КАРИБСКИЙ КРИЗИС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

КАРИБСКИЙ КРИЗИС

резкое обострение международной обстановки, происшедшее осенью 1962 г. из-за размещения советских баллистических ракет средней дальности на Кубе. В ответ на это руководство США направило в Карибское море к кубинским берегам 183 боевых корабля и установило морскую блокаду Кубы. В боевую готовность были приведены американские войска в Европе, 6-й и 7-й американские флоты. Было организовано непрерывное боевое дежурство 20% стратегической авиации США в воздухе. Одновременно в повышенную готовность приводились также советские вооруженные силы на западе. Стратегические ракеты группового базирования развертывались на позициях. Повышалась боевая готовность ВС НАТО и ОВД. Обе стороны готовились к возможному возникновению ядерной войны с нанесением удара всем имеющимся ядерным потенциалом (США – 5000 ядерных боеприпасов, СССР – 300 ядерных боеприпасов). В создавшейся критической обстановке между советским и американским руководством с участием Генерального секретаря ООН и руководства Кубы 28 октября 1962 г. было достигнуто компромиссное соглашение. СССР обязался вывести свои ракеты с Кубы, а США – из Турции. Кроме того США обязались не предпринимать военных действий против Кубы.

Источник: Война и мир в терминах и определениях

Карибский кризис
обострение противостояния СССР и США, вызванное размещением советских ядерных ракет на Кубе. В ноябре 1960 г. в США на выборах одержала победу Демократическая партия, и 20 января 1961 г. вновь избранный
Президент Дж. Кеннеди возглавил администрацию. Приход к власти в Вашингтоне демократов ухудшил американо-кубинские отношения, поскольку режим лидера кубинцев Ф. Кастро был репрессивным, а Демократическая партия США с особым вниманием относилась к проблеме защиты прав человека. К тому же во время предвыборной кампании Дж. Кеннеди неоднократно критиковал предыдущую республиканскую администрацию за недостаточно жесткую политику по отношению к Кубе. И хотя он понимал, что Советский Союз будет поддерживать Остров свободы, Кеннеди после выборов не мог сменить позицию в отношении Гаваны.
Конфликт между США и Кубой обострился в апреле 1961 г., когда на ее побережье в районе Плайя-Хирон (побережье залива Качинос) высадились прибывшие из Флориды вооруженные отряды кубинских эмигрантов численностью около 1,5 тыс. человек, которые попытались свергнуть Кастро и захватить власть в Гаване. Попытка переворота, организованная ЦРУ, не удалась, но тем не менее сильно встревожила Кастро. Вскоре кубинский лидер начал переговоры с СССР о предоставлении ему военной помощи, что и было сделано с середины января 1962 г., поскольку
Советский Союз боялся потерять Кубу, ставшую очагом социализма в Латинской Америке. Кроме того, безопасности Советского Союза в то время угрожали размещенные в Турции американские ракеты средней дальности, и руководство страны рассматривало Кубу как потенциальную площадку для «симметричного ответа» на потенциальную угрозу со стороны американских ракет. В связи с этим 29 мая 1962 г. на Кубе состоялись переговоры между представителями ЦК КПСС и Ф. Кастро, основной темой которых стало предложение Москвы о размещении на территории Кубы советского ядерного оружия. Несмотря на все колебания, кубинский лидер в итоге согласился. К октябрю 1962 г. Советский Союз начал поставку вооружений на Кубу, на острове было размещено 42 ракеты с ядерными боеголовками. Однако доставка столь мощного контингента и большого количества ракет не прошла незамеченной США. Президент Соединенных Штатов Дж. Кеннеди запросил у ЦРУ полную информацию о наличии вооружений на Кубе. Американский разведывательный самолет У-2 14 октября 1962 г. сделал снимки, которые смогли доказать наличие ядерного оружия на острове. Тогда США потребовали от СССР объяснений и стали настаивать на немедленном выводе советских ракет с Кубы. Москва признала факт размещения ракет, но отказалась их вывезти. Вашингтон начал готовиться к худшему. Дж. Кеннеди 22 октября обратился по телевидению к нации с предупреждением о возможности начала войны с Советским Союзом. Тогда впервые за всю историю американские воздушные силы были приведены в полную боевую готовность. СССР ответил тем же. В тот момент ядерная война была действительно близка, и обе сверхдержавы понимали это, но не могли найти выхода из кризиса.
23 октября министр юстиции США Р. Кеннеди неофициально посетил советское посольство в Вашингтоне, где в секретной беседе с советским послом А. Добрыниным заявил, что США не хотят войны, но категорически настаивают на выводе советских ракет с Кубы. В ответ Добрынин отметил, что СССР также не стремится к войне, но размещение ракет было лишь необходимым ответным шагом на американские ракеты в Турции и угрозу советскому союзнику Кастро. В ходе этих переговоров, а также после обмена посланиями между Хрущевым и Кеннеди сторонам удалось выработать условия компромисса. Соединенные Штаты согласились не вторгаться на Кубу и снять введенную США блокаду острова, а Советский Союз начал демонтаж своих ракетных установок. Шесть месяцев спустя США вывезли ядерные ракеты из Турции.
К.к., продолжавшийся 38 дней, стал переломным моментом в гонке ядерных вооружений. Именно события октября 1962 г. подтолкнули обе сверхдержавы к пониманию взаимной уязвимости и необходимости сокращения стратегических наступательных вооружений посредством заключения соответствующих договоров. (М.Н. Меликян)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

