СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
Источник: Политология: термины
Источник: Советский политический язык 1984 г.
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Функции С.п.: 1) регулятивная (С.п. регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности политических идей, норм, представлений и убеждений); 2) познавательно-информационная (люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический; все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации; С.п. в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться); 3) оценочная (именно на основе оценки политической действительности люди формулируют свои политические взгляды, убеждения, позиции); 4) мобилизующая (посредством этой функции С.п. побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов).
Формами С.п. выступают индивидуальное, групповое и массовое. Индивидуальное С.п. формируется в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и действовать в ней. Групповое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители группового сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. В массовом С.п. отражается опосредованно уровень и содержание потребностей общества, а также объем знаний общества о политической действительности. Массовое С.п. весьма динамично. Оно формируется под влиянием социальных потрясений, конкретной исторической ситуации и множества др. факторов.
Источник: Политология: Словарь-справочник
П. с. всегда имеет сугубо классовый характер, поскольку представляет собой специфическую форму выражения политических интересов класса, обусловливаемых в конечном счете тем местом, к-рое данный класс занимает в системе общественного производства. По признаку классовости в истории выделяются основные типы П. с., такие, напр.. как сознание буржуазии и рабочего класса. Существуют также менее крупные комплексы П. с., принадлежащие различным промежуточным социальным группам.
По степени отражения сущности и закономерностей сферы политики в структуре П. с. усматривают два диалектически взаимосвязанных уровня: теоретический и эмпирический. Теоретический уровень П. с, отличает ориентация на раскрытие законов, управляющих политической жизнью общества, он характерен для деятельности идеологов выразителей интересов тех или иных классов, края сопряжена с выработкой концепций, идей, понятий и воплощается в специальных исследованиях, декларациях, программах и т.п. Эмпирический уровень П. с. складывается на почве практического повседневного опыта людей и фиксирует непосредственные проявления политической жизнедеятельности общества; они отражаются в сумме наблюдений, навыков и представлений, к-рые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе
П с. оказывает большое влияние на иные формы общественного сознания: экономические, правовые, моральные, эстетические воззрения, особенно в плане определения их социально-классового смысла. В свою очередь П с. испытывает на себе воздействие таких духовных факторов, как мировоззрение, господствующий стиль мышления, традиции и т.д. Многие элементы П с. входят в политическую культуру и в ее составе способствуют реализации политико-воспитательных задач, решаемых конкретным классом, обществом, государством Каналами распространения П. с в современных условиях являются в первую очередь средства массовой коммуникации, школа, просветительные учреждения и др.
Взаимоотношения различных классовых типов П. с неизбежно принимают форму идеологической борьбы. Одним из важнейших моментов такой борьбы, края происходит ныне в глобальном масштабе, выступает ведущаяся марксистами-ленинцами научно обоснованная критика буржуазных политических идей, защищающих буржуазные государственно-правовые порядки, антинародный режим политического господства капитала и в ложном свете выставляющих марксистско-ленинское учение, политическую систему социалистического общества
Создав и разработав диалектико-материалистическую теорию общественного развития, К. Маркс, Ф Энгельс, В.И. Ленин подвели под пролетарское П.с. подлинно научный фундамент Тем самым стало возможным истинное познание законов политической жизни общества Данное обстоятельство позволило выявить верные пути, ведущие к завоеванию политической власти рабочим классом, построению и упрочению социалистического государства, развертыванию социалистической демократии. Оно обеспечивало и обеспечивает рост политической сознательности трудящихся масс, их практическое участие в управлении делами общества и государства, повышает их роль как действительных носителей и субъектов народовластия.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Политическое сознание отличается от сознания всеобщего характера тем, что оно стремится к осмыслению целого на основе системы ценностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты, господствующих слоев населения и т.д. В зависимости от специфики культурно-технологической и политической организации общества, эти ценности могут колебаться в границах приоритетов политического пространства. В то же время политическое сознание не может не быть идеологизированным, оно имеет акцентированное практически-властное значение и выполняет свойственную ей функцию осмысления общества с позиций политической организации и власти.
