процесс и результат выработки относительно устойчивой осознанной системы представлений субъекта политических отношений о самом себе в социально-политическом плане, на основе которой субъект целенаправленно строит свои взаимоотношения с другими субъектами и объектами политики как внутри политической системы, так и за её пределами и отношение к самому себе. Это - осознание себя в политике как самостоятельного деятеля, целостная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов поведения.
Субъектом политического самосознания может выступать как отдельная личность (и тогда речь идет об индивидуальном политическом самосознании как осознании себя в качестве чувствующей, воспринимающей, мыслящей и сознательно действующей личности к политике), так и социальная группа (в данном случае речь идет о групповом политическом самосознании, подразумевающем наличие в большей или меньшей степени идеологизированных концепций, касающихся коллективного осознания социальной группой особенностей свойственного ей политического восприятия, мышления, характера и направленности действий в соответствии с интересами и потребностями общества), причем независимо от её размеров. В реальности встречаются проявления политического самосознания как в отношении малой группы, например, политического самосознания родового клана, небольшой парламентской фракции или претендующей на власть политической клики, так и в отношении большой социальной группы - нации или народности, класса или социального слоя. Независимо от специфических особенностей субъекта, в целом политическое самосознание включает три основных аспекта: познавательный, эмоциональный и оценочно-целевой. Познавательный аспект политического самосознания (политическое самосознание в самом узком, буквальном смысле (как набор осознанных объективных знаний человека о его месте в политике), подразумевает наличие определенной информации, позволяющей сопоставить имеющуюся информацию об устройстве окружающей социально-политической среды с представлениями о собственной роли, возможностях и способностях субъекта в этой среде. Так в ходе политической социализации формируется политическое самосознание отдельной личности; усваивая социально-политические знания нормативного характера, индивид сопоставляет их с собственными возможностями влиять на политическую жизнь и уясняет, в частности, что эти возможности связаны с обретением права голоса и рядом иных атрибутов «политического гражданина». Соответственно для него познавательный аспект политического самосознания включает знания как минимум двух больших этапов собственного развития: до и после обретения соответствующего политического статуса. Эмоциональный аспект политического самосознания выражается в определенном эмоционально окрашенном отношении к знанию своего объективного политического статуса. Последний может устраивать или не устраивать, восприниматься как высокий или низкий, благоприятный или неблагоприятный фактор. С эмоциональным аспектом политического самосознания связаны такие явления, как политическое самоуважение (свойственное, например, представителям господствующих в политической системе сил) или, напротив, политическое самоуничижение (отличающее обычно представителей угнетенных социальных групп и слоев), политическое себялюбие (особенно проявляется на уровне индивидуальных политических деятелей, стремящихся к личной власти). Оценочно-целевой аспект связан с эмоциональным и проявляется, прежде всего, в стремлении повысить политическую самооценку, завоевать политическое самоуважение, обрести или укрепить политическое влияние, авторитет, а в конечном счете - политическую власть. Это может проявляться в разных формах: на уровне индивидуального субъекта, политического субъекта политического самосознания - борьба за массовую поддержку того или иного кандидата на выборный пост, на групповом уровне (лоббистские тенденции, связанные с продвижение к власти своих представителей): на социальном макро-уровне (массовое стремление угнетенного класса к социальной революции, радикально изменяющей его положение в социально-политической системе).
В своей совокупности все основные аспекты политического самосознания образуют целостный политический образ самого себя, существующий, хотя и на разных уровнях развития, практически у всех реальных или идеальных, созданных идеологизированной пропагандой, субъектов социально-политической жизни. Такой образ представляет собой интегрированное сочетание нескольких компонентов, включая реальное представление о себе в настоящее время; идеальное представление о том, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, и о том, какую политическую роль он должен был бы играть в обществе в соответствии со своими потребностями и возможностями; динамичное представлении о том, каким субъект намерен стать в относительно ближайшее время (своего рода социально-политическая программа).
Политическое самосознание одновременно выступает как предпосылка и в то же время как следствие социально-политического взаимодействия. Это - деятельностное, а не умозрительное политико-психологическое образование, что в свое время было четко выражено в известном политическом лозунге начала XX века в России: «В борьбе обретешь ты право своё!» и полностью соответствует положению о том, что права (в частности, политические) не даются - они завоевываются.
Проблема развития адекватного политического самосознания на всех уровнях субъектов социально-политического действия является одной из центральных в процессе перехода, прежде всего, от тоталитарной к демократической социально-политической системе, на этапе становления правового государства и гражданского общества. Если в условиях тоталитаризма (а в какой-то степени и авторитарного политического режима) саморазвитие адекватного политического самосознания практически для всех субъектов политики (реальных и потенциальных) подменяется, по сути дела, принудительным формированием необходимых лишь для социально-политической системы и жестко контролируемых сю отдельных элементов идеологизированного и потому не всегда адекватного действительности, предельно зависимого от такой системы политического самосознания, то оно нуждается в ином типе политического самосознания и неизбежно создает условия для существенного разнообразия вариантов её осмысления. Получая возможности активного самостоятельного участия в политике, её субъекты на всех уровнях попадают в ситуацию необходимости ускоренного становления своего политического самосознания в соответствии со своими подлинными интересами и потребностями. После этого политические отношения превращаются в активное взаимодействие либо борьбу более или менее развитых вариантов политического самосознания, в которой побеждают тс, кто быстрее и точнее осознает свои политические цели и овладевает политическими навыками их достижения. Именно эти процессы лежат в основе бурной политизации общества, обычно сопровождающей переход к демократии - они отражают обостренную реакцию людей (отдельных индивидов и целых групп), ранее лишенных собственного политического сознания. Резкая политизация неизбежно связана с политическими конфликтами, условием минимизации которых является высокий уровень развития политического самосознания, позволяющий большинству субъектов политики осознать взаимосвязь и взаимозависимость реализации интересов каждого и одновременно общую зависимость достижения нужного положительного результата от некоторого базисного состояния стабильности общества. Как правило, со временем это становится распространенным, и эйфория приобретения собственного политического самосознания сменяется привычной реализацией интересов и потребностей на основе вырабатывающихся демократических механизмов. (Эйфория - греч. euphoria - состояние приподнятого настроения, беспечности, довольства, не соответствующие объективным условиям).
Самосознание политическое
Самосознание политическое
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013