КАРИБСКИЙ КРИЗИС
(Cuban Missile Crisis) Международный кризис в октябре 1962 г.; обычно считается самым опасным моментом "холодной войны" (Cold War), т. к. мир находился на грани ядерного конфликта между сверхдержавами. После революции на Кубе (1959) американцы рассматривали различные планы восстановления там антикоммунистического режима. В результате в апреле 1961 г. было совершено неудавшееся нападение в заливе Кочинас, санкционирование и поддержанное американским правительством. За этим последовало наращивание на Кубе советских вооруженных сил. На протяжении всего 1962 г. кубинский вопрос значительно осложнял отношения между сверхдержавами, бывшие и без того напряженными в результате кризиса, связанного с Берлинской стеной (1961). Американцы официально дали понять, что не потерпят размещения советских "наступательных" ядерных ракет на Кубе, находящейся на расстоянии всего лишь около ста миль от побережья Флориды. Казалось, что советский лидер Никита Хрущев согласился с этими требованиями. Тринадцатого сентября президент США Кеннеди заявил, что, если Куба станет наступательной военной базой, он предпримет любые меры, необходимые для защиты американской безопасности. В течение сентября на Кубу были доставлены первые ракеты и оборудование для строительства пусковых установок. Четырнадцатого октября фотографии, сделанные с самолета У-2, показали, что проводится установка ракет среднего радиуса действия, а 16 октября Исполнительный комитет Национального Совета Безопасности провел первое заседание для выработки решения по вопросу о том, что американское правительство считало прямой угрозой национальной безопасности. Президент Кеннеди объявил по телевидению об обнаружении ракет и потребовал их удаления, а Исполком собрался для обсуждения следующих шагов США. Был рассмотрен ряд стратегических мер, в т.ч.: не предпринимать никаких мер (что быстро отвергли), разные формы дипломатических действий, направленные на вывод ракет (что могло привести к переговорам и, следовательно, встречным уступкам со стороны американцев), нападение, воздушная противоракетная атака и блокада. Кеннеди сначала склонялся к военным действиям и вторжению (возможность воздушной атаки держалась про запас в течение всего кризиса). Однако предпочтение отдали блокаде, препятствующей дальнейшей доставке ракет, сопровождаемой требованиями вывода уже имеющихся. Блокада давала ряд преимуществ: она демонстрировала решимость Америки и ее готовность применить военную силу, позволяла извлечь выгоду из американского морского превосходства в этом регионе, давала Хрущеву время для отступления и перекладывала на него ответственность за следующий шаг в эскалации кризиса, если он не пойдет на уступки. Короче говоря, предпринятые меры давали последний шанс избежать неконтролируемой конфронтации, которая грозила ядерной войной. Сначала Хрущев не желал идти на уступки, используя как угрозу – со стороны США – кубинской целостности, так и развертывание в Турции американских ракет среднего радиуса действия. Кеннеди не хотел идти на обмен турецких ракет на кубинские, хотя несколькими месяцами раньше приказал вывести ракеты из Турции на том основании, что они не нужны для американской безопасности и лишь провоцируют Советский Союз. Американская блокада, началась, и можно было ожидать инцидентов между военно-морскими силами обеих стран. В дни, последовавшие за 16 октября, напряжение нарастало, и, казалось, оба государства шли к войне, т.к. СССР не проявлял желания пойти на уступки. Двадцать шестого октября американцам в руки попало то, что ими было расценено как секретное личное послание Хрущева, в котором предлагалось вывести ракеты в ответ на снятие блокады и выражалось согласие не вторгаться на Кубу. На следующий день Хрущев направил официальное послание, выдержанное в более воинственном тоне и содержащее требование вывода ракет из Турции в обмен на вывод советских ракет из Кубы. Американцы непоколебимо стояли на том, что такая сделка неприемлема; более того, по тону письма они могли предполагать, что Хрущев утратил влияние на наиболее милитаристски настроенных членов Президиума Верховного Совета СССР. В тот же день советские ракеты "земля –воздух" сбили американский самолет. Военные действия с американской стороны казались неизбежными. Но брат президента Роберт Кеннеди предложил согласиться на первое (секретное) послание Хрущева, объявить в прессе о своем "согласии" и таким образом заставить Хрущева принять это согласие, дав ему ясно понять, что в случае отказа на него лягут бремя неудачи и ответственность за войну. На следующий день на этих условиях кризису был разрешен. Американцы, хотя и ценой огромного риска, добились колоссальной дипломатической