ГРАМШИ Антонио

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Грамши Антонио
1891 —1937) – итальянский коммунист, теоретик интеллектуальной стратегии антикапиталистической борьбы, сторонник культурной (метаполитической) деятельности направленной против буржуазной системы ценностей.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (1891 -1937)
итальянский мыслитель и общее: пенный деятель, один из создателей и руководителей Коммунистической партии Италии. Г. стремился найти альтернативу экономическому детерминизму, присущему ортодоксальному марксизму; утверждал, что классовое угнетение зависит главным образом не от экономических мер или принудительных акций со стороны государства, но от принятия их рабочим классом.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ГРАМШИ (Gramsci) Антонио
1891-1937) — итальянский философ, политолог, социолог, политический деятель. С 1921 г. — в ЦК Коммунистической партии Италии; в 1926 г. за антифашистские выступления арестован, до 1934 г. — в заключении. Автор ряда работ по философии, истории, культуре. Основополагающие идеи (гегемония, структура господства, роль интеллигенции и пр.) сформулированы в работе «Некоторые аспекты южного вопроса» (1926).

Источник: Новейший политологический словарь

Грамши Антонио
(родился в 1891 г., умер в 1937 г.) - видный деятель коммунистического движения Италии. Будучи членом итальянской социалистической партии, Грамши активно выступал против империалистической войны 1914-1918 гг. В 1919 г. он основал еженедельную газету «Ордине Нуово» («Новый строй»), где агитировал за создание в Италии коммунистической партии. Грамши был одним из ее основателей. В 1926 г. он был арестован и с тех пор находился в тюрьме, где тяжело заболел и умер в 1937 г.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ГРАМШИ Антонио
(1881–1937) – основатель и теоретик Итальянской коммунистической партии. В 1926 году был арестован фашистами и в заключении написал, ставшие знаменитыми «Тюремные тетради» (впервые опубликованы в Италии в 1948–1951 гг., частичный перевод на русский осуществлен в 1957–59 гг.). Создал учение о гегемонии как главной силы государства и основы власти господствующего класса. Гегемония опирается на «культурное ядро» общества. Чтобы подорвать гегемонию надо воздействовать на обыденное сознание, повседневные «маленькие» мысли среднего человека. Необходимо неустанно повторять одни и те же утверждения, чтобы их принимали не разумом, а на веру. Массы «не могут усваивать философию иначе, как веру». Политическая стабильность нарушается в результате подрыва гегемонии. Обыденное сознание в качестве «здравого смысла» (стихийной философии трудящихся) открыто для восприятия коммунистических идей. Для сохранения гегемонии буржуазии важно этот здравый смысл нейтрализовать или подавлять. И здесь главным агентом выступает интеллигенция.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

