ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
Источник: Сводный словарь по политологии
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
Источник: Советский политический язык 1984 г.
Источник: Сводный словарь по политологии
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Словарь по политологии
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
-система независимых неправительственных организаций и каналов коммуникации, призванная защищать индивидуальные и групповые интересы граждан, выступающая формой взаимодействия с государством и обеспечивающая организованное политическое участие в его деятельности и контроле;
-целостная совокупность социальных, духовных и экономических отношений в обществе, отражающих частные интересы и реализуемых в относительной независимости от государства;
-сфера самореализации людей (либо как свободных индивидов, либо в виде добровольных объединений граждан), защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства, его органов и представителей.
Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Политология. Глоссарий. Национальный МСУ Горный. СПб 2015
Становление Г.О. неразрывно связано со становлением и совершенствованием современной цивилизации. Оба эти процесса предполагают непрерывное совершенствование как личности, превращение ее в действительно свободного, полноправного, активного гражданина с должным социальным и политическим статусом, так и общества, его устройства, функционирования и развития. Г.О. может сложиться только на основах демократизма, гуманизма, развития общественного, в том числе и местного, самоуправления, децентрализации. Оно несовместимо с авторитаризмом и тоталитаризмом, нарушением прав человека, народов и национальных меньшинств, с национализмом, шовинизмом, расизмом, религиозной нетерпимостью и т.д. Становление Г.О. - социальная основа становления правового государства. Г.О. сегодня - это тот идеал, к которому стремятся многие страны современного мира и лишь немногие из них могут претендовать на вступление в той или иной мере в такое общество. Положения Конституции РФ 1993 г. о Г.О. у нас отражают именно процесс движения к такому обществу, те его важнейшие ценности, которые должны определять общее главное направление социально-политического развития российского общества (см. также: Гражданственность).
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Источник: Политология. Словарь по обществознанию
На деле «гражданское общество» — это условное наименование такого способа совместной жизни, с которым неразрывно сцеплены рыночная экономика и демократия, выведенный из сферы морали гомосексуализм и эвтаназия.
Философы либерализма У. Гоббс и Д. Локк дали представление о человеке и частной собственности. Она и стала осью гражданского общества. Человек раздвоился. Одна его ипостась — собственник, а другая ипостась — собственность. Возникла совершенно новая, нигде кроме Запада не существующая антропология — представление о том, что есть человек. Каждый индивидуум имеет теперь эту частную собственность — свое тело, и в этом смысле все индивидуумы равны. И раз теперь он собственник тела (а раньше его тело принадлежало частично семье, общине, народу), он может уступать его по контракту другому, как рабочую силу.
Но на этом равенство кончается, и люди западной цивилизации делятся на две категории — на пролетариев и проприетариев. Пролетарии живут в состоянии, близком к природному (нецивилизованному), проприетарии объединяются в гражданское общество — в Республику собственников. Сюда вход тем, кто не имеет капитала, воспрещен! Ж. Ж. Руссо так писал о возникновении гражданского общества: «Первый, кто расчистил участок земли и сказал: «это мое» — стал подлинным основателем гражданского общества» .
См. также: либерализм, патриотизм, скинхеды.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
ВОПРОСАМ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ и укрепления гражданского общества План Путина уделяет особое внимание. Сам Владимир Путин в своих публичных выступлениях и Посланиях Федеральному Собранию неоднократно подчеркивал необходимость развития гражданского общества. Одно из направлений Плана Путина полностью посвящено повышению эффективности государства, и гражданское общество является основным двигателем этого преобразования.
Только свободное общество свободных людей в состоянии построить современное, могучее и комфортное для проживания государство.
Сильное гражданское общество не только будет бороться с некомпетентностью и коррупцией в среде чиновничества, но и поможет удерживать Россию в целом от любых поползновений политических сил, желающих разрушить демократические институты государства и российскую демократию в целом. Сильное гражданское общество выведет Россию из состояния идеологического и политического иждивенчества по отношению к власти, создаст новую управленческую и политическую элиту страны, которая продолжит начатые преобразования.
Гражданское общество – необходимый источник и свободы, и безопасности, и развития как страны в целом, так и каждого ее гражданина. В конечном счете гражданское общество – защитник суверенитета государства и народа от любых внутренних и внешних узурпирующих сил.
Развитое гражданское общество не имеет ничего общего со сборищем экстремистов и псевдолибералов, самозванно присваивающих себе право говорить от всего общества и шантажирующих власть угрозой массовых беспорядков. Активная поддержка этих сил со стороны ряда зарубежных СМИ, специальных служб и так называемых беглых олигархов однозначно свидетельствует об истинных мотивах главарей этих группировок, которые заключаются в стремлении подорвать устойчивость государства изнутри, дискредитировать российское общество и власть в глазах стран Западной Европы, а в идеале – свергнуть конституционный строй и навязать России внешнее управление. Такого рода деятели не должны и не будут пользоваться ни инструментарием российской политической системы, ни доверием нашего народа.
