СОВЕТСКИЙ НАРОД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОВЕТСКИЙ НАРОД
трактовался как новая историческая общность людей, имеющая единую территорию, экономику, общенародное государство, социалистическую по содержанию культуру, коммунистические идеалы п общую цель — построение коммунизма. «Возникновение в нашей стране новой исторической общности людей — советского народа — это, товарищи, наше величайшее достижение. Мы вправе рассматривать его как своего рода обобщенный итог тех экономических и социально-политических перемен, которые за полвека свершились в нашей стране» (Брежнев Л.И. К 50-летию СССР. М., 1973, с. 23). См. Национальный вопрос.

Источник: Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода 2004 г.

СОВЕТСКИЙ НАРОД
многие народы, зачастую совершенно несхожие, но искусственно зачисленные пропагандой в некую человеческую общность, обладающую будто бы едиными интересами и устремлениями. Исторически становление и формирование С. н. связывается с октябрьским переворотом, социально — с утверждением новых коммунистических отношений. Его географические рамки пока очерчиваются границами Советского Союза — последней из существующих империй и, кажется, единственной в истории, где народы и народности исчезают, проваливаются как в пропасть, утрачивая культуру, обычаи, нравы, государственность, и где унификация идей призвана заглушить национальное своеобразие. Советская идеология оперирует понятием С. н. как некой абстракцией, воплощением вселенского коммунистического духа. Краткие и не слишком вразумительные комментарии поясняют, что речь идет о «сближении» социалистических наций на основе интернационализации их политической и хозяйственной жизни
Истоки С. н. восходят к двум лозунгам: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Униженные народы всех государств, объединяйтесь!». Сразу же после октябрьского переворота выяснилось, что эти лозунги несовместимы. Ленин сказал об этом предельно четко: «Никакого закрепления национализма пролетариат поддержать не может — напротив, он поддерживает все, помогающее стиранию национальных различий, падению национальных перегородок» (Ленин. Собр. соч., т. 24, с. 133). «Закрепления» национального самосознания в советской России, действительно, не произошло, и это стало очевидным уже в 1920 г. Не произошло, впрочем, и стирания национальных перегородок, хотя это обнаружилось значительно позже.
Чтобы закрепить победу, сделать революцию необратимой, большевики попытались вывести коммунистический строй за пределы своего государства. Однако мировой пролетариат за ними не пошел. После нескольких неудавшихся попыток экспортировать революцию в Европу большевики решили — у них просто не оставалось иного выбора — обратить ее вглубь собственной страны, использовать для спасения шатающегося режима динамизм угнетенных народов. И здесь коммунисты оказались перед непреодолимой антиномией двух концепций: интернациональной (солидарность пролетариата, не знающая границ) и национальной (признание самобытности народов). Эта борьба на многие годы определила (и все еще продолжает определять) феномен С. н.
Стремление расширить государство и придать ему монолитность требовало объединения в одно целое распадавшихся национальных осколков бывшей России. Но чтобы побудить их к объединению, надо было предоставить им (или, как минимум, обещать) какую-то долю самостоятельности. В качестве места проведения эксперимента — практического осуществления «союза нового типа» — была выбрана Российская Федерация, которой предстояло стать прообразом социалистических государств будущего. Здесь последовательно (а нередко — и параллельно) шли два процесса. С одной стороны, «интернационализация» — уничтожение самобытных обычаев и традиций, а заодно и их носителей — старой интеллигенции. С другой — «национализация» : велась ускоренная подготовка местных кадров, поспешно создавались местные языки и письменность (даже если заранее было известно, что говорить и писать на них будет всего несколько тысяч человек), изобретались культуры, народы объединялись (и делились) в искусственные формирования. Но даже эта, во многом призрачная независимость очень скоро пришла в противоречие с основными устоями власти. Те немногие права, которые республики получили в 20-е годы, к середине 30-х годов были полностью ликвидированы. Сформировалась новая колониальная империя — СССР, сцементированная категорическим императивом насильственного единства, именуемого «союзом». Средством решения национального вопроса было выбрано исчезновение наций через возникновение, оформление и становление новой исторической общности — С. н.
Практические шаги в этом направлении были сделаны раньше: подлинно национальная культура подавлялась, вместо нее в принудительном порядке внедрялись русская культура, русский язык и традиции. Русификация распространилась и на социальную жизнь. Русские были провозглашены главным народом, а нации разделены на самые достойные (русские), достойные (славянские народы), не вполне достойные (прибалтийские народы) и недостойные (преимущественно мусульманские, шесть из которых были обвинены в предательстве и репрессированы). Советское государство постепенно приобрело очертания старого Московского царства - антинародного по существу и общенародного по размаху насилия. Революционная Россия формировала С. н. по привычной схеме москвоцентризма («начинается Земля, как известно, от Кремля») — приоритете и абсолютизации России. На практике это выразилось в приоритете страданий и жертв среди русского народа. «Семья наций», представляемая как С. н., приобретала все более русские очертания, а национальная культура сводилась к национальной оболочке, в которую рекомендовалось упаковывать социалистическое содержание. Впрочем, уже к 60-м годам социалистическое содержание стало формой, данью традиции, а национальная форма наполнилась содержанием: социалистический балласт вытесняется, а национальная природа усиливается. Как уже неоднократно бывало в истории, национальное возрождение перерастает в ренессанс, смывая иллюзию существования некоего С.н.
С. н. оказался расколотым. Из него стали вываливаться социальные пласты и целые нации: народ без родины (евреи), народ-мятежник (и тоже без отечества — крымские татары), братья-враги (украинцы, мусульманские народы, прибалты). Всем предлагалось либо ассимилироваться и исчезнуть, либо просто перестать существовать — так понимается в Советском Союзе «единство» и «общность» народов.
ПРИМЕРЫ: «Советский народ - народ исключительного мужества, трудолюбия, выносливости, душевной щедрости...». («Агитатор», 1982, № 23, с. 14.) «Ветераны революции, герои труда нашего Калининского района широко участвуют в пропаганде славного пути советского народа». («Агитатор», 1983, № 19, с. 48.) «Внешняя политика СССР выражает жизненные интересы советского народа, интересы всех, кому дороги идеалы мира». («Правда», 10 декабря 1983, с. 1.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
183.13 кб

