ОЛИГАРХИЯ
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Источник: Политическая философия: глоссарий
Источник: Энергетическая дипломатия. Международная энергетическая безопасность. 2013
Источник: Словарь по политологии
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Методические указания по политологии
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
власть немногих в государстве или в мире финансов, самоправящая группа или властвующая элита.
политический режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богачей, военных и т. п.).
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Политология: понятия и дефиниции
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Источник: Политология: Словарь-справочник
Источник: Советский политический язык 1984 г.
Политическую олигархию следует отличать от аристократии и политической элиты. Наличие в государстве политической олигархии указывает на корпоративный характер данного общества и углубляющееся политическое отчуждение (см.: КОПРОРАТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ОТЧУЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ).
Источник: Словарь по политологии
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
ООН (Организация Объединенных Наций) международная организация, учрежденная на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности, а также развития мирного сотрудничества между государствами. Устав ООН подписан в 1945 на конференции в Сан-Франциско представителями 50 государств и вступил в силу 24.Х 1945 (дата отмечается как День ООН).
СССР одному из основателей ООН принадлежит важная роль в определении справедливых принципов послевоенного устройства мира, в выработке целей ООН и демократических принципов ее Устава. В рамках ООН Советский Союз и др. социалистические страны ведут борьбу за мир и безопасность народов, против гонки вооружений, за разоружение, против империалистической агрессии и колониализма. Цели и принципы ООН основа для сохранения мира и международной безопасности, а также развития международного сотрудничества. На 1.1 1987 в составе ООН было 159 государств. Главные органы: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет ООН, Совет по опеке, Международный суд ООН и Секретариат, к-рый возглавляет генеральный секретарь ООН. В системе ООН имеется также 16 специализированных учреждений и Международное агентство по атомной энергии. Местопребывание центральных учреждений ООН Нью-Йорк (США). Кроме того, отдельные органы и учреждения системы ООН находятся в Женеве (Швейцария), Вене (Австрия), Найроби (Кения) и ряде др. государств.
Развернутая программа по повышению эффективности функционирования ООН, ее органов и специализированных учреждений, а также др. международных институтов и механизмов сформулирована в статье М. С. Горбачева «Реальность и гарантии безопасного мира».
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Правящий слой занимает свое положение с помощью трех незамысловатых механизмов, которые испокон веков служили любой тирании и олигархии — обман, подкуп и страх. Современные средства массовой информации поставлены на службу обмана. Журналистам платят деньги не те, кто хочет иметь информацию, а те, кто хочет ее распространить. В чем состоит такой обман В том, что простой обыватель (потребитель информации) видит по телевизору и читает в газетах выступления многочисленных политиков и чиновников, которые говорят народу то, что он хочет услышать. Но делают они совсем другое, решая под видом государственных свои собственные проблемы. У простого народа короткая память — он не помнит и того, что было полгода назад, а где уж ему вспомнить, чем занимались депутаты все четыре года Подкуп является одной из разновидностей выборных технологий, а страх — вечный спутник человека, который позволяет играть на глубоких чувствах. При помощи страха общество, живущее при олигархии, держится в узде. Раньше насаждался непосредственный страх наказания, а в современном мире производится более тонкое влияние на человеческую психику при помощи методов манипуляции общественным мнением, когда кукловоды дергают за ниточки страха при помощи насаждения различных мифов, в основном действующих на то, что человек любит жить в мире и спокойствии. В качестве примеров таких мифов можно привести следующие стереотипные установки: «хоть бы что, лишь бы не было войны», «если к власти придут националисты, то будет еще хуже — начнутся массовые репрессии», «эти хоть наворовались, а новые придут — начнут воровать снова» и т. д.
См. также: демократия, диктатура демократии, коммуно-фашизм, национальное самосознание, оранжевая революция, открытое общество, прогрессивное человечество, развивающаяся демократия, развитая демократия, россияне, свобода слова, свободный рынок, тоталитаризм, трудовые мигранты, экономическая блокада, экуменизм.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Олигархия базируется на общности интересов двух этих слоев населения и неизбежно порождает коррупцию.
