МНЕНИЯ
МНЕНИЯ
это один из видов ПОЛИТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ, отличающийся неустойчивостью. Мнения представляют прежде всего поверхностный вербальный слой сознания и совсем не обязательно соответствуют более глубоким личностным образованиям.
МНЕНИЯ
тайные инструкции, негласные распоряжения партийных руководителей, не апеллирующие к закону и не опирающиеся на идеологию. СССР — вероисповедное государство; любое общественное явление или социальное решение обязательно должно сверяться с вероучением Ленина. И если действительность не вмещается в ленинские императивы, они произвольно расширяются и дополняются. Сложнее манипулировать идеями, когда действия властей вступают в прямое противоречие с теоретическим наследием Ленина. Тогда на помощь приходят намеки и недомолвки, именуемые «мнением». Они позволяют толковать и объяснять (а если необходимо — оправдывать) любые политические действия, подсказанные потребностями момента без того, чтобы вступить в открытое противоречие с принципами «научного» коммунизма.
Важнейший из таких принципов — «интернационализм», давно вычеркнутый из реальной советской политики и сохранившийся лишь в виде реквизита торжественных заседаний. Все это знают, но законодательно утвердить, юридически обосновать воинствующий национализм партократия не решается и осуществляет его явочным порядком — с помощью М. Например, официальных инструкций о процентных нормах в Советском Союзе нет — они опять-таки заменяются М. (глубокомысленно закамуфлированными сентенциями об опасности сионизма, об усилении бдительности и т. п.), устанавливающими ограничения для евреев. Эти ограничения дифференцированы для каждого конкретного учреждения и случая. Для центрального аппарата КГБ, МИД, прокуратуры, министерства внешней торговли предлагается универсальное правило - евреев не брать. Для всех прочих национальностей (кроме славянских) действует М., рекомендующее соблюдать «пропорциональное представительство».
М. спускаются вышестоящими инстанциями (секретариатом ЦК, Политбюро) в нижестоящие в форме устных замечаний и намеков. Их специфика — в недоговоренности, что предполагает и даже допускает возможность гибких, альтернативных решений — на это, видимо, и рассчитаны М. Единственный критерий реализации М. — «классовое чутье» , «партийная совесть» (суды не принимают к производству дела по обжалованию М.). Случается, что М. противоречат друг другу. Например, одна партийная установка приветствует и поощряет приглашение на работу в Москву какого-то количества специалистов с периферии (нужно подчеркнуть общесоюзный характер столицы); другая, стремясь сохранить русский облик города, всячески противится разбавлению столицы жителями национальных республик. Не находя возможным решить вопрос о «национальной квоте» Москвы на основе разумного компромисса, его решают за счет евреев — здесь предложение всегда превышает спрос. М. сводится к тому, что евреи — так утверждается в негласных партийных распоряжениях — представляют основную опасность для исконно русской самобытности. Кроме того, всегда существует опасность обвинения — еще одно М.! — в забвении ленинских принципов. М. регулируют все стороны советской жизни — в том числе и те, куда не дотягиваются советские законы: поведение за границей, семейные отношения, нравы, вкусы (считается, что вредно общаться с иностранцами, предосудительно носить узкие брюки, неразумно отращивать бороду и т. д.).
О М. в Советском Союзе говорят вполголоса, многозначительно, подобострастно и с оттенком загадочности, наделяя их (часто не без амбиции) мистическим смыслом.
ПРИМЕРЫ: «Высказываемые в письмах мнения, предложения и положения находят отражение в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров 225 СССР, в выступлениях руководителей партии и правительства». («Коммунист», 1980, № 17, с. 23.) «Дураки те, кто полагает, будто... выражение: есть мнение подразумевает: «руководство решило так». Нет, мнение существует до руководства и помимо него, оно неуловимо, оно рождается как бы само собой, оно рассыпано в воздухе, оно есть!». (В. Кормер. Крот истории. 1979, с. 13.). «...Корытов намекнул, что Там есть мнение...» (А. Зиновьев. Светлое будущее. 1978, с. 224.)
Важнейший из таких принципов — «интернационализм», давно вычеркнутый из реальной советской политики и сохранившийся лишь в виде реквизита торжественных заседаний. Все это знают, но законодательно утвердить, юридически обосновать воинствующий национализм партократия не решается и осуществляет его явочным порядком — с помощью М. Например, официальных инструкций о процентных нормах в Советском Союзе нет — они опять-таки заменяются М. (глубокомысленно закамуфлированными сентенциями об опасности сионизма, об усилении бдительности и т. п.), устанавливающими ограничения для евреев. Эти ограничения дифференцированы для каждого конкретного учреждения и случая. Для центрального аппарата КГБ, МИД, прокуратуры, министерства внешней торговли предлагается универсальное правило - евреев не брать. Для всех прочих национальностей (кроме славянских) действует М., рекомендующее соблюдать «пропорциональное представительство».
М. спускаются вышестоящими инстанциями (секретариатом ЦК, Политбюро) в нижестоящие в форме устных замечаний и намеков. Их специфика — в недоговоренности, что предполагает и даже допускает возможность гибких, альтернативных решений — на это, видимо, и рассчитаны М. Единственный критерий реализации М. — «классовое чутье» , «партийная совесть» (суды не принимают к производству дела по обжалованию М.). Случается, что М. противоречат друг другу. Например, одна партийная установка приветствует и поощряет приглашение на работу в Москву какого-то количества специалистов с периферии (нужно подчеркнуть общесоюзный характер столицы); другая, стремясь сохранить русский облик города, всячески противится разбавлению столицы жителями национальных республик. Не находя возможным решить вопрос о «национальной квоте» Москвы на основе разумного компромисса, его решают за счет евреев — здесь предложение всегда превышает спрос. М. сводится к тому, что евреи — так утверждается в негласных партийных распоряжениях — представляют основную опасность для исконно русской самобытности. Кроме того, всегда существует опасность обвинения — еще одно М.! — в забвении ленинских принципов. М. регулируют все стороны советской жизни — в том числе и те, куда не дотягиваются советские законы: поведение за границей, семейные отношения, нравы, вкусы (считается, что вредно общаться с иностранцами, предосудительно носить узкие брюки, неразумно отращивать бороду и т. д.).
О М. в Советском Союзе говорят вполголоса, многозначительно, подобострастно и с оттенком загадочности, наделяя их (часто не без амбиции) мистическим смыслом.
ПРИМЕРЫ: «Высказываемые в письмах мнения, предложения и положения находят отражение в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров 225 СССР, в выступлениях руководителей партии и правительства». («Коммунист», 1980, № 17, с. 23.) «Дураки те, кто полагает, будто... выражение: есть мнение подразумевает: «руководство решило так». Нет, мнение существует до руководства и помимо него, оно неуловимо, оно рождается как бы само собой, оно рассыпано в воздухе, оно есть!». (В. Кормер. Крот истории. 1979, с. 13.). «...Корытов намекнул, что Там есть мнение...» (А. Зиновьев. Светлое будущее. 1978, с. 224.)
Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.