ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Цивилизация
уровень развития духовной и материальной культуры, достигнутый данным общественно-экономическим строем. Наивысшего уровня цивилизации общество достигает при коммунизме.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

Цивилизация
сравнительно высокий уровень общественного развития, достигнутый народом или группой народов. Цивилизация противоположна дикости-первобытному состоянию человечества и варварству.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
лат. civilis гражданский)- 1) синоним культуры; 2) уровень развития общества и культуры; 3) ступень развития общества, следующая за варварством (по классификации Л.Моргана).

Источник: Политология: Словарь-справочник

Цивилизация
понятие, соответствующее определенному уровню, ступени общественной эволюции, материальной и духовной культуры. «Ц. шума» — общество, характеризующееся избыточностью информации и помех.

Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.

Цивилизация
от лат. civilis - гражданский, государственный) - (1) исторически достигнутые результаты какой-либо культуры; (2) культура определенного региона и определенного исторического периода.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
civilization, от лат. civilis - гражданский) -1) высокая ступень, уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, 2) синоним культуры; 3) совокупность достижений общественного прогресса; 4) общество

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1. Уровень общественно-политического развития, материальной и духовной культуры1; 2. Одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами2.

Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Уровень развития материальной и духовной культуры, достигнутый на определенном этапе общественного развития, при данной общественно-экономической формации. Иногда под Ц. понимают только уровень культуры и техники, достигнутый человеческим обществом в современную эпоху.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(от лат. civilis гражданский, общественный) 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная Ц» современная Ц.). С победой социализма начинается становление новой, коммунистической Ц.; 3) ступень общественного развития, следующая за варварством.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
категория, относимая к так называемым «понятиям с размытыми краями», т.е. имеющим неоднозначное значение. Понимается как особый тип или путь культурно-исторического развития с только ему присущими признаками, чертами и свойствами; этап, ступень или веха политического, технологического, социального восхождения, прогресса со своими временными, историческими рамками; утверждение или признание мировым сообществом уникальности, неповторимости места и роли общества или сообщества; обобщающая характеристика современного этапа развития человечества и принадлежности (признания принадлежности) к нему в основном и целом.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

