РАЗОРУЖЕНИЕ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Разоружение
решение одного или более государств о сокращении, выводе, уничтожении определенных видов (или вида) оружия.

Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.

Разоружение
система международных мероприятий, цель которых - полное уничтожение или существенное сокращение средств ведения войны и создание предпосылок для устранения угрозы ее возникновения.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

РАЗОРУЖЕНИЕ
одна из основных форм демилитаризации геополитического пространства, процесс уменьшения количественных и качественных показателей отдельных видов вооружений или систем вооружений в целом. Особо выделяется ядерное разоружение, ведущее к полному уничтожению или существенному сокращению ядерного оружия.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

РАЗОРУЖЕНИЕ
процесс уменьшения количественных и качественных показателей системы вооружений в целом и отдельных видов вооружений, включающий ограничение, сокращение, ликвидацию, уничтожение, утилизацию вооружений, запрещение разработки, испытаний или применения отдельных видов вооружений, нераспространение отдельных видов вооружений и военных технологий.

Источник: Война и мир в терминах и определениях

РАЗОРУЖЕНИЕ
процесс, система мероприятий, направленных на прекращение гонки вооружений, ограничение, сокращение, ликвидация средств ведения войны. На современном этапе предусматривает: проведение мероприятий в области прекращения разработки технологии и производства вооружений: ядерного, химического, биологического, токсинного, экологического видов оружия массового поражения, ограничение и прекращение ядерных испытаний. Недопущение использования космического пространства в военых целях, сокращение военных расходов, торговли оружием, демилитаризация зон вооруженных конфликтов.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

РАЗОРУЖЕНИЕ
комплекс мер, направленных на прекращение гонки вооружений, ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны. Осуществление его конечной цели - всеобщего и полного разоружения - означает роспуск всеми государствами мира вооруженных сил, упразднение военных учреждений, прекращение производства и уничтожение всех видов вооружений с сохранением в распоряжении государств лишь ограниченных сил по обеспечению внутреннего порядка. Р.- одна из важнейших глобальных проблем современности, от решения которой непосредственно зависит обеспечение мира, предотвращение ядерной войны.

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

РАЗОРУЖЕНИЕ
запрет отдельных видов оружия, их производства, нагромождения, развертывания и применения, ограничения некоторых видов вооружения за количеством, ограничение возможностей качественного совершенствования вооружения. Предпосылка укрепления мира и безопасности на Земле – одно из основных заданий для большинства стран мира. На современном этапе Р. получило широкое признание как принцип международного права. Генеральной Ассамблеей ООН были проведены три специальных сессии по Р. (1978, 1982, 1988 гг.). Документы, которые приняты на этих сессиях, в значительной степени способствовали образованию нормативной базы Р.

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

РАЗОРУЖЕНИЕ
-я, ср. Способ демилитаризации отдельных государств и геополитического пространства в целом. Содержание Р. заключается в ограничении и постепенной ликвидации средств массового уничтожения людей и материальных объектов. Р. – давнишняя мечта человечества, одна из самых стойких и показательных утопий. Уже давно назрела необходимость прекратить наращивание военных потенциалов, однако достичь серьезного продвижения по этому пути пока не удается. Духовная потребность в Р. существует практически со времен распространения христианства, которое выступает за этическое, духовное и культурное преодоление войны как средства разрешения политических противоречий. На глобальном уровне политически проблема обозначилась на рубеже XIX и XX столетий на Гаагских мирных конференциях (1899, 1907). В то же время в XX в. разразились две мировые войны, а военный потенциал за сто лет вырос в десятки и сотни раз. МИД РФ: политика США препятствует ядерному разоружению (АИФ. 2015.28.04).

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

РАЗОРУЖЕНИЕ
процесс уменьшения военного потенциала страны. Под разоружением может пониматься: сокращение личного состава вооруженных сил, уничтожение определенного количества ядерного оружия, сокращение производства вооружений. В современном мире, в ситуации главенствующей военной позиции НАТО в мире, процесс разоружения (в том числе и в России) носит, как правило, однобокий характер .
Разоружение — это часть армейской реформы, которая стоит рядом с конверсией. И если последняя — это завуалированное предательство интересов народа и государства, то разоружение — предательство прямое. Более того, в России разоружение проходит под дудочку западных экспертов, которые и советуют как, что в первую очередь и в каких количествах пускать «под нож». Хорошо еще, что в некоторых вопросах у наших военных хватает ума не слушать того, что советуют эти «эксперты». Так, к примеру, американские помощники в деле разоружения России очень сильно советовали сократить или уничтожить полностью арсенал ракет стратегического назначения, имеющий на Западе кодовое наименование «Сатана» — до сих пор нет средств защиты от этого оружия даже в США, поэтому его и рекомендовали уничтожить. Пока не уничтожили, но уже настал тот день, когда США имеют полное доминирование в области ядерного оружия, поэтому даже боеготовная группировка таких ракет не спасет Россию в случае ядерной атаки и вторжения самой демократической страны мира.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