Важнейшим шагом поддержки гражданского общества стало создание Общественной палаты, ставшей одним из инструментов защиты конституционных прав граждан.
Часто можно слышать критику Общественной палаты как слишком «послушного» органа. Не может ли власть взаимодействовать с таким гражданским обществом, какое уже есть? Зачем нужны новые учреждения?
РАЗВИТОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО нуждается в официальном, а не декларативном признании его значимости, а значит – и в действенных институтах, способных ретранслировать мнение его представителей руководителям государства. Именно таким институтом и стала Общественная палата РФ. Общественная палата обладает специальными полномочиями по экспертизе законопроектов, гражданскому контролю деятельности органов исполнительной власти и защите свободы слова. Что же касается критики палаты, то подозрения в ее «послушности» были актуальными лишь вскоре после ее создания. Практика работы Общественной палаты доказала ее полную самостоятельность и готовность защищать права граждан в самых конфликтных и сложных ситуациях.
Термин "О.г." был впервые употреблен в Англии в 1594, а свое специфическое значение он приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально О.г. трактовалось как общество в недеспотическом государстве, но уже в философии Гегеля оно определяется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством. В экономической сфере структурными элементами О.г. являются негосударственные предприятия (акционерные общества, товарищества, арендные коллективы, корпорации) и др. добровольные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе. Экономическую основу О.г. составляет суверенитет индивидуальных собственников и многообразие форм собственности.
Социально-политическая сфера О.г. включает: семьи, общественные, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственные органы массовой информации.
Духовная сфера О.г. предполагала свободу слова; самостоятельность и зависимость творческих, научных и, объединений от государственных с тур.
Функции, характеризующие продуцирование норм и ценностей, которые государство затем закрепляло своей санкцией; образование среды, в которой формируется развитый социальный индивид; обеспечение свойственного развития личности на экономической основе разнообразных форм соответственности, многоукладной рыночной экономики; обязательное регулирование взаимоотношений частных групп и всех др. составляющих элементов гражданского общества посредничеством гражданского права, что позволяв преодолевать возможные конфликты}) вырабатывать общую политику в интересах всего общества; всеобъемлимая защита интересов каждого человек его естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование; осуществлен широкого самоуправления во всех сфеpax и на всех уровнях общественной жизни.
Впервые О.г. возникло на Западе Европе. Его формирование началось период зарождения капитализма, отсутствие и неразвитость О.г. являет одной из причин существования и производства авторитаризма.
В России О.г. начинает формироваться в период царствования Александра I. Именно в это время возникают отдельные сферы гражданской жизни не связанные с государством. Частная жизнь светского общества начинавшаяся протекать в салонах, клубах и др. относительно самостоятельных учреждениях. После реформ Александра II О.г. формируется в виде земств, различных союзов предпринимателей, институтов милосердия, обществ, содействующих развитию науки и искусства. Указанный процесс был прерван Первой мировой войной, революцией 1917 и гражданской войной. В 30-е гг. тотальное огосударствление всех сфер человеческой деятельности довершило разрушение остатков еще не развитого О.г.
Становление правового государства связано с формированием О.г., предпосылками которого являются: переход к рыночной экономике, появление специфических групповых интересов, рост численности среднего класса, появление независимых гражданских ассоциаций, создание правовых гарантий для свободной деятельности независимых общественных объединений, установление горизонтальных связей между социальными группами, коллективами, организациями.
Проблема формирования О.г. является ключевой при переходе от тоталитарной системы к демократии. Современное российское общество является квазигражданским, структуры и институты которого, обладая многими формальными признаками образований О.г., выполняют противоположные функции. В преодолении этого состояния, обусловленного модернизацией, включающей в себя противоречия процессов деэтатизации, деидеологизации, приватизации, и состоит специфика современного этапа развития постсоциалистических обществ.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Литература: Раев М. Понять дореволюционную Россию. Государство и общество в Российской империи. London, 1990; Шкара-тан О. И., Гуренко Е. Н. От этакратизма к становлению гражданского общества // Рабочий класс и современный мир, 1990, № 3; Степан-ский А. Временные правила об обществах и союзах в дореволюционной России // Народный депутат, 1990, № 5.
