Столкновение цивилизаций

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Столкновение цивилизаций
термин Хантинг тона. Теория перманентности и неснимаемости геополитических конфликтов на цивилизационном уровне.

Источник: Геополитический глоссарий

Столкновение цивилизаций
Концепция американского политолога Сэмюэла Хантингтона о возможности столкновения христианской и мусульманской цивилизаций после крушения биполярного мира. Изложенна в книге «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка» (1996). Если во время «холодной войны» мир был разделен по политэкономическим признакам на капиталистические, социалистические и развивающиеся страны, то в настоящее время все большее значение приобретает группировка стран по этнокультурным особенностям. История человечества возвращается к истории цивилизаций. Облик современного мира определяется цивилизациями: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, славяно-православной, латиноамериканской и, возможно, африканской. В наступающем веке столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Наиболее кровопролитные межэтнические конфликты будут происходить вдоль линий цивилизационного разлома. Конфликт на рубежах западной и исламской цивилизаций длится уже 1300 лет. И это многовековое противостояние не уменьшается. На северных границах ислама разгорается конфликт между православными и мусульманскими народами. На южной границе усиливается антагонизм между арабами-исламистами и языческими или христианскими народами Черной Африки. В качестве судьбоносных для человечества конфликтов Хантингтон приводит конфликты на Балканах и Кавказе.
Ученый выделяет роль США в новом мировом устройстве: «В мире, где не будет главенства Соединенных Штатов, будет больше насилия и беспорядка и меньше демократии и экономического роста, чем в мире, где Соединенные Штаты продолжают больше влиять на решение глобальных вопросов, чем какая-либо другая страна. Постоянное международное главенство Соединенных Штатов является важным для благосостояния и безопасности американцев и для будущего свободы, демократии, открытых экономик и международного порядка на земле».
Тенденции этнокультурного регионализма и межэтнических маргинальных конфликтов обусловлены глубокими различиями в традиционной морали, истории и культуры. Углубляется взаимодействие между народами и усиливается осознание собственной цивилизации. Происходит отдаление людей в результате социально-экономических изменений от традиционной морали. Возникают трудности устранения и разрешения этнокультурных различий (в отличие от политических и экономических). При этом экономический регионализм может увенчаться успехом только в границах общей цивилизации. Европейское сообщество покоится на едином фундаменте западного христианства и культуры. Япония, наоборот испытывает трудности в создании единого экономического пространства в Восточной Азии из-за своих социокультурных особенностей.
Согласно Хантингтона, господству Запада приходит конец. В отличие от адептов западной цивилизации, утверждающих, что культура Запада есть и должна быть мировой культурой, ученый придерживается иных взглядов. Он утверждает: «Запад уникален, но не универсален». Запад делает западным классическое наследство, западное христианство, разделение духовной и светской власти, господство закона, социальный плюрализм гражданское общество, представительная власть, индивидуализм. Может ли Незапад скопировать Запад? Время от времени лидеры незападных обществ для того, чтобы модернизироваться, отказывались от собственных культур и пытались усвоить основные элементы культуры Запада. Полны решимости модернизировать свои страны были Петр Великий и Мустафа Кемаль Ататюрк. В результате они создали «разорванные» страны, неуверенные в культурной идентичности. Гораздо чаще лидеры незападных стран осуществляли модернизацию, отвергая вестернизацию. Япония, Китай и другие восточные страны заимствуют избранные элементы западной культуры и используют их для усиления собственной идентичности. Например, заимствование Китаем буддизма из Индии не повлекло за собой «индианизации» страны, напротив, произошла китаизация буддизма.
На индивидуальном уровне миграция людей в незнакомые города, столкновение с непривычной социальной средой, разрушают их традиционные местные узы, порождают кризис идентичности. Возвращение к корням обуславливается парадоксом демократии: когда незападные страны начинаю проводить выборы на западный манер, демократия зачастую приводит к власти политические движения, выступающие за возврат к своей «почве». Демократия делает общество более местническим, чем космополитичным. Вера в западные ценности других народов аморальна по своим последствиям. Хантингтон призывает Запад отказаться от иллюзии относительно своей универсальности. Интересам Запада не служат беспорядочные вмешательства в споры других народов. Главная ответственность за сдерживание и разрешение местных конфликтов должна лежать на лидирующих странах той цивилизации, которая доминирует в данном регионе. В эпоху полицентризма ответственность Запада состоит в сохранении собственных интересов, а не в разрешении конфликтов между другими народами, не имеющих никаких последствий для Запада. Учитывая, что главная опасность для мира исходит со стороны исламской и китайской цивилизации, Западу следует поощрять гегемонию России в славянско-православном мире.Хантингтон делает прогноз, что следующая мировая война, если таковая произойдет, будет войной между цивилизациями. Чтобы ее предотвратить, необходимо гораздо глубже постигать элементы общности и различий между ними, учиться существовать друг с другом.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
208.77 кб