Проблема истинности актуальна и для политического сознания, несмотря на то, что оно всегда содержит идеологически-спекулятивный момент. Момент истинности политического сознания находится в границах его адекватности осознаваемой социально-политической ситуации. Особенно актуальна адекватность данной формы сознания в критические, кризисные моменты истории в значительной мере зависит направленность и степень концентрации социальной энергии, экономической, дипломатической или военной силы, а следовательно, судьба государств и народов. Адекватность, соответствие сознания социально-политической ситуации и способность это сознание за счет организации превратить в реальную социальную силу может преодолеть кризис в обществе.
Неадекватность политического сознания, выражающаяся в иллюзорности, утопичности или субъективности, выходящей за границы политического пространства разрушает общественную мощь, приводит к нарастанию кризисов и гибели национально-государственных образований (стран). В то же время политическое сознание как таковое может способствовать смягчению кризисных ситуаций. Бескризисное развитие истории можно считать критерием истинности политического сознания и соответствия политической структуры и политической элиты реальным общественно-политическим отношениям. Подобное отношение к политическому сознанию связано с тем, что всякая политика начинается с осознания существующего общества, постановки тех или иных управленческих, политических целей.
Политические цели являются непосредственной основой организации политической деятельности. Поэтому от того, насколько ясно и адекватно представители политической элиты понимают свои задачи и возможности их решения, зависит эффективность политического управления, и, следовательно, состояние реальной жизни государства и населения. В самом общем плане политическое сознание складывается в определенной культурной ситуации и определяется ею. Так, во всех культурах, кроме западной, политическое сознание носит иррациональный, "ненаучный" характер. Политическое сознание имеет формы традиций, религиозных принципов, священных и индивидуальных озарений, гаданий и предсказаний, толкования снов и видений, откровений мудрости, определения судьбы людей и государств по священным книгам, гороскопам, общения с духами предков и великих предшественников, и т. д.
История развития политического сознания берет начало в мифологии в странах Востока. Политическое сознание в Европе сначала имело те же формы, что и на Востоке. Высшей его формой была мудрость великих законодателей. Они издавали законы, по которым люди должны были жить веками. Из античной древности до нас дошли мифы о семи мудрецах. В их число входили разные люди. В реальности их было гораздо больше. Им удавалось лучше других осмыслить социальную действительность и выразить ее в общих формах законов, выполнение которых в рамках политической организации общества гарантировало максимальную успешность всего общественного существования, воспроизводства.
Современные психологи (К. Юнг) пришли к выводу, что в результате социального опыта создается поле бессознательного, в котором "витают" идеи. Наиболее способные к этому люди улавливают, осмысливают эти "флюиды", образы и превращают их в идеи, политические программы, законы и т. д. Значительная часть осознания осуществлялась в религиозной форме. В этой форме сознание шло от пророков, которые мыслили, как считается в рамках религиозного мировоззрения, не сами, а выражали волю Бога. Кроме этих иррациональных моментов, начиная со времен античной Греции, к массиву политического сознания присоединяются принципы, выработанные в русле философии, метафизического сознания.
Великие философы древности Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель и другие пытались создать универсальные политические системы, которые были бы основаны на универсальных принципах добра, справедливости, гармонии, общественного блага и т. д. Например, Аристотель был духовным наставником Александра Македонского, политическое сознание которого, в совокупности с организаторским гением, оказало решающее воздействие на политическую организацию эллинского мира. Эпоха нового времени превращается в культуру нарождающегося научно-технического прогресса. Эта культура вызывает к жизни небывалое в прежней истории развитие рационального сознания, в основе которого лежит метод логики.
Логика концентрирует в себе весь прошлый опыт человечества, а он, в свою очередь, целенаправленно проецируется на предмет научного, рационального знания. В результате сознание принимает форму закона. Предмет познается объективно, одинаково для всех людей. Такое знание может технологически воспроизводиться в любых условиях, что необходимо для промышленного производства. Человечество устроено так, что господствующее сознание эпохи приобретает всеобщий характер. Произошло это и с политическим сознанием.
Эмпирическая направленность сознания, сформулированная Ф. Бэконом, изменяет и эпистемологическую, познавательную направленность идеологии. Лучшие умы Европы пытаются политическую структуру осмыслить рационально, научно. Для этого, как казалось, достаточно познать законы развития общества, сущность политической организации, объединить их и показать людям, как нужно жить в условиях оптимальной политико-социальной системы.
