Рефлексия
Рефлексия
(лат. reflexio — отражение) — размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния. С точки зрения психологии, Р. — восприятие и воспроизведение людьми и социальными группами поведения других людей и групп. Р. в экономике приводи т к появлению эффекта триумфа. Это позволяет использовать Р. в экономическом ИМ. Напр., как только определенное число игроков фондового рынка решают продавать акции, другие начинают верить, что их цена будет падать. Они бросаются продавать, и это ускоряет падение цены. И наоборот, если многие убеждены, что акции идут вверх, то они торопятся покупать, и цена повышается еще больше. Дж. Сорос связывает этот эффект с Р. Он пишет об участниках рынка как об учениках, подверженных в своих решениях пристрастиям и эмоциям: «Ученые накапливают знания. Но участники рынка лишены такой роскоши, и у них нет возможности опираться в своих решениях на достоверные знания. В своих решениях они должны учитывать свои суждения о будущем, и их пристрастное отношение влияет на сам результат. Этот результат, в свою очередь, усиливает или ослабляет то пристрастное отношение, на которое участники рынка опирались при принятии решений». Наиболее простой вид манипулирования Учениками — это эмоциональное воздействие на их пристрастия. Алчность делает их удобным объектом манипулирования сознанием через эмоции со стороны рыночного Авторитета (Вожака или Учителя) — см. Рефлексивный механизм.