Источник: Толковый политический словарь
Исходная идея гражданского общества - преобразование коллективности, организованной по закону природы совместной жизни людей в обществе, и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. Такое цивилизованное и гуманизированное общество становится способным сформировать личность гражданина нового типа, который, в свою очередь, и создаст гражданское общество. Силой, формирующей и связывающей эти два начала (коллектив и личность), была признана власть государства, которое также трансформировалось во власть нового современного типа. Таким образом, три начала формируют гражданское общество: коллектив, индивид и власть. Непрерывное движение заложено в концепции гражданского общества: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.-Ж.Руссо в «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства» (1755) сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что и означает формирование все более развитой личности. совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Реализация этого движения обеспечивается общественным договором - договором о разделении власти между обществом и государством, об их взаимных правах, свободах и обязанностях. В результате формируется, следовательно, и политика, устанавливающая менее конфликтные отношения в обществе. Доминирование одной их трех составляющих гражданского общества - человека, общества и государства, разрушает гражданское общество. В гражданском обществе свободно развивается ассоциативная жизнь (его публичная сфера), сфера массовых партий, движений, социальных групп, общественных группировок по убеждениям и интересам. Особой проблемой, вызывавшей многовековую полемику от Т.Гоббса до Ф.Гегеля и К.Маркса, являются отношения гражданского общества и государства - «Политическое государство», по выражению Ф.Гегеля, точнее той части общества, которая профессионально занимается политикой и образует кадры власти. Решение этой проблемы - в создании целостного политического, идеологического, культурного, этического механизма, обеспечивающею эффективное воздействие гражданского общества на институты власти и социальную жизнь государства, всемерное расширение сущностных сторон демократизма.
Из всех составляющих организации и функционировании демократизма власти для гражданского общества фундаментально существенны, прежде всего, следующие:
- ее легитимность, т. е, подлинность демократического пути получения мандата на власть от народа, от избирателей, волеизъявление которых действительно свободно и в гражданско-юридическом, и в политическом. и в социо-психологическом отношении (эти факторы, в частности, учитывались во время выборов в Государственную Думу РФ в декабре 2011г.. и в период президентских выборов в марте 2012г.);
- всеобщность, полнота демократизма, т.е. его реальность во всех формах власти, в том числе и в особенности, эффективно действующей зависимости власти от закона и подконтрольность ему, несмотря на то, что в первоисточнике именно политически властные структуры в правовом государстве этот закон создают и реализуют его по собственной воле;
- эффективность власти в ее политической деятельности в решении жизненно важных проблем граждан, общественных организаций, общества в целом - не создание привилегий для избранных (политических лидеров, политических элит, экономических магнатов), а возможность для каждой личности творить свой собственный мир, жизненно важный для детей, близких, а значит, и всего общества.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Оно означает относительный результат исторического развития социальности, раскрывая открытую возможность присвоения личностью всей гаммы общественных отношений и являясь системой удовлетворения человеком непосредственных жизненных потребностей и интересов. Таким образом, понятие гражданского общества в каждый данный момент позволяет показать соотношение между социальным идеалом и реальным состоянием общества.
Основные функции гражданского общества: социально - компенсаторская и компенсаторно - регенерирующая (воспроизводства и воспитания), солидарная, коммуникативная, непосредственного жизнеобеспечения, социализации, гражданского правопорядка, социальной защиты и гаранта против произвола властей.
Принципы жизни гражданского общества - индивидуация, конкуренция и сотрудничество. Главные черты гражданского общества - неполитический и негосударственный характер, противоречивость и альтернативность политическому государству. Оно носит исторический, открытый (незавершенный) и этнорегиональный характер.
Взгляды на существо гражданского общества исходят из трех подходов: оно интерпретируется либо как окружение политической системы, либо - государственной, либо как равнодействующая первых двух точек зрения. В связи с этим утверждается или наличие у гражданского общества политической составляющей, или его альтернативно- неполитический характер. Политическое государство и гражданское общество могут быть рассмотрены при этом в качестве рефлективных категорий, а их противоречивая коллизия раскрывает содержание как первого, так и второго. Модели взаимоотношения государства и гражданского общества в зависимости от типа функционирующего политического режима: тоталитарная (государство поглощает гражданское общество, которое тем самым не имеет автономного бытия), авторитарная (возникают отдельные элементы системы гражданского общества, получающего латентное существование) демократическая (гетерогенное развитие институтов гражданского общества сменяется его отрытым становлением в своем собственном наличном бытии, как системы).
Первые проблески различения государственно-политической и гражданской сфер общества относятся к идеологии Нового времени, когда первоначальные представления о синкретичности человеческого социума уступают место постепенному разведению этих понятий, что было связано с процессом эмансипации собственно политического. Понятие гражданского общества развивается в русле либерализма и индивидуализма со становлением идеи о свободе личности, как гражданина, независимого от политического государства. Первичные формы представлений о гражданском обществе относятся к разведению понятий гражданского и естественного состояний (Т.Гоббс, Д.Локк и др.), гражданской и политической свободы (Дж.Пристли), общества и государства (Т.Пейн, Гегель, В. фон Гумбольдт). Найденные различия означали отныне нахождение четких, соотнесенных с амбивалентными свойствами человека, естественно-природных и социально-политических граней социума. Постепенно растет не только убеждение в гетерогенности общества и государства, но и мысль о детерминированности последнего развитием гражданского общества (марксизм), и даже в их альтернативности, доходящей до "окопной войны" (А.Грамши).