Столкновение современных цивилизаций

Ковалев А. Н.
Статья посвящена анализу современной международной ситуации. Сегодня мир многополярный и одновременно разделен на Запад и Не-Запад.
Читать PDF
15.15 мб

Настя Рыбка и столкновение цивилизаций

Николюк Сергей Александрович
Читать PDF
308.72 кб

Политизация ислама и столкновение цивилизаций

Косухин Николай
«Обозреватель Observer», М., 2007 г., № 2, с. 107-112.
Читать PDF
450.27 кб

Концепция столкновения цивилизаций: прагматический аспект

Комлева Наталья Александровна
Статья посвящена обоснованию того, что знаменитая ныне «концепция столкновения цивилизаций» является теоретической базой геополитической экспансии в исламском мире глобальных корпораций Запада, прежде всего нефтяных.
Читать PDF
511.70 кб

Цивилизации в мировой политике: факторы столкновения и диалога

Харкевич Максим Владимирович
Цивилизации как реальность и как дискурс - отнюдь не новое явление. Однако сегодня данное понятие набирает всё большую популярность как в академической, так и в политической среде.
Читать PDF
98.17 кб

М. Мольс, К. Дерихс конец истории или столкновение цивилизаций?

Егорова Т. Е.
Mols M., Derichs С. Das Ende der Geschichte oder ein zusammenstoss der Zivilisationen? // Ztschr. fьr Politik. Mьnchen, 1995. Jg. 42, H. 3. S. 225249.
Читать PDF
273.75 кб

Столкновение цивилизаций или их примирение? Бхутто против Хантингтона

Суворова А.
Читать PDF
323.96 кб

СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ОДНОЙ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ ("ПРОСЛУШКА")

Жижек Славой
Дух времени в массовой культуре переместился из кино в телесериалы. «Прослушка» выделяется на этом фоне своим реализмом, поскольку сообщество дает в нем репрезентацию самого себя.
Читать PDF
423.28 кб

«Россиянизм» как ответ «Западнизму» в эпоху «Столкновения цивилизаций»

Жуковский Денис Александрович
В статье рассматривается дальнейший путь развития российского общества с точки зрения цивилизационного подхода.
Читать PDF
321.19 кб

Философская задача нивелирования столкновения цивилизационных маятников

Багрова Е.В.
Предметом данной статьи является решение философской проблемы поиска способов управления циклическим развитием общества с целью нивелирования структурных социальных дисбалансов, формируемых столкновениями цивилизационных маятников
Читать PDF
369.58 кб

СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, МИР ИМПЕРИЙ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА

Грачев Н. И.
Читать PDF
226.63 кб

«Конец истории» или «Столкновение цивилизаций»? Вопрос о будущем миропорядка

Короткова Мария Николаевна
Анализируются узловые моменты историографии сравнения двух парадигматических концепций, написанных в рамках модернизационного и цивилизационного подходов: «конец истории» Ф. Фукуямы и «столкновение цивилизаций» С. Хантингтона.
Читать PDF
238.05 кб

С. Хантингтон о "столкновении цивилизаций" в контексте глобальгых трансформаций

Кирсанов А. И.
Читать PDF
246.88 кб

Столкновение культур с цивилизацией как причина и почва международного терроризма

Кутырёв Владимир Александрович
Показывается ограниченность узкополитического понимания причин международного террора и неэффективность «социотехнических» методов борьбы с ним.
Читать PDF
762.04 кб

Столкновение цивилизаций на примере феномена культурного шока: типологический анализ

Р.А. Шакир
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме столкновений культурных систем как негативной разновидности культурного взаимодействия. Результатом подобных столкновений становится феномен культурного шока.