Разоружение
процесс, система мероприятий, направленных на прекращение гонки вооружений, ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны. На современном этапе разоружение предусматривает: проведение мероприятий в области прекращения разработки технологии и производства вооружений: ядерного, химического, биологического, токсинного, экологического, других видов оружия массового поражения - ОМП (то же - оружие массового уничтожения, или ОМУ), обычного оружия; ограничение и прекращение ядерных испытаний, недопущение использования космического пространства в военных целях, сокращение военных расходов, торговли оружием, демилитаризацию зон вооруженных конфликтов. Разоружение - одна из важнейших глобальных проблем современности, от которой зависит выживание человеческой цивилизации. Особую актуальность проблемы разоружения приобрели после второй мировой войны в связи с появлением ядерного оружия и развитием средств его доставки.
Новый импульс решение проблем разоружения получило в условиях разрядки международной напряженности. Наиболее актуальными проблемами разоружения являются: снижение уровня стратегических наступательных вооружений по трем основным компонентам: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты на атомных подводных лодках (БРПЛ), стратегическая авиация. В начале XXI столетия особую озабоченность вызывает размещение Соединенными Штатами Америки элементов ПРО в Европе. В этот же период возникла еще одна проблема - «иранская»: опасения определенных кругов Запада в связи с возможностью Ирана создать, а затем применить ядерное оружие.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

РАЗОРУЖЕНИЕ
система мер, направленных на ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны. Может осуществляться либо как односторонняя акция отдельного государства, либо как международный процесс на основе дву- или многосторонних соглашений, либо как принудительная мера, навязанная победителем побежденному противнику. Всеобщее и полное Р. предполагает ликвидацию всех материальных средств ведения войны, включая роспуск вооруженных сил, упразднение военных учреждений, прекращение производства вооружений, прекращение военного обучения и расходования средств на военные цели и др. Частичные меры Р. связаны с количественными и качественными ограничениями отдельных типов оружия или сфер, районов их размещения. После 2-й мировой войны, особенно с появлением ядерного оружия, Р. выросло в одну из глобальных проблем современности, стало предметом постоянного внимания ООН, Устав которой относит Р. к числу общих международно-правовых принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности. Международно-правовые основы Р. содержатся, в частности, и в Заключительном документе 1-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению (1978), провозгласившем принцип равенства и одинаковой безопасности сторон. Был заключен ряд важных международных соглашений по ограничению, сокращению и ликвидации некоторых видов вооружений. Однако к концу ХХ в. Р. не стало всеобщим и необратимым процессом. Ряд государств не только не отказывается оторужия, но и прилагает значительные усилия по его совершенствованию и наращиванию. Лит.: Разоружение и безопасность / Отв. ред. А.Г. Арбатов. М.: Наука, 1999—2000.

Источник: Геокультурная энциклопедия

Разоружение
ограничение или уничтожение государствами своих вооружений. Создавая в 1919 г. Лигу Наций, буржуазные государства вынуждены были учесть движение широких народных масс против войны. Поэтому в пакт (устав) Лиги Наций была включена статья 8, предусматривающая ограничение вооружений членов Лиги. На деле империалистические государства не хотели разоружаться. В противовес им Советская Россия еще задолго до вступления в Лигу предлагала на Генуэзской конференции (1922 г.) и на Московской конференции Прибалтийских стран (декабрь 1922 г.) всеобщее сокращение вооружений. Это предложение успеха не имело. В Лиге Наций вопрос о разоружении безрезультатно обсуждался с 1925 по 1934 г. В созданной Лигой Наций подготовительной комиссии к конференции по разоружению и на самой конференции СССР был единственным действительным сторонником разоружений. Предложения Советского Союза совершенно упразднить вооружения (уничтожить армии, флоты, военную авиацию, обязательную военную службу, оружие) или существенно их ограничить были отклонены. Вопрос о качественном ограничении вооружений (установлении предельных показателей для различных видов вооружений) обсуждался вне Лиги Наций. Известные качественные ограничения были установлены только в области морских вооружений (см. Соглашения о морских вооружениях). Качественное ограничение вооружений не только не имеет ничего общего с разоружением, но, наоборот, позволяет капиталистическим государствам прикрывать свое нежелание разоружиться или хотя бы сократить вооружения. Вторая империалистическая война вызывает новый бурный рост вооружений не только воюющих держав, но и тех государств, которые пока еще не вовлечены в орбиту этой войны.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

