ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
Политическое планирование
Politische Planung. Political planning Общ.: Прогнозирование политических ориентиров с учетом методического согласования целей, задач, средств и систематизации направлений действий для оптимального достижения желаемых целей. Введение П.п. во всех областях управления стало следствием кейнсианского сдвига в экономической политике Германии при Социал-либеральном правительстве в конце 1960х гг. и выражением перехода от т. н. государства порядка к государству всеобщего благосостояния. Критика неудачных реформ, проведенных Социал-либеральной коалицией, и затем деятельности правительства в целом, а также либеральноконсервативные изменения в экономической политике, привели к снижению общественного одобрения П.п., хотя П.п. остается существенным элементом процесса принятия политических решений. См.: Глобализация – Кейнсианство – Реформизм
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
специализированная деятельность по определению целей и задач внутренней или внешней политики, оптимизации и регламентации политического процесса. Эти функции выполняют сами политические деятели, а также аналитические структуры и отдельные лица, специализирующиеся в сфере организационного обеспечения и информационного обслуживания политических институтов, организаций или публичных политиков.
В последние годы в политической жизни все большую роль играют центры политического планирования, функционирующие при органах исполнительной и законодательной власти или при международных организациях. Примером могут служить соответствующие подразделения в Администрации Президента России и Министерстве иностранных дел РФ, а также аналитические центры политического планирования во многих странах мира. Деятельность ряда подобных центров сконцентрирована по преимуществу на проблемах геополитического планирования и прогнозирования с целью установления нового мирового порядка (отдел политического планирования Государственного департамента США и др.). Политическое планирование иногда определяют как инженерию социальную, под которой К. Поппер понимал деятельность по проектированию, реконструкции и управлению социальными институтами, противопоставляя инженерию постепенных преобразований утопической и тоталитарной социальной инженерии (марксизму).
Политическое планирование (в отличие от прогнозирования) редко становится предметом беспристрастного изучения со стороны политологов и контроля со стороны общественности. Это объясняется рядом причин: необходимостью сохранять государственные и коммерческие тайны; особенностями подготовки и принятия политических решений, эффективность которых во многом зависит от фактора неожиданности; логикой информационного сопровождения политических событий и кампаний (создание информационных поводов, пошаговое программирование при осуществлении политических акций и т.п.). Политическое планирование также является недостаточно «прозрачным», т.к. в условиях глобализации резко сужается роль национального суверенитета, а стратегические решения все чаще принимаются в закрытых «политических клубах» и влиятельных организациях, неподотчетных национальным парламентам и не связанных международными договорами. Среди таких структур исключительную роль в геополитическом планировании играет «Большая восьмерка», объединяющая глав государств и правительств ряда промышленно развитых стран (Великобритании, Германии, Канады, Италии, России, Соединенных Штатов, Франции и Японии), но не являющаяся юридическим лицом и не имеющая статуса международной организации. С одной стороны, закрытый характер политического и геополитического планирования обеспечивает оперативность согласования задач стратегического характера в условиях нестабильности и существенно снижает риски, возникающие из-за взаимного недоверия между лидерами стран или просто из-за потери времени. С другой стороны, эффективное политическое планирование должно быть максимально открытым, поскольку предполагает уважение к демократическим нормам и персонализирует ответственность на всех уровнях законодательной и исполнительной власти за ближайшие и отдаленные социальные последствия принимаемых решений. Политическое планирование включает в себя поиск альтернативных вариантов осуществления политики, для чего в недрах государственных структур и оппозиции создаются особые группы и бюро альтернативного планирования. Целенаправленный поиск альтернатив в процессе планирования и основанное на этом принципе сценарное прогнозирование позволяют устранять или минимизировать социальные, экологические, финансовые и собственно политические риски. Если вслед за И. Пригожиным признать, что время конструируется в каждый данный момент, а «человечество может принять участие в процессе этого конструирования», то политическое планирование в самом широком понимании термина — это участие в конструировании исторического времени политическими средствами, которые доступны политикам и специалистам, обеспечивающим научное, информационное и организационное обеспечение политики.
Под политическим планированием в функционально-технологическом значении этого понятия понимается выполнение функций, обеспечивающих целенаправленную координацию и синхронизацию деятельности политических институтов, органов управления и контроля, разделение функций между органами и «ветвями» власти на всех ее уровнях, а также открытость властных структур для взаимодействия с институтами гражданского общества. Все это можно назвать «настройкой» политических механизмов в интересах сохранения устойчивости режима и политической системы или, напротив, в интересах ее дестабилизации (подобное политическое планирование может входить в число задач политической оппозиции). К политическому планированию относят организацию политических акций, разработку политических кратко-, среднеи долгосрочных стратегий, проектов и программ (например, партийных), подготовку, проведение и организационно-информационное сопровождение выборных кампаний, включая сюда и так называемое «планирование избирателей», то есть изучение и формирование их политических предпочтений. Особого внимания заслуживает политическое планирование, понимаемое как механизм политического воздействия на процесс комплексного развития территорий (городов, регионов, межгосударственных образований и союзов). Так, политическим аспектам регионального (пространственного) планирования уделяется первостепенное внимание в процессе строительства Европейского союза, примером чему могут служить материалы конференций министров пространственного планирования (СЕМАТ).