Цивилизация
(от лат. «civilis» – гражданский) – 1) социокультурная общность со своим неповторимым обликом, ценностями и своеобразием развития, объединяющая несколько национальных культур. Является синонимом терминов: «великая (региональная) культура» (см. Культура великая (региональная)) «культурно-исторический тип» (Н. Я. Данилевский); «культура» (О. Шпенглер), «суперэтнос» (Л. Н. Гумилев); 2) определенный уровень развития, проявления культуры в материальной сфере. Характеризуется развитой городской инфраструктурой, непрестанным развитием индустрии и технологии. Занимает нижний уровень в иерархии ценностей «великих культур»; 3) в концепции О. Шпенглера – определенная заключительная стадия развития любой культуры и общества, связанная с деградацией искусства и литературы.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Цивилизация
от лат. civilis гражданский, государственный)
1) уровень, ступень общественно-политического развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация);
2) конкретная общественно-политическая система в своем существовании, основанная на совокупности конкретных благ и ценностей, определяющих направление ее развития;
3) наиболее полное совпадение норм и правил государства с нормами и правилами гражданского общества, обеспечивающими свободное развитие личности. Это значение цивилизации часто называют цивилизованным государством;
4) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);
5) синоним культуры;
6) в некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(от лат., – гражданский, государственный). – Невозможно дать абсолютную дефиницию понятия. Цивилизация определяет уровень и ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (в марксистской литературе). Цивилизации управляют духовным прогрессом человечества, различаются по крови (славянская, романо-германская) и по духу (православно-христианская и западно-христианская). Современная цивилизация – совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта. Цивилизация пришла на смену варварству или ранней древности, когда по Аристотелю мир человека делился на «свободного» и «раба по природе». В широком смысле цивилизацию рассматривают как устойчивую социокультурную общность (культурно-исторический тип) людей и стран, как синоним культуры или конфессионального мира (христианского, мусульманского и др.). В более узком смысле цивилизация как суперэтнос (по Гумилеву) – это народы, консолидированные некоторым духовным родством, психологическим сходством и взаимными симпатиями (комплиментарностью). Среди современных цивилизаций (в широком смысле) выделяются западноевропейская христианская, мусульманская, индийская индуистская, китайская буддистско-конфуцианская, латиноамериканская католическая, мезоафриканская (Черная Африка) и др. Западноевропейская цивилизация включает романо-германский мир, англосакский и рубежный англо-американский суперэтносы. Мусульманская – арабский, тюркский и малайский суперэтносы; китайская – китайский, японский, корейский и вьетнамский суперэтносы. Л.Н. Гумилев выделяет также евразийский (российский) суперэтнос. Современные цивилизации различаются степенью структурированности общества – традиционного и гражданского. В западноевропейском гражданском обществе меритократия (элита качества) доминирует над аристократией (элитой по крови). В Китае и Индии доминирует традиционное общество.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Цивилизация
от лат., — гражданский, государственный). Невозможно дать абсолютную дефиницию понятия. Цивилизация определяет уровень и ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (в марксистской литературе). Цивилизации управляют духовным прогрессом человечества, различаются по крови (славянская, романо-германская) и по духу (православно христианская и западно-христианская). Современная цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.
Цивилизация пришла на смену варварства или ранней древности, когда по Аристотелю мир человека делился на «свободного» и «раба по природе». В широком смысле цивилизацию рассматривают как устойчивую социокультурную общность (культурно-исторический тип) людей и стран, как синонимом культуры или конфессионального мира (христианского, мусульманского и др.). В более узком смысле цивилизация как суперэтнос (по Гумилеву) — это народы, консолидированные некоторым духовным родством, психологическим сходством и взаимными симпатиями (комплиментарностью). Суперэтносы характеризуются социально неоднородным временем, а контакты между ними дают часто негативный результат. Невозможен контакт между цивилизациями или суперэтносами с неоднородным социальным временем. Насильственное наложение одних «прогрессивных» культурно-исторических традиций на другие порождает кентавра (например, когда модернизацию отождествляют с вестернизацией). Цивилизация — целостная суперэтническая система с циркумграничными энергонасыщенными зонами, тонкой социальной прослойкой интеллектуальной и духовной элиты.
Природно-географический фактор является одним из фундаментов формирования цивилизаций. Это находит отражение в природных аналогах: цивилизации и великие исторические реки, средиземноморская, атлантическая, тихоокеанская, дунайская, степная, евразийская и т.д. По технологии производства и управления, отношений и механизма регулирования человеческой деятельности выделяются цивилизации «традиционалистического» и «техногенного» типа. В современном мире цивилизация рассматривается и как «комфорт» или удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой. Создание и использование комфортной среды обитания способствует срастанию человека с техническим коллективом, что приводит к утрате внутренней потребности быть не только цивилизованным, но также культурным.
Среди современных цивилизаций (в широком смысле) выделяются западноевропейская христианская, мусульманская, индийская индуистская, китайская буддистско-конфуцианская, латиноамериканская католическая, мезоафриканская (Черная Африка) и др. Западноевропейская цивилизация включает романо-германский мир, англосакский и рубежный англоамериканский суперэтносы. Мусульманская — арабский, тюркский и малайский суперэтносы; китайская — китайский, японский, корейский и вьетнамский суперэтносы. Л.Н. Гумилев выделяет также евразийский (российский) суперэтнос. Полицентризм цивилизаций проявляется в разнообразии типов восприятия пространства-времени, а так же в социопсихологических, конфессиональных, геоэкономических и других особенностях. Для западноевропейской цивилизации характерны культура разума, права человека. динамизм (революции), прагматизм, протестантская этика индивидуализма и др. В восточных цивилизация выделяется мусульманский интегризм, обращение к конфуцианству, личному самоограничению и общественной солидарности, приоритет государства над человеком. Важнейшей чертой японской культуры является преемственность сложившихся культурно-исторических традиций, неразрывность прошлого и настоящего, отсутствие между ними резких переходов. Сложилась следующая схема японского диалога с другими культурами от средневековья до современности: японская душа и китайская мудрость, японская душа и западные знания (рационализм), а последние десятилетия — американские знания.
Современные цивилизации различаются степенью структурированностью общества — традиционного и гражданского. В западноевропейском гражданском обществе меритократия (элита качества) доминирует над аристократией (элитой по крови). В Китае и Индии доминирует традиционное общество.
Циклы лидерства мировых держав — предложены западным социологом И. Валлерстайном, выделившего три цикла гегемонии. Каждый цикл проходи три фазы: мировая война, гегемония великой державы и ее упадок. Нидерландский цикл гегемонии продолжался с 1618 по 1672 гг., Британский — с 1792 по 1896 гг. и американский начался с 1914 г.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