разоружение
Abrüstung. Disarmament Р. включает в себя все мероприятия, проводимые с целями контроля над имеющимися в наличии средствами силы (численность военнослужащих, количество вооружений и оснащения) и их частичной или полной ликвидации (Р. в узком смысле), призванные уменьшать опасность возникновения войн в мире и предотвращать международные конфликты. Несмотря на то что и раньше, после войн с применением оружия массового уничтожения, предпринимались многочисленные попытки Р. (Гаагские конференции 1899 и 1907 гг., одобренные Лигой наций договоренности 1919 г., конференция по Р. Лиги наций в 1932−1934 гг.), они не смогли остановить гонку вооружений, которая привела ко Второй мировой войне. Только после этого в результате создания и развития ядерного оружия, которое, как опасались, могло привести к уничтожению всего человечества, были заключены важные международные и двусторонние договоры (например, договоры о прекращении испытаний ядерного оружия 1963 и 1976 гг., договор о нераспространении ядерного оружия 1970 г., договор о запрете бактериологического и химического оружия 1972 г.), но они все же не смогли сдержать массовую гонку вооружений во времена т. н. холодной войны и конфликта между Востоком и Западом. В ряде переговоров между НАТО и организацией Варшавского договора (например, переговоры МБФР − Mutual and Balanced Force Reduction − о взаимном сбалансированном сокращении вооруженных сил в Центральной Европе начиная с 1973 г.), в двусторонних договорах (ОСВI, 1972) и переговорах между США и СССР (например, об ограничении и сокращении стратегического ядерного оружия – ОСВII, 1973 и СТАРТ, 1982) были сделаны попытки провести процесс Р. мирным путем. В значительной мере и в долгосрочной перспективе меры по Р. стали возможны прежде всего после идеологической открытости и Политико-экономической трансформации бывшего восточно-го блока. Начиная с конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе (КБСЕ) 1973 г. в Хельсинки и конференции по мерам доверия в Европе (КМДЕ) 1984 г. в Стокгольме, благодаря дальнейшим переговорам в рамках КБСЕ были созданы основы сохранения европейской безопасности. После прекращения существования Варшавского договора усилия в сфере Р. в значительной мере предпринимаются через Организацию Объединенных Наций. См.: Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

РАЗОРУЖЕНИЕ
(disarmament) Сокращение количества вооружений. Распространенный смысл этого термина представляется неопределенным и требует уточнений. Например, разоружение может быт многосторонним, двусторонним или односторонним. Существуют различные пределы разоружения. Участники переговоров часто с пиететом рассуждают о всеобщем и полном разоружении как о конечной цели. Однако на практике государства обычно стремятся к менее утопичной цели – к достижению соглашения частичных мерах, относящихся к конкретным видам вооружений или к определенным географическим районам (например, безъядерной зоны). И в этом строго ограниченном контексте в качестве конечной цели называют уничтожение, сокращение, замораживание, или увеличение вооружений с обоюдного согласия. Замораживание и увеличение – по согласию, – строго говоря, вообще не относятся к разоружению ибо их целью может оказаться лишь стремление установить равновесие в структурах вооруженных сил. Поэтому в 1960-х гг. Для таких мер вошел в обиход новый термин, а именно контроль над вооружениями. Первые практические шаги на пути ограничения вооружений были закреплены в генеральных международных соглашениях на конференциях в Гааге в 1899 и 1907 гг., но положительных результатов они не дали. Более серьезные попытки были сделаны под эгидой Лиги Наций (League of Nations) после 1-й мировой войны. Переговоры, в которых участвовало большинство стран и которые, казалось, касались всех видом вооружений, достигли своего апогея в 1932 г. на Женевской конференции по разоружению. К 1935 г., к сожалению, стало ясно, что она не достигла целей из-за нарастания напряженности между великими державами – и не в последнюю очередь между Германией и Францией, что ускорило приход к власти Гитлера. Впрочем, возможно, провал конференции был неизбежен, т.к. достичь приемлемого для всех баланса структур вооруженных сил разных государств с различными взглядами на проблемы безопасности. Более успешно в те годы проходили переговоры по ограничению морских вооружений. 1922 г. на Вашингтонской конференции США, Великобритания, Япония, Франция и Италия пришли к согласию относительно ограничения количества линейных кораблей, а в 1930 г. на Лондонской конференции первые три страны распространили это соглашение на все виды своих боевых кораблей. Механизм контроля был прост, тем не менее японцы в 19365 г. решили отказаться т достигнутых соглашений, и началась новая гонка морских вооружений. Доминирующее положение на переговорах по разоружению и контролю над вооружениями после 2-й мировой войны заняли союзы, возникшие в связи с "холодной войной" (Cold War). Обе стороны проявили немало лицемерия, пока в конце 1960-х гг. Советы не достигли ядерного паритета с американцами. После этого переговоры, особенно по ядерному оружию. Стали более глубокими и привели к важным соглашениям: от договора по ОСВ 1970-х гг. и до договора о сокращении стратегических вооружений. Однако специалисты по-разному оценивают значение ограничений, обусловленных этими договорами. Они способствовали значительной экономии денежных средств, особенно после окончания "холодной войны", дестабилизирующая отношения между Вашингтоном и Москвой гонка ядерных вооружений, похоже, прекратилась. Вместе с тем как Россия, так и Соединенные Штаты имеют огромные возможности гарантированного уничтожения объектов в любой части земного шара. А улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном, по-видимому, перестало сдерживать распространение ядерного оружия во все большем числе государств. В эпоху технологических революций нет гарантий. Что разоружение и контроль над вооружениями окажутся более успешными, чем паритет в области вооружения.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

