ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Политическое планирование
Politische Planung. Political planning Общ.: Прогнозирование политических ориентиров с учетом методического согласования целей, задач, средств и систематизации направлений действий для оптимального достижения желаемых целей. Введение П.п. во всех областях управления стало следствием кейнсианского сдвига в экономической политике Германии при Социал-либеральном правительстве в конце 1960х гг. и выражением перехода от т. н. государства порядка к государству всеобщего благосостояния. Критика неудачных реформ, проведенных Социал-либеральной коалицией, и затем деятельности правительства в целом, а также либеральноконсервативные изменения в экономической политике, привели к снижению общественного одобрения П.п., хотя П.п. остается существенным элементом процесса принятия политических решений. См.: Глобализация – Кейнсианство – Реформизм

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
специализированная деятельность по определению целей и задач внутренней или внешней политики, оптимизации и регламентации политического процесса. Эти функции выполняют сами политические деятели, а также аналитические структуры и отдельные лица, специализирующиеся в сфере организационного обеспечения и информационного обслуживания политических институтов, организаций или публичных политиков.
В последние годы в политической жизни все большую роль играют центры политического планирования, функционирующие при органах исполнительной и законодательной власти или при международных организациях. Примером могут служить соответствующие подразделения в Администрации Президента России и Министерстве иностранных дел РФ, а также аналитические центры политического планирования во многих странах мира. Деятельность ряда подобных центров сконцентрирована по преимуществу на проблемах геополитического планирования и прогнозирования с целью установления нового мирового порядка (отдел политического планирования Государственного департамента США и др.). Политическое планирование иногда определяют как инженерию социальную, под которой К. Поппер понимал деятельность по проектированию, реконструкции и управлению социальными институтами, противопоставляя инженерию постепенных преобразований утопической и тоталитарной социальной инженерии (марксизму).
Политическое планирование (в отличие от прогнозирования) редко становится предметом беспристрастного изучения со стороны политологов и контроля со стороны общественности. Это объясняется рядом причин: необходимостью сохранять государственные и коммерческие тайны; особенностями подготовки и принятия политических решений, эффективность которых во многом зависит от фактора неожиданности; логикой информационного сопровождения политических событий и кампаний (создание информационных поводов, пошаговое программирование при осуществлении политических акций и т.п.). Политическое планирование также является недостаточно «прозрачным», т.к. в условиях глобализации резко сужается роль национального суверенитета, а стратегические решения все чаще принимаются в закрытых «политических клубах» и влиятельных организациях, неподотчетных национальным парламентам и не связанных международными договорами. Среди таких структур исключительную роль в геополитическом планировании играет «Большая восьмерка», объединяющая глав государств и правительств ряда промышленно развитых стран (Великобритании, Германии, Канады, Италии, России, Соединенных Штатов, Франции и Японии), но не являющаяся юридическим лицом и не имеющая статуса международной организации. С одной стороны, закрытый характер политического и геополитического планирования обеспечивает оперативность согласования задач стратегического характера в условиях нестабильности и существенно снижает риски, возникающие из-за взаимного недоверия между лидерами стран или просто из-за потери времени. С другой стороны, эффективное политическое планирование должно быть максимально открытым, поскольку предполагает уважение к демократическим нормам и персонализирует ответственность на всех уровнях законодательной и исполнительной власти за ближайшие и отдаленные социальные последствия принимаемых решений. Политическое планирование включает в себя поиск альтернативных вариантов осуществления политики, для чего в недрах государственных структур и оппозиции создаются особые группы и бюро альтернативного планирования. Целенаправленный поиск альтернатив в процессе планирования и основанное на этом принципе сценарное прогнозирование позволяют устранять или минимизировать социальные, экологические, финансовые и собственно политические риски. Если вслед за И. Пригожиным признать, что время конструируется в каждый данный момент, а «человечество может принять участие в процессе этого конструирования», то политическое планирование в самом широком понимании термина — это участие в конструировании исторического времени политическими средствами, которые доступны политикам и специалистам, обеспечивающим научное, информационное и организационное обеспечение политики.
Под политическим планированием в функционально-технологическом значении этого понятия понимается выполнение функций, обеспечивающих целенаправленную координацию и синхронизацию деятельности политических институтов, органов управления и контроля, разделение функций между органами и «ветвями» власти на всех ее уровнях, а также открытость властных структур для взаимодействия с институтами гражданского общества. Все это можно назвать «настройкой» политических механизмов в интересах сохранения устойчивости режима и политической системы или, напротив, в интересах ее дестабилизации (подобное политическое планирование может входить в число задач политической оппозиции). К политическому планированию относят организацию политических акций, разработку политических кратко-, среднеи долгосрочных стратегий, проектов и программ (например, партийных), подготовку, проведение и организационно-информационное сопровождение выборных кампаний, включая сюда и так называемое «планирование избирателей», то есть изучение и формирование их политических предпочтений. Особого внимания заслуживает политическое планирование, понимаемое как механизм политического воздействия на процесс комплексного развития территорий (городов, регионов, межгосударственных образований и союзов). Так, политическим аспектам регионального (пространственного) планирования уделяется первостепенное внимание в процессе строительства Европейского союза, примером чему могут служить материалы конференций министров пространственного планирования (СЕМАТ).
Политическое планирование в узком значении этого выражения сводится к планированию рабочего времени (составлению временного графика и событийного плана) политиков и высших должностных лиц, правительственных и межправительственных органов, национальных и международных неправительственных организаций, являющихся акторами политики. Самое примитивное, но и самое распространенное толкование политического планирования низводит его к оказанию услуг по позиционированию заказчика информационной кампании — какой-либо политической партии, движения или действующего политика. Чрезмерно узкое понимание задач политического планирования превращает его в разновидность бизнеса, в инструмент политического лоббирования или позиционирования отдельных личностей и групп влияния, что ведет к подмене политического процесса производством «информационных поводов», отвлекающих внимание общественности от сути реальных событий. Политическое планирование может рассматриваться и как область знания, а также образовательная стратегия при подготовке политологов. Курс теории политического планирования читается на философском факультете МГУ.
В.Н. Расторгуев

