основа конституционного правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Гражданские права
Источник: Методические указания по политологии
Гражданское право
отрасль права, регулирующая имущественные и личные общественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления и восстановления нарушенных гражданских прав, их судебной защиты. Г.п. является ядром частного права.
Гражданские права
Bürgerrechte. Civil rights 1) Особый правовой статус, который имеют граждане государства в противовес жителям другого государства или другой общины. 2) Права, которые ОЗ ФРГ предоставляет только гражданам Германии, например свобода ассоциаций согласно статье 9 ОЗ ФРГ (в отличие от этого, свободой создания союзов по ст. 9, абз. 3 ОЗ ФРГ обладает «каждый», т. е. также и неграждане Германии). См.: Основные права – Гражданство/Подданство
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
civil law) - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, участников гражданского общества (граждан между собой, граждан и организаций, организаций) Содержит ряд положений, имеющих значение для всех гражданских отношений (например, об исковой давности), а также нормы о праве собственности, авторском праве, наследственном праве, защите чести и достоинства и т.д. Предмет особого внимания и забот властей, добивающихся организованности, порядка, спокойствия, стабильности в обществе.
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА
Гражданские права представляют собой набор личных свобод, которыми определяются отношения между людьми и властью в конкретном государстве и обычно продекларированных в конституции страны. В Соединенных Штатах Америки гражданские права изложены в первых десяти поправках к конституции и в комплексе именуются Биллем о правах. Гражданские права включают свободу слова, собраний и вероисповедания, право требовать рассмотрения и удовлетворения жалоб. В Ирландии такие личные права, как равенство всех граждан перед законом, право неприкосновенности личности (то есть запрет на помещение человека под стражу без соответствующего решения суда) и свобода самовыражения (в том числе право на критику политики властей), включены в конституцию.
Впрочем, эффективность защиты гражданских прав посредством конституционных гарантий не является абсолютной. Во Франции в течение долгих лет существовала узаконенная дискриминация женщин, несмотря на наличие конституционных положений, казалось бы, ставивших подобную практику вне закона. В прежней Западной Германии налагались ограничения на свободу слова, хотя конституцией ограничения такого рода прямо запрещались.
В Великобритании соблюдение гражданских свобод гарантируется общим законодательством, и при этом парламент вправе принимать законы, которыми эти свободы могут быть ограничены. Так, свобода собраний и манифестаций была ограничена законом об общественном порядке 1986 года и законом об уголовном судопроизводстве и общественном порядке 1994 года.
Возможность ограничения гражданских свобод с помощью принимаемых законодательных актов — весомый аргумент в устах тех, кто настаивает на принятии в Великобритании либо конституции, либо Билля о правах, которыми права граждан защищались бы на самом высоком законодательном уровне. Идея была отчасти реализована в принятии в 1998г. закона о правах человека. Однако тем же законом судебная власть наделяется правом определять объем гражданских свобод, вследствие чего возникает вопрос, будут ли эти права в должной мере обеспечены в условиях, когда действия законодательной и исполнительной власти являются предметом рассмотрения со стороны социально нерепрезентативного, невыборного и политически неподотчетного судейского корпуса.
См. также статьи «Конституция», «Права человека», «Судебная ветвь власти».
Источник: 101 ключевая идея политика
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА
(civil rights) Гарантированные законом политические, социальные и экономические права, которыми обладает каждый гражданин как член общества. Смысл этого понятия несколько размыт, поскольку чаще всего оно применяется по отношению к этническим меньшинствам в США. В этом и других подобных случаях делается по меньшей мере одинаковый упор как на права групп (национальных меньшинств), так и на права индивидуума. Тем не менее понятие "гражданские права" более старое и более общее, чем Гражданская война в Соединенных Штатах. Любое государство, предоставляющее конституционные или другие законные гарантии своим гражданам, наделяет их гражданскими правами. Однако иногда конституции провозглашают права, но не дают гражданам средств для их осуществления. Так, принятая во время Французской революции (French Revolution) Декларация прав человека и гражданина (1789) взяла за основу некоторые положения об индивидуальных свободах граждан, содержащиеся в Конституции США (1787) и в 10 поправках к ней, известных как Билль о правах (Bill of Rights). Декларация прав человека и гражданина вписана в преамбулу к конституциям Четвертой (Fourth Republic) и Пятой (Fifth Republic) республик и до сих пор остается в силе. Тем не менее французское законодательство, в отличие от американского, не предоставляет гражданам законных возможностей востребовать некоторые из прав, гарантированные еще в 1789 г. Как французская так и американская декларации обещают гражданам свободу слова, собраний, религии, справедливый суд и справедливое налогообложение. Американский Билль о правах является частью федеральной Конституции. В период с 1787 по 1865 г. он ограничивал действия только федеральных властей и никак не защищал граждан от властей штатов или иного уровня. Дело в том, что 10-я поправка утверждает следующее: "Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные ею для штатов, сохраняются соответственно за каждым штатом или за