Цивилизация
(civilisation). Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в. и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени в развитии общества. Впервые употребивший это понятие шотландский философ А. Фергюссон (1723–1816) рассматривал его содержание в самом широком смысле как то, что отличает человеческое общество от животного мира, с одной стороны, и от любого иного общества – с другой. Однако уже со второй половины XVIII в. широкое распространение получило и иное толкование понятия цивилизации. Оно стало трактоваться как определенная совокупность ценностей, обогащаемых в ходе развития общества, как его социальное и моральное совершенствование. Миссия цивилизации, отмечали французские просветители, состоит в том, чтобы покончить с войнами и завоеваниями, с рабством и нищетой и распространить на мир славную «империю разума». Известные французские социологи конца XIX – начала XX в. Э. Дюркгейм и М. Мосс относили к цивилизации крупные идеологические, художественные, культурные и политические ценности и движения. Характерная черта цивилизации, по их мнению, состоит в том, что она выходит за пространственные и временные рамки той или иной исторической общности. Поэтому к цивилизации они относили только те элементы в жизни общества, которые могут передаваться или заимствоваться: например, формы государственного правления Древней Эллады и Древнего Рима, ценности эпохи Возрождения и Реформации, сказки африканских племен и т. п. В философии О. Шпенглера (1880–1936) цивилизация – заключительный период в развитии замкнутых локальных культур (египетской, греко-римской, западноевропейской и т. п.), в процессе которого происходят их закат и упадок. Цивилизация и прогресс несовместимы, как невозможно и существование единой общечеловеческой цивилизации. Идея плюрализма локальных цивилизаций, переживающих несколько стадий в своем развитии от зарождения до гибели, характерна и для А. Тойнби (1889–1975). Вместе с тем он отмечал преемственность, наличие единств а в различных цивилизациях, представляющих, по его мнению, многочисленные ветви общего древа человеческой истории. Плюрализм цивилизаций во времени признает и марксизм. Для него характерно понимание цивилизации как глобальной эпохи в истории человечества, совпадающей с эпохой классовых формаций, отчуждением человека и одновременно с формированием реальных предпосылок его преодоления и «возвращения человека к самому себе как человеку общественному». Ф. Энгельс, вслед за Л. Морганом, различал следующие эпохи в развитии человечества: дикость – период преимущественного присвоения готовых продуктов природы; варварство – введение скотоводства, земледелия, овладения методами увеличения продуктов природы посредством труда; цивилизация – период овладения обработкой продуктов природы, период промышленности и искусства. Важной чертой цивилизации, с точки зрения марксизма, является ее постоянное развитие от низшего к высшему, т. е. прогресс, хотя он и характеризуется постоянными противоречиями. В конечном итоге цивилизация представляет собой переходную ступень к высшей стадии в развитии общества, к господству демократии в управлении, братству, равенству прав и всеобщему образованию. Изменения, происходящие в мире, влекут за собой неизбежные изменения и в понимании термина «цивилизация», содержание которого развивается по мере эволюции отражаемого им объекта и развития науки. Сегодня понятие цивилизации включает два взаимосвязанных аспекта. В нем концентрируются наиболее значимые явления всемирной истории, единство и многообразие материальной и духовной культуры человеческого общества, его ценностей, образа жизни и труда. Каждый период, каждое общество, нация обладают собственной неповторимой цивилизацией. И в то же время в каждой из них есть элементы, присущие человечеству в целом, причем, по мере развития науки и техники, средств связи и транспорта, экономических, культурных и иных обменов между государствами, народами и частными субъектами, количество этих элементов растет. Понятие цивилизации имеет, таким образом, и общепланетарный характер, своего рода космическое измерение, отражающее уникальность, неповторимость человеческого рода. В современных условиях одной из важнейших характеристик, свойственных цивилизации в ее общепланетарном измерении, становится вступление ее в такую фазу, когда острота накопившихся и продолжающих усугубляться противоречий и проблем делает вполне реальной угрозу гибели человечества или, по меньшей мере, серьезных потрясении, деградации важнейших аспектов его существования. Речь идет прежде всего о сохраняющейся опасности возникновения термоядерной войны, резком обострении других глобальных проблем на фоне противоречивых демографических изменений, затяжных региональных конфликтов, трудностей в адаптации к требованиям микроэлектронной революции. Сюда относятся также кризис городов, рост наркомании, преступности и терроризма, деградация культуры и морали, маргинализация значительных масс людей, изменение структуры ценностей, потребностей и идеалов современного человека. Степень противоречивости современной глобальной цивилизации делает достаточно сомнительным бесспорное прежде для многих социологических течений положение об общественном прогрессе. Во всяком случае, становится все более явной несостоятельность отождествления научно-технического или материального прогресса с общественным прогрессом в целом: ведь даже в экономически развитых государствах научно-технический и материальный рост не стал очевидной причиной роста нравственности, духовной культуры или терпимости в национальных и социальных отношениях. Тем более это верно для мира в целом, где развитые страны составляют меньшинство, причем разрыв между ними и слаборазвитыми странами не уменьшается, а напротив, становится все больше. Не уменьшается, несмотря на увеличение удельного веса универсальных ценностей и проблем, отличающих современное человечество от его предшествующих исторических поколений, и многообразие свойственных ему самобытных (национальных, региональных, конфессиональных) цивилизаций и культур. Существует три подхода к анализу данного вопроса. Первый рассматривает цивилизацию и культуру как некую контролирующую и регулирующую инстанцию, которая санкционирует (или не санкционирует) те или иные изменения в социальном порядке, связанные с взаимодействием данной общности с другими общностями. Второй подход связан с эволюционной гипотезой, которую разделяли Э. Дюркгейм и М. Вебер, и согласно которой различия между цивилизациями и культурами носят временный и второстепенный характер. Первостепенным и постоянным является факт непрерывного движения общества к универсальным культурным ценностям, которые становятся все более секуляризованными, более рациональными и более совершенными. Третий – «диффузионистский» – подход основывается на теории культурных потоков (П. Сорокин, Т. Парсонс), объединяющей положения о самобытности и конвергенции культур. В соответствии с этой теорией более рациональные культуры имеют тенденцию распространяться на другие путем заимствования последними их ценностей и норм. Результатом такого, по сути однонаправленного движения культурных потоков и является саморегуляция международной системы.