РАЗОРУЖЕНИЕ
разнообразные меры по ограничению, сокращению в количественном и качественном отношении, ликвидации и прекращению производства средств ведения вооруженной борьбы. Меры Р. могут включать ограничение и сокращение личного состава вооруженных сил, уменьшение средств, выделяемых на оборону, демонтаж или перепрофилирование промышленных предприятий. Наряду с термином «Р.» в международно-правовой практике применяется термин «контроль над вооружениями», под которым понимаются меры по ограничению развертывания вооруженных сил и вооружений, иной военной деятельности как на собственной территории, так и за ее пределами, с целью устранения или уменьшения опасности возникновения вооруженного конфликта. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН. Пункт 1 ст. 11 относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности». Общепризнанного и универсального обязательства разоружаться в современном международном праве не существует. В 1986 г. Международный суд ООН в решении по делу «Никарагуа против США» записал: «В международном праве нет норм, за исключением таких, которые признаны заинтересованными государствами договорным или иным путем, в соответствии с которыми уровень вооружений суверенного государства может быть ограничен, и этот принцип применим ко всем государствам без исключения» (п. 269). Суть общего обязательства в данной области отражена в ст. VI Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. и заключается в том, чтобы «в духе доброй воли вести переговоры... о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем». Ссылка на такую цель или на упомянутую статью Договора о нераспространении содержится во многих современных договорах об ограничении вооружений, как правило, в их преамбулах. Основным источником норм в рассматриваемой области являются международные договоры, однако повышение роли международных организаций обусловливает возрастание значения их резолюций в качестве вспомогательного источника права в области Р. Отдельные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам Р. допустимо рассматривать как содержащие нормы права, находящиеся в процессе формирования. В 1996 г. в консультативном заключении «О законности угрозы или применения ядерного оружия» Международный суд ООН отметил, что «резолюции Генеральной Ассамблеи, хоть они и не обладают обязывающей силой, порой могут иметь нормативное содержание. В определенных обстоятельствах они могут содержать свидетельства, важные для установления существования нормы или возникновения opinio juris… Или же серия принятых резолюций может демонстрировать постепенное развитие opinion juris, необходимого для образования новой нормы» (п. 70). Выдвигавшиеся в разное время проекты всеобщего и полного Р. под всеобъемлющим контролем остаются неосуществленными. К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по Р. Суть частичных мер заключается в запрещении и ликвидации отдельных видов оружия, запрещении их производства, накопления, развертывания и применения, ограничении некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении, сужении возможности качественного совершенствования оружия, сокращении сферы или районов размещения различных
видов вооружений. К ним примыкают меры по укреплению доверия и безопасности, прямо не предусматривающие ограничения вооружений, но создающие благоприятные условия для его осуществления. Наряду с ограничением и сокращением вооруженных сил и вооружений цель Р. может достигаться путем демилитаризации и (или) нейтрализации территории.

Источник: Словарь международного права. 2014

РАЗОРУЖЕНИЕ
способ демилитаризации отдельных государств и гео политического пространства в целом. Содержание разоружения заключается в ограничении и постепенной ликвидации средств массового уничтожения людей и материальных объектов. Разоружение - давнишняя мечта человечества, одна из самых стойких и показательных утопий. Уже давно назрела необходимость прекратить наращивание военных потенциалов, однако достичь серьезного продвижения по этому пути пока не удается. Духовная потребность в разоружении существует практически со времен распространения христианства, в котором делается попытка этического, духовного и культурного преодоления войны как средства разрешения политических противоречий. На глобальном уровне политически проблема ставится на рубеже нашего столетия на Гаагских мирных конференциях (1899, 1907). В то же время в XX в. разразились две мировые войны, а военный потенциал за сто лет вырос в десятки и сотни раз.
Современное оружие обладает ужасающими поражающими характеристиками, а его запасы таковы, что могут уничтожить все живое на Земле множество раз. Проблема разоружения становится все более актуальной из-за целого комплекса явлений, связанных с научно-техническим прогрессом и крушением социалистического политического режима. НТП уже сейчас ориентирует милитаризацию в преступную бесконечность. Научные открытия и технологии начали нарастать с такой скоростью, что делают проблему контроля над вооружением проблематичной. Открытие двойных технологий (которые могут использоваться и в мирных, и в военных целях) ставят мир под угрозу тотального уничтожения.
Общество вступило в парадоксальную фазу своего развития: человечество получил материальную и духовную возможности для своего всестороннего развития, а использует ее для усиления неравенства и существования постоянной угрозы уничтожения цивилизации как таковой. Сообщество стран Земли имеет возможность для всеобщего распространения культуры, однако из-за архаичности политических отношений, из-за обилия оружия использует эту силу с угрозой для своего существования. Процессы, характерные для информационного общества, усиливают как культурные, так и милитаристские возможности. Негативные тенденции усиливаются обстоятельствами, связанными с развалом социалистической системы.
Мировое геопространство после второй мировой войны сложилось как противоречие между военными потенциалами стран капитализма и социализма. Определяющими были военные силы СССР и США. Страны социализма (Варшавский Договор) и СССР перестали существовать как военно-политический организм. Они уже не могут конкурировать в качестве партнеров, уравновешивающих милитаризм НАТО и США. В то же время в постсоциалистических странах достаточно оружия, чтобы началась третья мировая война. Это может произойти, если они, в первую очередь, Россия, окажутся в безвыходном экономическом и политическом положении.
Теоретические предпосылки, обосновывающие необходимость разоружения убедительны, все согласны, что в мире назрела ситуация тотального, полного разоружения. Страны от конфронтации должны перейти к сотрудничеству на новой основе. Что она собой представляет - сказать пока трудно. Но слишком много факторов глобального уровня делают невозможной старую, конфронтационную политику. В то же время, как показывает политическая практика, этот процесс идет крайне медленно.
В сфере практического разоружения достигнуты определенные результаты. Так, крайне важны советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Вашингтон,1987); Договор об обычных вооружениях в Европе (Париж,1990), согласно которому предусматривается значительное сокращение вооружений на территории от Атлантики до Урала; Договор между Россией и США по СНВ-2 (Москва,1993), который расширит сектор сокращений и ограничений стратегических и наступательных вооружений, и т. д. Однако в мире обостряется ряд проблем, связанных с вооружениями, медленно осуществляется конверсия и т. д. Значит, разоружение в мире ждет новых подходов и принципиальных решений.

