МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление. Массовое производство культуры при этом понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

Источник: Политология: Словарь-справочник

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
специфическая форма функционирования буржуазной культуры, сложившаяся в своем «классическом» виде в послевоенные годы. Это целая индустрия духовного ширпотреба, поднявшаяся на волне развития средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидения, печати и т. д.) и приносящая огромные прибыли большому бизнесу.
«М. к.» включает набор духовных стандартов, рассчитанных на так наз. среднего, «массового» потребителя. Это коммерческие фильмы, телевизионные шоу и эстрадные зрелища, печатная продукция, приучающие зрителя и читателя к примитивному представлению о мире, проповедующие культ силы и жестокости, животных инстинктов, отражающие стереотипы буржуазного образа жизни.
Тем самым делается ставка на то, чтобы отвлечь людей от стремления к истинным духовным ценностям и нравственному совершенствованию, увести их от острых классовых и др. проблем современного буржуазного общества. Целенаправленное использование «М. к.» посредством мощных средств массовой коммуникации духовно калечит людей, оказывает сильное влияние на формирование их общественного сознания. «Буржуазная пропаганда обрушивает на людей во всем мире искусно подтасованную информацию, отмечается в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, навязывает мысли и чувства, программирует выгодную для правящих сил гражданскую и социальную позицию». Вопрос о сохранении культуры и защите ее от буржуазного разложения, от вандализации съезд определил в качестве одной из важнейших общечеловеческих задач.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Массовая культура
искусство, различные массовые культурные акции, обращенные к простейшим архетипам и нравственным ценностям, близким и понятным многим людям. Массовая культура, тем более политическая культура, не может существовать вне политики. От степени её художественной ценности и доступности зависит морально-политический облик граждан и, как следствие, прочность, устойчивость, надежность политической системы общества. Обращение к простейшим (кроме высокохудожественных) культурным ценностям, близким и понятным многим людям, обеспечивает массовой культуре огромную популярность, в основном у маргинальной части воспринимающих её людей. Так, почитателями современных американских и др. западных сериалов являются, как правило, люди пожилого возраста, но они же, ещё с большим удовольствием смотрят фильмы советских времен, ностальгируя по ним, хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что эти фильмы с участием народных артистов СССР (Утесова. Бондарчука. Никулина. Ульянова, Жарова, Матвеева. Пельтцер. Дорониной. Евстигнеева, Ефремова. Баталова, Высоцкого. Меркурьева, Борисова и многих, многих других выдающихся мастеров театра и кино) несли людям высочайшую нравственность, добро, чувство справедливости, патриотизма, любви к Родине, согражданам и т. п., чего не хватает многим современным фильмам (особенно фильмам - однодневкам).
С другой стороны, страстными почитателями звучащей в западных кинофильмах попсы (поп-музыки) является определенная часть молодежной аудитории. Следует заметить, что разновидностью массовой культуры является искусство и культура кича, признаки которых, в основном совпадают с признаками массовой культуры. Очевидно, что культура такого рода едва ли сможет сформировать высоконравственного, высокогуманного, добродетельного гражданина общества, готового к самоотдаче, а тем более к самопожертвованию во имя своей Родины.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
наименование феномена, получившего широкое распространение во второй половине XX века. Массовая культура — это определенный вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус, стандартизованных по форме и содержанию, предполагающих коммерческий успех, а также распространяемых средствами массовой информации .
Современная массовая культура в России отличается совершенно неуемным стремлением заполнить собой все культурное пространство каждого человека, вытеснив из него любые индивидуальные предпочтения. Более того, иногда складывается впечатление, что в России всю массовую культуру «подмял» под себя один клан, который делает на ней свой гешефт. Это косвенно подтверждается тем, что на телеэкранах ежедневно каждый может наблюдать одни и те же лица, которые веселятся, кривляются, что-то празднуют, поют песенки и рассказывают «смешные» шутки. И это все на фоне глубокого системного кризиса, который происходит в России во всех аспектах жизни ее граждан.
Налицо использование массовой культуры в качестве механизма манипуляции общественным мнением, когда через этот феномен идет оболванивание народных масс, прививание полного равнодушия к происходящему в стране, отвлечение от насущных проблем, насаждение ложных ценностей и идеалов. Более того, начиная с определенного момента деятели массовой культуры вдруг возомнили себя экспертами в прочих областях человеческой деятельности, поэтому их экспертное мнение становится очень востребованным для воздействия на неокрепшее сознание молодежи, представители которой часто выбирают себе кумиров из среды вот таких нечистых на руку деятелей. Так какой-нибудь певец берется рассуждать о судьбе России, если к власти придут националисты или коммунисты (каждый «поет» в этом случае о своем личном страхе). Так в 1996 году, когда были выборы президента России, многие деятели массовой культуры открыто заявляли: «Ельцин — наш президент», обращая эти слова к своей аудитории, апеллируя при этом к тому, например, что во времена советского строя не было дискотек, нельзя было слушать зарубежную музыку и т. д., хотя большинство молодых людей, которые внимали таким вот новоявленным дельцам от политики, просто не могли проверить их утверждения в силу своего возраста, т. к. уже имея право голоса, они не застали советские времена в том периоде своего развития, когда можно сделать самостоятельные выводы.
Другой аспект массовой культуры заключается в скрытом геноциде определенных групп граждан. Так, к примеру, в последнее время стало модным высмеивать все исконно русское — русские традиции, русские устои, русский способ жизни, вообще все. Юмористы под видом шуток-прибауток внедряют в сознание своей аудитории мысли об ущербности этой самой аудитории в силу ее происхождения. Надо отметить, что большинство таких вот юмористов, которые берутся в смехотворной форме рассуждать о Русском народе, никакого отношения к этому народу не имеют. Однако транслируются такие шабаши на общефедеральном уровне чуть ли не ежедневно в государстве, где более 80 % населения считают себя Русскими.
См. также: мультикультурализм, общепризнанный авторитет, патриотизм, юмористы.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