Об олигархии писали еще античные мыслители. Аристотель, размышляя о корнях, порождающих олигархические режимы, подчеркивал, что они возникают из «неправильной», выродившейся аристократии. Во времена философа аристократы, знатные, лучшие люди в большинстве греческих полисов уже в значительной степени потеряли духовные ориентиры, и власть стала олигархической.
По классификации Аристотеля, олигархия является одним из видов «испорченного», неправильного государства, т. к. согласно его теории, по справедливости преуспевание и заслуги в чем-либо одном не должны вести автоматически к привилегиям в другом. Власть не должна вести к богатству, а богатство к власти. Олигархия же напротив, характеризуется полным слиянием богатства и власти, использованием власти в интересах наживы узкого круга лиц, использованием денег для доступа к репрессивным и публичным возможностям государства.
Деятельность олигархов противоречит интересам государства и всего народа, поэтому состояние олигархии всегда исторически временно, государство, больное олигархизмом, как правило, прекращает свое существование либо в результате завоевания, либо в результате революции и гражданской войны. Перерождения в нормальную форму правления также бывают.
Олигархии были довольно распространены в позднем Средневековье, в результате чего политическая мысль Нового времени довольно жестко реагировала и критиковала подобные режимы. Практически все политические мыслители требовали разделения сфер государства (власти) и гражданского общества (частью которого является бизнес).
Для олигархии характерна практически полная бесконтрольность. Законодательные органы власти в условиях господства олигархов превращаются в декоративные, исполнительная власть, включая лицо, занимающее высший государственный пост в стране, прямо или опосредованно контролируются олигархами. Для поддержания своего господства олигархия использует различные методы: от подкупа чиновников до вооруженного подавления социального протеста населения. (Насилие чаще применялось в отсталых государствах Латинской Америки, Африки и Азии).
Олигархия определяет практически все процессы мировой экономики и политику целых государств. Уже к концу XIX в. произошел процесс слияния финансового капитала с промышленным, и возникла финансовая олигархия.
Именно противоречиями между различными группами олигархов часто объясняют причины Первой мировой войны. Крупные финансовопромышленные группы в Германии активно поддержали Гитлера. Более того, в «третьем рейхе» была создана система, когда интересы олигархии полностью обслуживались всей мощью репрессивного аппарата. На экономику работали миллионы пленных, немецкие компании получали преференции на завоеванных фашистами территориях. В свою очередь, олигархический капитал (не только немецкий, но и американский) щедро финансировал нацистское государство, многие его представители занимали высокие посты в гитлеровской иерархии.
В послевоенный период финансовый олигархический капитал приступает к формированию транснациональных компаний. В настоящее время мировая олигархия правит именно через ТНК. Противоречия между государствами (где нет олигархических режимов) и международными ТНК составляет один из главных конфликтов современности.
В Российской Федерации после 1991 г. сложился режим власти либералов, которые не просто опирались на поддержку крупного капитала, которого в России еще не было, но активно принялись его формировать. Государство одну за другой сдавало свои позиции в пользу быстро развивающихся финансовых групп. По сути оно безответственно отказывалось от выполнения своих функций. Это объяснялось тем, что, быстрыми темпами формируя класс крупных собственников, чиновники были экономически заинтересованы в итогах дележа бывшей государственной собственности. Этот дележ проходил посредством захваченных «младореформаторами» рычагов власти, кулуарно, в узком кругу «своих». Таким образом, олигархия формировалась из числа лиц, близких по взглядам (а иногда и лично) к тем, кто организовывал передел собственности в 1990-е.