Источник: Политика. Основные понятия справочник словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
305.24 кб

Цивилизация versus политика. Российские иллюстрации

Соловьев A.
Возможности общественных преобразований всегда были предопределены степенью использования политических механизмов социального проектирования.
Читать PDF
1.70 мб

Империя или космополис: цивилизация на распутье (перевод с английского бобровой С. Е. )

Даллмайр Фред
Статья посвящена актуальной проблеме глобализации, ставящей современное человечество перед выбором: империя или мировое сотрудничество, всемирная диктатура или цивилизованное сообщество наций (космополис).
Читать PDF
623.16 кб

Российская цивилизация: координаты интерпретации в новых реалиях

Мчедлова Мария Мирановна
Читать PDF
352.11 кб

Монгольская цивилизация на пороге XXI века

Гармаева Ирина Баировна
В статье рассматривается своеобразие занимаемого Монголией места в мире с позиций цивилизационной политологии. Указывается, что на современном глобализационном этапе Монголия сумела сохранить свою «кочевническую» аутентичность.
Читать PDF
272.80 кб

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ВАРВАРСТВО. БУДУЩЕЕ РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Панарин А.
«Стратегия России», М., 2016 г., № 7, июль, с. 90-96.
Читать PDF
367.88 кб

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: НОВЫЕ СМЫСЛЫ В ЭПОХУ ПЕРЕСТРОЙКИ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА

Спиридонова В. И.
Читать PDF
320.73 кб

ПОСЛЕДНЯЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЕВРАЗИИ: ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ?

Бельских И. Е.
Читать PDF
8.43 мб

Буддийская цивилизация и паради ГМА открытого общества

Лепехов С. Ю.
Читать PDF
413.34 кб

Восточнохристианская цивилизация как субъект мирового развития в XXI веке

Окара Андрей Николаевич
The article considers the phenomenon of an East Christian civilization as historically developed geocultural community. As a kernel of an East Christian civilization are identified Greece, Russia and Ukraine.
Читать PDF
74.72 кб

Глобальная цивилизация и Россия

Астахов Евгений Михайлович
Современная глобализация выдвигает ряд вопросов. Что такое «глобальная цивилизация»?Это объективный процесс или попытка одной, например евроатлантической, цивилизации навязать свои стандарты другим цивилизациям? XXI в.
Читать PDF
540.27 кб

96. 01. 040-042. Русская цивилизация и церковность: сб. Статей / ассоц. По комплексному изучению рус

Листовская В. Н.
Читать PDF
141.53 кб

2006. 02. 028. Россия и западная цивилизация: культурные и исторические отношения. Russia and Wester

Фадеева Т. М.
Читать PDF
0.00 байт

Российская цивилизация как вид европейской цивилизации

Исаев Б. А.
The author insisits that Russia is a part of Europe according to all characteristic features to determine a type of civilization. This thesis is based upon bif amount of historical facts.
Читать PDF
293.10 кб

