КОНФУЦИЙ. УЧИТЕЛЬ КУН

Найдено 1 определение
КОНФУЦИЙ. УЧИТЕЛЬ КУН
(Кун-цзы, около 551–479 гг. до н. э.) – великий китайский мыслитель и философ, впоследствии обожествленный. Государственный культ Конфуция просуществовал с 59 г. н. э. до 1928 г. Фундаментом учения Конфуция (конфуцианства) были древние письменные документы, собранные в архивах царства Лу. Эти документы составили шесть книг конфуцианского канона. Почетное место здесь занимает «Книга Перемен» (Ицзин или Чжоу И), где в комментариях к гексаграммам содержатся наиболее древние сведения по натуральной философии и истории древнего Китая. В смутную эпоху Борющихся царств в китайском обществе появляется социальное сословие людей, приобретших богатство в процессе становления товарно-денежных отношений путем эксплуатации, основанной на частной собственности. Возникает главное социальное противоречие времени, когда можно быть знатным и бедным. Выход из этого противоречия Конфуций видит в возвращении к порядкам мудрых правителей прошлого. Поэтому важнейшим положением его социально-этического учения является требование восстановить отношения в обществе, основанные на модели клана – главной ячейки государственного организма Западного Чжоу (1027–771 гг. до н. э.). Фундамент этой модели покоится на принципах генеалогического родства и иерархичности: «правитель должен быть правителем, подданный – подданным». Прошедшая эпоха была идеалом Конфуция, неустанно повторявшего свою знаменитую фразу: «Я передаю, а не создаю». Конфуций являлся транслятором диалога времен и сумел его передать так, что это волнует и сегодня. Конфуций стал отцом китайской традиции, согласно которой управление есть, прежде всего, исправление – исправление себя, в первую очередь умение «побеждать» себя через возвращение к «первозданной чистоте сердца». Сущность ритуала Конфуция – в умении «думать сердцем», музыкальной настроенности души на глубину жизни. Как гениальный композитор, Учитель воспитывает духовный слух, открытость сознания музыке бытия во всем её неисчерпаемом разнообразии. Великий мудрец, учивший всех и каждого «быть человеком», показал путь к истинному успеху, проходящему через трудолюбие, честность и талант. Не титулы, не заслуги, а служение отечеству есть привилегия человека, для которого бесчестием является «потеря лица». Мерой величия и мудрости человека служит его способность снова и снова возвращаться в мир, снизойти к жизни «как таковой». Учитель считал своей главной задачей изучение традиций прошлого на благо человеческого общения и общественного согласия. Но Конфуций не был простым транслятором диалога времени, он не только «передавал», но и преобразил прошлое – по меньшей мере, полуторатысячную историю самобытной культуры. И на этом пути обессмертил свое имя, став первооткрывателем человека как общественного существа – единственного творца культуры. Конфуцианство, ставшее государственной религией, отдавало приоритет преемственности и почитанию старины и традиций, интеллекту, делало сильный акцент на социальную этику и административную политику. Социальная гармония и справедливость основывалась на строгой иерархии патернализма. Единственный путь активного переустройства общества Конфуций видел в идеале меритократии (элиты качества). Конфуцианство явилось гимном человеку и вере в его неисчерпаемые возможности. Учитель считал всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых. Конфуций был убежден, что «эксплуататорами» должны быть люди умственного труда – образованные и талантливые, а эксплуатируемые – люди физического труда. Первые должны управлять государством, а другие им подчиняться, при этом все выигрывают. Как отмечал Арнольд Тойнби, «Конфуций посвятил всю свою жизнь делу спасения китайского общества от самоубийства через наставление его правителей на философский архаический путь».

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.