Массовая культура
Колоссальное влияние на мировосприятие россиян, особенно молодых, оказывают массовая культура и шоу-бизнес. Тиражируемые ими ценностные установки, стереотипы и модели поведения приобретают характер общепринятых, а «звезды» телевидения, кино и шоу-бизнеса становятся своеобразными нравственными и поведенческими «маяками». Но главное, что в борьбе за умы людей массовая культура начинает создавать серьезную конкуренцию политике, во многом формируя свою «повестку дня» где скандал вокруг развода А. Пугачевой и Ф. Киркорова воспринимается значительной частью россиян как событие 2005 г., сопоставимое по своей значимости, например, с национальными проектами в социальной сфере. Любопытно, что из тридцати выдающихся людей России по итогам 2005 г., которых респонденты отнесли к элите общества, более половины являются звездами кино, телевидения и шоу-бизнеса. При этом та же А. Пугачева и Н. Михалков занимают второе и третье места сразу после президента В. Путина. В список также вошли И. Кобзон, Ф. Киркоров, В. Познер, Л. Гурченко, Е. Петросян, Ф. Бондарчук, О. Газманов, Л. Якубович, Н. Басков и др. И наоборот, не только в «тридцатку», но и в первые пятьдесят людей года вошли лишь четверо знаменитостей, которые не проходят по «ведомствам» политики и массовой культуры. Это Алексий II, доктор Л. Рошаль, А. Солженицын и Ж. Алферов. На вопрос о том, кто является кумирами современной российской молодежи, 47% россиян ответили, что это прежде всего поп- и рок-звезды, а также успешные бизнесмены, герои телесериалов и спортсмены.
В отношении влияния массовой культуры и шоу-бизнеса на моральный климат в стране общественное мнение отнюдь не единодушно. Чуть более трети респондентов (34%) считает, что масскульт подрывает моральные и нравственные устои общества, а 29% придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что его влияние скорее положительное, прежде всего «терапевтическое». Еще четверть (24%) убеждена, что массовая культура и шоу-бизнес вообще не оказывают никакого влияния на общество. При этом оценки представителей поколения «отцов» и «детей» заметно отличаются друг от друга. Среди молодежи, в первую очередь до 24 лет, доминируют позитивные оценки влияния масскульта на общество; мнения респондентов в возрасте 35–44 лет расколоты, а оценки опрошенных старших возрастов однозначно негативны (рис. 1).
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image42.png" width="446" height="298" alt="" style="border-width:0px;"
 С чем согласны большинство россиян (69%), так это с тем, что расцвет массовой культуры и шоу-бизнеса сопровождается упадком общей культуры, искусства, которые не в состоянии конкурировать с шоу-бизнесом, прежде всего в коммерческом отношении. И, как следствие, снижение не только нравственного, но и художественного уровня многих произведений искусства по сравне нию с советскими временами. Точку зрения, что свобода творчества сама по себе продуцирует создание новых художественных произведений, разделяют лишь 23% опрошенных (рис. 2).
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image43.png" width="419" height="262" alt="" style="border-width:0px;"
 Особенно резкое неприятие вызывает использование ненормативной лексики, мата в литературе, на телевидении, в кино, на эстраде. Сентенции представителей художественной элиты о свободе творчества о мате как средстве отражения реальной действительности, особом художественном приеме не находят поддержки у россиян. 80% опрошенных считают, что использование мата на широкую аудиторию недопустимо, и только 16% относятся к этому «с пониманием». Несмотря на заметно большую терпимость молодежи к публичному употреблению ненормативной лексики, и в ее среде большинство (69%) расценивают это как распущенность и считают совершенно недопустимым (рис. 3).
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image44.png" width="447" height="353" alt="" style="border-width:0px;"
 В целом большинство россиян (88%) считают, что моральные требования к представителям шоу-бизнеса, телевидения должны быть такими же, как к другим людям, либо даже более строгими. И только 6% полагают, что им, как людям, творческим, простительны некоторые элементы вызывающего поведения, эпатажа. Во многом это связано с тем, что в последнее время пред ставители шоу-бизнеса нередко ведут себя намеренно вызывающе исключительно из соображений собственной «раскрутки» или «раскрутки» своих проектов, что вызывает раздражение. Может показаться, что большинство россиян, что называется, «наелось» продукцией массовой культуры и тянутся к ее высоким образцам.
В действительности это не так, особенно, если судить по тиражам некоторых изданий и по рейтингам, которые получают на телевидении некоторые программы и передачи. Характерен в этом отношении опрос ВЦИОМ, посвященный ежегодной телевизионной премии ТЭФИ. Результаты опроса заметно разошлись с итогами реального голосования телеакадемиков, особенно когда речь шла о развлекательных программах и телевизионных сериалах. Так, в номинации «Развлекательная программа» три первых места заняли «Кривое зеркало», «Аншлаг» и «Смехопанорама». Среди телесериалов ни «Штрафбат», ни «Дети Арбата», ни «Гибель империи» респондентами практически не упоминались. А первые позиции заняли «Две судьбы» и «Кармелита». Иначе говоря, значительная часть российского общества декларирует свое неприятие засилья масскульта и шоу-бизнеса и одновременно является активным потребителем их продукции. Эта ситуация вряд ли изменится радикально, по крайней мере, до тех пор, пока разделение культуры и искусства на элитарное и массовое не перестанет быть столь актуальным, как сегодня.
В. В. Петухов