Культура и цивилизация

Оруджев З. М., Кузнецова Т. В.
Читать PDF
1.22 мб

Цивилизация средневековой Европы: материалы к изучению темы в курсе "человек и общество"

Брандт Максим Юрьевич, Куликов Андрей Вячеславович

Похожие термины:

  • Государство-цивилизация

    наиболее эффективная форма противостояния глобальным вызовам и угрозам в современном мире. Крупневшие полюса экономического и технологического развития представлены аналогичными образованьям
  • РОССИЯ – УНИКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    РОССИЯ – СТРАНА С БОЛЕЕ ЧЕМ тысячелетней великой историей, давшая миру величайших гениев науки, литературы и искусства, составивших значительную часть культурного и интеллектуального наследия
  • ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    одна из восточных цивилизаций, основанная на трансцендентной воле, подчиняемой человека. Здесь общественная солидарность и индивидуальное самоограничение ставятся выше прав и интересов отдельн
  • КИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    самая протяженная во времени цивилизация, имманентно ориентированная на Великий порядок, основанный на социальной гармонии и справедливости. Иероглифическая письменность способствовала этниче
  • Сакральная цивилизация

    от слова "sacrum", "sacro" (лат.) - "священный", "святой", "освященный") - такая цивилизация, которая ставит во главу божественные культы, религиозные ценности и обряды, утверждает полный и общеобязательный пр
  • Культура цивилизация

    Культура — это совокупность образа мыслей, традиций, нравов и ценностей народа. Цивилизация — это конкретное, материальное выражение культуры, она представляет собой её практическую реализацию.
  • РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    макроэтническая и макросоциальная общность, исторически возникшая и развивавшаяся под определяющим воздействием русского народа и его культуры; нацелена на выработку и реализацию формулы христ
  • ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    историческое, культурологическое и геополитическое типологическое понятие, указывающее на совокупность конкретных цивилизационных оснований, признаков и феноменов, а именно «сверхобщества» ка
  • Запад западная цивилизация

    Западная цивилизация, блудная и ублюдочная дочь Европы, находящаяся сегодня под господством американской модели, которая преследует цель сделать всеобщим абсолютный примат торгашеского обществ
  • ЗАПАДНАЯ (ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ) ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    социокультурная целостность (общность), основанная на антропоцентрическом принципе мироздания. «Ядром» является человек, преобразующий имманентный мир. Возникла как случайное возобновление в д
  • МИР ПОСЛЕ КРИЗИСА: Основные гуманитарные тенденции становления в XXI веке концепции культуры развития человека, общества и цивилизации

    М., 2009. 168 с.). Автор, В.Н. Кузнецов, посвятил свое исследование, представленное в научном докладе, формированию новой социологической геокультурной теории культуры развития России в ХХI веке. Культур
  • Плавильный котел цивилизации

    месторазвитие цивилизации, ее родина в многомерном коммуникационном пространстве.
  • Плавильный котел западноевропейской цивилизации

  • КОММУНИКАЦИОННАЯ ОСЬ (ХРЕБЕТ) ЦИВИЛИЗАЦИИ

    коммуникационные коридоры, вдоль которых достигалась высокая оборачиваемость не только капитала, но и информации. Например, великие реки для египетской и китайской цивилизаций, рейнские рубежи д
  • АЛЬЯНС ЦИВИЛИЗАЦИЙ

    как глобальная, гуманитарная инициатива Испании и Турции была оформлена в 2004 году. Идея была в 2005 году поддержана Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном и в ноябре была сформирована Группа высок
  • ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

    как международная инициатива ЮНЕСКО, реализовался Организацией Объединенных Наций как «Год диалога между цивилизациями» в 2001 году. Выдающиеся интеллектуалы современности, представители разных
  • Столкновение цивилизаций

    термин Хантинг тона. Теория перманентности и неснимаемости геополитических конфликтов на цивилизационном уровне.
  • КОНТАКТЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

    (по Тойнби) – контакты во времени и пространстве, социальные и психологические контакты между современными друг другу цивилизациями. Наиболее распространенной формой контактов является война, а
  • Цивилизационная геополитика

    геополитика, преодолевающая традиционную ограниченность географического и эконоимческого детерменизма за счет расширения набора базисных факторов, определяющих поведение государств на междун
  • Великая цивилизационная геополитика Китая

    материализовалась в геополитике Стены и геополитике Пути. Великий Шелковый путь является символом открытости к внешнему миру, а Великая Китайская стена символизирует защиту китайских традиций и