Источник: Политический словарь нашего времени.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
89.76 кб

Культура политического планирования

Расторгуев В. Н.
В начале 2005 г. на философском факультете МГУ им. М.В.
Читать PDF
1.00 мб

Политическое планирование в условиях «Водного голода»

Расторгуев Валерий Николаевич
В статье анализируются причины неэффективности долгосрочного стратегического планирования и существующих моделей обеспечения коллективной безопасности перед лицом новых угроз, среди которых выделяется угроза «водного голода».
Читать PDF
353.42 кб

Православный вектор политического планирования в России

Рассматривается проблема развития России с точки зрения долгосрочного планирования в политике и стратегического потенциала православной культуры, который в силу целого ряда факторов недостаточно реализован.
Читать PDF
348.32 кб

Общественно-политический аспект в стратегическом планировании города

Аствацатурова М. А., Агеева Е. А., Тимченко В. А.
В статье рассматриваются проблемные вопросы современности, оперативности и проективности управления общественно-политическими отношениями
Читать PDF
664.75 кб

Фактор нестабильности в контексте политического планирования и прогнозирования

Осинкин Сергей Александрович
В статье представлен авторский взгляд на проблему соотношения хаотического и устойчивого в политике и политических исследованиях, а также детерминизма, индетерминизма и возможностей политического прогнозирования в эпоху глобализац
Читать PDF
111.28 кб

Политические аспекты становления стратегического планирования в Санкт-Петербурге

Вульфович Ревекка Михайловна
В статье выдвинута и обоснована гипотеза о том, что стратегирование и определение политики являются тесно взаимосвязанными процессами, в результате которых акторами, участвующими в стратегическом планировании и управлении становят
Читать PDF
111.59 кб

Теоретические аспекты развития системы политического планирования в современной России

Новожилов Виктор Феодосьевич
В статье исследуются теоретические предпосылки для организации и развития системы политического планирования, а также ее основные компоненты для эффективного функционирования в условиях современной России.
Читать PDF
0.00 байт

Научно-аналитическое обеспечение принятия решений в процессе политического планирования

Расторгуев Валерий Николаевич
Политическое планирование не сводится к подготовке и принятию управленческих решений в сфере публичной политики, обеспечивающих системный подход к достижению поставленных и согласованных целей, поскольку соответствующие процедуры
Читать PDF
724.72 кб

Социологическое исследование политического мышления в ситуациях территориального планирования

Чернова Елена Борисовна
In the article, the issues of sociological research and sociological knowledge are analyzed that are needed for policy decision making in urban and regional planning.
Читать PDF
124.95 кб

Национальная экологическая политика: задачи политического планирования в контексте глобализации

Расторгуев Валерий Николаевич, Черешнев Валерий Александрович