победы. Престиж Кеннеди поднялся еще выше. СССР получил от выхода из кризиса гораздо меньше, но и ему досталась доля общественного признания. Кроме того, он заручился обещанием США не вторгаться на Кубу, а позднее стал свидетелем вывода американских ракет среднего радиуса действия не только из Турции, но и со всей территории Европы. Вывод советских ракет, по-видимому, роковым образом подорвал престиж Хрущева в Президиуме и привел через два года к его отстранению от власти. Американцы укрепили свое руководящее положение в НАТО, позиции которого чуть ослабли из-за неспособности помешать Советскому Союзу одержать верх в Берлинском вопросе в 1961 г. Мотивы, побудившие Хрущева разместить на Кубе ракеты, несмотря на недвусмысленное предупреждение США, остаются предметом многочисленных споров. Некоторые авторы утверждают, что позиция США на самом деле не было ясно выраженной, почему Хрущев и мог пренебречь им и составить на этом политический капитал. С этой точки зрения, Кубинский вопрос был частью широкой стратегии ведения "холодной войны" (Cold War). Победа СССР на Кубе подорвала бы престиж Америки во всем мире, особенно в странах Западной Европы и Латинской Америки. Существуют и другие объяснения. Возможно, Хрущев хотел договориться о выводе советских ракет в обмен на вывод американских ракет из Турции и Европы. Начальным мотивом могла служить сама Куба, т.к. ракеты находились там для ее защиты от вторжения. С этой точки зрения, которую сами Советы неоднократно озвучивали после октября 1962 г., кризис окончился к их удовлетворению. Последняя, и наиболее вероятная, причина заключалась в том, что к тому времени Советы начали осознавать, как далеко вперед американцы ушли в гонке стратегических вооружений, и особенно в разработке ракет и бомбардировщиков дальнего радиуса действия. Развертывание на Кубе ракет среднего радиуса давало технологически дешевое средство хотя бы частично покрыть дефицит до тех пор, пока СССР не приступит к поточному производству оружия дальнего действия. Успешное разрешение кризиса привело к улучшению отношений между сверхдержавами. Была проложена "горячая линия" прямой связи между руководством Вашингтона и Москвы, а в 1963 г. обе державы вместе с Англией, игравшей значительно менее важную роль, подошли к заключению Договора о частичном запрещении испытаний, испытания ядерного оружия в атмосфере, поставившего эти испытания вне закона. Помимо всего прочего, осознание того, насколько близко мир подошел к войне, заставило обе сверхдержавы по-новому взглянуть на доктрину ядерного устрашения. На Западе Кубинский кризис был воспринят как модель науки (или искусства) "урегулирования кризисов". Процесс принятия решений в Исполкоме Национального Совета Безопасности был тщательно проанализирован, чтобы выявить "правила" или обычаи новой науки урегулирования кризисов. В частности, значение управляемого риска или балансирования на грани войны (используя возможность военного конфликта, вынудить противника к отступлению, предоставив ему последний, ясно выраженный шанс избежать неконтролируемой эскалации напряженности) стало ключевым элементом дипломатии с позиции силы. Сам Кеннеди придавал очень важное значение поиску условий, предлагаемых Хрущеву: они не должны были быть настолько унизительными, чтобы он отказался принять их.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
540.02 кб

Карибский кризис в международных отношениях XX В. : теоретические и практико-политические аспекты

Ланцов Сергей Алексеевич
В статье анализируется влияние Карибского кризиса на систему международных отношений. Отмечается, что после Карибского кризиса международная система стала полностью соответствовать модели свободной биполярной системы.
Читать PDF
524.84 кб

«Слабость» военной силы как средство разрешения международных конфликтов: уроки Карибского кризиса

Радиков Иван Владимирович
В статье рассматривается опыт разрешения первого в истории кризиса, развивающегося на основе механизма балансирования на грани войны.
Читать PDF
129.84 кб

Карибский кризис 1962 г. : новые подходы и оценки (на материалах Архива национальной безопасности СШ

Касаткина Екатерина Андреевна
На основании рассекреченных документов Архива национальной безопасности США анализируются уроки Карибского кризиса 1962 г. для американской внешней политики.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности подхода Соединенных Штатов к глобальным кризисам (на примере мировых войн и Карибского к

Самарин Ярослав Владимирович
В статье рассматриваются особенности американского подхода к кризисам системы международных отношений, который привел к двум мировым войнам и Карибскому кризису в ходе «холодной войны».

Похожие термины: