как самостоятельное понятие введено в научный оборот немецким политическим философом Карлом Шмиттом, который в 1927 г. опубликовал первый вариант ставшей впоследствии знаменитой научную работу под названием «Понятие политического». Именно К. Шмитт впервые статус политического обозначил как проблему, которую нельзя свести только к деятельности государства. Политическое, по Шмитту, охватывает гораздо более широкие сферы и «обозначает степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей».
Во второй половине XX века «политическое» становится одним из ключевых понятий и проблем политической философии (философии политики), которая, правда, в научной литературе получает множество различных толкований и интерпретаций. Вместе с тем, во всем этом многообразии выкристаллизовывается некое общее понимание политического не как простого прилагательного от слова «политика», а как самостоятельной проблемы, имеющей философское содержание.
Правомерно провести следующую разграничительную линию между «политикой» и «политическим»: первая (институты, структурные элементы, учреждения и процедуры) входит в сферу изучения политической науки (политологии), а вторая (природа власти и государственной жизни, политических связей и отношений) принадлежит философии (политической философии/философии политики). Такое различие можно представить и в виде существования двух исследовательских подходов (собственно политологического и политико-научного или политико-философского), которые тесно взаимосвязаны, но не совпадают друг с другом. Первый из этих подходов занимается анализом «фактов» политических процессов и явлений и отвечает на вопросы «что», иногда «как», тогда как второй исследует их «сущность», их «идеалы» и поэтому отвечает на вопросы «почему» и «что будет» или «что должно быть».
Следует отметить, что концептуальные различия в исследовании политических феноменов (несводимость политического к политике) появляется уже в период Античности и проходит через всю историю философско-политической мысли.
Е.Н. Мощелков
233.63 кб
Политическое манипулирование и технология «умных толп» как средства борьбы за гегемонию
Новейший опыт политической борьбы в форме цветных революций и подобных им событий, при которых правящий режим свергается с помощью большого числа демонстрантов, осмысляется на основе положений теорий элит и гегемонии.