Оперантное научение

Найдено 1 определение
Оперантное научение
научение с помощью связи «раздражитель - реакция - подкрепление». О.и. основано на концепции оперантного обусловливания, при которой поведение формируется и поддерживается его последствиями. О.н. делает акцент на активной роли человека в процессе обучения во внешней среде. Успех О.н. связан со способом закрепления поведенческих рефлексов. Б. Скиннер выявил три таких способа: позитивное и негативное подкрепление, а также наказание. Позитивное подкрепление повышает вероятность повторения реакции (поведения) после предъявления приятного стимула. Пример — моральное вознаграждение (похвала) или материальное вознаграждение (премия, продвижение? но службе). Негативное подкрепление вырабатывает поведение, позволяющее устранить или избежать неприятного стимула. Напр., устранение угрозы или опасности неудачи может способствовать созданию ситуации, в которой обучающийся готов идти на риск и делать ошибки для углубленного усвоения материала. Наказание уменьшает вероятность повторения нежелательного поведения. Напр., угроза наказания может оказывать сдерживающее влияние и подавлять поведение, отрицательно влияющее на процесс обучения. По мнению Скиннера, закрепление желаемого поведения более действенно, чем наказание за нежелательные действия. Это связано с двумя причинами. Во-первых, люди эмоционально реагируют на наказание, а его применение часто блокирует возможность дальнейшего обучения. Во-вторых, наказание определяет нежелательные действия, однако не очерчивает сферу желаемого поведения. Отсюда следует практический вывод: при О.н. следует поощрять желаемое поведение. Синоним О.н. — инструментальное научение.

Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.