КОНФУЦИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы или Кун Фу-цзы
почтенный учитель») (551-479 до н. э.) — древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Политические и этические воззрения Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и изречения»), составленной его учениками. Трактуя государство как большую семью (где власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям старших и младших), Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, предполагающую полное отчуждение населения от участия в управлении государством. Основная добродетель подданных, по Конфуцию, состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим», в соблюдении ритуала. Идеи Конфуция стали основой религиозно-этического учения — конфуцианства.

Источник: Новейший политологический словарь

КОНФУЦИЙ (551-479 гг. до н. э.)
великий китайский мыслитель.
Политические и этические воззрения Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Во II в. до н. э. конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. На протяжении многих веков эта книга оказывала и оказывает заметное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев.
Политическое учение Конфуция исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия", как "взаимность", "золотая середина" и "человеколюбие". Эти понятия составляют "правильный путь" (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми.
"Благородные мужи" (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Благородными Конфуций считал тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: будь требователен к себе, живи в согласии с другими, в делах своих следуй долгу и закону и т.д.
Китайский мыслитель развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство, по Конфуцию, представляет собой большую семью, где правитель ("сын неба") - это отец, а подданные - его сыновья. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем "старшим".
Древнекитайский философ разрабатывает концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного не по своему происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Конфуций считает, что этот человек должен обладать в первую очередь гуманностью, любовью к людям (жень), быть справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старикам вообще. Мыслитель формулирует закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе, государстве, выражая его принципом: "Чего не пожелаешь себе, того не делай другим".

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

|

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
473.17 кб

Конфуций на службе китайского социализма

Делюсин Лев Петрович
Читать PDF
150.10 кб

Конфуций и проект «Глобальная этика»

Фахрудинова Эльмира Рэстэмовна
В статье рассматривается взаимосвязь между философией Конфуция и «глобальной этикой». Подчеркивается, что фундаментальные конфуцианские принципы совпадают с главными морально-нравственными установками «мирового этоса».
Читать PDF
222.15 кб

Конфуций, феодализм, социализм, потребление и Великое единение (диссертация Чэнь Хуань-чжана «Эконом

Мартынов Дмитрий Евгеньевич, Ткаченко Аделина Владимировна
Читать PDF
172.99 кб

2019.01.037. МИЛЛЕР П.А. МУДРОСТЬ КАК ЗНАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ: ПЛАТОН, ХАЙДЕГГЕР, ЦИЦЕРОН И КОНФУЦИЙ. MILL

Цибизова И.М.
Читать PDF
402.88 кб

Воспитание и духовное развитие в философско-религиозных системах Востока (буддизм, даосизм, конфуциа

Файнфельд Игорь Ананьевич, Шаповалова Ольга Евгеньевна, Серёжникова Раиса Кузьминична, Фишман Борис Ентильевич
В статье анализируются подходы к воспитанию человека в религиозно-философских системах Востока (Буддизм, Даосизм, Конфуцианство) согласно традициям их психокультур, а также в контексте теории и практики развития взаимодействия вос
Читать PDF
576.69 кб

Как управлялся и управляется Китай: конфуцианская система подготовки государственных служащих

Ушков A. M.
В статье анализируется специфика рекрутирования политической элиты Китая. Уникальную специфику политического управления Китая автор видит в существовании двух дополнительных ветвей власти: контрольной и экзаменационной.
Читать PDF
424.79 кб

Конфуцианская традиция-цивилизация в контексте модернизации КНР

Байдарова М.Е.
Читать PDF
327.04 кб

Конфуцианские идеи в этическом учении японского народа

Спальвин Е. Г.
Читать PDF
561.63 кб

97. 01. 011. Ли О. Й. Макс вебер и "конфуцианский капитализм". Lee E. J. max Weber und der "konfuzia

Гирко Л. В.
Читать PDF
238.79 кб

Влияние конфуцианских ценностей на японскую деловую этику

Кульнева Полина Викторовна
Читать PDF
357.05 кб

Масаюки Сато. Архетип истории в конфуцианской экумене

Скворцов Л. В.
Читать PDF
445.26 кб

Конфуцианская культурная парадигма

Конончук Дмитрий Васильевич
В статье на основании разработанной авторским коллективом концепции культурных парадигм производится анализ конфуцианской культурной парадигмы и определяются её основные культурные паттерны.
Читать PDF
165.61 кб

Динамическая устойчивость социума: конфуцианская концепция руководства и современная Россия

Брагин Андрей Витальевич
Рассматривается проблема устойчивости социума в его конструктивном развитии.
Читать PDF
248.52 кб

Учение Конфуция и «Конфуцианская логика» в трактовке Ху Ши

Киселев Валерий Анантольевич
В статье анализируются взгляды Ху Ши на философию Конфуция. В первую очередь рассматривается попытка Ху Ши обнаружить в построениях древнекитайского философа логическую методологию, основанную на ицзинистской комбинаторике.
Читать PDF
120.68 кб

2003. 01. 032. Линь Дуань. Конфуцианская этика и легитимность власти в Древнем Китае. Lin Duan. Konf

Корнилов М. Н.

Похожие термины:

  • КОНФУЦИЙ. УЧИТЕЛЬ КУН

    (Кун-цзы, около 551–479 гг. до н. э.) – великий китайский мыслитель и философ, впоследствии обожествленный. Государственный культ Конфуция просуществовал с 59 г. н. э. до 1928 г. Фундаментом учения Конфу
  • Конфуцианство

    сформулированный Конфуцием нравственный кодекс, в котором особое значение придавалось почтительности и верности в отношениях между людьми и самосовершенствованию личности.