Политическое планирование в узком значении этого выражения сводится к планированию рабочего времени (составлению временного графика и событийного плана) политиков и высших должностных лиц, правительственных и межправительственных органов, национальных и международных неправительственных организаций, являющихся акторами политики. Самое примитивное, но и самое распространенное толкование политического планирования низводит его к оказанию услуг по позиционированию заказчика информационной кампании — какой-либо политической партии, движения или действующего политика. Чрезмерно узкое понимание задач политического планирования превращает его в разновидность бизнеса, в инструмент политического лоббирования или позиционирования отдельных личностей и групп влияния, что ведет к подмене политического процесса производством «информационных поводов», отвлекающих внимание общественности от сути реальных событий. Политическое планирование может рассматриваться и как область знания, а также образовательная стратегия при подготовке политологов. Курс теории политического планирования читается на философском факультете МГУ.
В.Н. Расторгуев
В последние годы в политической жизни все большую роль играют центры политического планирования, функционирующие при органах исполнительной и законодательной власти или при международных организациях. Примером могут служить соответствующие подразделения в Администрации Президента России и Министерстве иностранных дел РФ, а также аналитические центры политического планирования во многих странах мира. Деятельность ряда подобных центров сконцентрирована по преимуществу на проблемах геополитического планирования и прогнозирования с целью установления нового мирового порядка (отдел политического планирования Государственного департамента США и др.). Политическое планирование иногда определяют как инженерию социальную, под которой К. Поппер понимал деятельность по проектированию, реконструкции и управлению социальными институтами, противопоставляя инженерию постепенных преобразований утопической и тоталитарной социальной инженерии (марксизму).
Политическое планирование (в отличие от прогнозирования) редко становится предметом беспристрастного изучения со стороны политологов и контроля со стороны общественности. Это объясняется рядом причин: необходимостью сохранять государственные и коммерческие тайны; особенностями подготовки и принятия политических решений, эффективность которых во многом зависит от фактора неожиданности; логикой информационного сопровождения политических событий и кампаний (создание информационных поводов, пошаговое программирование при осуществлении политических акций и т.п.). Политическое планирование также является недостаточно «прозрачным», т.к. в условиях глобализации резко сужается роль национального суверенитета, а стратегические решения все чаще принимаются в закрытых «политических клубах» и влиятельных организациях, неподотчетных национальным парламентам и не связанных международными договорами. Среди таких структур исключительную роль в геополитическом планировании играет «Большая восьмерка», объединяющая глав государств и правительств ряда промышленно развитых стран (Великобритании, Германии, Канады, Италии, России, Соединенных Штатов, Франции и Японии), но не являющаяся юридическим лицом и не имеющая статуса международной организации. С одной стороны, закрытый характер политического и геополитического планирования обеспечивает оперативность согласования задач стратегического характера в условиях нестабильности и существенно снижает риски, возникающие из-за взаимного недоверия между лидерами стран или просто из-за потери времени. С другой стороны, эффективное политическое планирование должно быть максимально открытым, поскольку предполагает уважение к демократическим нормам и персонализирует ответственность на всех уровнях законодательной и исполнительной власти за ближайшие и отдаленные социальные последствия принимаемых решений. Политическое планирование включает в себя поиск альтернативных вариантов осуществления политики, для чего в недрах государственных структур и оппозиции создаются особые группы и бюро альтернативного планирования. Целенаправленный поиск альтернатив в процессе планирования и основанное на этом принципе сценарное прогнозирование позволяют устранять или минимизировать социальные, экологические, финансовые и собственно политические риски. Если вслед за И. Пригожиным признать, что время конструируется в каждый данный момент, а «человечество может принять участие в процессе этого конструирования», то политическое планирование в самом широком понимании термина — это участие в конструировании исторического времени политическими средствами, которые доступны политикам и специалистам, обеспечивающим научное, информационное и организационное обеспечение политики.
Под политическим планированием в функционально-технологическом значении этого понятия понимается выполнение функций, обеспечивающих целенаправленную координацию и синхронизацию деятельности политических институтов, органов управления и контроля, разделение функций между органами и «ветвями» власти на всех ее уровнях, а также открытость властных структур для взаимодействия с институтами гражданского общества. Все это можно назвать «настройкой» политических механизмов в интересах сохранения устойчивости режима и политической системы или, напротив, в интересах ее дестабилизации (подобное политическое планирование может входить в число задач политической оппозиции). К политическому планированию относят организацию политических акций, разработку политических кратко-, среднеи долгосрочных стратегий, проектов и программ (например, партийных), подготовку, проведение и организационно-информационное сопровождение выборных кампаний, включая сюда и так называемое «планирование избирателей», то есть изучение и формирование их политических предпочтений. Особого внимания заслуживает политическое планирование, понимаемое как механизм политического воздействия на процесс комплексного развития территорий (городов, регионов, межгосударственных образований и союзов). Так, политическим аспектам регионального (пространственного) планирования уделяется первостепенное внимание в процессе строительства Европейского союза, примером чему могут служить материалы конференций министров пространственного планирования (СЕМАТ).
Политическое планирование в узком значении этого выражения сводится к планированию рабочего времени (составлению временного графика и событийного плана) политиков и высших должностных лиц, правительственных и межправительственных органов, национальных и международных неправительственных организаций, являющихся акторами политики. Самое примитивное, но и самое распространенное толкование политического планирования низводит его к оказанию услуг по позиционированию заказчика информационной кампании — какой-либо политической партии, движения или действующего политика. Чрезмерно узкое понимание задач политического планирования превращает его в разновидность бизнеса, в инструмент политического лоббирования или позиционирования отдельных личностей и групп влияния, что ведет к подмене политического процесса производством «информационных поводов», отвлекающих внимание общественности от сути реальных событий. Политическое планирование может рассматриваться и как область знания, а также образовательная стратегия при подготовке политологов. Курс теории политического планирования читается на философском факультете МГУ.
В.Н. Расторгуев
Источник: Политический словарь нашего времени.