Отличаясь от политического и глобального обществ, гражданское общество неполитично, частноправно, индивидуализированно, активно. Показателем зрелости гражданского общества является наличие собственной структуры и массовидного характера. Основными элементами системы ставшего гражданского общества выступают: персонифицированные отношения собственности, делающие из подданного государства гражданина; общественные объединения и организации граждан, созданные без участия, финансирования и контроля со стороны государственных органов (они строятся на принципах самоуправления, самодеятельности и добровольности, причем самоуправление - сущностная характеристика гражданских отношений внутри подобных объединений, раскрывающая степень их свободы и альтернативности); механизмы и формы общественного и муниципального самоуправления; неангажированные государством средства массовой информации и коммуникации; социальный договор как основной регулятор гражданской жизни; развитая частноправная сфера общества ("частное право" и "частная жизнь"). Ткань гражданского общества, создавая структуры "малой политики" и "малой экономики" (существующих без потестарно-государственного давления), выполняет роль оберегающей "скорлупы", где и созревает наиболее органично человеческая индивидуальность, получающая именно здесь первичные навыки межиндивидуального общения и социально-политической деятельности. Кроме того к структуре гражданского общества относятся частные благотворительные фонды и механизмы социальной адаптации (например, мигрантов или инвалидов).
Историческим прообразом гражданского общества был античный полис, сменившийся в средневековье вольным городом-коммуной и средневековым цехом. Нетождественность гражданской и политической жизни той поры носит внешний характер в виде социального противоречия "город-феодал" и "город-суверен", как конфликта авторитарного политического управления и муниципального самоуправления городов-коммун. Это была корпоративная форма бытия гражданского общества в истории. Но с Нового времени оно возникает и функционирует на своей собственной основе, а его структурные элементы развиваются не латентно, а автономно; это - сословно-классовая форма существования гражданского общества, сменяющаяся со временем всеобщей формой, объединяющей несколько национальных обществ в региональное гражданское сообщество.
Основной тенденцией, раскрывающей развитие "гражданского общества" в истории, выступает движение национально-замкнутых гражданских обществ, базирующихся на национальном рынке и национально-суверенном государстве, к гражданскому сообществу нескольких этнорегиональных обществ, близких между собой по уровню и степени развития (пример: Европейское Сообщество, где гражданские интеграционные процессы значительно опережают политические).
Источник: Словарь по политологии
К институтам гражданского общества относят семью, бизнес, образовательные, информационные и религиозные учреждения, общественные организации и ассоциации, местное самоуправление и прочие структуры, хотя по поводу того, какие именно институты относить к гражданскому обществу, существует масса споров.
По-видимому, впервые термин был употреблен в XVI в. в одном из французских комментариев к «Политике» Аристотеля. Широко распространился в XVII–XVIII вв. Исторически это понятие восходит к семье латинских слов civis, civilic, civitas («гражданин», «гражданский», «город», «государство»), с чем связаны такие аспекты гражданского общества как гражданство, гражданские обязанности и добродетели, цивилизованное поведение.
Характер взаимосвязи государства и гражданского общества, равно как и понятие прав и свобод гражданина, менялись на протяжении истории. Со времен Аристотеля (384– 322 до н. э.) эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве. Общность, государство, koinonia, civitas были единым социальным и политическим целым.
Тождество понятий «гражданское общество» и «государство» было отражено уже в трудах древних философов. В античном полисе только его граждане осуществляли государственную власть, никаких противопоставлений не было. Ситуация в корне меняется в древнем Риме, где число граждан и число тех, кто реально осуществляет государственную власть, перестало совпадать. Ситуацию усугубило христианство, которое объявило каждого человека, независимо от социального и политического положения, равным перед Богом.
Далее возникли светская и духовная власть, которые не совпадали и активно боролись друг с другом на протяжении столетий. Так, духовная власть часто использовала элементы «протогражданского» общества — бюргеров, купцов, ремесленников, крестьянства — в борьбе со светской властью. Города были резиденциями епископов, часто самоуправлялись, не попадали под власть монархов и, таким образом, «воздух города делал людей свободными». «Гражданин», «горожанин», «бюргер», «буржуа» — все это однокоренные слова, отражающие тождество городского и гражданского обществ.
В результате борьбы между светской и церковной властью пришло в упадок хозяйство, были нарушены транспортные и финансовые связи между княжествами, герцогствами и более мелкими феодальными владениями. И именно многовековое противостояние римской церкви и светской власти привело к тому, что монополия на духовные поиски католиков была утрачена католиками в XVI в. с началом Реформации, когда именно «третье сословие» породило протестантизм. Это был вариант «гражданского общества» — автономной от государства структуры, содружества людей, придерживающихся одних взглядов, не совпадающих с позицией официальной церкви и государства.
