УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Утопический социализм
учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «Утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Утопический социализм
одно из течений в общественной мысли, способ обоснования неизбежности создания некоего "идеального" общества (социализм, коммунизм), которое будет резко отличаться от реальной действительности. В историческом плане можно выделить ранний утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанела, Дж. Уинстенли); зрелый (Ж. Мелье, Г. Бабеф) и поздний (Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. Сен-Симон). В любом случае в утопических учениях неизменно присутствовали два начала: резкая критика капитализма (прежде всего частной собственности как его основы) и нередко весьма детальный образ общества будущего, которое якобы станет альтернативой "бесчеловечному" капитализму. Теоретическую или же литературно-публицистическую форму утопический социализм в России обрел в творчестве таких мыслителей, как А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский. Утопический социализм стал закономерным явлением общественной мысли. Он отразил острейшие социально-экономические противоречия и проблемы общества. В нем выразилась вековая мечта человечества о более разумном и гуманном устройстве общественной жизни.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Утопический социализм
(от слова утопия (см.) - социалистические учения, возникшие до появления научного социализма Маркса, в неразвитый период рабочего движения в начале XIX века. Утопический социализм «критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (Ленин). Социалисты-утописты отвергали всякую политическую, особенно революционную, деятельность; они считали, что можно убедить эксплуататоров в превосходстве социалистического строя и при их помощи добиться осуществления социализма. В этом-утопизм (несбыточность) их учения. Однако их критика капиталистического строя, требование уничтожения частной собственности, пропаганда будущего социалистического общества способствовали на заре зарождавшегося рабочего движения просвещению рабочих масс. Выдающиеся социалисты-утописты-Фурье (1772-1837), Сен-Симон (1760-1825), Оуэн (1771-1858). В середине XIX века Маркс и Энгельс создали научный социализм-марксизм (см.).