Советский народ: государственно-политический конструкт

Гребенок Маргарита Николаевна
в статье анализируются понятия «советский народ», многонациональная советская идентичность в трудах советских ученых и современных отечественных исследователей.
Читать PDF
68.89 кб

Советский карнавал: от политического шествия до «Праздника для народа»

Зеверт Даниэль
Статья посвящена истории карнавала в Советском Союзе. Карнавал использовался большевиками в качестве политического праздника. Даты и поводы для празднования менялись с течением времени.
Читать PDF
587.66 кб

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЫЧАИ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОЙ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ

Цыплаков Дмитрий Анатольевич, Цыплакова Светлана Михайловна
Статья посвящена религиозным обычаям и традициям советского времени. Современный российский социум с точки зрения развития религиозной культуры появился в итоге непростых процессов элиминации религии.
Читать PDF
1.08 мб

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЫЧАИ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОЙ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ

Цыплаков Дмитрий Анатольевич, Цыплакова Светлана Михайловна
Контемпоральность отечественного общества в разрезе религиозной культуры явилась следствием советской секуляризации. Тем не менее, диахронически религия оставалась и остается элементом структуры пространства народных традиций.
Читать PDF
671.00 кб

Роль народного образования в идеологизации советского общества в 1930е гг.

Панкратова Е. В.
Статья посвящена анализу образовательного и воспитательного процесса в данный период. В статье проанализированы исторические условия становления и развития советского образования, обусловившего его цели и задачи.
Читать PDF
1.28 мб

Опыт включения советского студенчества в решение народнохозяйственных задач

Арасланова Анастасия Александровна
Цель. Статья посвящена изучению опыта включения молодежи в решение значимых народнохозяйственных задач региона, накопленного советской высшей школой.
Читать PDF
601.82 кб

Система народного образования в советской России в 1920-е гг. И вопрос о религии

Дударева Ольга Константиновна
В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений школы и религии в 1920-х гг.
Читать PDF
87.36 кб

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЛМЫКИИ В 1920-30-х гг.

Сартикова Евгения Викторовна
В статье рассматривается народное образование как механизм советской модернизации Калмыкии. Автор делает попытку показать характерные черты и принципы советской системы народного образования.
Читать PDF
1.27 мб

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1920-Е ГОДЫ

Богачёв Алексей Владимирович, Захарова Людмила Борисовна
Статья посвящена важнейшему на этапе формирования советского государства во-просу развитию системы всеобщего и доступного народного образования.
Читать PDF
171.72 кб

Состояние здоровья коренных малочисленных народов Камчатки к концу советского периода

Грицай Ирина Валентиновна
Статья содержит анализ демографических показателей и показателей уровня заболеваемости коренных народностей Камчатки к началу 90-х гг. прошлого века.
Читать PDF
357.03 кб

Народное образование как механизм советской модернизации Калмыкии (20-30-е гг. ХХ в. )

Сартикова Евгения Викторовна
В статье рассматривается народное образование не только само по себе, но и как механизм советской модернизации Калмыкии. Сделана попытка показать характерные черты и принципы советской системы народного образования.
Читать PDF
455.58 кб

Героизм советского народа в Великой Отечественной войне как фактор воспитания патриотизма

Сампиев Исрапил Магометович
Рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодежи. Доказывается, что одним из важнейших воспитательных ресурсов российской истории является героизм советского народа в Великой Отечественной войне.
Читать PDF
157.79 кб

Использование произведений устного народного творчества в системе советского объяснительного чтения

Никитченков Алексей Юрьевич
В статье освещается один из аспектов истории методики обучения чтению в начальной школе.
Читать PDF
163.46 кб

Политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны

Малхасян Надежда Вадимовна
В статье освещается политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны, проводится анализ деятельности учительской интеллигенции по реализации программы всеобуча.
Читать PDF
0.00 байт

Кадровая политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечествен

Малхасян Надежда Вадимовна
Статья посвящена анализу кадровой политики советского правительства в области образования в годы Великой Отечественной войны, рассматриваются ее основные направления, формы и результаты.