Источник: Словарь по политологии

РАЗОРУЖЕНИЕ
комплекс мер, направленных на прекращение гонки вооружений, ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны. Осуществление его конечной цели всеобщего и полного разоружения означает роспуск всеми государствами мира вооруженных сил, упразднение военных учреждений, прекращение производства и уничтожение всех видов вооружений с сохранением в распоряжении государств лишь ограниченных сил по обеспечению внутреннего порядка.
Р. одна из важнейших глобальных проблем современности, от решения к-рой зависит будущее человечества. Эта проблема возникла в силу милитаристской природы капитализма, переход к-рого в стадию империализма ознаменовался резким усилением гонки вооружений.
После второй мировой войны империалистическая политика гонки вооружений стала особенно опасной в связи с появлением новых видов оружия массового уничтожения, и прежде всего ядерного. В настоящее время беспрецедентные темпы и масштабы наращивания вооружений в странах империализма связаны с планами правящих кругов этих стран сломать сложившееся между СССР и США, между Варшавским Договором и НАТО военно-стратегическое равновесие, добиться превосходства над социалистическим содружеством, с тем чтобы диктовать свою волю всему миру. В результате этого гонка вооружений переходит в качественно новую, намного более опасную фазу, охватывая все виды вооружений как ядерных, так и обычных. Крайне негативные последствия имело бы планируемое США распространение гонки вооружений на космическое пространство (см. Немилитаризации космоса проблема, Стратегическая оборонная инициатива (СОИ).
Для социализма, сего миролюбивой политикой, обусловленной отсутствием классов, заинтересованных в войне, Р. объективная потребность, путь спасения народов от бедствий милитаризма и войны. Ф. Энгельс еще в кон. 19 в. обосновал необходимость и возможность Р., В.И. Ленин подчеркивал, что «разоружение есть идеал социализма».
Советское государство с самого начала существования выступает инициатором в деле Р., рассматривая его достижение как одну из основных задач своей внешней политики. Положение о необходимости достижения всеобщего и полного Р. закреплено в Конституции СССР и новой редакции Программы КПСС.
С первых выступлений на международной арене СССР относится к проблеме Р. как к универсалы ной. касающейся всех государств и народов В практическом плане вопросы Р были поставлены Советским правительством уже на Генуэзской конференции 1922 В 1927 СССР выдвинул проект международной конвенции о всеобъемлющем. полном и немедленном Р.
Благодаря усилиям СССР и др. социалистических стран в 60-70-е гг. были заключены важные многосторонние и двусторонние между СССР и США соглашения о частичных мерах разоружения, ограничившие масштабы и разрушительный характер гонки вооружений, установившие определенные ограничения на стратегические ядерные вооружения СССР и США. Широкий размах борьба за Р. приобрела в 70-е гг в условиях разрядки международной напряженности, когда СССР выдвинул задачу дополнить политическую разрядку разрядкой военной.
При активном участии СССР, др. государств социалистического содружества и неприсоединившихся стран в 70-х гг. была выработана и получила самое широкое признание концепция Р. и ведения переговоров по Р. Ее основные положения содержатся в заключительном документе первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по Р. 1978
Важными направлениями борьбы СССР за Р. в 70-80-х гг. были советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), советско-американские переговоры об ограничении и сокращении стратегических вооружений (ОССВ). советско-американские переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе (ОЯВЕ). В кон 1983 США сорвали переговоры по ОССВ и ОЯВЕ, начав размещение в Западной Европе своих новых ядерных ракет первого удара, нацеленных на СССР и его союзников
С марта 1985 в Женеве по инициативе СССР ведутся новые советско-американские переговоры по ядерным и космическим вооружениям (ЯКВ). имеющие целью выработку эффективных договоренностей, направленных на предотвращение гонки вооружений в космосе и се прекращение на Земле, на ограничение и сокращение ядерных вооружений. на укрепление стратегической стабильности.
Магистральным направлением внешнеполитической деятельности Советского государства, как было отмечено на XXVII съезде КПСС, является борьба против ядерной опасности, гонки вооружений, за сохранение и упрочение всеобщего мира. В концентрированном виде эти задачи сформулированы в программе всеобщей безопасности через разоружение, края содержится в Заявлении М. С. Горбачева от 15.1 1986 Основным наиболее крупным элементом программы является предложение о полной и повсеместной ликвидации ядерного оружия к концу нынешнего столетия. Советский Союз и др. страны Варшавского Договора выдвинули предложение об уничтожении химического оружия, а также о значительном сокращении всех компонентов сухопутных войск и тактической авиации в Европе. Советское руководство, проявляя государственную мудрость и высокую ответственность, с августа 1985 объявило односторонний мораторий на проведение любых ядерных взрывов и затем четырежды его продлевало. 18.XII 1986 СССР заявил, что готов придерживаться моратория и далее, однако он возобновит ядерные испытания после первого же ядерного взрыва США в 1987 В заявлении Советского правительства подчеркивалось, что СССР будет готов на основе взаимности в любое время приостановить реализацию своей программы таких испытаний. Решение СССР явилось вынужденной мерой, продиктованной интересами безопасности.
Реализация программы безопасности через разоружение органически вписывается в выдвинутую XXVII съездом КПСС задачу создания основ всеобъемлющей системы международной безопасности. Ее претворение в жизнь означало бы формирование прочных устоев безопасности в военной области и, бесспорно, оказало бы благоприятное воздействие на создание основ безопасности в политической, экономической и гуманитарной областях.
Выдвигая такую широкомасштабную программу. Советский Союз исходил из того, что характер нынешнего оружия не оставляет ни одному государству надежды защитить себя только военно-техническими средствами. Как отмечалось на XXVII съезде КПСС, «обеспечение безопасности все больше предстает как задача политическая, и решить ее можно лишь политическими средствами» А для этого требуется политическая воля государств, осознание ими в полной мере своей ответственности за дальнейшие судьбы человечества, объединение усилий всех членов международного сообщества в борьбе за безопасный мир для всех. С этой целью на встрече Генерального секретаря ЦК КПСС М. С Горбачева и президента США Р Рейгана в Рейкьявике 1112.Х 1986 СССР выступил с конструктивными и самыми радикальными за всю историю советско-американских переговоров предложениями по сокращению и ликвидации вооружений, учитывающими интересы обеих сторон Советские предложения были основаны на объявленной 15.1 1986 программе ликвидации ядерного оружия к 2000 г Первым шагом на пути практического воплощения советской программы Р. стал подписанный на советско-американской встрече в Вашингтоне в декабре 1987 договор о ликвидации двух классов ядерного оружия РСД и РМД (ратифицирован в мае 1988 Верховным Советом СССР и Сенатом США)