Ярким примером стали массовые «исходы» протестантов в Северную Америку и в Южную Африку в XVII в. Сообщества, организованные диссидентами, только со временем обрели черты государственности. Независимые республики потомков французских гугенотов и голландских протестантов — африканеров, Трансвааль и Свободное Оранжевое Государство, вплоть до момента аннексии их британцами в 1899–1902 гг. по-настоящему так и не оформились в самостоятельные государства, оставаясь конгломератами самоуправляющихся общин.
Архаические черты «гражданского общества» в протестантской версии до сих пор сохранились в США. Вторая поправка к Конституции, разрешающая американцу право на ношение оружия, отражает особенности той эпохи, когда в Северной Америке еще не сложилось государство. А поскольку его не было, отсутствовало и сколько-нибудь развитое гражданское общество, которое, как убеждены многие исследователи, невозможно без сильного государства.
Многими мыслителями, от Дж. Локка до К. Маркса, В. Ленина и Г. Маркузе, государство рассматривалось исключительно как аппарат насилия, подавления и безусловный антагонист противостоящего ему гражданского общества. Последнее стало восприниматься как особый инструмент для защиты прав человека от произвола человеком же созданного государства. Однако, если гражданское общество контролирует государство, то где контролер за гражданским обществом, где контролер за контролером и так до бесконечности?
Эти антиэтатистские концепции оказали сильное влияние на политическую практику, особенно в эпоху буржуазных революций. Но попытка построения гражданского общества и воплощения антигосударственных устремлений не привели к гарантиям прав и свобод граждан, а напротив, отбросили общество к доправовому и антиправовому состоянию.
Не удивительно, что после трагедии Великой Французской революции государственные деятели вернулись к этатистским теориям еще эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Ж. Боден), согласно которым именно государство гарантирует права и свободы граждан. Ведь именно оно обеспечивает его светский характер и защищает институты власти от вмешательства церковных властей. Более того, и Наполеон во Франции, и К. Меттерних в Австрии, и С. Уваров в России (как позднее и К. Победоносцев) были искренне убеждены, что именно государство является инструментом формирования гражданского общества, воспитания гражданского самосознания подданных. Отчасти это было реакцией на революционные процессы в Европе в первой половине XIX в.
Другие европейские мыслители этой эпохи полагали, что гражданское общество — своего рода лаборатория идеологических и политических проектов, а государство конденсирует и реализует их в наиболее разумных проявлениях (И. Кант).
А вот Гегель, наоборот, был убежден, что гражданское общество — сфера реализации материальных потребностей человека, а государство — способ осуществления человеческой свободы. Этот тезис немецкий мыслитель доказывал на примере войны, когда не государство защищает индивида, а именно индивид по собственной воле защищает государство.
В XX в. под гражданским обществом многие стали понимать просто человеческое сообщество, другие усматривали в нем синоним политической оппозиции, третьи — совокупность неполитических и некоммерческих организаций (НГО/НКО), фондов и ассоциаций.
Ряд исследователей считает, что по отношению к современному гражданскому обществу государство — не более чем способ осуществления первым своих функций, неких «государственных услуг». Так, в англосаксонском мире гражданское общество и государство обычно считались взаимодополняющими, а не враждебными друг другу силами, отчего понятие гражданского общества и утратило там свое специфическое значение. Во многих же европейских странах гражданское общество, наоборот, понималось как источник противостояния государству, поскольку там деятельность государства сводилась к вмешательству последнего в частную и корпоративную жизнь граждан.
Споры о принадлежности различных институтов к той или иной сфере продолжаются и сейчас. Долгое время, например, считалось, что идеология является атрибутом государства. В XIX–XX вв. многие мыслители пришли к выводу, что выработка идеологии является составной частью не государства, а гражданского общества (И. Кант, К. Поппер, Ю. Хабермас).
В еще большей степени, чем в современном западном обществе, это проявилось в исламских государствах. Там нормы шариата фактически объединяют в себе законы и правила, обязательные как для государственных органов, так и для институтов мусульманского «гражданского общества», воплощенных в исламской общине — «умме».
И в западном христианском сообществе не одно десятилетие некоторые институты государственной власти — представительной или даже судебной — рассматривались (Г. В. Ф. Гегель) и рассматриваются порой до сих пор как элементы гражданского общества, а не государства (суды присяжных, полиция и др.).
Развитая система местного самоуправления в большинстве западных стран предполагает значительную степень зависимости силовых структур — полиции и судебной системы — от муниципалитетов и прочих местных сообществ, что тоже заставляет видеть в последних скорее элементы гражданского общества, нежели органы государственной власти.
Сложно и противоречиво складывались отношения в СССР периода перестройки между формирующимся гражданским обществом и разваливающимся государством. Собственно, с разрушением Советского Союза на многие годы был отброшен и процесс создания в стране гражданского общества.
