В лучшем случае она может служить интересам народа.
Вместе с тем марксизму принадлежат выдающиеся достижения в деле теоретического понимания содержания понятия "народ". Именно в рамках этого направления социальной мысли было аргументированно доказано, что народ играет выдающуюся роль в развитии общества. В конечном счете, именно его поддержкой или сопротивлением определяется длительность существования господствующего строя, его конкретная форма, общая стабильность власти.
Несмотря на то, что в разные периоды истории народные массы включали в себя различные слои, классы общества, их конкретная совокупность всегда противопоставлялась господствующим группам общества, т.е. политической элите. Не народу. По сути дела, только в рамках этого противопоставления имеют значение всевозможные рассуждения о смысле и содержании понятия "народ". Вне этих рамок не оказывается политических проблем, достойных обсуждения. Поэтому в политологическом смысле народ - это совокупность гражданского населения рассматриваемая под углом зрения определенной системы власти, определенного государственного устройства. Проще говоря, это управляемая система общества или совокупность людей, среди которых принадлежность к народу определяется степенью политического бесправия человека. Лишь в известном случае, когда в обществе прочно утвердились бы правовые нормы независимых институтов власти, автоматически обеспечивающие идеальное сочетание личных, частных и общественных интересов, можно было бы говорить о народе как совокупности всех без исключения граждан, групп, слоев, классов общества. Но это уже выходит за пределы научного понимания вопроса.
Источник: Словарь по политологии
Но принадлежность к народу основывается также на согласии его членов считать себя таковыми, т.е. зависит от политического измерения. Поэтому мы говорим, что народ находится на перекрестке биологического, территориального, культурного и политического императивов. Но чувство культурной или лингвистической принадлежности ни в коем случае не достаточно для того, чтобы быть членом народа, если нет биологических корней. Иммигранты-инородцы народа X, устроившиеся в определённом количестве на территории народа Y, даже если они воспримут элементы культуры последнего, не станут его частью. Как полагал Де Голль, могут быть исключения для реально ассимилировавшихся небольших меньшинств, например, французов с Антильских островов. При определении понятия народа нельзя пренебрегать и территориальным и геополитическим измерениями. Народ не может быть простой диаспорой: евреи чувствовали необходимость вернуть себе Палестину, их «Землю обетованную», потому что согласно учению Теодора Герцля, «без Земли обетованной евреи всего лишь религиозная диаспора, культура, синдикат, но не народ». Многих как левых, так и правых, прельщает идея, согласно которой народ может, особенно сегодня, существовать без территории. Ничего подобного. Любой здоровый народ, даже если он имеет большую диаспору (китайцы, арабы, индийцы и др.) сохраняют тесные связи с родиной-матерью. Гуру современности давно уже утверждают, что будущее принадлежит не народам, а человечеству, которое образует один народ. Но этого не будет. Несмотря на мондиализацию и в порядке реакции против неё, XXI век будет более чем любой другой, веком различных народов. Только европейцы, погружённые
В утешительные иллюзии упадка, воображают, будто народы исчезнут и их заменит гибридная концепция «гражданин мира». В действительности исчезнуть рискуют европейцы. Сумерки народов не за горами. Сумерки одного или нескольких народов всегда возможны. Американские индейцы и египтяне исчезли (об этом часто забывают) опустошенные изнутри и оккупированные извне. История — это кладбище народов, народов слабых, исчерпавших свои силы или отказавшихся от своей миссии. Здесь необходимо одно предостережение: правые и левые теоретики «этноплюралисты», искренне выступая против превращения человечества в однородную массу, говорят нам о «деле народов», словно все народы надо сохранить. В действительности «система убийства народов» — название одной из моих книг, плохо понятой отдельными интеллектуалами, — угрожает только вымирающим народам, таким как нынешние европейцы. Она угрожает также народам-реликтам, представляющим лишь музейный интерес. Глупо и утопично верить, будто все народы могут сохраниться в формалине истории. Это пацифистский и эгалитарный взгляд. Главной угрозой самобытности и существованию больших народов было и всегда будет сочетание утраты культуры и колонизации другими народами, то, что мы сегодня переживаем. Западная мондиалистская «система» никогда не убьёт сильные народы. Покончила она с арабами, китайцами, индийцами? Наоборот, она усилила их самобытность, их желание победить, вызвав ответную реакцию. Народ, находящийся в опасности, большей частью и трагическим образом по собственной вине, это сегодня наш народ, по причинам как биологическим, так и культурным и стратегическим. Поэтому эгалитарную идеологию «дела народов» надо заменить идеологией «дела нашего народа». Есть три главных позиции: 1. Народы не существуют или не существуют больше, это категория прошлого, имеет значение только человечество (тезис эгалитарного универсализма); 2. Все народы заслуживают существования и сохранения (тезис утопического этноплюрализма, также эгалитарного и неосуществимого ни в какие времена) и 3. Только сильные и волевые народы могут долго сохраняться
В истории, области конкуренции и отбора наиболее способных (тезис волюнтаристов, реалистов, отрицающих равенство). Ясно, что поддерживать надо эту третью позицию. Суть заключается в том, чтобы снова взять на вооружение понятие народа и постепенно распространить его на весь евросибирский континент. То, что понимает под «европейцами» идеология, господствующая в Брюсселе, заимствовано из французской якобинской идеологии: речь идёт не об этноисторическом великоевропейском народе, а о куче невесть каких обитателей географической территории Европы. Эту тенденцию надо радикально изменить. Снова стать субъектами истории — вот что надо предлагать европейским народам, которые сегодня являются лишь объектами истории. Важно, чтобы в начинающемся трагическом веке они осознали общие угрозы, нависшие над ними, осознали, что отныне они образуют сообщество судьбы, впервые после многих веков. Речь идёт о «новом союзе», который в результате возрождения и исторического преображения может образовать новую основу великоевропейского народа и, в самый разгар упадка, несомненно, в муках, добиться возрождения Феникса. (См. «Евросибиръ», «Нация», «Популизм», «Регион»).
Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.