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

РАЗОРУЖЕНИЕ
система международных мероприятий, направленных на ликвидацию или сокращение средств ведения войны.
В XIX–XX вв. в связи с наличием в мире оружия массового поражения (прежде всего ядерного) разоружение стало важнейшей международной проблемой, требующей безотлагательного решения.
К идее разоружения как средства предупреждения вооруженных конфликтов человечество прибегало не раз, зачастую, однако, используя ее в целях политического маневрирования, военного ослабления противника и сокрытия собственных мероприятий по наращиванию военной мощи.
Призывы к ограничению вооружений звучали в ряде международных актов и постановлений (Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., «14 пунктов» президента США Т. В. Вильсона, Устав Лиги Наций), а также на прошедших с участием советской делегации Генуэзской конференции 1922 г., Женевской конференции 1932–35 гг.
После Второй мировой войны в Устав ООН, в значительной мере благодаря усилиям СССР, были включены положения о разрешении разногласий между государствами — членами ООН мирным путем, об отказе членов ООН от угрозы использования силы в международных отношениях, а также специальные положения, касающиеся разоружения (ст. 11, 26, 47), что сделало разоружение общепризнанным принципом международного права.
Однако уже в 1945 г. начался новый, наиболее активный виток гонки вооружений, в связи с созданием ядерного и космического оружия и других новейших военных технологий, создавшей беспрецедентную угрозу для всего человечества. Это привело к началу т. н. холодной войны, требовавшей от противоборствующих сторон огромных усилий и ресурсов.
Попытки ограничить гонку вооружений предпринимались за это время не раз. В июне 1946 г. с предложениями об установлении международного контроля над всеми ядерными технологиями в Комиссии ООН по атомной энергии выступили представители как США (с т. н. «планом Баруха»), так и СССР. Однако эти инициативы не получили серьезного продолжения в силу взаимного недоверия между сторонами.
Политика ядерного шантажа со стороны западных держав вынудила СССР форсировать создание собственного ядерного вооружения. Создание в СССР атомного оружия (1949), водородного оружия (1953), а также ракетной и космической техники создало новый баланс сил на планете.
Дальнейшие односторонние мероприятия Советского Союза в направлении частичного разоружения не находили должного оклика со стороны Запада. Так, в 1956 г. наша страна досрочно отказалась в пользу Финляндии от прав на использование территории Порккала-Удд в качестве военной базы. В 1955–58 гг. была сокращена численность Советской Армии и Военно-Морского Флота на 2,14 млн чел., а в январе 1960 г. было объявлено о сокращении вооруженных сил еще на 1,2 млн чел. 31 марта 1958 г. Верховный Совет принял постановление об одностороннем прекращении Советским Союзом испытаний атомного и водородного оружия, но поскольку США и Великобритания не только не последовали примеру СССР, но даже увеличили число ядерных взрывов, в конце октября 1958 г. советское правительство испытания возобновило.
Известного успеха политика разоружения достигла лишь в 1960–70 гг., когда был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений, в т. ч. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1972), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972) и т. д.
По-настоящему прорывным было заключение 26 мая 1972 г. Договора ОСВ-1 (ограничение и сокращение стратегических вооружений) и Договора по ПРО, в котором США и СССР обязались не разворачивать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны. Таким образом, впервые в мировой практике была создана устойчивая ситуация военно-стратегического равновесия.
Важнейший договор ОСВ-2 об ограничении количества стратегических наступательных вооружений и запрещении качественного развития подобных вооружений, подписанный 18 июня 1979 г. Л. Брежневым и Дж. Картером, не был ратифицирован США. Несмотря на это дефакто СССР соблюдал основные условия Договора. Кроме того, СССР взял обязательство первым не применять ядерное оружие.
