Мягкая сила
МЯГКАЯ СИЛА
Форма политической воздействия, принципы, методы, подходы и инструментарий которого позволяет добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, а не силового принуждения. Термин «мягкая сила» впервые появился в работах американского политолога Джозефа Ная в 1990-х гг. Дж. Най утверждает, что политика мягкой силы является одним из ключевых аспектов современной внешней политики ведущих мировых держав.
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
Мягкая сила
(soft power) – форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает принуждение. Основами мягкой силы являются культурные и политические ценности, институты, которые способны притягивать других, «хотеть того, чего хотите вы». Примеры мягкой силы: 1. Политические ценности и институты (демократические выборы, многопартийность, права человека, свобода, благотворительность); 2. Культурные ценности (музыка, кино, язык…). Термин «мягкая сила» как потенциальное направление внешней политики России стал использоваться в российских официальных кругах с середины 2012 г. Улучшением имиджа России за рубежом призвано заняться Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). «Гибкая власть – это основа, становой хребет повседневной демократической политики. Способность устанавливать преференции имеет тенденцию ассоциироваться с такими нематериальными ресурсами, как привлекательность личности, культура, политические ценности и институты, и с политикой, которая воспринимается как легитимная или имеющая моральный авторитет… Гибкая власть – это не то же самое, что воздействие и влияние… Это больше, чем просто убеждение, уговаривание или способность подвигнуть людей сделать что-либо при помощи аргументов, хотя все это является важным элементом этой власти. Проще говоря… – это привлекательная власть…» (Най Дж. С. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике / пер. с анг. В. И. Супруна. Новосибирск, 2006. С. 31–32). В современной теории международных отношений выделяют также «дипломатию мягкой силы» как одну из форм публичной дипломатии.
Мягкая сила
(Soft Power) – понятие, предложенное американским политологом Дж. Наем (1990) для обозначения способности государства добиваться своих внешнеполитических целей за счет силы своего убеждения и как собственной привлекательности, так и привлекательности своих идей. До него схожие мысли высказывали Н. Макиавелли и Дж. Карр (у Карра есть положение о «силе мнения»).
Разделительная линия между «мягкой», «жесткой» и «экономической» силой (мощью) не всегда очевидна – многие специалисты относят к М.с. все, что не является прямым применением военной силы или угрозы силой, другие – ограничивают сферу М.с. лишь идеальными факторами: привлекательностью имиджа страны, силой предлагаемых ею идей, способностью к международному лидерству, харизматичностью ее представителей, пассионарностью ее народа.
М.с. сложнее в использовании по сравнению с традиционной «жесткой» силой. Во-первых, результаты воздействия М.с. во многом зависят от объекта ее применения, во-вторых, результатов воздействия порой приходится ждать очень долго, в-третьих, инструменты М.с. часто не контролируются национальным правительством. Иными словами, М.с. либо есть, либо ее нет и государственная политика может мало что изменить, например во внешнем имидже страны.
Формирующими источниками М.с. государств являются культура данной страны, специфика ее политической системы и внешняя политика, точнее, как ее воспринимают другие страны и народы. Экономические успехи, высокий уровень жизни граждан также укрепляют М.с. страны на международной арене.
Конкретная конфигурация факторов, определяющих наличие М.с. страны в мире, в каждом случае уникальна. Для США главенствующим фактором их М.с. являются особенности политической системы и идея свободы, для объединенной Европы – нормы европейского общежития и идеи гуманизма, для КНР – экономические успехи. (М.В. Братерский)
Разделительная линия между «мягкой», «жесткой» и «экономической» силой (мощью) не всегда очевидна – многие специалисты относят к М.с. все, что не является прямым применением военной силы или угрозы силой, другие – ограничивают сферу М.с. лишь идеальными факторами: привлекательностью имиджа страны, силой предлагаемых ею идей, способностью к международному лидерству, харизматичностью ее представителей, пассионарностью ее народа.
М.с. сложнее в использовании по сравнению с традиционной «жесткой» силой. Во-первых, результаты воздействия М.с. во многом зависят от объекта ее применения, во-вторых, результатов воздействия порой приходится ждать очень долго, в-третьих, инструменты М.с. часто не контролируются национальным правительством. Иными словами, М.с. либо есть, либо ее нет и государственная политика может мало что изменить, например во внешнем имидже страны.
Формирующими источниками М.с. государств являются культура данной страны, специфика ее политической системы и внешняя политика, точнее, как ее воспринимают другие страны и народы. Экономические успехи, высокий уровень жизни граждан также укрепляют М.с. страны на международной арене.
Конкретная конфигурация факторов, определяющих наличие М.с. страны в мире, в каждом случае уникальна. Для США главенствующим фактором их М.с. являются особенности политической системы и идея свободы, для объединенной Европы – нормы европейского общежития и идеи гуманизма, для КНР – экономические успехи. (М.В. Братерский)
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.