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
учение об идеальном обществе, основанном на равенстве всех его членов, коллективной собственности и обязательности труда для всех. Термин «У. с.» происходит от названия произведения одного из основоположников У. с., английского мыслителя-гуманиста Томаса Мора, «Утопия» (1516), в к-ром впервые были развиты идеи У. с. Заслуга представителей У. с. состояла в острой критике противоречий и пороков эксплуататорского общества, сочувствии угнетенным трудящимся массам. Утописты-социалисты убедительно показали, что капиталистический строй не способен дать людям ни свободы, ни равенства. «Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества», писал В.И. Ленин. Нек-рые представители У. с. поднимались и до понимания того, что ликвидация частной собственности на средства производства, переход от эксплуататорского общества к социалистическому возможны лишь революционным путем, через установление революционной диктатуры трудового народа.
В России идеи У. с. развивали революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др. Признавая революцию, они считали, что переход к социализму возможен через крестьянскую общину («крестьянский социализм»), не сумели понять действительную роль рабочего класса в общественном развитии. Только К. Маркс и Ф. Энгельс, доказавшие, что социализм не вымысел мечтателей, а необходимый результат развития общества, классовой борьбы пролетариата, превратили учение о социализме из утопии в науку.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Утопический социализм
социалистические учения, возникшие в отличие от научного социализма в отрыве от общественно-исторических условий, от классовой борьбы пролетариата, появившиеся в период разложения феодального строя. Все утопические социалисты принадлежат к тому периоду, писал К. Маркс, когда ни рабочий класс не был еще достаточно вышколен и организован ходом развития самого капиталистического общества, чтобы выступить исторически действующим лицом на мировую арену, ни материальные условия его освобождения не созрели в достаточной мере в недрах самого старого мира. Нищета рабочего класса существовала, но условия для его собственного движения еще не появились. Идеи социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн) остались на бумаге, они были прекрасной и захватывающей воображение сказкой, которой в то время не суждено было осуществиться. Но заслуга социалистов-утопистов в том, что они разбудили социалистическую мысль, беспощадно критиковали эксплуататорский строй, дали ряд гениальных догадок о будущем социалистического общества, которые были использованы впоследствии марксизмом. В России идеи утопических социалистов развивали революционные демократы Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский. Они пошли дальше своих западных коллег, понимали, что только трудящиеся массы кровно заинтересованы в замене старого общества новым, но до осознания исторической роли пролетариата в условиях отсталой России подняться не могли. Лишь марксизм-ленинизм привел к победе социализма — нового общественного строя, который ныне уже стал мировой системой. «Мы с признательностью вспоминаем имена великих социалистов-утопистов..., имена русских революционеров-демократов...» — говорил Н. С. Хрущев на XXII съезде КПСС.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
от греч. U не, нет и topos - место, букв. место, которого нет) - представления об обществе, основанном на социальном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возможность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии заключается в том, что ее невозможно в данной форме воплотить в действительность.
Утопический социализм можно интерпретировать как идеологию, в которой содержатся определенные ценности, на которые ориентированы ее носители, и технологии, к воплощению которых стремятся политики - носители данных ценностей. К ценностям утопического социализма относятся идеалы равенства, преодоления социального и политического отчуждения членов общества, уничтожение эксплуатации человека человеком, создание возможности для всестороннего развития, гармоничной социализации независимо от пола и семейного положения, национальной и этнической принадлежности и т. п. Данные идеалы носят общечеловеческий характер, к подобным отношениям, как надеются люди, движется общественное развитие, поэтому эти идеалы привлекательны для всех нормальных людей и есть большая доля вероятности, что рано или поздно они превратятся в формы реальной жизни. В такой идеологии социализма особого утопизма нет. В то же время подобные идеалы высказывались не только в социалистической идеологии, но и, например, в христианской евангелистике, и во многих других идеологиях.
Наряду с ценностями, утопические теории содержат более или менее разработанную технологию создания и поддержания этих отношений равенства. Поскольку теории социализма вырастают на почве критики и отрицания существующих социально-политических отношений, в них по-разному решается вопрос о формах нового общества. В христианском социализме основой считается духовное совершенство человека. Развитие души верующих способствует созданию обстановки любви к Богу и всем людям. Вера, Надежда и Любовь в соединении со стремлением к совершенству в жизни для завоевания права на возвышенное существование в вечной жизни после смерти - основа для религиозного социализма. Люди, согласно этому учению, не будут так привязаны к материальным благам и плотским желаниям, они станут добровольно трудиться на благо всех. Подобные отношения в ограниченных пределах существовали в раннехристианских общинах, где верующие добровольно отказывались от частной собственности. Позднее отношения с элементами социального равенства наблюдались в отдельных христианских коллективах - среди последователей святых и подвижников церкви, в монастырях, сектах и т. д. Развитие промышленных отношений уменьшили хозяйственную роль религии, ее функции сконцентрировались в духовной сфере. Поэтому реализация социализма на религиозной основе в настоящее время вряд ли возможна.
Зачатки наемного труда в эпоху нового времени привели к попытке преодоления сословных отношений в форме социализма. Родоначальником утопического социализма можно считать англичанина Томаса Мора. В его труде "Утопия" (1516) были изложены взгляды на общество "золотого века". К его последователям относят Т. Кампанеллу, Дж. Уинстенли, Г. Бабефа, К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и многих других. В трудах социалистов-утопистов содержится блестящая критика недостатков феодального и капиталистического общества в Европе и России. В них формулируется множество идеалов. Кроме того, они высказывают ряд соображений по поводу устройства социалистического общества, которые заслуженно считаются вполне реальными предвосхищениями в области социально-политической структуры.
Один из ярких идеологов социализма Т. Кампанелла писал о том, что основной задачей социалистического государства будет функция организации производства и распределения, а также воспитания граждан. Он предлагал привлекать к политическому управлению науку и ученых, опираясь при этом на политическую деятельность народа. Социалисты настаивали на централизованной системе планового хозяйства, переносе центра политики с управления людьми на управление производством, вещами. Они считали, что политика и государство в этом случае начнут отмирать, а социализм разбудит энтузиазм людей: они станут опираться на разум, а не на низменные страсти.
Идеологи общества равноправия надеялись, что общество станет коллективистским, частной собственности не будет, все будут трудиться и реально обладать равенством в правах и обязанностях, воспитание будет гармоничным, политехническим, высоконравственным и т. д. Как видим, представители утопического социализма высказывали ряд высоких идей, верили в воплощение многих идеалов человечества, которое стремится к гармоничной жизни на земле, а не в потустороннем мире.
В то же время идеи утопического социализма противоречивы. Они и не могли быть другими, поскольку в содержании социализма идеологи пытались совместить несовместимые социальные и политические моменты. Утопический социализм подвергали критике как представители буржуазной идеологии, так и марксисты, которые претендовали на роль теоретических социалистов. Маркс пришел к выводу, что все идеологи до него пытались опираться на идеологию, а не на реальные общественные отношения при конструировании идеального общества. Он попытался теоретически, в научной форме, доказать, что единственным политическим актуальным классом, который несет в себе содержание будущих отношений, является пролетариат. Поэтому пролетарии всех стран объединятся, добьются преодоления частной собственности на средства производства, возьмут власть в свои руки, установят диктатуру пролетариата.
Пролетарское государство, по мнению Маркса, возьмет на себя роль организатора ликвидации буржуазных отношений, будет всячески способствовать всестороннему развитию членов общества. В этом обществе все население, которое может трудиться будет и создавать материальные блага и выполнять все остальные управленческие и культурные функции. Все люди в этом обществе будут производить предметы потребления, а также участвовать в их распределении.
Попытка воплощения идей Маркса в реальность была осуществлена в России под руководством Ленина. Коммунистическая партия, которая была основным субъектом управления советским обществом, в 1936 г. заявила, что социализм в СССР построен. После окончания второй мировой войны еще ряд стран признал себя официально социалистическими. С 1985 г. по мере развертывания постсоциалистических реформ в странах уже бывшего социализма, началась реставрация тех отношений, которые в марксизме-ленинизме считаются капиталистическими. В то же время в развитых странах Запада развертывание научно-технического прогресса к концу XX в. привело к резкому сокращению класса пролетариата. Повышение производительности труда позволило обществу сократить число людей, занятых в промышленности, примерно до 15%. Следовательно, можно заключить, что в настоящее время пролетариат уже не является содержательно ведущим классом общества, как это было в XIX в. А это обстоятельство означает, что идеалы социализма могут быть реализованы другими социальными силами. Значит, марксизм-ленинизм в значительной степени можно также считать утопией.

Источник: Словарь по политологии

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

Из истории утопического социализма: критика буржуазного мироустройства в концепции Р. Оуэна

Павлов Валерий Алексеевич, Растимешина Татьяна Владимировна
Авторы рассматривают взгляды социалиста-утописта Роберта Оуэна на буржуазную цивилизацию.
Читать PDF

Навык утопического взгляда: на материале авторских фотографий последних десятилетий социализма

Ирина Каспэ
В статье исследуется «утопическая рецепция», т. е. возникновение и воспроизводство коллективных представлений об утопическом.
Читать PDF

Критический утопический социализм К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна: создание социальной науки

Павлов Валерий Алексеевич, Растимешина Татьяна Владимировна
Анализируются взгляды социалистов-утопистов XIX в. К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна на ряд философских, социальных и политических вопросов в контексте проблемы создания самостоятельной науки об обществе.