По своим методам деструктивные, все великие буржуазные революции прошлого в конце концов приводили к позитивным результатам благодаря энергичным контрреволюционным мерам. Антиэтатизм якобинцев был решительно пресечен этатистскими мерами Наполеона, который создал во Франции на базе «третьего сословия» гражданское общество.
Формирование основ гражданского общества в России в XIX в. началось вовсе не при императоре Александре II Освободителе, а при его сыне, консерваторе Александре III Миротворце. Именно в его царствование в России стали формироваться структуры самоорганизации общества на конструктивных, а не деструктивных, революционных началах, возникли общественные организации рабочих. В это время в России было одно из самых передовых в мире законодательств о труде.
Антиэтатизм большевиков носил демонстративно-декларативный характер. Марксистский тезис о государстве как аппарате насилия и принуждения был искусно трансформирован В. Лениным в «учение о роли государства в эпоху пролетарской революции». После этого становление институтов гражданского общества по западному образцу стало просто невозможным.
И. Сталин в 1930-е гг. предпринял слабую попытку разделить гражданское общество и государство, сделать партию элементом гражданского общества и даже планировал альтернативные выборы, но в условиях грозящей войны и сопротивления бюрократии этот проект был свернут.
Длительный, на десятилетия, период господства одной партии в стране и фактическое закрепление ее статуса как государственного института (ст. 6 Конституции СССР) привели к тому, что в России к моменту крушения единовластия КПСС фактически не оказалось сил, на базе которых было бы создано сильное гражданское общество.
Гражданское общество сконцентрировалось «на кухнях» и только в перестройку вышло из подполья. К сожалению, в 1990-е гг. возобладал тезис: чем меньше государства, тем больше гражданского общества, что привело к тому, что гражданское общество, по сути, распространилось и на государство.
Что такое коррупция, как не рынок «государственных услуг» частным лицам? Ослабление государства привело к серьезным потерям России во всех областях жизни: в экономике, культуре, внутренней и внешней политике. На самом деле, и государство и гражданское общество должны всегда дополнять друг друга, как одновременно всегда существуют духовные и материальные потребности человека.
Неразвитому государству соответствует неразвитое гражданское общество, так же как неразвитому гражданскому обществу соответствует неразвитое государство.
Проблема построения гражданского общества в России не может быть решена без одновременного решения проблемы строительства государства. Это было упущено реформаторами периода перестройки, и именно эту проблему нынешняя российская власть решает сейчас.
И само гражданское общество, и представления о нем исторически изменялись, развивались. Весьма широко это понятие использовалось и углублялось в трудах Макиавелли, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Токвиля, Гегеля и Маркса.
Становление и поступательное развитие гражданского общества отчетливо обнаруживает себя уже в условиях заката феодализма, когда при сохранении абсолютных монархий происходит крушение всей системы личных зависимостей от власть имущих сеньоров и сюзеренов, происходит процесс превращения всех жителей в равноправных граждан, подчиняющихся единым законам, охраняемых государством.
Еще на рубеже XV-XVI вв. Макиавелли отмечает наличие сферы жизнедеятельности человека, отличной от его подданнических политических функций. Иначе говоря, разграничивает сферы гражданского общества и государства. В своих "Рассуждениях" Макиавелли пишет о самом наихудшем гнете, который налагается государством, о стремлении государства обессилить и подорвать всякую деятельность общества, чтобы возвыситься самому. В то время как политическая деятельность и политическая власть - синонимы безнравственности, гражданское общество выступает как сфера общественной жизни, глубоко аполитичная и несущая нравственное содержание (это - труд, удовлетворение первичных потребностей, любовь, семья, любимое занятие).
Писавший чуть позже английский философ Гоббс уже широко использовал понятие "гражданское общество", противопоставляя его своему государству - Левиафану: "... вне государства владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве - владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знание и благосклонность".
Вместе с ростом производительных сил Нового времени и подрывом позиций деспотического государства усиливаются и позиции приверженцев гражданского общества. В противоположность Гоббсу, противопоставлявшему государству гражданское общество как нечто недостойное, другой английский философ Локк откровенно провозглашает примат гражданского общества перед государством. Он исходит из того, что основой гражданского общества является собственность - частная собственность, которая для него священна и неприкосновенна. Политическая власть не самовольный Левиафан, нет, она должна и имеет право издавать законы для регулирования и сохранения собственности. Глазной целью объединения людей в государство является сохранение их собственности. Другими словами, собственность как важнейший элемент гражданского общества является условием появления государства, а не наоборот. Нет частной собственности, не нужна и власть.
Естественно, что своего расцвета гражданское общество, основанное на частной собственности, достигает после победы нидерландской, английской, aмeриканской и французской революций в качестве гражданского буржуазного общества. Ведь именно здесь оно выступает как основанная на частной собственности, свободном индивиде и его неотчуждаемых правах совокупность внегосударственных индивидуальных и групповых (частных) интересов и частных сфер жизни, противостоящих государственным сферам и независимых от них. Марксизм ошибочно отождествил гражданское общество с буржуазным обществом и отрицал его при социализме.