народом". Взаимоотношения между правами граждан и полномочиями штатов был урегулированы только после окончания Гражданской войны. Затем 13-я поправка (1864) объявила рабство вне закона, 14-я поправка (Fourteenth Amendment) (1868) расширила права штатов, гарантированные Конституцией и Биллем о правах, 15-я (1870) запретила государству или штату лишать или ограничивать право голоса граждан по признаку "расы, цвета кожи или статуса прежнего нахождения в рабстве". Положения именно этих трех, как их называют, "поправок периода реконструкции" понимаются в США как "гражданские права". Несмотря на не допускающий иных толкований язык этих поправок, гражданские права оставались незащищенными в течение почти 100 лет. Сразу же после окончания Гражданской войны лица, поддержавшие "мятеж" в южных штатах, были лишены гражданских и избирательных прав, а административные органы этих штатов возглавили политики из северных штатов, прозванные "саквояжниками": их враги утверждали, что они, отправляясь на юг, так набивают свои саквояжи, словно желают захватить и северные порядки. В 1876 г. была достигнута договоренность, в соответствии с которой демократам позволили заявить о победе на состоявшихся в этом году президентских выборах при условии вывода войск северян из южных штатов. Это означало конец эпохи "саквояжников" и имело печальные последствия для негритянского населения Юга: судами южных штатов была подтверждена правомочность ряда дискриминационных законов и положений, несмотря на их очевидное и вопиющее несоответствие конституционным поправкам периода реконструкции. Так, в ключевом деле "Плесси против Фергюсона" (1896) Верховный суд отказался отменить закон штата Луизиана о сегрегации на том основании, что сегрегация не ставит "на цветной расе клеймо неполноценности", если "сама цветная раса не пожелает поставить на себе это клеймо". Заключение по этому делу оставалось в силе до тех пор, пока не было принято решение по делу "Браун против Совета по образованию Топеки" (1954), в котором констатировалось, что условия сегрегации "неустранимо неравноценные". Судебное дело "Браун и Бейкер против Карра" (1962; по вопросу о принудительном создании одинаковых избирательных округов) было наиболее значительным из серии дел, по которым Верховный суд вынес решения, восстановившие гражданские права, и принял меры напвленные на то, чтобы в будущем лица без юридического образования могли понять смысл конституционных поправок периода реконструкции. Эти случаи помогли также укрепить позиции 14-й поправки, гарантировав ее выполнение на государственном и местном уровнях. Но Верховный суд не командует войсками. Гражданские права не будут эффективно применяться до тех пор, пока исполнительная и законодательная ветви власти не укрепят их силой своего авторитета. Исполнительная власть осуществляла это, направляя федеральные войска в южные штаты для проведения принудительной десегрегации, а законодательная – принимая законы, в первую очередь о гражданских (1964) и избирательных правах (1965). Теперь, когда черные граждане получили право голоса, политики должны были учитывать их мнение наравне с мнениями сторонников превосходства белой расы. Избирательные права сейчас надежно защищены, чего нельзя сказать о гражданских правах. В 1994 г. федеральные власти безуспешно пытались вселить негритянские семьи в муниципальные дома в Вайдоре, штат Техас. Трудноразрешимой остается и такая проблема: все ли меньшинства могут или должны получать равную защиту. В 1978 г. абитуриент Алан Бэкк подал жалобу на нарушение его прав, гарантированных 14-й поправкой к Конституции: ему отказали в приеме в университет, тогда как представители этнических меньшинств с худшими, чем у него, отметками, были приняты в счет установленной для них квоты. В деле "Члены правления Калифорнийского университета против Бэкка" Верховный суд, мнения членов которого разделились, постановил: отказ Бэкку в приеме незаконен, но вместе с тем конструктивные (affirmative) акции по ликвидации последствий расовой дискриминации не являются незаконными. Подробные конструктивные акции пердпринимаются и ныне, особенно в сфере высшего образования. Так, в Калифорнии абитуриенты из числа негритянского, латиноамериканского и "коренного" (индейского) населения, в отличие от американских азиатов, имеют преимущества при поступлении в вузы, хотя и те и другие в равной степени относятся к этническим меньшинствам. Они занимают (по отношению к их общей численности) больше учебных мест в вузах без всяких конструктивных действий властей в отношении их. Но это порождает страх, что подобные конструктивные акции могут изжить сами себя, поскольку ни одно этническое меньшинство не имеет побудительных мотивов к тому, чтобы утратить свой статус ущемленных в правах. В Великобритании выражение "гражданские права" распространено главным образом благодаря деятельности Ассоциации по гражданским правам Северной Ирландии, которая в 1960-х гг., по примеру американцев протестовала против религиозной дискриминации. В отличие от американских коллег, протестующие ирландцы не имеют конституционно гарантированных прав, поскольку их нет ни у кого в Соединенном Королевстве. Однако современное законодательство запрещает дискриминацию по расовому, половому или (только в Северной Ирландии) религиозному признаку. Таким образом, граждане могут отстаивать некоторые права в споре с государством. Примером этому служит проблема выплаты военными ведомствами значительных сумм компенсации женщинам, находившимся на действительной службе и незаконно уволенным в связи с беременностью (Великобритания, 1990-е гг.). Альтернативным решением вопроса гражданских прав было (их) намерение обратиться в Европейский суд по правам человека (European Court of Human Rights).
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь