КУЛЬТУРА

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Культура
образ мышления людей, их убеждения, система их символов и ценностей; в широком смысле все то, что человеку дается не в силу наследственности, а благодаря накоплению знаний.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

КУЛЬТУРА

Совокупность достижений человеческого общества в области науки, техники, искусства, в организации общественной и государственной жизни, в народном образовании, здравоохранении, быту и т. д.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

КУЛЬТУРА
лат. cultura) - система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Культура
(Cultural, Маданият) - глубокий уровень основных предпочтений и убеждений членов организации, которые проявляются подсознательно. Они являются основным принципом, взглядом организации на себя и свое окружение. Включает манеру поведения людей, ритуалы и заведенный порядок организационной жизни.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Культура
лат. cultura возделывание, воспитание, почитание)
универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие культура употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения, и его внепрагматической ценности. Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

КУЛЬТУРА
от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически развивающаяся надбиологическая сфера человеческой жизнедеятельности (труд, поведение и общение), благодаря которой обеспечивается воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура хранит и транслирует исторически накапливаемый социальный опыт. Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества... [Социологическая энциклопедия / Рук. д.полит.н. Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. - С. 525].

Источник: Сводный словарь по политологии

Культура
(от лат. «cultura» – возделывание, воспитание, развитие) – среда обитания; определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, находящий свое выражение в продуктах духовного и материального труда, системе социальных норм и духовных ценностей, жизненных представлений, а также во взаимоотношениях людей между собой и с окружающим миром. По степени обобщенности картин мира, которую дают различные стороны человеческой жизнедеятельности, можно выделить такие элементы структуры культуры, как богословие, философия, искусство, научное познание, политика, хозяйственная деятельность, быт. Культуры существуют исключительно в национальных формах, а также в формах общностей более высокого порядка, уровня культурного региона – великих культур (см. Культура великая).

Источник: Мировая политика и международные отношения.

КУЛЬТУРА
(лат. cultura возделывание, обрабатывание) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Различают К. определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, а также К. труда, политическую К., художественную К. и т. п. Часто понятие «К.» употребляют для обозначения духовной жизни общества. В основе развития К. лежит развитие материального производства. С переходом от одной общественно-экономической формации к другой происходит смена типов К. (напр., буржуазную К. сменяет социалистическая К.). В антагонистическом обществе развитие К. подчинено интересам эксплуататорских классов; в условиях капитализма наряду с господствующей буржуазной К. развиваются элементы демократической и социалистической К.
В результате победы социалистической революции и в ходе культурной революции создается подлинно народная, социалистическая К. В СССР сложилась и развивается на основе лучших достижений и самобытных прогрессивных традиций народов СССР социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам, интернационалистская по духу единая К. советского народа. Рост и сближение национальных К., упрочение взаимосвязей между ними делают более плодотворным их взаимное обогащение. Советская К. вбирает в себя все лучшее из мировой К. и одновременно обогащает ее своими достижениями. Советская К. помогает взаимопониманию и сближению народов мира, активно участвует в борьбе против реакции и войны. Советская К. выступает как духовный потенциал и катализатор динамичного качественного обновления социалистического общества.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Культура
1) совокупность материальных и духовных достижений общества, проявляющихся в технике, науке, искусстве, в организации государственной и общественной жизни и быта, в образованности общества, в обычаях, нравах. Часто под культурой понимается образование, просвещение. Основой развития культуры является труд людей. В классовом обществе и культура классовая; каждый господствующий класс стремится создать такую культуру, которая укрепляла бы его власть. В период высшего расцвета капитализма буржуазная культура дала миру великих ученых, изобретателей, философов, писателей. Плодами этой культуры буржуазия пользовалась для увеличения своих богатств и для усиления эксплуатации трудящихся. В настоящее время, в период империализма, буржуазная культура разлагается и приходит в упадок, падает культурный уровень населения. Рабочий класс создает свою, социалистическую культуру усваивая и критически перерабатывая все положительные достижений прошлого. На этой основе социалистическая культура создает более высокую, чем при капитализме, науку, технику и искусство. Она раскрывает неисчерпаемые богатства народной: творчества всех народов СССР. Социалистическая культура в отличи от культуры буржуазной направлена на удовлетворение потребностей широчайших народных масс. Поэтому она является культурой общечеловеческой. В то же время в зависимости от различия языка, быта и друга национальных особенностей у различных народов Советского Союза социалистическая культура принимает различную национальную форму. «Пролетарская по своему содержанию, национальная по форме, такова та общечеловеческая культура, к которой идет социализм» (Сталин). 2) В сельском хозяйстве-обработка почвы, возделывание, выращивание, разведение растений.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Культура

- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики. В более узком смысле - совокупность форм духовной жизни общества (наука, литература, искусство, философия, нравственность и т.п.), возникающих и развивающихся на основе исторически определенного способа производства материальных благ.
В классовом антагонистическом обществе господствующей является культура господствующего класса. Культура носит классовый характер, развивается на базе классовых противоречий и служит орудием борьбы классов, которые в этой борьбе используют средства культуры - школу, науку, печать, искусство и пр. для достижения своих классовых целей.
Борьба классов, имеющая своим следствием уничтожение старого общественного строя, закономерно ведет к замене старой, отжившей культуры новой, более передовой и прогрессивной культурой.
Современная "культура" империалистической буржуазии является реакционной антикультурой, задерживающей развитие и разлагающей общество. Ее характерными чертами является отрицание всего ценного, созданного буржуазной культурой в период прогрессивного развития капитализма, национальный нигилизм, пропаганда космополитизма, за которым скрывается стремление империалистов к мировому господству, проповедь всего реакционного в науке, философии, искусстве, проповедь насилия, жажды наживы, противопоставление личности и общества и т.п. и в то же время обреченность и пессимизм.
Социалистическая культура, созданная за годы Советской власти, ставила своей целью коммунистическое воспитание активных, сознательных строителей коммунизма. Впервые в истории человечества социализм превратил труд из тяжкой необходимости в дело чести, доблести и геройства, что и является основой социалистической культуры. Она явилась закономерным развитием прогрессивных достижений всей предшествующей культуры человечества. Она многонациональна, характерными ее чертами являются гуманизм, оптимизм и устремленность в будущее. Именно социалистическая культура, созданная за годы Советской власти в СССР, заложила основы будущей общечеловеческой культуры коммунизма.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

Культура
совокупность объектов (материальных, духовных), созданных человечеством и способствующих его прогрессивному развитию, в том числе культура политическая, которая позволяет на основе политической науки формировать и совершенствовать политическую систему в ходе ее демократизации, создания гражданского общества, выработки гуманных форм человеческого общежития. Проблема культуры как особого политического феномена, как ни странно, не возникла в науке в эпоху гуманизма. Кризис гуманистической культуры Возрождения настойчиво подводил к мысли о незаменимости человека. Этот взгляд и сам процесс понимания культуры, ее роли в обществе резко затормозился коллизиями Реформации, которая в определенном смысле стала «антикультурной» силой. Ситуация радикально меняется в XVIII веке: от Джамбаттиста Вико (1668-1744) - итальянского ученого, основоположника политического историзма до Иммануила Канта (1724-1804) - немецкого основоположника классической философии - длится период эмансипации культурологического подхода. Принцип историзма Д.Вико, соединенный с открытием И.Канта, позволил в начале XIX века представителям классической философии Гегелю и Фихте - создать развернутые модели поступательной эволюции универсума, стремящегося к свободе, прежде всего, к свободе политической. При этом Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) считал, что один из способов обретения политической свободы - революция: она не даст общественному болоту «застояться, покрыться ряской, ему объективно нужен свежий ветер в лице революции». Ф.Гегель даже сформулировал те социально-политические предпосылки, которые ей предшествуют. Позже у В.И.Ленина в измененной трактовке они стали называться «революционной ситуацией» без которой революция невозможна.
С течением времени в трудах многих мыслителей, например А.Мюллера - автора термина «культур-философия» всё настойчивей утверждалась мысль о политико-преобразующей роли культуры (особенно политической культуры). Появление в 1918 году «Заката Европы» Освальда Шпенглера (1880-1936) - немецкого философа можно рассматривать как завершение процесса рождения культуролога как гуманитарной дисциплины, в том числе в её политической ипостаси.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

КУЛЬТУРА
(от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие) – многозначное понятие, указывающее на совокупность достижений в различных сферах человеческой деятельности (искусстве, философии, образовании, законодательстве, науке, технологиях и т. п.). Поэтому К. является предметом изучения философии, культурологии, истории, психологии, педагогики и др. В основном под К. понимается совокупность общезначимых духовных и материальных (включая социальные) ценностей. Н. А. Бердяев показал, что без религии (как нравственного основания) К. невозможна, а генезис культуры выстроен последовательностью «религия → нравственность → К.». Аналогичная последовательность обоснована и П. А. Флоренским: «Страх Господень → культ → культура». То есть К. родилась из культа. Она соприродна духовности (и, следовательно, религии), но далеко не тождественна им ввиду различия названных феноменов. Каждая К. не возникает на пустом месте, она вырастает из синтеза предшествовавших ей традиций, но делает эту К. целостной определённая религиозно‑нравственная идея. Поэтому когда речь идёт о типологии культур (христианская, исламская, индо‑буддийская, китайская, африканская), то основанием и критерием выступает, как правило, господствующая в данной культуре религия. В этом смысле русская К. – это воплощение православной религиозно‑нравственной идеи на русско‑национальной почве. В современном мире все традиционные культуры подвержены влиянию контркультуры. Контркультура – это набор разнообразных культурных инициатив деструктивного содержания. Контркультура может иметь политическое, социальное, «сугубо культурное» (музыкальное и т. д.), мистическое содержание или представлять собой различного рода синтезы этих элементов. Основная отличительная характеристика контркультуры заключается в её оппозиционном, зачастую непримиримом отношении к установившейся культуре, традиции. Конкретные проявления контркультуры, наделённые собственной системой символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающей одни искусственно созданные социальные группы от других (хиппи, панки, футбольные хулиганы), как правило, называют субкультурами или маргинальными сообществами. Контркультура и порождённые ею субкультуры стали важными инструментами раскола общества, члены субкультур часто становятся участниками оппозиционных движений, государственных переворотов.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

Культура
Culture Стремление к организации совместных социально-культурных мер на европейском уровне стало отчетливым уже в 70-е гг. Официально же лишь в 1992 г. в статье 151 Маастрихтского договора культуре было отведено место в деле строительства общеевропейского дома. В этом договоре Европейский Союз призывается к осуществлению вклада в «развитие культур отдельных государств-членов при сохранении их национального и регионального многообразия и одновременном внимании к общему культурному наследию». Для создания настоящего общеевропейского культурного пространства Союз должен способствовать сотрудничеству между государствами-членами и по необходимости оказывать поддержку и участвовать в их деятельности в следующих сферах:
-распространение культуры и истории европейских народов;
-сохранение культурного наследия общеевропейского значения;
-некоммерческий культурный обмен;
-художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальную сферу;
-сотрудничество с третьими странами и международными организациями. В течение десяти лет Комиссия оказывала поддержку культурному сотрудничеству в рамках трех экспериментальных программ в сфере изобразительного и визуального искусства, культурного наследия и литературы (KALEIDOSKOP, ARIANE и RAPHAEL). Кроме того, Европейское сообщество поддерживает предпринятую с 1985 г. инициативу государствчленов под названием «Культурная столица Европы». В 2000 г. Комиссия приняла новую концепцию своей деятельности в сфере культуры – рамочную программу «Культура 2000». Целью этой концепции являлось создание общего культурного пространства посредством содействия культурному диалогу, креативному творчеству, распространению культуры, мобильности художников и их произведений, поддержки европейского культурного наследия, новых форм культурного самовыражения, а также социоэкономической роли культуры. В 2007 г. на место программы «Культура 2000» пришла программа «Культура». Эта новая программа предусмотрена на период 2007–2013 гг. Она подхватывает цели программы «Культура 2000» и содействует сбору и распространению информации в культурной сфере. Наряду с программой «Культура» культурное сотрудничество в Европе поддерживается специальными мероприятиями, финансируемыми из других европейских программ. При этом, в частности, речь идет о мерах в сферах экономики, науки и исследований, общего и профессионального образования или регионального развития, которые также стимулируют культурное сотрудничество. Это сотрудничество следует понимать в самом широком смысле, так как в большинстве программ могут принимать участие как страны европейского экономического пространства, так и страны-кандидаты, третьи страны и различные международные организации.

Источник: Глоссарий терминов Европейского союа и Восточного партнерства 2012