С приходом к власти администрации Р. Рейгана, объявившего СССР «империей зла», США вернулись к прежней агрессивной политике, дополнив активную разработку новых видов ядерного и др. оружия мероприятиями по созданию системы СОИ («звездные войны»). Пойдя на поводу у поддерживаемой активной пропагандистской кампанией администрации Рейгана, М. Горбачев подписал в 1987 г. крайне невыгодный для СССР договор о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.
С распадом СССР США трансформировали свой подход к процессу сокращения стратегических наступательных вооружений, поскольку с исчезновением главного противника угроза возможной ядерной катастрофы, по их мнению, снизилась, и задача разоружения вышла из повестки дня. Ослабленная в экономическом плане Россия якобы уже не может содержать и развивать оборонный комплекс, который достался ей в наследство от СССР, и новая задача США состоит в том, чтобы по возможности в одностороннем порядке максимально сократить количество российского ядерного оружия, представляющего опасность уже не в силу военной мощи России, а вследствие ее слабости.
Военная доктрина США предполагает на сегодняшний день использование фактора силы для установления военного и политического доминирования в мире. И участие Соединенных Штатов в договорном процессе с Россией по вопросам разоружения имеет очевидной целью закрепление и усиление дисбаланса в области ядерного вооружения.
Этот дисбаланс, в частности, зафиксирован в Договоре СНВ-2, подписанном 3 января 1993 г. президентом США Дж. Бушем-ст. и президентом России Б. Ельциным.
Весьма неоднозначно был воспринят мировой общественностью односторонний выход в 2001 г. США из Договора по ПРО от 1972 г. На этом фоне относительным успехом России является подписание 24 мая 2002 г. В. Путиным и Дж. Бушем-мл. Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который предусматривает снижение ядерных арсеналов каждой из сторон до уровня от 1700 до 2200 боеголовок в течение следующих 10 лет к концу 2012 г.
К сожалению, этот Договор не гарантировал необратимости сокращения стратегических вооружений, поскольку предполагал, что часть сокращаемых боеголовок будет не уничтожена, как это было при выполнении всех предыдущих соглашений о сокращении ядерных вооружений, а складирована. Стало быть, в случае необходимости их можно ввести в строй за считанные недели или месяцы.
По мнению экспертов, это может привести к новой гонке вооружений, вынудив другие государства, в т. ч. Россию, разрабатывать более быстрые способы приведения списанного ядерного оружия в боевую готовность.
1 апреля 2009 г. на встрече в Лондоне Д. Медведев и Б. Обама договорились начать переговоры по заключению нового соглашения взамен Договора СНВ-1, срок действия которого истекает в декабре 2009 г. Лидеры России и США сошлись на том, что уровень сокращения СНВ должен быть ниже того, что предусматривался Договором об СНП от 2002 г.
20 апреля, находясь в Хельсинки, президент России сделал заявление о том, что новое соглашение должно ограничивать не только число боезарядов, но и средства их доставки — межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики. При этом должна быть исключена сама возможность размещения стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории и компенсация сокращения ядерных потенциалов наращиванием стратегических систем, оснащенных обычными вооружениями.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
80.71 кб

Ядерное разоружение и международная безопасность в XXI веке

Чеков Александр Дмитриевич
Читать PDF
271.33 кб

Оценка возможности ядерного разоружения Индии

Никонова Татьяна Андреевна
Анализируются возможности ядерного разоружения Индии. Для этой цели представлена информация о ядерном потенциале Индии (ядерное оружие и оружейные ядерные материалы).
Читать PDF
119.11 кб

Проблема ядерного разоружения в мировой политике

Фененко Алексей Валерьевич
Во второй половине ХХ в. проблематика ядерного разоружения была в центре международных отношений.
Читать PDF
130.41 кб

Международно-правовые проблемы разоружения и демилитаризации в акватории Каспийского моря