ГРАМШИ АНТОНИО
(Gramsci, Antonio) (1891–1937) Итальянский марксист и журналист. Активно участвовал в деятельности Итальянской социалистической партии с 1913 г. Один из основателей (1919) и редактор влиятельной газеты "L`ordino nuovo" ("Новый порядок"); активный участник движения "Туринский фабричный совет" (в котором видел "модель пролетарского государства") в течение "двух красных лет" (1919–20). В 1921 г. становится членом центрального комитета новой Итальянской коммунистической партии (ИКП), а в 1922 г. приезжает в Москву в качестве итальянского представителя в Исполкоме коммунистического Интернационала. Через два года возвратился в Италию. Был избран депутатом от округа Венето, генеральным секретарем ИКП. В 1926 г. арестован фашистами и приговорен к тюремному заключению (Муссолини по этому поводу якобы сказал: "Мы должны сделать так, чтобы этот ум на долгое время перестал работать"). Несмотря на хроническую болезнь, Грамши прожил до 1937 г. и умер в тюрьме. Его наиболее важная теоретическая работа – "Тюремные тетради" (1928–37). Грамши стремился понять, почему после 1917 г. революция не распространилась на другие страны, как удалось выжить капитализму (capitalism), и почему пролетариат (proletariat) не обрел классового сознания (class consciousness). Размышляя над этими проблемами, он задался вопросом: какую стратегию должны взять на вооружение революционные партии, работающие в либерально-демократических государствах. Это привело его к анализу взаимосвязи между экономической базой и политической надстройкой и к выдвижению концепции гегемонии (hegemony). Он считал, что гегемония класса в либеральных демократиях зиждется значительно больше на согласии, чем на принуждении. Государство (state) прибегает к мерам подавления как к последнему средству лишь в критических ситуациях, а в обычных условиях управляет страной и подтверждает свое право на управление через интеллектуальное и моральное лидерство, характерное для гражданского общества (civil society). Идеологическая надстройка – политика, образование, культура, религия – определяет контуры восприятия, понимания и знания. Результатом этого процесса социализации стало охотное согласие "управляемых" на собственное подавление. Классовое господство сохраняется под видимостью социальной гармонии – буржуазные отношения влияют на сознание людей, а возможность революционной деятельности, соответственно, сокращается. Как же должна в таких условиях поступить революционная партия в отношении капиталистической гегемонии? Грамши называет две дополняющие друг друга стратегии: маневренную войну и войну позиционную. Первая, которой он отводит второстепенную роль как неподходящей в период реакции, наступившей после Октябрьской революции, означает стремительный фронтальный удар по государству. Вторая, затяжная, позиционная война ведется многими способами, с опорой на разнообразные организационные формы. Политические цели такой войны также разнообразны (парламент, профсоюзы, культура, союзы с другими прогрессивными силами), но руководить военными действиями должна непременно коммунистическая партия. Ни о каком реформировании здесь речи не идет. Грамши никогда не сомневался в том, что вопрос о взятии государственной власти в итоге обязательно встанет перед революционными силами. Только одна революционная партия владеет полным пониманием мира и обязана нести в массы то, что он называл "критическим самосознанием", которое приведет к свержению существующего режима и обеспечит становление новой лидирующей социалистической культуры. Грамши не верил в спонтанность рабочего движения. Считал, что оно нуждается в руководстве со стороны коммунистической партии, способной объяснить то, что является безусловной необходимостью. Вместе с тем он требовал более широкого вовлечения масс в процесс определения партийной политики. В своей работе "Современный князь" Грамши проводит аналогию между "князем" Макиавелли (Machiavelli) – мифической силой, способной стимулировать мобилизацию масс, и построением общества и партии, отражающих "коллективную волю" и действующих как катализатор революции. "Традиционная" интеллигенция тесно связана с господствующим классом и решает задачи социализации в его интересах, а "органическая" интеллигенция способна отколоться от господствующего класса, сделать свой опыт универсальным и присоединиться к классу будущего, пролетариату, и к его революционной партии. В основу рассуждений Грамши о гегемонии легла его убежденность в том, что "человек по сути своей существо политическое". Он критически относился к тому, что называл догматизмом, характерным для марксизма после смерти Маркса (Marx). Испытав влияние Бенедетто Кроче, который придавал большое значение субъективному и культурному осознанию исторических перемен, Грамши отрицательно относился к грубому позитивизму ревизионистских теорий марксистского толка. Он разграничивал органические силы общества долгосрочными объективными тенденциями и конъюнктурные – субъективными сиюминутными факторами. Когда обе категории сил соединяются, они порождают "исторический блок" – совокупность революционной ситуации и сознательного движения класса. Человек, класс, партия должны разобраться в исторической ситуации, после чего выбрать тот или иной способ действий. Это будет слиянием теории и практики, интеллектуальной безжалостности и приверженности революции (или, как в самом знаменитом афоризме Грамши, "пессимизма интеллекта с оптимизмом воли"). Вера Грамши в то, что люди могут быть сознательно действующими лицами истории, преднамеренно выбравшими себе эту роль, оказала колоссальное влияние на новых левых (new left), Че Гевару (Guevara) и "кастроизм" (Castroism), а его теории гегемонии и революционной стратегии – на еврокоммунизм (Eurocommunism) и, особенно, на развитие ИКП.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Педагогическое наследие Антонио Грамши как объект зарубежного научного дискурса

Федотова Ольга Дмитриевна, Соловьева Лариса Владимировна
Статья посвящена проблеме определения уровня исследования и оценки теоретического наследия итальянского политического деятеля Антонио Грамши в трудах зарубежных и российских ученых-педагогов.
Читать PDF

Контргегемония антонио Грамши как неотьемлемая часть неомарксистской политической теории

Мармазова О.И., Мармазова Т.Р.
В статье рассмотрены последствия влияния «теории гегемонии» марксиста Антонио Грамши на современную политическую теорию.