Однако, жизнь доказала как полную несостоятельность такого отождествления, там и опасность его: вместе с ростом производительных сил человека и превращением разума в главный источник общественного богатства, а науки в непосредственную производительную силу на рубеже XIX-XX вв. принципиально изменилось взаимодействие объективных законов и сознательных действий людей. Принципиально новая - решающая - роль сознательных действий людей вывела на передний план управление и управляющих, средства массовой информации, способы воздействия на сознание. При определенных обстоятельствах они оказались в состоянии повернуть вспять динамику взаимодействия гражданского общества и государства. Наступила качественно новая полоса эволюции: в результате сознательных - прямых и опосредствованных, воздействий правителей началось все более настойчивое и все усиливающееся вторжение власть имущих и их государственных средств (с помощью различных диктаторских, автократических и тоталитарных режимов) в ранее независимые от государства сферы гражданского общества, в самые сокровенные сферы человеческого бытия с целью их постепенного подчинения власть имущим.
В такой обстановке гражданское общество оказалось грубо стиснутым новыми воздействиями. Все более сужается охватываемая им сфера личной и семейной (частной) жизни. Это требует переосмыслить соотношения стихийного и сознательного, объективных законов и сознательной деятельности людей, гражданского общества и государства.
Начиная с 70-х годов нашего столетия ни один термин не пользовался большей популярностью, чем "гражданское общество". Перекочевывая из научных публикаций к газетным страницам, он и теперь остается предметом нескончаемых дискуссий. Со времени его первого употребления в XVI в. в комментариях к "Политике" Аристотеля, этот термин постоянно присутствует во французском языке. Некоторые прибегают к нему для осуждения разрыва между "гражданским обществом" и "политическим обществом" (т.е. миром профессионалов и политики), другие противопоставляют в более широком смысле "гражданское общество" государству (в соответствии с берущей начало от Маркса традицией), а теоретики правового государства, следуя гегелевской традиции, видят в государстве условие для создания "гражданского общества". Таким образом, "гражданское общество" - это дающий повод кривотолкам штамп, который, однако, не мешает развитию мысли и политической аргументации вплоть до концентрации надежд на политические и личные свободы. Оппозиционеры в странах Востока стремятся анализировать специфические черты их общества и вторят Клоду Лефору, определившему тоталитаризм как поглощение "гражданского общества" государством. Этот термин может, правда, ввести людей в заблуждение, когда он звучит из уст кардинала парижского монсеньора Люстиже, который утверждает, что "христианство остается одной из основных движущих сил нашего гражданского общества..."
Этот термин получил во Франции особенно широкое распространение в период президентских и парламентских выборов 1988 г. в связи с попытками политического сдвига к "центру". Тогда президент Миттеран позаимствовал его у Мишеля Рокара, часто представляемого поборником "гражданского общества" и автономии социального, человеком, стремящимся к некоторому отступлению государства, что вызывает негодование тех, кто опасается подрыва главенствующей роли государства и политических партий в Республике.
Однако его широкое использование не может заслонить от нас тот факт, что его смысловая многовариантность есть концентрированное наследие всех крупных фигур западной политической традиции: понятие "гражданское общество" столь же древнее, что и политическая наука, и со времени его первого употребления Аристотелем оно вобрало в себя различные отличающие его от других понятий ценности.
Хотя в наши дни противопоставление "политическое общество" - "гражданское общество" звучит из уст комментаторов и политических деятелей весьма тривиально, тем не менее речь идет о синонимичных в этимологическом плане терминах. "Гражданское общество" есть наивысшая форма общности, оно включает в качестве составных частей "ассоциации" (семья, корпорация), которые не могут сравниться с ним по своему значению, поскольку общность представляет собой сообщество, основанное на принципе справедливости: в нем человек может найти для себя наивысшее благо. Разве по своей природе он не есть политическое, гражданское или общественное существо? Если же "гражданское общество" - это государство, то тогда становится понятно, почему до XIX в. его синонимами были Нация (у Боссюэ) или Государство (у Руссо).
Сформулированное Блаженным Августином противопоставление двух видов человеческой общности - "града божьего" и "града земного" - имеет определяющее значение, т.к. оно построено на осмыслении средневековой мысли и протестантской реформы. Это принципиальное противопоставление не закладывает тем не менее основу для пространственного различия между Небом и Землей, это разделение онтологическое и мистическое. В "граде земном", возникшем в результате первородного греха, бредут "граждане" "града божьего", на которых снизошла селективная милость Бога любви. Итак, Вавилон противопоставляется Иерусалиму. "Гражданское общество" - это "град дьявола", проституированный Вавилон, который исчезнет с апокалипсическим пришествием божьего Иерусалима.