Мамедов Рустам
В статье анализируются некоторые международно-правовые проблемы Каспийского моря, связанные с разворачивающейся в этом регионе военно-морской активностью.
Читать PDF
154.33 кб

2005. 02. 016. Ежегодник СИПРИ 2002. Вооружения, разоружения и международная безопасность. - М. : На

Соломатина В. М.
Читать PDF
219.21 кб

Этические параллели экологии и разоружения

Кветков В. П.
Читать PDF
590.34 кб

Проблема ядерного разоружения Украины и американская дипломатия (1991-1994)

Кондратюк Екатерина Алексеевна
В статье рассмотрены особенности американо-украинского взаимодействия в решении вопроса ядерного разоружения Украины в начале 90-х гг. ХХ в.
Читать PDF
338.22 кб

Политика США в отношении Республики Казахстан в контексте проблем ядерного разоружения и создания ст

Касович Юлия Олеговна
Актуальность и цели. Одним из новых независимых государств, образовавшихся в результате распада Советского Союза, является Республика Казахстан.
Читать PDF
109.32 кб

ДОВСЕ: Европейский вектор российско-американских отношений в рамках политики разоружения

Картышев Павел Борисович
В статье рассматривается основное содержание Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) с точки зрения эффективности его в современных условиях.
Читать PDF
328.43 кб

Трансформация системы международных отношений и проблемы разоружения в эпоху глобализации

Слинько Александр Анатольевич, Орешева Диана Романовна
Автор анализирует различные теоретические концепции, на основе которых обосновывает: чем более гегемонистским и более унилатеральным становился мировой порядок, тем больше тормозился межгосударственный диалог по разоружению, все б

Похожие термины:

  • ЕЖЕГОДНИК СИПРИ 2007: вооружения, разоружение и международная безопасность

    Пер. с англ. / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. М.: ИМЭМО РАН, 1998—2007. 2008. 894 с. Анализ традиционных для СИПРИ тем исследований: безопасность и конфликты, военные расходы и вооружения, пр
  • ДВИЖЕНИЕ ЗА ЯДЕРНОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ

    (CND (Campaign for Nuclear Disarmament)) Организация сторонников одностороннего ядерного разоружения (unilateralism). Тесно связана с Лейбористской партией (Labour Party). Возникла в 1958 г., в связи с обеспокоенностью общественн
  • ЗА РАЗОРУЖЕНИЕМ КОНТРОЛЬ

    система методов и процедур для соблюдения выполнения международных договорных обязательств по вопросам разоружения. Включает организацию и обеспечение контроля: - за выработкой рациональной си
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РАЗОРУЖЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ

    проходила в Нью-Йорке с 24.VIII 1987 по 11.IX 1987. В ней приняли участие делегации 150 государств, представители ок. 200 неправительственных и ряда межправительственных организаций. Дискуссия на конференции с
  • КОМИССИЯ ООН ПО РАЗОРУЖЕНИЮ

    (англ. UN Disarmament Commission) – совещательный орган, созданный в 1952 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН для подготовки рекомендаций по проблемам разоружения, наблюдения за выполнением решений Генерал
  • КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ

    международный орган, созданный в 1978 г. для ведения переговоров в целях разработки договоров и соглашений, ограничивающих гонку вооружений, включая полное и всеобщее прекращение испытаний ядерно
  • КОМИССИЯ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ

    вспомогательный совещательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, образованный на основании решений Десятой Специаль ной сессии ГА ООН 1978 г. Ранее под тем же названием существовал вспомогательный
  • КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕРАМ УКРЕПЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗОРУЖЕНИЮ В ЕВРОПЕ

    (Стокгольмская конференция) открылась в Стокгольме 17.1 1984 Решение о созыве конференции принято в кон. 1983 на Мадридской встрече представителей государств участников общеевропейского совещания. В р
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН ПО РАЗОРУЖЕНИЮ

    три сессии, идея проведения к-рых была выдвинута на совещании глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Коломбо в 1976 и одобрена XXXI сессией Генеральной Ассамблеи ООН.  Первая спец
  • РАЗОРУЖЕНИЯ ВЕРИФИКАЦИЯ

    система технических, технологических и организационных мер по подтверждению соблюдения международных договорных обязательств по вопросам разоружения.
  • ДЕПАРТАМЕНТ ООН ПО ВОПРОСАМ РАЗОРУЖЕНИЯ

    (до 1.1 1983 Центр ООН по разоружению) создан 1.1 1977 во главе с помощником генерального секретаря ООН (ныне действует во главе с заместителем генерального секретаря). Входит в состав департамента по пол
  • ИНСТИТУТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМ РАЗОРУЖЕНИЯ

    (англ. UNIDIR – United Nations Institute for Disarmament Research) – автономное учреждение в рамках ООН, предназначенное для проведения независимых исследований по актуальным вопросам разоружения и связанным с ним пробле
  • ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ОБЛАСТИ РАЗОРУЖЕНИЯ

    совокупность методов наблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализа полученных данных. Отличается от контроля, предполагающего не только сбор сведений, но и активное обеспечени