Высшей точкой притязаний рациональной идеологии можно считать марксистскую теорию. Маркс и Энгельс, исходя из принципа материалистического понимания истории, подвергли теоретической критике общество буржуазных отношений. Они пришли к выводу, что для создания общества справедливости необходимо преодолеть частную собственность на средства производства и создать бесклассовое общество. В этом обществе все должны трудиться в сфере производства материальных благ, заниматься всеми остальными социальными функциями, включая и сферу политики. По мнению Маркса, это создало бы возможность гармонично развиваться всем людям, что в свою очередь развило такой процесс в обществе, который позволил бы обойтись без политики. В коммунистическом обществе, по этой теории, управление вещами сменит управление людьми, а это поможет преодолеть политическую организацию общества. Эта теория была так привлекательна, что миллионы людей стали ее последователями.
В России конца ХIХ века кризисное состояние общества выступало побудительным мотивом для идеологических поисков путей реформирования. Теория Маркса, созданная для развитого промышленного общества, была воспринята как научная социология радикального характера и была приспособлена к российской действительности Лениным. После революции 1917 г. партия большевиков осуществила дерзкую попытку создания общества на основе марксистско-ленинской идеологии. В результате в СССР было за кратчайшие сроки создано промышленное общество, страна была превращена в мощнейшую милитаризированную сверхдержаву. В то же время никакого коммунизма не получилось, а эксплуатация, с которой должны были бороться коммунисты, превратилась в сверхэксплуатацию. Политический режим вместо свободы принес террор тоталитаризма, а через семь десятилетий система рухнула.
Можно констатировать, что с момента появления политического сознания до самого последнего времени, политические цели, которые ставятся во всеобъемлющих радикальных программах, реализуются не так, как они задумывались. Появляются такие обстоятельства, которые не позволяют воплотить в жизнь идеальные модели политического сознания. Это приводит многих мыслителей к выводу, что мы еще очень мало знаем о самих себе, о том, что такое общество. Именно по этой причине в восточных деспотиях практически нет свободных людей. Гармонизация осуществляется в них за счет всеобщего ограничения. В античности достаточной свободой обладали только свободные граждане. Рабы приравнивались к домашним животным. В условиях феодализма свободными были высшие сословия. Только демократия делает людей формально равными по отношению к правам, к закону.
Политическое сознание не в состоянии создать гармоничных условий жизни для всех членов общества даже в форме утопии - все утопии содержат внутренние противоречия, которые невозможно разрешить в их рамках. Политическое сознание выступает в форме идеологии, поэтому всегда идеологично. Идеологичность этой формы сознания заключается в том, что оно осознает общество в целом с позиций какой-либо его части
- класса, слоя, корпорации и т. д. Официальное политическое сознание выражает интересы господствующих социальных сил и элиты, а оппозиционное - интересы какой-либо иной, нарождающейся или отмирающей, части социальной структуры.
Политические реалии стали основой для вывода, согласно которому любое политическое сознание идеологично, частично и утопично (К. Мангейм). Это связано с вечным ограничением политики - выражать частный интерес в качестве всеобщего. Ограничивать практически всех людей ради воспроизводства целого - государства - как величие, так и проклятие политики. В современном обществе с ярко выраженными частными интересами и засильем бюрократии сформировать всеобщее политическое сознание под силу только "внеклассовым", "беспартийным" интеллигентам.
Проблема деидеологизации политического сознания, придание ему статуса всеобщего, включение в него интересов всех слоев населения современного общества актуальна, но до сих пор нереализуема. Ее принципиальное решение связано с дальнейшей гуманизацией общества, его демилитаризацией, экологизацией, деэлитизацией и многими другими процессами, затрагивающими интересы практически всего населения Земли.
Кроме деидеологизации перед политическим сознанием современности стоит задача возможности воплощения его выводов в реальную политическую практику. Данная проблема может быть решена, если политическое сознание кроме адекватности ценностной реальности приобретет статус технологичности. Политическое сознание реализуется через деятельность государства и политических партий, различные формы организационной деятельности и т. д. От зрелости и адекватности сознания зависит во многом успешность всей политики.
Источник: Словарь по политологии