Блаженный Августин не призывал к восстанию против политической власти, он проповедовал подчинение, в том числе гонителю, Нерону. Это приятие порядка, даже несправедливого, в "граде земном" во имя божественной благодати будет впоследствии активно теоретизироваться протестантскими реформаторами, которые обоснуют, таким образом, существование светского государства, где человек на законном основании добивается реализации своих насущных интересов и где политическая власть законна. Вот почему Лютер столкнулся с общественными и духовными движениями, радикализировавшими его разоблачения современного католического Вавилона, а именно, папского Рима. На тех же, кто стремился привязать "град божий" к "гражданскому обществу" (иконоборцы вo главе с Карлштадтом, анабаптисты во главе с Томасом Мюнцером), навешивали ярлык "фанатиков". Отчаявшиеся добиться установления справедливости в "гражданском oбществе" на Земле, движимые надеждой на установление "цapcтва божьего", они хотели даже посредством насилия в ходе крестьянской войны добиться установления земного "царства божьего", что предполагало уничтожение частной собственности.
Однако в результате религиозных гражданских войн это понятие приобретает новое значение в противовес "естественному состоянию". И хотя переход от одного к другому равносилен разрыву и основывается на договоре (Гоббс) или происходит в модусе протяженности (Спиноза), сила людей от этого возрастает, и они видят, что гарантия их жизни и безопасности в суверене, который прекращает состояние "войны всех против всех". Но если Гоббс видит отрицательное в природе, где человек человеку волк, а позитивное в "гражданском обществе", где люди в обмен на свою абсолютную свободу получают безопасность, то Руссо рассматривает переход от "естественного состояния" к государству и от дикого состояния к цивилизованному как падение.
В то же время в XVII! в. "гражданское общество" рассматривалось как один из этапов развития человечества от варварства к цивилизованному состоянию посредством труда; истоки современного "гражданского общества" следует искать в политической экономии. Taк, Гегель, впервые отметивший различие и тесную взаимосвязь между государством и "гражданским обществом", рассматривал последнее как место, где человек своим трудом извлекает для себя пользу, но такую возможность ему открывает государство.
Совершенно иной подход мы видим у Маркса: то, от чего Гегель отказывается на уровне отдельных людей (война за интересы), Маркс усматривает в "корпорациях". Короче говоря, он считает неэффективным гегелевское государственноюридическое решение противоречий "гражданского общества". Но он далек от того, чтобы отвергать само понятие, и широко использует его, стремится объяснить его исключительно средствами политэкономии, возводя его в то же время во всеобщий принцип исторического развития. По Марксу, речь идет о процессе, в котором поначалу еще мало отличавшееся "гражданское общество" и государство постепенно расслаиваются. В период наивысшего расцвета частной собственности и крупной промышленности, иными словами, в период триумфа капитализма, наблюдается полный разрыв между политикой и экономикой, государством и "гражданским обществом": государство полностью подчинено интересам имущих классов и используется ими в качестве орудия классовой борьбы против пролетариата. Однако во Франции при Наполеоне III сформировалось чудовищное государство: бонапартизм, стремясь к укреплению своих позиций, расширил бюрократическую касту, которая высасывала все соки из "гражданского общества". Из этого следует, что Парижская коммуна, явившаяся первой попыткой установления диктатуры пролетариата, была восстанием "гражданского общества" против паразитирующего государства. Таким образом, анархизм Маркса, его теория государства основаны на более высокой оценке "гражданского общества", и именно от его имени утверждается диктатура пролетариата.
Маркс часто воспевает буржуазию как преимущественно цивилизаторский класс. Двусмысленность понятия "гражданское общество" на немецком языке состоит в том, что его можно переводить и как "буржуазное общество", усиливая эту черту. "Гражданское общество" является составной частью истории, в которой "буржуазное общество" - последний цивилизаторский момент, ибо "гражданское общество" складывается полностью лишь с созданием современного буржуазного общества. Не удивительно, что в отсутствие сильно развитой буржуазии в РОССИИ Ленин, не употреблявший само понятие "гражданское общество", видел в революционной партии и революции средство осуществления исторических цивилизаторских задач, которые из-за "азиатчины" и деспотизма не могли реализовать ни буржуазия, ни "гражданское общество". В отсутствие твердого по характеру и дифференцированного от самодержавного государства "гражданского общества", олицетворяющая собой государство партия будет выполнять роль демиурга, устраняющего варварство варварскими методами Если борьбу за власть называть маневренной, затем с "самодетермидоризацией" нэп - осадной войной, которая могла бы привести к развитию "гражданского общества" (а также нэпмановской необуржуазии), позволительно считать, что стратегия Ленина стала в некотором роде антимоделью для Грамши. Популярность работ Грамши в 70-х годах отчасти объясняет моду на "гражданское общество" - ключевое понятие в его лексиконе...