Источник: Словарь политических терминов.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
530.72 кб

Маркетинг и массовая культура

Тульчинский Григорий Львович
Читать PDF
351.05 кб

Текст - код массовой культуры

Ерохина Татьяна Иосифовна
Осмысление текста как кода массовой культуры представлено в статье в двух ракурсах: анализ дефиниции текста в семиотическом дискурсе, актуализирующем понимание текста как кода культуры; определение онтологической значимости текста
Читать PDF
79.09 кб

Культура массовых коммуникаций

Карпухин Олег Иванович
В статье рассматривается понятие «культура массовых коммуникаций».
Читать PDF
374.81 кб

Эстетика языка массовой культуры

Тараканов Александр Валерьевич
Читать PDF
239.88 кб

Томас Пинчон и массовая культура

Киреева Наталия Владимировна
В статье рассматривается такой аспект трансформации литературного поля во второй половине XX в., как взаимодействие элитарного и массового.
Читать PDF
237.90 кб

Язык и ценности массовой культуры

Аблеев Сергей Рифатович, Кузьминская Светлана Игоревна
Статья посвящена философскому анализу лингвистических и аксиологических аспектов феномена массовой культуры.
Читать PDF
2.93 мб

Массовая культура в контексте СМИ

Ь. А. Пурескина
Читать PDF
1.12 мб

Архетип как код массовой культуры

Злотникова Татьяна Семеновна, Мазилов Владимир Александрович, Нажмудинов Гаджи Магомедович
В рамках работ по гранту «Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс» составлен глоссарий, отразивший установленные авторским коллективом коды массовой культуры. Таким кодом, в числе других, определен архетип.
Читать PDF
1.32 мб

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ДЕТЕРМИНАНТА

И. Ф. Петров
Методологическая неоднозначность позиций исследователей приводит к тому, что массовую культуру относят к разным аспектам явления.
Читать PDF
140.24 кб

Массовая культура: аспекты понимания

Костина Анна Владимировна
Читать PDF
239.00 кб

Стратегии массовой экранной культуры

Ворожейкин Евгений Петрович
Статья посвящена исследованию стратегий массовой экранной культуры, направленных на манипуляцию образами смерти и насилия.
Читать PDF
194.27 кб

Аскетизм и гедонизм массовой культуры

Ильин Алексей Николаевич
В статье анализируется феномен «массовая культура» и характер ее влияния на субъекта. Современной массовой культуре присущи одновременно как гедонизм, так и аскетизм, которые не всегда являются противоположными понятиями.
Читать PDF
100.29 кб

Интернет как закат массовой культуры?

Фокин Александр Александрович
Читать PDF
352.06 кб

Олимпиада как текст массовой культуры

Злотникова Татьяна Семеновна, Шапошников Всеволод Аркадьевич
В статье ставится мало изученная в отечественной науке проблема интерпретации выдающегося спортивного события как репрезентативного текста массовой культуры.
Читать PDF
131.56 кб

Иерархическая модель массовой культуры

Ильин Алексей Николаевич
В данной статье массовая культура рассматривается не как гомогенное образование, а как иерархическая система.