Научение
Научение
изменение поведения благодаря полученному опыту, памяти. Когнитивные процессы Н. — повторение, усложнение и систематизация. Н. укрепляется при помощи внимания и приводит к изменениям в когнитивной структуре (познание), мотивации (любить или не любит!), групповой принадлежности (идеологии); управлении мускулатурой (речь и самоконтроль). Н. через восприятие основано в большей мере на инструкциях, чем на усилиях научаемого. Оно обычно использует разъяснительные (дидактические) методы. Обучающий структурирует материал и предъявляет его научаемому в законченной форме, а не просит его найти эту· форму. Модель Н. через восприятие — архетип «Ученик». Н. через открытие— приобретение знаний преимущественно в результате собственных усилий научающегося. Модель Н. через открытие— архетип «Ученый». Социальное Н. — усвоение архетипов поведения, удовлетворяющих социальным ожиданиям, Н. тому, что приемлемо в данном обществе. Оперантное Н. основано на связи «раздражитель - реакция - подкрепление».