КОНФУЦИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы или Кун Фу-цзы
почтенный учитель») (551-479 до н. э.) — древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Политические и этические воззрения Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и изречения»), составленной его учениками. Трактуя государство как большую семью (где власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям старших и младших), Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, предполагающую полное отчуждение населения от участия в управлении государством. Основная добродетель подданных, по Конфуцию, состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим», в соблюдении ритуала. Идеи Конфуция стали основой религиозно-этического учения — конфуцианства.

Источник: Новейший политологический словарь

КОНФУЦИЙ (551-479 гг. до н. э.)
великий китайский мыслитель.
Политические и этические воззрения Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Во II в. до н. э. конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. На протяжении многих веков эта книга оказывала и оказывает заметное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев.
Политическое учение Конфуция исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия", как "взаимность", "золотая середина" и "человеколюбие". Эти понятия составляют "правильный путь" (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми.
"Благородные мужи" (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Благородными Конфуций считал тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: будь требователен к себе, живи в согласии с другими, в делах своих следуй долгу и закону и т.д.
Китайский мыслитель развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство, по Конфуцию, представляет собой большую семью, где правитель ("сын неба") - это отец, а подданные - его сыновья. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем "старшим".
Древнекитайский философ разрабатывает концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного не по своему происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Конфуций считает, что этот человек должен обладать в первую очередь гуманностью, любовью к людям (жень), быть справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старикам вообще. Мыслитель формулирует закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе, государстве, выражая его принципом: "Чего не пожелаешь себе, того не делай другим".

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

|

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Конфуций на службе китайского социализма

Делюсин Лев Петрович
Читать PDF
0.00 байт

Конфуций и проект «Глобальная этика»

Фахрудинова Эльмира Рэстэмовна
В статье рассматривается взаимосвязь между философией Конфуция и «глобальной этикой». Подчеркивается, что фундаментальные конфуцианские принципы совпадают с главными морально-нравственными установками «мирового этоса».
Читать PDF
0.00 байт

Конфуций, феодализм, социализм, потребление и Великое единение (диссертация Чэнь Хуань-чжана «Эконом

Мартынов Дмитрий Евгеньевич, Ткаченко Аделина Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

2019.01.037. МИЛЛЕР П.А. МУДРОСТЬ КАК ЗНАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ: ПЛАТОН, ХАЙДЕГГЕР, ЦИЦЕРОН И КОНФУЦИЙ. MILL

Цибизова И.М.
Читать PDF
0.00 байт

«Конфуцианский капитализм» или «Конфуцианский социализм»? Исторические и политико-философские истоки

Сизикова Виктория Александровна
Статья посвящена поиску причин образования таких феноменов политической культуры, как «конфуцианский капитализм» или «конфуцианский социализм».
Читать PDF
0.00 байт

Как управлялся и управляется Китай: конфуцианская система подготовки государственных служащих

Ушков A. M.
В статье анализируется специфика рекрутирования политической элиты Китая. Уникальную специфику политического управления Китая автор видит в существовании двух дополнительных ветвей власти: контрольной и экзаменационной.
Читать PDF
0.00 байт

Идеи конфуцианства в государственной идеологии КНР

Бояркина Анна Владимировна
В статье даётся анализ современного политического развития Китая, где возрождаются традиции конфуцианства.
Читать PDF
0.00 байт

Конфуцианство и демократия: две вещи несовместные?

Колдунова Екатерина Валерьевна
Читать PDF
0.00 байт

Доктринальные основы демократических преобразований современного Китая: на примере конфуцианства

Савтырева Анна Анатольевна, Ефимов Юрий Германович
Целью нашего исследования является изучение влияния конфуцианской доктрины на демократические процессы в современном Китае, рассматриваются такие понятия как демократия, демократизация, демократические преобразования.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние этики Конфуция на взгляды и публичные выступления председателя КНР Си Цзиньпина

Хоу Цзюэ
В научном сообщении приводится обзор использования председателем Китайской народной республики базовых идей конфуцианства.
Читать PDF
0.00 байт

Поставторитарная модернизация: проблематизация понятия на примерах стран конфуцианской цивилизации

Чэнь Цзя-Вэй
В статье рассматривается специфика современных модернизационных процессов в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Читать PDF
0.00 байт

«Новое конфуцианство» в общественно-политической жизни современного Китая

Сущенко М.А.
В статье анализируется роль учения «нового конфуцианства» в общественно-политической жизни КНР.

Похожие термины:

  • КОНФУЦИЙ. УЧИТЕЛЬ КУН

    (Кун-цзы, около 551–479 гг. до н. э.) – великий китайский мыслитель и философ, впоследствии обожествленный. Государственный культ Конфуция просуществовал с 59 г. н. э. до 1928 г. Фундаментом учения Конфу
  • Конфуцианство

    сформулированный Конфуцием нравственный кодекс, в котором особое значение придавалось почтительности и верности в отношениях между людьми и самосовершенствованию личности.