Ваучерная приватизация привела к форсированной передаче бывшей государственной собственности в руки близких к власти людей. Еще богаче стали будущие российские олигархи после проведенных с нарушением всех законов и норм залоговых аукционов. К середине 1990-х гг. небольшая группа людей стала владеть большей частью собственности, созданной трудом многих поколений. В руках олигархов оказались и стратегические отрасли российской экономики: добыча нефти и газа, электрические сети, добыча никеля, золота, редкоземельных металлов. Но самое главное, они стали тесно проникать в структуру государственной власти, под их контролем находились целые министерства, регионы, партии. Тем самым они приобрели сущностные признаки олигархии.
Само слово применительно к близким к власти российским нуворишам вошло в обиход не ранее 1995 г., а окончательно закрепилось в современном словаре российской политики только в 1998 г., после вызвавший широкий резонанс конференции «Будущее России: демократия или олигархия». Однако как феномен олигархия уже успешно к тому времени существовала.
Несмотря на то, что олигархия — довольно распространенная болезнь всех государств, почти нигде она не является признанным добром и легальной формой правления. Исключением был именно период конца 1990-х гг. в России, когда олигархи, открыто деля власть, собственность и медиаресурсы, заявляли, что «власть — это наемный менеджер капитала» (Б. Березовский). Такому взгляду способствовало позитивное перетолковывание либералами старого ошибочного марксистского тезиса об «экономике как базисе общества».
Непрочный, во многом искусственный характер российской олигархии ярко проявился во время попыток некоторых из крупных предпринимателей, которым стало недостаточно их финансового влияния и возможности подкупа чиновников, непосредственно стать властью. С приходом В. Путина, объявившего о диктатуре закона (один из первых шагов президента), всевластие олигархов в политике стало сходить на нет. Новый глава кремлевской администрации Д. Медведев озвучил один из главных девизов первого президентского срока В. Путина: «равноудаление олигархов».
Впоследствии, 10 мая 2006 г., в своем ежегодном послании Федеральному Собранию президент В. Путин пояснил: «Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на больные мозоли. И будем наступать на них впредь. Но это мозоли тех, кто старается достичь высокого положения или богатства — а может быть того и другого вместе — коротким путем, за счет общего блага».
То, что Российское государство частично возвратило себе контроль над рядом стратегически важных отраслей экономики, главным образом нефтегазодобычей, доходы от которой являются основными при формировании бюджета, не является попыткой вторичной масштабной национализации образца 1918 г. Просто это тот инструмент, который позволит и обеспечить исполнение социальных программ, и создать условия для развития экономики. Это естественная реакция самосохранения российского общества.
В настоящее время в России удалось в значительной мере оздоровить государственные институты, направить их работу на соблюдение всеобщего, интереса, а не интересов отдельных собственников. Вместе с тем, в стране сохраняется проблема существенного имущественного расслоения общества. Показатель децильного коэффициента (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в регионе) в России равен 30 (в Москве — 37), в то время как в СССР он составлял 4,5, в Швеции — 5 и даже в США — 15.
Показное расточительство крупных российских предпринимателей давно уже стало излюбленной темой желтой прессы. Тем временем в стране умирают дети, чьи родители не смогли собрать на операцию 10 тыс. долларов, убивают священников за смехотворные, по меркам богатых людей, долги. Все это вкупе с довольно скромными темпами повышения благосостояния россиян ведет к росту социальной напряженности.
В результате мирового финансового кризиса позиции крупного бизнеса в стране пошатнулись. Особенно пострадали компании, которые активно расширялись за счет заемных средств. Так, компания «Русал» на конец февраля 2009 г. имела совокупную задолженность 17 млрд долларов, а ее владелец О. Дерипаска опустился в публикуемом журналом Forbes списке самых богатых людей планеты с 9-го места (2008 г.) на 164-е, потеряв 24,5 млрд долларов, или 87,5% своего состояния. Многим представителям крупного бизнеса пришлось заложить значительные пакеты акций своих предприятий под получение кредитов у государственных банков России, что очевидно является формой мягкой национализации.